Педагогический проект "Я познаю мир!"
проект (младшая группа)

Чальцева Ирина Александровна

Коллеги! Данный проект расчитан на детей 3-4 лет. Он поможет вам создать такие условия развития любознательности детей младшего дошкольного возраста, которые позволят включить их в исследовательскую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_lyuboznatelnost_3-4.docx42.55 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 8 «Колокольчик»

Педагогический проект

 «Я познаю мир»

Выполнила:

воспитатель И.А. Чальцева

г. Камень-на-Оби

2019 г.


Актуальность:

Изменение общей направленности содержания дошкольного образования ориентирует педагогов на формирование у дошкольников различных компетентностей: социальных, коммуникативных, технологических, рефлексивных, информационных и других. То есть формирование универсальных учебных действий (А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская, О.А.Карабанова, Н.Г.Салмина, С.В.Молчанов). Это обращает внимание воспитателей на необходимость обучать детей исследованию и проектированию как одних из способов решения проблем поискового характера.

Исследовательская деятельность – это один из видов деятельности, в ходе которого у детей:

  • формируются универсальные способы учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию, к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
  • значительно расширяется кругозор в различных областях науки;
  • происходит непроизвольное запоминание учебного материала и усвоение алгоритма научного исследования, что способствует формированию научного мировоззрения;
  • наилучшим образом развиваются творческие задатки.

Проблеме формирования исследовательских умений посвящены работы А.И. Савенкова, Н.А. Семеновой, О.А.Коваленко и др. Ученые выделяют их, указывают на исследовательский характер деятельности, в которой они развиваются и связывают их с развитием таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация, классификация, систематизация. Под исследовательскими умениями О.А.Коваленко понимает «способность выполнять умственные и практические действия, соответствующие научно-исследовательской деятельности и подчиняющиеся логике научного исследования на доступном детям материале, на основе знаний, умений и навыков, приобретаемых в результате изучения основ наук и опыта собственной практической деятельности».

А.И.Савенков выделяет следующие исследовательские умения, формируемые у дошкольников в процессе выполнения ими исследования:

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Важно, на наш взгляд, особое внимание уделить базовым умениям ставить вопросы и анализировать информацию. Ведь когда мы предлагаем детям объект для исследования, они сначала производят его анализ, разбирают по определенным основаниям, это дает возможность им определить уровень своего незнания, который формулируется в вопросе. Благодаря умению ставить вопросы, дошкольники на своем уровне выдвигают проблему, без которой им была бы не понятна цель исследования. Эти умения важны еще и потому, что реализуются не только на занятиях познания окружающего мира в детском саду, но и актуальны в начальном, среднем звене школы, и в дальнейшей деятельности ребенка. Рассмотрим эти умения подробнее.

Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы. Дети очень любят задавать вопросы, а если их от этого систематически не отучать, то они достигают высоких уровней в данном искусстве. Благодаря вопросам человек прокладывает мост в неизвестное. Это неизвестное может выглядеть привлекательно, а может порой и пугать. Видимо, не зря английское слово «question» (что и означает — «вопрос») происходит от слова «quest», что может означать «поиски, связанные с некоторой неопределенностью и даже риском». Уже само происхождение слова «вопрос» (по крайней мере, в английском языке) подразумевает наличие поиска в ситуации неопределенности. А поскольку неопределенность является неотъемлемой чертой современного стремительно меняющегося мира, развитие умения задавать вопросы представляется крайне актуальным.

В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет ключевую роль. Можно сказать, и это не будет преувеличением, что познание начинается с вопроса. Термины: «проблема», «вопрос», «проблемная ситуация», обозначают не тождественные, но весьма близкие, тесно связанные между собой понятия. Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы, по сравнению с вопросом, проблема имеет более широкую структуру, образно говоря, она имеет больше пустот, которые нужно заполнить.

Значение детских вопросов в образовательной деятельности переоценить невозможно. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом, побуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду.

Какие вопросы наиболее продуктивны на различных этапах исследовательского поиска ребенка? Какова иерархия уровней креативной постановки вопросов? В ряде специальных исследований содержатся ответы на эти вопросы.

Мы часто встречаемся с оценочными суждениями относительно вопросов. Тот или иной вопрос могут назвать «глупым» или, напротив, «умным», «интересным». Часто это зависит от субъектных причин, но все же есть основания и для объективной оценки. В процессе обучения детей искусству задавать вопросы также существует своя иерархическая лесенка. Мы рассмотрим ее на примере схемы израильского психолога Эрики Ландау – специалиста в области обучения одаренных детей (схема 1).

Куда дальше?

Что правильно, а что нет?

Что было бы, если бы?

Что я чувствую, что я знаю?

Почему, кто, как, что делает?

Кто, как, что, где, когда?

Вопрос, ориентированный на

будущее

Оценочный вопрос

Воображаемый вопрос

Субъективный вопрос

Каузальный вопрос

Описательный вопрос

Схема 1. Уровни креативной постановки вопросов

Часто детские вопросы начинаются со слов «почему», «отчего». Мы к этому давно привыкли и даже создали специальный термин для обозначения детей, которые их задают, - «почемучки». При этом некоторые исследователи, изучавшие характер детских вопросов, считают, что в начале изучения какого-либо предмета каузальные вопросы (например: «Почему?..»; «Отчего?..») непродуктивны.. Это вопросы пассивные, обусловленные прошлым, и они недостаточно стимулируют интерес к дальнейшим вопросам. Напомним, что кауза (causa) в переводе с латинского – «причина».

Поэтому желательно, чтобы вначале, на первых уровнях столкновения начинающего исследователя с проблемой, ставились описательные вопросы: «Кто?..»; «Как?..»; «Что?..»; «Где?..»; «Когда?..». они более связаны с настоящим и описывают ситуацию – «здесь и сейчас». Это позволяет ее осмыслить. Задавая такие вопросы, ребенок учится наблюдать, описывать, вырабатывает уверенность в понимании настоящего.

И только после того, как проблемная ситуация по возможности точно описана, мы можем выйти на следующий уровень – задавать каузальные вопросы: «Почему?»; «Отчего?». Таким образом, мы связываем вопросы: «Кто?..»; «Как?..»; «Что?..»; «Где?..»; «Когда?..». Этот, второй по счету, уровень требует понимания и установления связей (ассоциаций).

Последовательное прохождение через эти уровни позволяет научить ребенка более объективно наблюдать, описывать, устанавливать ассоциации, усваивать новые знания. Это создает базис для вопросов следующего уровня – «субъективных вопросов»: «Что я об этом знаю?»; «Что я при этом чувствую?»; «Когда я видел или переживал что-либо подобное?». Как видим, на этом этапе дети опираются на аналогии и ассоциации. Это не только помогает пониманию ими проблем, но и развивает их мышление, содействует вовлечению их в проблему.

Следующий виток спирали – «воображаемый вопрос». Он обычно звучит так: «Что было бы, если?..»; «Что случилось бы, если?..» и т.п. в собственной опытно-исследовательской практике мы неоднократно сталкивались с тем, что дети начинают с аналогичных вопросов, вопросов этого уровня. Это крайне непродуктивно в начале изучения проблемы, так как обычно не дает возможности ее изучить, а сразу уносит с фантазией «куда-то за облака».

«Оценочные вопросы» следуют сразу за воображаемыми. «Что лучше?»; «Что правильнее?». Теперь, когда мы прошли все предыдущие уровни вопросов, обязательно должна последовать оценка. Причем важно понимать, что если оценочные вопросы появятся раньше, мы будем существенно ограничены в материале для развития детского мышления.

Если формально рассматривать проблему, то оценочный уровень должен венчать всю схему, но мы уже отмечали, что завершение одной задачи для творческого человека – не окончание работы, а лишь начало новой. Мы должны готовить детей к тому, что настоящее всегда продолжается в будущем, а потому нам необходимо научить их к дальнейшим вопросам. «Что еще может интересовать тебя в этой проблеме?»; «Что еще ты можешь предложить или сделать?». Эти вопросы пробуждают любопытство, бросают вызов воображению ребенка, заставляют проверить, как далеко простираются границы его креативности.

Если человек учится и при этом не задает вопросы (имеются в виду свои, самостоятельно сформулированные), он не испытывает состояния незавершенности, которое является основой для любой познавательной деятельности. Сформулировав вопрос, мы берем на себя ответственность за то состояние познавательного «голода», причиной которого он является.

Умение ставить вопросы – сложное умение, оно состоит из нескольких действий:

  • Дифференциация вопросов среди других предложений.
  • Определение границ знания и незнания.
  • Формулировка вопросов в соответствии с определенными критериями.

Таким образом, умение ставить вопросы – это базисное исследовательское умение, своеобразный выход дошкольников на постановку проблемы.

Цель: создать такие условия развития любознательности детей младшего дошкольного возраста, которые позволят включить их в исследовательскую деятельность.

Задачи: 

  1. Формировать представления детей о физическом развитии человека.
  2. Способствовать формированию гендерных представлений.
  3. Расширять знания детей о профессиях человека, формировать раннюю профориентацию детей.
  4. Включить в образовательный процесс современные технологии.
  5. Развивать любознательность, воображение и творческие способности детей.
  6. Развивать умение работать в парах и группах, расширяя тем самым коммуникативные способности детей.
  7. Воспитывать у детей интерес к неизведанному.
  8. Приобщить родителей к образовательному процессу через совместную деятельность.

Предполагаемый результат:

  • расширение представлений детей о строении тела человека и об индивидуальных особенностях каждого;
  • опыт наблюдения за динамикой собственного роста и развития;
  • уточнение круга общения и интересов детей;
  • раскрытие творческого потенциала детей и их родителей;
  • ранняя профориентация детей;
  • расширение активного словаря и развитие связной речи.

Участники проекта: дети в возрасте 3-4 лет, воспитатели, родители воспитанников.

Вид проекта: познавательно-творческо-исследовательский, долгосрочный

Период реализации: с 1октября 2019 г. по 15 мая 2020 г.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно -эстетическое развитие», «Физическое развитие».

1 этап

Подготовительный

Создание необходимых условий для реализации проекта:

— постановка целей и задач

— создание условий для реализации проекта

— подбор познавательной, художественной литературы

— проведение бесед

— определение содержательных направлений проекта

Содержательные направления

  1.  «Мой организм»
  2. «Моя семья»
  3. «Мой детский сад»
  4. «Мои друзья»

2 этап

Основной (реализация проекта)

№ п/п

Период

Вид деятельности

Задачи

«Мой организм»

октябрь

Беседа «Я – человек» (Бондаренко, с. 361)

Уточнить знания детей о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела; учить детей видеть признаки сходства и различия между людьми и выражать их в речи; работать над обогащением словарного запаса детей. Развивать речь, внимание, правильное дыхание, моторику рук. Воспитывать внимательное, доброжелательное отношение друг к другу.

ноябрь

Составление «Паспорта роста»

Формировать интерес к собственному физическому развитию. Развивать творческие изобразительные навыки. Воспитывать аккуратность, желание изучать себя и работать сообща с родителями.

ноябрь

Изготовление журнала «Я в цвете!»

Уточнять и закреплять представления детей о цвете глаз, кожи, волос. Развивать изобразительные навыки. Воспитывать толерантное, доброжелательное отношение друг к другу.

Моя семья

декабрь

Беседа «Что такое семья?» (конспект)

Формировать представления детей о родственных связях, о понятиях «близкий и дальний родственник», «тетя/дядя», «бабушка/дедушка». Развивать любознательность, умение называть близких родственников по имени. Воспитывать у детей уважение к своим близким.

декабрь

Создать стенгазету «Как мы в семье встречаем новый год»

Формировать умение правильно выражать свои мысли и пожелания. Развивать интерес к совместному творчеству и традициям семьи и страны. Воспитывать желание помогать взрослому.

«Мой детский сад»

январь

Экскурсия по детскому саду

Формировать представления детей о профессиях людей, работающих в детском саду. Способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, коммуникативных навыков. Воспитывать желание узнавать новое, побуждать детей задавать вопросы.

январь

Обсуждение экскурсии «Что я узнал?»

Формировать связную речь, умение правильно выражать свои мысли и чувства. Развивать умение выслушивать собеседника, делиться своими наблюдениями. Воспитывать усидчивость.

февраль

Опыт «Игры по времени»

Формировать умение договариваться в небольшой группе, распределять роли и действовать в соответствии с ними. Путем опыта изучить возможность определения удобного количества времени для разных игр. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и терпение.

февраль

Создание стенда «Мне интересно узнать…»

Привлекать детей к систематическому поиску неизвестного. Воспитывать любопытство и пытливость ума.

март

Конкурс рисунков «Моя любимая игрушка в детском саду»

Формировать творческие способности детей. Развивать усидчивость и аккуратность. Воспитывать желание доводить начатое до конца.

Мои друзья

март

Творческая беседа «Что такое дружба?»

Уточнить и систематизировать представления детей о дружественных отношениях. Развивать креативное мышление и воображение («Выбери цвет дружбы»). Воспитывать положительное отношение к окружающим.

апрель

Игра-эксперимент «Что я чувствую?»

Продолжать формировать представления детей о чувствах и эмоциях. Учить выражать свое отношение к окружающему с помощью мимики и понимать ее. Воспитывать терпение и творческое воображение.

апрель

Игра-путешествие «Найди таинственный предмет»

Формировать понимание того, что в каждом предмете скрыта информация. Развивать любознательность, наблюдательность, умение изучать предмет и строить с помощью взрослого логические умозаключения. Формировать умение работать в группе. Воспитывать пытливость своего ума и усидчивость.

апрель

Выставка рисунков «Мой друг»

Формировать умение изображать фигуру человека. Развивать творческие способности детей. Воспитывать желание порадовать своих друзей и знакомых.

май

Презентация проекта «Начни с себя»

Формировать умение представлять результаты проектной деятельности. Развивать коммуникативные навыки. Воспитывать внимательное, доброжелательное отношение друг к другу.

Взаимодействие с семьями воспитанников

Работа с семьёй

Октябрь

Заполнение «Паспорта роста»

Ноябрь

Помочь определить ребенку цвет глаз, кожи, волос и заполнить журнал «Я в цвете!»

Декабрь

Изготовление альбома «Профессии моих родителей»

Презентация об альбоме

Февраль

Организация встречи с интересными людьми

Март

Папка-передвижка "Экспериментируем с ребенком дома"

Апрель

Консультация для родителей «Что хотят знать наши дети!»

3 этап

Заключительный

Презентация проекта, оформление галереи детских творческих работ за время проекта.

Список литературы:

  1. http://sbiblio.com
  2. http://www.evolkov.net/questions/Zagashev.I.Question.skill.html
  3. http://www.festival.1september.ru
  4. http://www.itlt.edu.nstu.ru/article4.php
  5. http://www.potapov1980.narod.ru
  6. http://www.psihologu.info
  7. аllbest.ru
  8. Андреева Е.Ю. Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации: теория и практика: материалы всероссийской н/пр. конференции часть 2. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005. – С.37-41.
  9. Балебанова Е.В. Проектная деятельность - эффективный способ сотрудничества педагога и воспитанников / Е. В. Балебанова // Дети, техника, творчество. — 2011. — № 2 (66). — С. 59-61. — : ил., фот. — (Исследовательская деятельность учащихся).
  10. Зубова О.А., Инновационные технологии и методы обучения // Административная работа в школе, 2006-2007.
  11. Коваленко О.А. Методы формирования исследовательских умений младших школьников // Начальная школа плюс До и После. – 2011. - №2. – С. 83-88.
  12. Нешко О.В. К вопросу о значении исследовательской деятельности в процессе подготовки учителя // Вестник педагогических инноваций, 2007. - №1. – С.32-40.
  13. Никитина Л.А. Влияние исследовательской компетентности на качество методической подготовки: монография. – Барнаул: АлтГПА, 2009.
  14. Никитина Л.А. Исследовательская направленность в организации практических занятий по изучению курса «Методика обучения русскому языку и литературе»: Учебно-методическое пособие / Л.А.Никитина. – Барнаул: БГПУ, 2007. – 164 с.
  15. Никитина Л.А. Исследовательские задания в методической подготовке учителя начальных классов // Начальная школа, 2009. - №4. – С.87-94.
  16. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении / Сост. С.Г. Щербакова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.
  17. Пископпель А.А. От традиционных ценностей к уникальным смыслам // Вопросы психологии, 2001. - №.6 – С.103-119.
  18. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2006. – 480с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический проект "Познай себя"

педагогический проект "Познай себя"...

Педагогический проект на тему "Я познаю мир".

Педагогический проект на тему: «Я познаю мир»Цель: Формирование познавательно - сенсорной активности детей раннего возраста, через активизацию дидактических игр по сенсорному развитию.Задачи:  1....

Педагогический проект по познавательному развитию младших дошкольников «Познаем, исследуем, творим» на тему: «Математика для самых маленьких»

Пояснительная запискаДанный проект является авторской разработкой по познавательному развитию в ДОУТема проекта «Математика для самых маленьких»В раннее развитие ребенка обязательно должна...

Система работы по сенсорному развитию в процессе реализации педагогического проекта «Я познаю мир»

Сенсорное  развитие способствует- развитию восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и ...

Педагогический проект «С театром растем, познаем, развиваемся!»

еатр для детей – это прежде всего постановка, которая доступна к детскому пониманию. Театр дает знания детям об окружающем мире, учит отличать добро и зло, выз...

Педагогический проект « Валеология: из цикла «Познай себя». «Я и мое тело» средняя группа

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию педагогический проект на тему« Валеология: из цикла «Познай себя». «Я и мое тело». Материал будет интересен педагогам дошколь...

Педагогический проект "Познаем играя"

laquo;Развитие сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»...