Главные вкладки

    Педагогический проект по познавательному развитию младших дошкольников «Познаем, исследуем, творим» на тему: «Математика для самых маленьких»
    проект по математике (младшая группа) на тему

    Понедельникова Наталья Игоревна

    Пояснительная записка

    Данный проект является авторской разработкой по познавательному развитию в ДОУ

    Тема проекта «Математика для самых маленьких»

    В раннее развитие ребенка обязательно должна быть включена математика. Изучая первые математические понятия, ребенку легче продвигаться от простого к сложному. И это не единственное правило постижения математики в раннем возрасте.

    «Без математического воспитания и образования невозможно ни понять прогресс нашей эпохи, ни принять в нём участие», — говорила Мария Монтессори. И она, безусловно, права. Математика окружает нас повсюду. И математика — это не только счёт. Это логика, осознание пространства и времени, умение анализировать. Без математики нет даже поэзии и музыки. Математическое мышление природой заложено в человеке. Задача родителей — помочь ребёнку раскрыть его в полной мере.

    В целях результативности и эффективности развития элементарных математических представлений у детей особое внимание следует уделять организации в дошкольном образовательном учреждении интерактивной предметно-пространственной развивающей среды, которая позволяет вовлечь детей в различные виды деятельности, создать эмоциональную, благоприятную, эффективную обстановку для рассмотрения  и уяснения различных элементарных математических признаков, явлений, факторов и зависимостей как в совместной образовательной деятельности, так  и в активной, самостоятельной  деятельности в повседневной жизни.

    Данный проект реализуется во всех пяти образовательных направлениях, определенных ФГОС ДО.

    Маленький ребенок осваивает математику не только с помощью игр, но и сказок, стишков. Ведь именно в сказках ребенок закрепляет основные понятия, такие как один — много, большой — маленький, длинный — короткий и т. д.

    Участники проекта: дети первой младшей группы, их родители, педагоги.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл matematicheskiy_proekt1.docx57.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 24

    муниципального образования Усть-Лабинский район

    Педагогический проект по познавательному развитию младших дошкольников

    «Познаем, исследуем, творим»

    на тему:

    «Математика для самых маленьких»

    Разработал:

     воспитатель МБДОУ №24

    Понедельникова Н.И.

    г. Усть-Лабинск

    2017г.

    Содержание:

    1. Целевой раздел
    1. Пояснительная записка
    1. Цели и задачи, решаемые в рамках проекта
    1. Сроки реализации проекта
    2. Ожидаемый результат
    1. Содержательный раздел
    1. Первый этап - организационный
    2. Второй этап - практический
    3. Третий этап – результативный
    1. Полученные результаты
    2. Список используемой литературы

    Приложения

    Приложение №1 Выступление на родительском собрании  «Игра в жизни ребенка»

    Приложение №2 Консультация для родителей:  «Роль дидактической игры по математике для детей»

    Приложение №3 Беседа с родителями «Веселые занятия дома по ФЭМП»

    Приложение №4 Консультация для родителей «Что такое математика?»

    Приложение №5 Консультация для родителей «Математические игры по дороге домой»

    Приложение №6 Дидактические игры для первой младшей группы

    Приложение №7 Мастер-класс для педагогов «Изготовление дидактического материала своими руками»


    1. Целевой раздел.
    1. Пояснительная записка

    Данный проект является авторской разработкой по познавательному развитию в ДОУ

    Тема проекта «Математика для самых маленьких»

    В раннее развитие ребенка обязательно должна быть включена математика. Изучая первые математические понятия, ребенку легче продвигаться от простого к сложному. И это не единственное правило постижения математики в раннем возрасте.

    «Без математического воспитания и образования невозможно ни понять прогресс нашей эпохи, ни принять в нём участие», — говорила Мария Монтессори. И она, безусловно, права. Математика окружает нас повсюду. И математика — это не только счёт. Это логика, осознание пространства и времени, умение анализировать. Без математики нет даже поэзии и музыки. Математическое мышление природой заложено в человеке. Задача родителей — помочь ребёнку раскрыть его в полной мере.

    В целях результативности и эффективности развития элементарных математических представлений у детей особое внимание следует уделять организации в дошкольном образовательном учреждении интерактивной предметно-пространственной развивающей среды, которая позволяет вовлечь детей в различные виды деятельности, создать эмоциональную, благоприятную, эффективную обстановку для рассмотрения  и уяснения различных элементарных математических признаков, явлений, факторов и зависимостей как в совместной образовательной деятельности, так  и в активной, самостоятельной  деятельности в повседневной жизни.

    Данный проект реализуется во всех пяти образовательных направлениях, определенных ФГОС ДО.

    Маленький ребенок осваивает математику не только с помощью игр, но и сказок, стишков. Ведь именно в сказках ребенок закрепляет основные понятия, такие как один — много, большой — маленький, длинный — короткий и т. д.

    Участники проекта: дети первой младшей группы, их родители, педагоги.


    1. Цели и задачи, решаемые в рамках проекта

    Цель проекта:

    Создание благоприятных условий для формирования элементарных математических представлений у детей первой младшей группы (2-3 года), формирование базовых основ для успешного развития способностей и мышления у детей.

    Программные задачи:

    Воспитательные: 

    • Воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу.
    • Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики;

    Образовательная: 

    • Способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать.
    • Привлекать внимание родителей к сенсорно-математическому воспитанию ребенка.
    • Обогащать отношения детей и родителей в целях эмоционально- насыщенного общения
    • Обогащать активный и пассивный словарь детей;
    • Создание дружного коллектива детей и родителей.

    Развивающая:

    • развивать у детей умственные способности, такие как: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
    • Формировать способы познания путем сенсорного развития;
    • Формировать представления о понятии один, много, большой, маленький;
    • Формировать представления о понятии ни одного;
    • Формировать представления о форме предмета (круг, квадрат);
    • Формировать восприятие пространственных отношений;
    • Формировать у родителей практические умения в обучении и развитии детей в домашних условиях;
    • Развивать речевое дыхание;
    • Развивать мелкую моторику рук;

    Сроки реализации проекта:

    1 этап – организационно-подготовительный – сентябрь

    2 этап основной – октябрь

    3 этап – заключительный - ноябрь

    Ожидаемый результат.

    При успешной реализации поставленной цели и задач мы планируем получить следующие результаты:

    • Ребенок проявляет познавательную активность;
    • Ребенок имеет представление о форме, цвете, величине;
    • У ребенка сформировано стремление преодолеть трудности;

    Родители:

    • Устанавливаются дружеские связи с детьми, педагогами;
    • Узнают сильные и слабые стороны ребенка, готовы к помощи и поддержке;
    • Ощущают личную сопричастность к образованию своего ребенка;


    1. Содержательный раздел

    Первый этап – организационный.

    Вся работа выстраивалась с учетом психолого-педагогических особенностей детей младшего дошкольного возраста. Свою работу мы начали с изучения научно-методической литературы на эту тему, анализа практических и теоретических сведений о детской проектной деятельности в ДОУ согласно ФГОС. Составили перспективный план на  3 месяца , с учетом возрастных особенностей детей и с постепенным усложнением познавательных задач.

    Подбирали материал, оборудование для успешной реализации проекта, изготавливали игры, согласно планированию. Для сбора материала в групповой комнате отведено отдельное место. Дидактические и другие виды игр располагаются на нижней полке, поэтому всегда доступны для детских игр. На верхних полках располагается наглядный материал, подборки картинок, детская литература. Весь материал для педагогов: картотеки, конспекты и др. расположен внутри закрытых полок.

    Второй этап – практический.

    При планировании воспитательно-образовательного процесса мы используем следующие формы, методы и приемы:

    • сюрпризные моменты,
    • игровые образы,
    • игровые ситуации,
    • чтение художественной литературы,
    • рассматривание предметов, картин,
    • беседы,
    • развивающие дидактические и компьютерные игры.

    У детей младшего дошкольного возраста наглядно-действенное мышление, имеющее в своей основе развитую сенсорику, реализующуюся во время действия с разнообразными предметами. Так же при построении образовательного процесса необходимо знать, что ведущей деятельностью малышей является игровая деятельность. Учитывая все эти особенности, мы разработали определенную систему, по развитию математических способностей у детей младшего дошкольного возраста. Она представляет собой систему дидактических, развивающих, познавательных игр и упражнений, которые строятся, в основном, на действиях детей с разнообразными предметами. Это дает малышам возможность приобрести свой опыт освоения математических премудростей.

    Каждая игра или упражнения, которые мы используем в процессе образовательной деятельности, сами по себе имеют методические, дидактические и психологические цели. Но организуя несколько игр или упражнений в одну образовательную систему, мы объединяем их либо одним сюжетом, либо единым дидактическим материалом. Нашей целью не является освоение и отработка каких-то ни было математических понятий, а введение ребенка в специально организованную ситуацию, которая образует в его восприятии ряд живых ассоциаций, имеющих в подтексте математическое содержание.

    Работа с детьми:

    Познавательное развитие

    • Дидактическая игра «Построим матрешек в ряд»;
    • Дидактическая игра «Покажи один, покажи много»;
    • Дидактическая игра «Собираем пирамидки»;
    • Дидактическая игра «Строим башенки (дорожки, скамеечки, домики и пр.)»;
    • Дидактическая игра «Подбери правильно»;
    • Дидактическая игра «Подбери окошки»;
    • Дидактическая игра «Разноцветные бусы»;
    • «Водичка, водичка»,
    • «Щечки? Мыли. Носик? Мыли?...»,
    • «Стенка, стенка, потолок…»,
    • «Это глазки – вот, вот…»,
    • «У меня есть голова…» .

    Речевое развитие:

    • Дидактическая игра «Что за предмет»;
    • Дидактическая игра «Чудесный мешочек»;
    • Чтение сказки «Теремок»
    • Чтение сказки «Колобок»
    • Чтение сказки «Репка»
    • Чтение сказки «Маша и медведь»

    Социально-коммуникативное развитие:

    • Сюжетно-ролевая игра «Расставим машины в гараже в ряд»;
    • Сюжетно-ролевая игра «Напоим кукол чаем»;

    Физическое развитие:

    • Подвижная игра «Где спрятался мишка»;
    • Подвижная игра «Догоняем мяч»;
    • Подвижная игра «Птичка раз»;
    • Подвижная игра «Флажки»;

    Художественно-эстетическое развитие:

    • Рисование «Цветик- семицветик»
    • Лепка «Разноцветные бусы»

    Работа с родителями:

    • Беседа «Веселые занятия дома по ФЭМП»
    • Консультация для родителей «Что такое математика»
    • Консультация для родителей «Математические игры по дороге домой»
    • Консультация для родителей «Роль дидактической игры по математике для детей»
    • Консультация «Как помочь ребёнку овладеть навыками счёта»
    • Изготовление дидактических игр с родителями по математике своими руками.
    • Информация для родителей в родительский уголок «Занимательная математика»

    Работа с педагогами:

    Деловая игра «Математика для самых маленьких»

    Мастер класс «Дидактические игры своими руками»

    Дети не должны замечать, что идет обучение. Вся система образовательной деятельности должна восприниматься ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.

    Третий этап – результативный.

    На данном этапе будут подведены итоги проектной деятельности по разным направлениям:

    • в работе с детьми – проведение открытого занятия «Буратино в гостях у ребят»;
    • в работе с родителями – проведение круглого стола «Значение математики в раннем возрасте»;
    • в работе с коллегами – выступление на педсовете с отчетом о проделанной работе.
    1. Полученные результаты        

    Цели и задачи, поставленные проектом, достигнуты. Сформированы благоприятные условия для формирования элементарных математических представлений. Дети проявляют познавательную активность, сравнивают, отражают результаты в речи. Имеют представление о количестве, форме, величине, цвете.  Ориентируются в пространстве, знают части своего тела. При возникновении трудностей, с помощью взрослого, стараются преодолеть затруднительные ситуации.

    1. Используемая литература
    1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»\\ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой., М.,: Мозаика-Синтез,  2015.
    2. И.А.Помораева, В.А.Позина. формирование элементарных математических представлений, первая младшая группа, Мозаика-Синтез, 2016
    3. А.К.Бондаренко. дидактические игры в детском саду. Москва «Просвещение» 1991
    4. А.Я.Ветохина, Л.Ю.Крылова, Н.М.Сертакова, О.В.Голова..  Родительские собрания в условиях перехода к ФГОС. Волгоград: Учитель, 2014.-181с.

    Выступление на родительском собрании

    «Игра в жизни ребенка»

    Из опыта работы воспитателя

    Понедельникова Н.И.

    г. Усть-Лабинск

    2017г.


                          Родительское собрание на тему: "Игра в жизни ребенка".

    Программные задачи:

    • Дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка;
    • Заинтересовать проблемой воспитания детей;
    • Объяснить важность приобщения к игре ребенка в условиях семьи.

    Присутствующим предлагается высказать свою точку зрения, высказать свое мнение по данному вопросу, подключиться к дискуссии.

    Родителям предлагается анкета:

    1.Задумывались ли вы, почему дети любят играть?

    2.Что дает игра ребенку?

    3.Помните ли вы, в какие игры играли в детстве?( перечислите.)

    4.В какую игру недавно играли с ребенком?

    5.Если ребенок просит поиграть с ним, каковы ваши действия?

    6.В какие игры чаще играет ваш ребенок?

    7.Что вы учитываете при выборе новой игрушки, чем руководствуетесь?

    8.Рассказываете  ли вы ребенку, в какие игры играли в детстве?

    9.Если сломалась игрушка, каковы ваши действия?

    10.Где играет ваш ребенок дома? Какие условия созданы?

    11.Какие игрушки любимые у ребенка?

    12.Кто чаще играет с ребенком, мама или папа?

    Вступительное слово педагога.

    Чтобы быть хорошо развитым, ребенку нужно быть подвижным, много играть и заниматься. Значение игры в жизни ребенка велико – ведь внимание, логическое мышление, сосредоточенность, фантазия – все это развивается с помощью детских игр. Нужно помнить, что дети играют не потому что они это должны делать в их возрасте, а потому что посредством игры, они познают окружающий мир, систему ценностей, правила и нормы поведения людей в социуме.

     Игру еще называют ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Ведь она занимает почти все их время и роль игры в жизни огромна.

    Игра обучает детей не только подражать взрослым, но и помогает общаться между собой. Чтобы играть в игру нужно придерживаться определенных правил – это помогает ребятам научиться следовать каким-то правилам и в настоящей жизни.

    Значение игры порой недооценивается. Современные исследования показали, что оперирование предметами-заместителями поможет ребенку в дальнейшем усваивать различные символы, подготовит его к обучению, работе на компьютере. В игре развивается воображение. Вспомните, во что играет ребенок, какие для этого использует предметы?

    Вы, наверное, сами замечали, что в игре ребенок забывает о действительности – верит, что кукла живая, мишке больно, если его взяли за ухо. Помните, что ребенку бывает трудно выйти из игры, прервать ее, переключиться на другой вид деятельности. Эту особенность можно использовать в воспитании, предупреждая, таким образом непослушание. Например, обратитесь к ребенку, играющему в больницу: «Доктор, вашим больным нужен покой, им пора спать. », или напомните «водителю», что машины едут в гараж.

    На самом деле дети всегда отличают игру от действительности, употребляя выражения «понарошку», «как будто». Играя, ребенок входит в жизнь, знакомится с ней, размышляя об увиденным. Но есть дети, которые не играю или играют мало в силу загруженности занятиями, из-за несоблюдения режима, чрезмерного увлечения просмотром телевизионных передач.

    Если  ваш ребенок не играет, создайте дома необходимые условия :читайте ему, наблюдайте вместе с ним ,задавайте вопросы. Очень важно обучать детей способам отображения действительности. Нужно строить не отдельные действия, а последовательность. Если вы обыгрываете с ребенком сценку кормления куклы, то сначала нужно приготовить для нее еду, а затем кормить, объясняя последовательность действий. Для ребенка очень важно участие родителей в игре, их одобрение. Поощряйте инициативу, самостоятельность детей. Формирование игровых навыков можно формировать и во время прогулок, праздников, повседневных домашних дел.

    Найти немного времени для ребенка можно всегда.

    Очень много времени женщины проводят на кухне, но даже тогда можно занять ребенка.( Предложить родителям придумать варианты занятий ребенка на кухне)

    "Скорлупа от яиц ".

    Раскрошить скорлупу на мелкие кусочки, предложить детям заполнить скорлупой  контур раскраски, еще можно нанести тонкий слой пластилина, а ребенку предложить выложить картинку и т.д.

    " Соленое тесто".

    Очень  богатый выбор для фантазии, можно лепить все, что захочется.

    "Крупы".

    Взять два вида крупы, н-р, бобы и фасоль. Разложить бобы в одну миску, а  фасоль в другую. Крупы можно еще делить по цвету.

     "Макароны".

    Собрать бусы ,нанизывая на шнурок, а затем вместе с мамой или папой раскрасить их.

    Педагог задает вопрос родителям " А вы играете с ребенком во время выполнения домашних дел? Вовлекаете ли вы его в свою деятельность?" . Очень важно, чтобы ребенок чувствовал свою значимость, понимал, что его помощь необходима его папе и маме. Любая совместная деятельность родителей и ребенка очень важна.

    Ребенок всегда должен чувствовать внимание со стороны родителей, знать ,что нужен им. Старайтесь как можно больше уделять внимания своему ребенку. Даже когда просто идете мыть руки перед едой, поиграйте с ним, произнося потешку .Укладывая  ребенка спать, не забудьте  спеть   ему колыбельную.

    Рефлексия.

    Подводится итог собрания. Родители высказывают свои мнения по поводу важности прослушанной темы, обмениваются  своими впечатлениями  из жизненного опыта. 


    Консультация для родителей:

     «Роль дидактической игры по математике для детей»

    Разработал:

     воспитатель

    Понедельникова Н.И.

    г. Усть-Лабинск

    2017г.


    Консультация для родителей «Роль дидактической игры по математике для детей»

    Что же такое дидактические игры для дошкольников?

    Это интересные игры, в процессе которых малыш начинает интересоваться такими предметами, которые практически его не интересуют за пределами игровой ситуации. Кроме интеллектуальной сферы подобные дидактические игры очень тесно переплетаются с эмоциональной сферой малыша, ведь целью данной игры, помимо обретения новых знаний, является также доставление ребёнку удовольствия от игрового процесса.

    Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребёнка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу. Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой и образовательными областями. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают её выполнение.

    Дидактические задачи разнообразны. Это может быть познание (ознакомление с окружающим миром: природой, животным и растительным миром, коммуникация (развитие речи: закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений, развитием творческих способностей.

    Игры с предметами

    В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач.

    По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

    Настольно - печатные игры                                      

    Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

    Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону и др. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу.         

    Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. В младших группах картинки разрезают на 2 -4 части. При

    этом для игры в младшей группе на картинке изображается один предмет: игрушка, растение, предметы одежды и др. Для более старших на картинке изображается сюжет из знакомых сказок, художественных произведений, знакомых детям.        

    Словесные игры

    В словесных играх используются приобретенные раннее знания о новых связях и новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи. Играя в дидактические игры, вовлекаешь детей в разные виды деятельности: закрепляются полученные знания, развивается речь детей, обогащается словарь, совершенствуется грамматический строй речи, воспитываются дружеские взаимоотношения детей.

    Словесные игры можно объединить в четыре основные группы:

    1. Игры, формирующие умение выделять главные признаки предметов, например, д. /и «Отгадай-ка». Дети упражняются в описании предмета по представлению (по темам: транспорт, овощи, фрукты, профессии). В этих играх воспитывается находчивость, сообразительность, выдержка, развивается связная речь.

    2. Игры, для развития умения сравнивать, например, «Кто больше заметит небылиц». В этой игре развивается умение отличать реальное от выдуманного. Еще можно использовать игры «Похож не похож», «А если бы. »

    3. Игры, развивающие умение обобщать и классифицировать предметы. Например: «Кому что нужно», «Назови одним словом», «Назови три предмета»: развивается умение классифицировать предметы по определенному признаку, развивается мышление, речь, смекалка.

    4. Игры на внимание, сообразительность, быстроту мышления: д. и «Испорченный телефон», «Летает – не летает», «Краски», «Черное и белое не называть». В этих играх воспитывается внимание, быстрота мышления, выдержка.

    Беседа с родителями

    «Веселые занятия дома по ФЭМП»

            

    Разработал:

     воспитатель

    Понедельникова Н.И.

    г. Усть-Лабинск

    2017г.

    Беседа с родителями «Веселые занятия дома по ФЭМП»

    В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. В математике важным является не качество предметов, а их количество. Операции собственно с числами на первых порах трудны и не совсем понятны ребенку. Тем не менее, вы можете учить детей счету на конкретных предметах. Ребенок понимает, что игрушки, фрукты, предметы можно сосчитать. Известно, что выполнение мелкой домашней работы очень нравится ребенку. Поэтому вы можете обучать ребенка счету во время совместной домашней работы. Например, попросите ребенка принести вам определенное количество каких-либо нужных для дела предметов. Точно так же можно учить ребенка отличать и сравнивать предметы: попросите его принести вам большой клубок или тот поднос, который шире. Наглядность - важный принцип обучения ребенка. Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его математике значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей основам математики является наглядность. Изготавливайте математические пособия, потому что считать лучше какие-то определенные предметы, например цветные кружочки, кубики, полоски бумаги и т. п. Хорошо, если вы сделаете для занятий математикой геометрические фигуры, если у вас будут игры «Лото» и «Домино», которые также способствуют формированию элементарных навыков счета у детей. Школьный курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету. Следовательно, одной из наиболее важных задач подготовки ребенка к школьному обучению будет развитие у него интереса к математике. Приобщение ребенка к этому предмету в условиях семьи в игровой и занимательной форме поможет им в дальнейшем быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса. Позвольте предложить Вашему вниманию несколько игр, в которые Вы, вместе с ребёнком, можете поиграть дома.

    Мячи и пуговицы Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху, мяч у ног (внизу, бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой - к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия. Счет на кухне Кухня - отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан. Угадай, сколько в какой руке В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д., и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов, в какой руке. Сложи квадрат Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты одного размера - скажем, 10 х 10 см. Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным линиям на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой - уже на три. Самый сложный вариант для малыша - набор из 5-6 частей. Теперь давайте ребенку по очереди наборы деталей и предложите ему составить из них фигуру. Разнообразить задания можно до бесконечности.

    Консультация для родителей

    «Что такое математика?»

            

    Разработал:

     воспитатель

    Понедельникова Н.И.

    г. Усть-Лабинск

    2017г.

    Консультация для родителей «Что такое математика?»

    Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, который он впитывает как губка, например, научить ребенка считать до 100, до 1000 и. т. д., не овладев полным знанием в пределах 10. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему скучно?

    Основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно воспитать и привить интерес к математике.

    Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен.

    Вместе с тем принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира. Не допустить вербализма, формальности, знаний ребенка. Весь процесс обучения должен быть настроен на как можно более раннее возникновение «почему?». Это возникновение интереса к процессу, к причине, первые «открытия», горящие глаза, и желание узнать «еще и еще». Здесь закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности, формируется познавательный интерес, желание узнать что-то новое.

    Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходите вы, родители ребенка. Здесь ваша помощь неоценима, помощь родителей, которые желают внести свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребенка. Совместный поиск решения проблем, помогает организовать обучение детей и взрослых, которое не только способствует лучшему усвоению математики, но и обогащает духовный мир ребенка, устанавливает связи между старшими и младшими, необходимые им в дальнейшем для решения жизненных проблем.

    Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда малыш не очень возбужден и не занят каким либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра - дело добровольное!

    Больше играйте с детьми!


     

    Консультация для родителей «Математические игры по дороге домой»

            

    Разработал:

     воспитатель

    Понедельникова Н.И.

    г. Усть-Лабинск

    2017г.

    Консультация для родителей «Математические игры по дороге домой»

    Современные условия жизни, к сожалению, не позволяют родителям уделять достаточно времени своим детям. Конечно, было бы просто замечательно, если бы мамы и папы больше общались с детьми, чаще бы играли в совместные игры. Но что же делать, если действительно нет достаточно времени для общения с ребенком, и уж тем более для совместных игр?

    Учитывая тот момент, что общение родителей с детьми происходит большей частью по дороге в детский сад и вечером домой, мы предлагаем вам несколько вариантов математических игр, благодаря которым, дорога в детский сад превратится в познавательное, увлекательное, интересное путешествие, как для Вас, так и для вашего ребёнка.

    «Ниже - выше».

    Игра направлена на формирование у ребенка представлений о величине предметов. Например: «Покажи мне самый высокий дом, а теперь покажи дом, который ниже». Можно выбрать любые другие предметы — деревья, скамейки, кусты, заборы и т. д.

    «Цвета».

    Игра развивает логическое мышление, наблюдательность. Предложите ребёнку назвать предметы, которые он видит вокруг себя, красного цвета, затем зелёного и так далее.

    «Посчитаем вместе»

    Игра развивает логическое мышление. В непринужденной форме у ребенка формируются навыки счета. Вы можете вместе с ребенком посчитать машины, дома, деревья. Можно считать вместе, можно предложить ребенку самостоятельно посчитать, можно считать по очереди. Главное, чтобы это было весело и интересно.

    «Геометрические фигуры».

    Игра направлена на формировании у ребёнка представлений о геометрических фигурах. Предложите ребёнку назвать предметы, которые он знает, круглой формы, затем треугольной и т

    «Назови лишнее слово».

    Данная игра поможет развить у ребенка математические представления. Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». Например: 1. Мяч, кубик, солнце, обруч. (Лишнее слово – кубик, потому что он квадратной формы, а все остальные предметы круглой формы). 2. Вишня, огурец, помидор, клубника. (Лишнее слово – огурец, потому что он зелёного цвета, а все остальные – красного).

    Представленные игры способствуют не только установлению более тесных отношений между вами и вашим ребенком, но так же направлены на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, речи вашего ребенка.

    Дидактические игры для первой младшей группы

            

    Разработал:

     воспитатель

    Понедельникова Н.И.

    г. Усть-Лабинск

    2017г.


    Дидактическая игра «Собери матрешки в ряд»

    Программные задачи:

    Воспитание эмоционально-личностной отзывчивости и интереса к эстетическому восприятию искусства и народного орнамента

    Развивать интерес к действиям с русской народной игрушкой как объектом окружающего мира и формировать первичные представления о ее свойствах

    Сравнивать предметы  контрастных и  одинаковых размеров

    Научить детей  соотносить по величине три предмета и обозначать их отношения словами: «большой», «Маленький», «Средний», «Самый большой», «самый маленький»

    Ход игры:

     Воспитатель показывает матрешку: «Давайте рассмотрим матрешку. Вот у нас одна большая матрешка, открываем ее, а внутри поменьше и еще меньше. Теперь выстраиваем в ряд и у нас получились три матрешки: большая, средняя и маленькая. Перед вами лежат картинки с матрешками попробуйте тоже поставить их в ряд». Дети несколько раз играют.

    Дидактическая игра «Один – много»

    Программные задачи:

    Формировать у детей умение и навык образования множественного числа существительных.

    Ход игры:

    Воспитатель показывает детям картинку с изображением, например, кошки и говорит: «Кто это? (кошка). Кошке грустно, давайте найдем ей друзей». Ребенок ищет картинку с изображением нескольких кошек. Воспитатель спрашивает, кто нарисован на этой картинке, побуждая детей употреблять существительные множественного числа (кошки). Или: «Что это? (машина). А где еще машины?».

    Картинки подбираются в зависимости от того, существительные какой темы необходимо закрепить. Также можно делать акцент на количество игрушек, изображенных на картинке: Один – много.

    Дидактическая игра «Собираем пирамидки»

    Программные задачи:

    Формировать умение группировать по цвету, формировать простейшие приемы установления тождества. Различать и называть цвета. Умение составлять пирамидку из трех и пяти колец. Развивать внимание, мышление.

    Ход игры.

    Воспитатель предлагает детям рассмотреть «кольца» пирамидки. Какие «кольца» по размеру? Найдите самое большое «кольцо», самое маленькое. Как можно определить остальные «кольца» по размеру? (Наложением одного на другое). Собери пирамидку из трех колец. Собери пирамидку из пяти колец.

    Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

    Программные задачи:

    Учить детей определять предмет по характерным внешним признакам. Развивать речь и воображение у детей.

    Ход игры

    Смысл игры очень прост: необходимо опустив руку в мешок, нащупать предмет и назвать его, не видя, что это конкретно. Чтобы дети не путались, сначала можно класть 1 предмет, а потом, когда они научатся так играть, уже несколько.

    Дидактическая игра «Разноцветные бусы»

    Программные задачи:

    Научить ребенка чередовать предметы по цвету.

    Ход игры:

    Проводится так же, как игра «Большие и маленькие» с той лишь разницей, что на нить поочередно нанизывают белую и красную бусины. Основой для успешного чередования других цветовых сочетаний является именно белый, хорошо знакомый цвет, который часто упоминается в быту (белый снег, белые руки и т.д.).

    Дидактическая игра «Что за предмет?»

    Программные задачи:

    Учить правильно, называть предмет.

    Ход игры:

    Ребёнок достаёт из чудесного мешочка предмет, называет его.

    Дидактическая игра «Подбери колеса к машине»

    Программные задачи:

    Закреплять знания детей о цвете, размере предметов. Формировать знания детей основных цветов, сравнивать предметы по размеру. Формировать навык самостоятельно раскладывать по схеме. Развивать у детей мышление, память, развитие мелкой моторики рук. Учить чередовать геометрические фигуры по цвету. Развивать воображение и творчество детей.

    Ход игры:

    Легковая я машина,

    Жу-жу-жу, жу-жу-жу.

    Маму, папу, дочку, сына

    Целым скопом я вожу.

    А ещё в меня бывает

    Загружают двух собак,

    Или папа разъезжает

    Налегке и просто так.

    Воспитатель предлагает ребенку (детям) рассмотреть машину. Ребенок (дети) рассматривают и определяют, что у машин не хватает колёс. Воспитатель предлагает назвать цвета машин. Обратить внимание детей на цвет колёс, объяснить, что нужно подобрать колёса такого же цвета, как и машина.

    Дидактическая игра «Построим башню»

    Программные задачи:

    Учить различать детей цвета по принципу «такой- не такой», выбирать нужный цвет из целого. (красный, воспитывать самостоятельность.

    Ход игры:

    Воспитатель везет машину за веревочку в ней лежали разноцветные кубики, машина гудит би-би-би!

    Машина высыпает кубики на пол и воспитатель предлагает рассмотреть кубики.

    Покажите детям красный кубик и поставьте его на пол: «Давайте построим башню такого же цвета: Найдите такие же кубики»

    Помогайте детям прикладывать кубики к тому, что уже стоит в основании башни и сравнить их «такой, не такой», если кубик такой, поставьте его сверху. Если не такой, предложите ребенку принести другой кубик.

    В конце игры назовите цвет башни:

    «Вот какая у нас получилась красивая красная башня! Обыграть постройку предложить маленькие куклы, машины.

    Можно игру в следующий раз усложнить дать детям по одному кубику и самостоятельно в коробке найти кубики такого же цвета.

    Дидактическая игра «Подбери окошки»

    Программные задачи:

    Формировать умение устанавливать поэлементное соответствие двух групп предметов по указанному признаку (цвету)

    Ход игры:

    Воспитатель. Посмотрите на эти домики: строители забыли вставить окна первого этажа. Обратите внимание на то, что все окна разного цвета, и вам тоже надо подобрать окна такого же цвета, как на вашем домике, расположить окна одного цвета друг под другом.


    Мастер-класс для педагогов

    «Изготовление дидактического материала своими руками»

            

    Разработал:

     воспитатель

    Понедельникова Н.И.

    г. Усть-Лабинск

    2017г.


    Цель проведения:

    Использование нетрадиционных способов в изготовлении игр ; поиск новых форм работы и способов применения игровой технологии в дошкольном образовании на основе государственных образовательных стандартов.

    Ход мастер-класса

    В своей работе я уделила внимание нетрадиционному способу изготовления игрушек своими руками, используя различные виды круп, отличающихся друг от друга размером, формой, текстурой: мелкие (пшено, средние (гречка) и крупные (перловка).

    Если у Вашего ребёнка появится «Чудо – шарик», я уверена, что он будет доволен. Ведь играя такой игрушкой, у детей развивается мелкая моторика и речь; ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления; у него развивается внимание и способность сосредотачиваться. Недаром В. Сухомлинский писал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Поэтому я рекомендую «Чудо – шарик» для всестороннего развития, к тому же он просто доставит радость и удовольствие вашим деткам.

    Необходимые материалы и инструменты: воздушный шарик, мука, крупа; лейка сделана из пластиковой бутылки, или воронка; нитки, карандаш, фломастер.

    Пошаговый процесс изготовления дидактической игрушки «Чудо – шарик».

    Итак, приступаем к работе:

    1. Надуваем шарик и сдуваем, таким образом, шарик растянется и в него поместиться больше наполнителя.

    2. Вставляем горлышко лейки, или воронки в шарик и насыпаем муку, или различную крупу, чтобы мука лучше сыпалась, утрамбовываем ее с помощью обычного карандаша.

    Таким образом, делаем до самого конца, пока шарик полностью не заполнится мукой. Наполнять его нужно достаточно плотно, так чтобы совершенно не оставалось пустого места.

    3. Наполненный шарик снимаем с воронки и завязываем хвостик на крепкий узел. По желанию резинку можно отрезать ножницами.

    4. Осталось только нарисовать рожицу, и приклеить волосики. Если желаете, с помощью клея можно приклеить к шарику шарфик, бантики или сделать из ниток и новогоднего дождика волосы и привязать их к узелку игрушки. В этом деле главное - ваша фантазия.

    5. Вот что у вас получилось: такие шарики отлично принимают различные формы, которые вы им придадите.

    Вот наш «Чудо – шарик» и готов!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Познавательное развитие младших дошкольников посредством интеграции в образовательное пространство ДОУ элементов педагогической системы Монтессори.

    Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную её эффективность. Задатки к познавательной д...

    Познавательное развитие младших дошкольников посредством интеграции в образовательное пространство ДОУ элементов педагогической системы Монтессори.

    Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную её эффективность. Задатки к познавательной д...

    Проект по математическому развитию дошкольников «Познаем, исследуем, творим»

    Я работаю по технологии математической деятельности....

    Педагогический опыт работы по теме "Познавательное развитие младших дошкольников посредством экспериментирования"

    Опыт работы воспитателя по экспериментированию с детьми второй младшей группы в течение учебного года....

    Педагогический проект по сенсорному развитию младших дошкольников

    Предлагаю Вашему вниманию свой опят работы по сенсорному развитию, младших дошкольников....

    Проект по математическому развитию дошкольников "Познаем. Исследуем. Творим"

    В рамках Концепции развития  математического образования  в РФ одним из основных направлений реализации Концепции является следующее: система  учебных программ математического содержани...

    Проект по математическому развитию дошкольников «Познаем, исследуем, творим»

    Проект по математическому развитию дошкольников «Познаем, исследуем, творим» Актуальность проекта.Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребенка играет математическо...