педагогический проект "Познай себя"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме

педагогический проект "Познай себя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_poznay_sebya.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 269»

         

«Познай себя»

(Педагогический проект)

                                                                            Подготовлен и реализован

                                                                            Погореловой М.Л.

                                                                             - воспитателем первой                        

                                                                            квалификационной категории.

Пермь,2012г.

«Познай себя»

Вид проекта: познавательный

Участники проекта:  Погорелова М.Л. воспитатель старшей группы № 22, Чудненко С.С.- инструктор по физической культуре, родители.

Целевая группа: дети 5 лет.

Продолжительность: октябрь

Актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. В.А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»

Проблема:

По результатам медицинского обследования детей группы сегодня наиболее часто отмечаются такие нарушения физического здоровья, как простудные заболевания, нарушение осанки, плоскостопие, заболевания ЖКТ и т.д. Порой ребенок сам, не имея элементарных навыков сохранения и укрепления здоровья, может нанести себе вред. Родители занимаются здоровьем детей, тогда когда они заболевают, или же не информируют их о возможных травмах.

Цель: Формирование у детей  осознанного отношения к своему здоровью, через привлечение родителей к оздоровлению детей.

Задачи:

     1. Формирование представлений у детей о том, как устроено тело человека

2.  Воспитание  бережного отношения к себе и своему здоровью.

  1. Совершенствование элементарных навыков сохранения и укрепления своего здоровья.

Перспективное планирование работы с детьми в рамках проекта

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1.

1.1 Тематические мини беседы в режимные моменты:

- «Что нужно делать, чтобы                была красивая осанка?»

- «Что умеют делать руки взрослых?»

- «Зачем взрослым и детям нужно заниматься физкультурой и спортом?»

1.2. Чтение художественной литературы. Сюжетно – ролевые игры.

                           (Приложение №3)

1.3. Загадки о частях тела человека.

                            (Приложение №4)

1.4. Пословицы и поговорки «Береги здоровье смолоду».

                         (Приложение №5)


Октябрь.












Октябрь.










Октябрь.


Воспитатель.












Воспитатель.










Воспитатель.

2.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми:

2.1. «Как хорошо устроено тело человека!»

                               (приложение №1)

2.2. «Как человек двигается?»

                               (приложение №2)

2.3. Аппликация «Вот и вышел человек»

2.4. Развлечение на тему: «Путешествие в страну здоровячков».

                               (приложение №6)





11 октября.





18 октября



24 октября.



26 октября.





Воспитатель.





Воспитатель.



Воспитатель.



Воспитатель и инструктор по физической культуре.

3.

Взаимодействие с родителями.

«Клуб интересных встреч»:

3.1. Встреча  родителей  с врачом педиатром.

Тема: «Где поджидает травма?»

3.2. Консультация для родителей.

Тема: «Профилактика травматизма у детей».

 


Октябрь.






 Октябрь


Воспитатель.

Родитель.








 Воспитатель.

Приложение №  1

« Как хорошо устроено тело человека!»

Цель: расширять представления детей о строении  человеческого организма.

           Развивать  интерес к телу человека.

Беседа строится на самонаблюдении и рассматривании друг друга.

     Воспитатель собирает детей, очень внимательно, чтобы дети это заметили, смотрит на них, затем говорит: « Какие вы все разные! У Яны светлые волосы, у Маши – темные, Руслан высокий, а Вова у нас самый маленький. Может быть, у вас нет ничего общего, похожего ? Посмотрите друг на друга и скажите, чем вы похожи». Выслушав ответы детей, воспитатель обобщает: «Все люди похожи друг на друга. Человека легко отличить от животного или каких - либо предметов. Родился ребенок в нашем городе или в Африке – все равно у него две руки, две ноги, одна голова. Давайте поговорим о том, почему все люди похожи. Звери ходят на четырех ногах (лапах), а человек – на двух. Наше тело устроено так, чтобы мы могли прочно держаться на ногах. Какие ноги у человека? (Длинные, крепкие.) Чем заканчивается нога?  (Ступней)

Пройдите на носочках, на пятках, на всей ступне и объясните, когда удобнее идти (дети идут по - разному вокруг ковра).

Посмотрите на свои руки. Что можно о них сказать, какие они?

( Дети выполняют различные движения)

Почему человек может делать руками самые разные движения?». После ответов детей воспитатель подчеркивает: « Руки расположены так, чтобы ими было удобно пользоваться и вверху, и внизу. Что у человека внутри тела?

Почему  мы не видим свой скелет?». Дети рассматривают таблицу « Скелет человека».

Воспитатель предлагает проверить, есть ли внутри их тела скелет. Дети ощупывают руки,

ноги, позвоночник, ребра, слегка стучат по голове, отвечают на следующие вопросы: «Объясните, почему голова у человека вверху, высоко над полом, над землей? Что есть у человека на голове? Почему человеку особенно нужно беречь  голову? Лицо у человека красивое или некрасивое? Хорошо или плохо, что у человека два глаза, два уха, а нос один и рот один?».

       После ответов воспитатель читает шутливое стихотворение  С.Маршака:

                               Одна дана нам голова,

                               А глаза два

                               И уха два.

                               И два виска, и две руки,

                               Зато один и нос, и рот,

                               А будь у нас наоборот,

                               Одна нога, одна рука,

                               Зато два рта, два языка,-

                                Мы только бы  и знали,

                                Что ели да болтали.

В обобщении воспитатель подчеркивает: у всех людей похожее строение тела, все умеют думать, говорить, делать самые разнообразные дела. Люди отличаются ростом, по цвету   кожи, глаз, волос.  Дети рассматривают иллюстрации красивого тела человека.

Приложение №  2

                                          «Как человек двигается?»  

Цель: познакомить детей с назначением и функциями костей, мышц.

           Воспитывать уважение к близким, желание оказывать им помощь.

           Развивать мелкую моторику рук.

Воспитатель собирает вокруг себя детей и говорит им: « Ребята, вы любите сказки? А какие вы знаете сказки? Давайте будем рассказывать вместе одну старую сказку.

Сказка старая, а рассказывать ее будем по- новому:

           Жили-были дед да баба. И была у них  Курочка Ряба ( выставляются силуэтные изображения персонажей). Узнали сказку? Тогда давайте в нее отправимся.

            Какое яйцо снесла в сказке Курочка Ряба? Как вы думаете, что хорошего и что плохого в золотом яйце? Настоящие яйца, конечно состоят не из золота, они содержат минеральное вещество – кальций. Из него состоят и наши кости. У  каждого человека более двухсот костей, это очень много. Они придают форму нашему телу – без них мы, наверно, походили бы на медузу или на пластилиновый шарик. Когда вы были совсем маленькими, кости у вас были мягкими и хрупкими, поэтому вы не могли не то что ходить, а даже стоять.

Физкультминутка « Шалтай-Болтай»

Воспитатель продолжает сказку дальше: « Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Плачет дед, плачет баба…Давайте поможем им,- соберем яичко( дети собирают «Колумбово яйцо»).

          Курочка Ряба говорит: « Не плач, дед, не плач, баба. Я снесу вам другое яйцо - не золотое, а простое».

          Но и простое яйцо может разбиться, если неаккуратно с ним обращаться. Иногда случается так, что во время падения человек ломает кость. Лучше, конечно, избегать таких травм, но если это произошло, не стоит волноваться: врачи сделают все, чтобы   через некоторое время кость стала такой, как прежде. Если сломана кость, на нее накладывают гипс - чтобы она несколько недель оставалась в полном покое. Сломанная рука или нога перестанет болеть почти в тот же день,  как на нее наложат гипс. Снимать гипс тоже совсем не больно.

Правда, когда гипс снимут, рука или нога еще несколько дней остаются слабыми,- ведь мышцы, которые покрывают наши кости и благодаря которым мы двигаемся, долго не действовали: отвыкли работать и стали слабыми. Благодаря мышцам мы можем выполнять различные движения: танцевать, одеваться, есть и многие другие. Мышцы могут удлиняться и укорачиваться, как резиновая лента. Когда вы, например, напрягаете мышцы руки, сгибаете ее в локте, мышцы ваши становятся короткими ( дети могут выполнить это действие). Когда вы выпрямляете руку, расслабляете ее, мышцы ваши удлиняются. Кости и мышцы нужно укреплять. Например, танцы - прекрасное физическое упражнение, укрепляющее мышцы.

 Физкультминутка (танец на выбор воспитателя)

Чтобы узнать правила, благодаря которым  наши кости и мышцы всегда будут в порядке, мы потренируем мышцы правой руки и выполним графический диктант (дети проходят за столы):

 1- клеточка вверх. 1- вправо, 1- вверх, 2- вправо,

2- вверх, 1- вправо, 2- вниз, 2- вправо, 1- вниз, 1- вправо (далее дети выполняют самостоятельно).

      Правила

- Каждый день пей  молоко,  ешь  мясо, свежие фрукты, овощи.

- Не ешь слишком много конфет и других сладостей,- от них ты можешь набрать лишний вес.

-Занимайся физкультурой, обязательно играй в подвижные игры с друзьями.

-Помогай своим родителям выполнять домашние дела,- так ты одновременно будешь делать полезное дело и укреплять свои мышцы.

Приложение № 3

Чтение художественной литературы: А.Барто «Я расту», С.Маршак «Великан», Г.Юдин «Главное чудо света».

Игры – шутки для рук и ног:

«Завяжи шнурок одной рукой»

«Застегни пуговицы на спине»

«Вырежи круг из бумаги в варежках»

«Ходьба, прыжки в мешке»

«Прыжки на одной ноге» и т. д.

Сюжетно- ролевые игры: «Больница», « Аптека»

Рассматривание иллюстраций  из книги С.А.Козловой « Я и мое тело»

Демонстрационный материал: таблица « Скелет человека», макет Скелет.

Приложение № 4

Загадки о частях тела человека:

- Куда ни пойдешь,

   Все на них взглянешь (ноги)

- Всю жизнь ходят в обгонку,

   А обогнать друг друга не могут (ноги)

- Что мягче всего на свете? (рука)

- У двух матерей по пяти сыновей,

   Одно имя всем (пальцы)

- Четыре брата, пятый  - дядя (пальцы)

- Горшочек умен, семь дырочек в нем (голова)

- Один говорит, двое глядят, двое слушают (язык, глаза, уши)

- Между двух светил, я – один (глаза, нос)

-Два соседа – непоседа: день на работе, ночь на отдыхе  (глаза)

Приложение № 5

Пословицы и поговорки « Береги здоровье смолоду»

Боль врача ищет.

Здоровому  все здорово.

Здоровье дороже денег.

Аппетит приходит во время еды.

Здоров будешь – всего добудешь.

Болен – лечись, а здоров – берегись.

Холода не бойся - по пояс мойся.

Береги нос в большой мороз.

Если бы знал, где упаду, соломки бы постелил …

Когда я ем, то глух и нем.

Вкусна рыбка, да опасна косточка.

В здоровом теле – здоровый дух.

Не доглядишь оком – заплатишь боком.

Один за всех, все за одного.

Приложение № 6

Физкультурный досуг « Путешествие в страну здоровячков»    

 Цель:  создание эмоционального настроя.

 Задачи: развивать физические качества: быстроту, силу, ловкость.

               Закреплять знания детей о полезных продуктах.

               Воспитывать доброжелательное отношение к соперникам, чувство        товарищества, выдержку.

 Ход:

Ведущий: - Здравствуйте! Все собрались! Все здоровы? Бегать и играть готовы?

                                          Ну, тогда подтянулись,

                                           Не зевай и не ленись,

                                           На разминку становись!

Чтоб разминка была задорнее давайте  потанцуем и  споем выполняя веселые движения.

 Ну-ка,  дружно все вставайте!

Разминка «Мы пойдем сначала вправо…»

                         ( Входит почтальон с телеграммой)

Почтальон: Добрый день! Я почтальон Печкин. Принес срочную телеграмму для ребят. Возьмите.

Ведущий:  Спасибо! Интересно от кого телеграмма! (читает)

Телеграмма: « Здравствуйте дети! Пишут вам жители страны здоровичков. У нас случилась беда. В нашу красивую и здоровую страну пробрался микроб, и все мы стали сильно болеть. Только такие весёлые и смелые, сильные и ловкие дети как вы могут помочь нам одолеть злого микроба.

                                                                                Жители страны здоровячков!»

Ведущий: Ребята что будем делать! Поможем жителям этой страны?

Дети: Да!

Ведущий: А помочь мы можем жителям, если будем дружны и здоровы. Становитесь, друг за другом пойдём в страну здоровячков с песней.

     (Идут под музыку по залу и делятся на две команды. Из – за занавеса выбегают 2 девочки капельки)

Капелька: Здравствуйте! Мы весёлые капельки воды,

                  Хотим, чтоб дети росли

                  Чтоб водой чистой умывались,

                   Каждый день ей закалялись.

Мы так устали практически засохли, Микроб не даёт нам пить. Ребята помогите.

Ведущий: ребята давайте напоим наши капельки!

                   -  Конкурс «Водоносы»

Ведущий: Молодцы! Сколько воды принесли.

Капельки: Спасибо! За это мы вам станцуем.

                       (капельки танцуют)

Ведущий: Ребята нам пора дальше отправляться! До свидания капельки! Будьте здоровы! (идут дальше)

Ведущий: Ой, ребятки кто это там кашляет?

Воздух (простуженный) Здравствуйте, я воздух!

                                      Чтобы воздух чистым был и свежим

                                                   Ароматом всех манил!

                                       Чтоб дышалось всем легко

                                       Чтоб было всем хорошо!

Ведущий: Что с тобой милый воздух?

Воздух: Заболел я! Мне овощи и фрукты, полезные продукты чтобы выздороветь нужны. А злой микроб их перемешал, и я не знаю какие здесь полезные!

Ведущий: Поможем нашему воздуху? Ведь если он будет свежим, то и мы будем здоровыми! Нужно быстро перебрать продукты и отобрать из них полезные. Посмотрим, какая команда будет быстрее.

                        -  Конкурс «Соберём полезные продукты»

Ведущий: Молодцы ребята! Как быстро справились с заданием!

Воздух: Спасибо за помощь, теперь я быстро поправлюсь, и буду сохранять здоровье.

Ведущий: А мы дальше пойдём (идут дальше)

Солнце (дрожит): - Здравствуйте!

                                Я – яркое солнце!

                                Свечу всем в оконце,

                                Чтоб была хорошая погода

                                Чтоб дети росли год от года.

Ведущий: Что случилось солнышко? Почему ты дрожишь?

Солнце: Микроб совсем меня заморозил. Ветры на меня наслал.

Ведущий: Отогреться тебе поможет наш общий друг под названием мячик. С ним чуточку мы поиграем, и всем сразу станет жарко. Ребята берите солнышко с собой. Команды готовы?

                          - Конкурс «Прыжки с мячом»

Ведущий: Понравилось играть? Солнышко Ты согрелось?

Солнце: Да, спасибо вам! Мне жарко стало!

Ведущий: Ой, ребята это что там лежит? Да это же витаминка! Витамины всегда помогают поддержать организм здоровым.

Солнце: Это же доктор Айболит прислал нашим жителям, чтобы они выздоровели! А микроб ее спрятал. Быстрее берите ее!

                Входит микроб.

Микроб: Это что ещё за шум!

                Я известный микроб

                Всем скажу спору стоп!

                Ну, зачем вам закаляться,

                Ну, зачем соревноваться!

                Лучше хилым быть, худым,

                Невесёлым и больным!

Ведущий: Ты зачем ребят пугаешь? Мы тебя не боимся. Мы нашли лекарство для жителей этой страны – Витаминка!

Микроб: Я сейчас отниму её!

(Дети передают друг другу витаминку, а микроб пытается забрать)

Ведущий: Не получается? Ребята спортом занимаются. Их тебе не запугать.

Микроб: Я их сейчас поймаю!

(Микроб бегает и пытается поймать детей)

Микроб: Ох, устал, я сил нет!

Ведущий: Ребята давайте потопаем ногами и прогоним злого микроба.

 (Дети топают, а микроб убегает)

Ведущий: Дети, а что нужно делать, чтоб микроб никогда к нам не пристал?

                  (ответы детей)

Ведущий: Возьми витаминку и отдай её жителям этой прекрасной страны.

Солнце: Спасибо!

Ведущий: Ребята вы молодцы. Помогли жителям страны здоровичков! Они станут снова здоровы.

Солнце: А за вашу помощь мы дарим на память вам подарки.

               (вручаются медали)

Ведущий: Спасибо! А теперь пора домой возвращаться. (Идут обратно)

Ведущий: Вот мы и в детском саду! Мы будем закаляться?

Дети: Да!

Ведущий: А спортом заниматься?

Дети: Да!

Ведущий: Будем, есть полезные продукты, витаминами богатые?

Дети: Да!

Ведущий: Молодцы!

Ожидаемые результаты

- Сформированы элементарные представления  о здоровье;

- Дети  предвидят возможные последствия своих поступков.

Трансляция проекта

- Выступление  на педсовете, по  теме « Здоровье и безопасность детей».

- Консультация для родителей « Профилактика травматизма у детей»

Цель работы с родителями - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить детей, прежде всего в семье.

Дальнейшее развитие проекта

Переход в другой проект по теме: « Знаешь ли ты себя?»

Цель: уточнить представление детей о строении тела человека, о функциях внутренних органов, о слаженной работе органов. Продолжать развивать у детей интерес к знаниям о своем организме, желание заботиться о своем здоровье, воспитывать у детей бережное отношение к главному органу.

Список литературы:

  1. А.М.Федотова «Пермский край - мой родной край», «Книжный мир», 2001.
  2. Учебно-методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений: «Здоровейка в гостях у малышей». – Пермь: Изд-во ПОНИЦАА, 2005.
  3. М.Р.Максиняева : «Занятия по ОБЖ с дошкольниками».- М.: ТЦ Сфера, 2002.

4.Андреас  Пиль:  «Мое тело»,  2000.

5.М.Г.Привес, Н.К.Лысенков:  «Анатомия человека». – Медицина, 1985.

6.Г.Юдин  «Главное чудо света» Москва , 1992.

7.С.А.Козлова « Я и мое тело»: Части тела. – М.: Школьная Пресса, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективный педагогический процесс. Мастер – класс. Тема: « Играя учимся вести себя за столом» (старшая группа) Воспитатель: Корясова О.Н.

Актуальность: Дети знакомятся с правилами этикета; учатся правилам поведения за столом, в гостях, в общественном месте. Дети учатся различать посуду по назначению: чайная. Дети знакомятся с...

НОД-старшая группа.Коллективный педагогический процесс.Мастер - класс.Знакомство с правилами этикета.Тема:"Играя учимся вести себя за столом"

Содержание образовательной деятельности.Воспитатель:А теперь прошу внимания.К нам сегодня в детский садКто-то должен появиться,Гостю будет каждый рад!Звучит песня: « Маленькая страна» - влетает Карлсо...

Педагогический проект для младших дошкольников «Дружно все в лесу живут, к себе в гости зиму ждут»

Тип проекта:  познавательно-исследовательскийВозраст детей: младший дошкольныйЦель проекта: Приобщать детей к процессу познания окружающего мира; формировать реалистические представления о ...

Статья с мини-презентацией по теме: “ От познания цвета к познанию самого себя. Педагогические традиции дошкольного воспитания в стране Восходящего солнца”.

   Дорогие родители! Сегодня мы собрались с вами поговорить о традициях и культуре, а также и о системе дошкольного образования в удивительной, самобытной стране – Японии. Почему вдру...

Статья с мини-презентацией по теме: “ От познания цвета к познанию самого себя. Педагогические традиции дошкольного воспитания в стране Восходящего солнца”.

   Дорогие родители! Сегодня мы собрались с вами поговорить о традициях и культуре, а также и о системе дошкольного образования в удивительной, самобытной стране – Японии. Почему вдру...

Статья с мини-презентацией по теме:“ От познания цвета к познанию самого себя. Педагогические традиции дошкольного воспитания в стране Восходящего солнца”.

Дорогие родители! Сегодня мы собрались с вами поговорить о традициях и культуре, а также и о системе дошкольного образования в удивительной, самобытной стране – Японии. ...

Педагогический проект Тема: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ И СВОЕМ ЗДОРОВЬЕ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Аттестационная работа на тему "Педагогическое проектирование как средство формирования представлений о сбе и своем здоровье у детей раннего возраста"...