Главные вкладки

    Проект по математическому развитию дошкольников "Познаем. Исследуем. Творим"
    проект (подготовительная группа)

    Шевченко Ольга Анатольевна

    В рамках Концепции развития  математического образования  в РФ одним из основных направлений реализации Концепции является следующее: система  учебных программ математического содержания в дошкольном образовании при участии семьи должна обеспечить условия (прежде всего предметно-пространственную и информационную среду, образовательные ситуации, средства педагогической поддержки ребенка) для освоения  воспитанниками форм деятельности, первичных  математических представлений и образов, используемых в жизни.

             Учитывая тот факт, что в процессе  поддержания  у детей –дошкольников  интереса к интеллектуальной деятельности и побуждения к решению логических задач необходимо  творчески  подходить  к организации данного процесса, использовать  разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

    УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №36

     МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН

     ПРОЕКТ

    ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ

    РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

    «Познаем, исследуем, творим»

    Тема: «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА

     ТАМАНСКОГО ПОЛУОСТРОВА»

    Номинация: «Дошкольный возраст»

            Ст. Тамань, 2016 г.

            Содержание

    1. Пояснительная записка

    - актуальность и   проблема проекта;

    - контингент участников проекта.

    2. Цель и задачи проекта.

    3. Ожидаемые результаты.

    4. Содержание проекта.

    5. Полученные результаты.

    1. Пояснительная записка.

    Актуальность и проблема  проекта.

            В рамках Концепции развития  математического образования  в РФ одним из основных направлений реализации Концепции является следующее: система  учебных программ математического содержания в дошкольном образовании при участии семьи должна обеспечить условия (прежде всего предметно-пространственную и информационную среду, образовательные ситуации, средства педагогической поддержки ребенка) для освоения  воспитанниками форм деятельности, первичных  математических представлений и образов, используемых в жизни.

            Учитывая тот факт, что в процессе  поддержания  у детей –дошкольников  интереса к интеллектуальной деятельности и побуждения к решению логических задач необходимо  творчески  подходить  к организации данного процесса, использовать  разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

            Проводя непосредственно-образовательную деятельность и педагогический мониторинг усвоения программных требований по образовательной области «Познание» в подразделе «Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем» мы заметили, что часть  детей испытывают трудности при использовании знаков, схем, условных обозначений; при решении логических  задач, неуверенно выражают последовательность  действий  в виде алгоритмов.

            Проведенный  анализ  методической литературы и образовательной деятельности нашего учреждения свидетельствует о  том, что проблема  условий и средств интеллектуального развития дошкольников остается во многом нерешенной  и выявляет ряд противоречий между высокими требованиями  современной системы образования  к развитию логического  мышления и творческих способностей детей  старшего дошкольного возраста с одной стороны и  недостаточным вниманием педагогической науки к использованию  потенциала развивающей игры  и поиску условий ее применения  в формировании элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с другой стороны. Поэтому на этот момент остается открытым вопрос о приемлемых и эффективных формах обучения детей, позволяющих  решить проблему формирования  элементов логического мышления.

            Решение данной проблемы  осуществляется в поиске новых путей, методов, форм и средств организации образовательного процесса в дошкольном учреждении, а также использовании потенциала развивающих игр и авторских  пособий в работе с детьми по математическому развитию.

     Все вышесказанное  подводит нас к мысли, что необходимо приблизить решение программных  задач по математическому развитию старших дошкольников  к реальной действительности, к тому,  что ребенка окружает почти  с момента рождения.

    И здесь, на наш взгляд, на первый план выходит необходимость использовать региональный компонент в системе математического образования дошкольников. Использование такого приема поможет, с одной стороны, сохранить познавательный интерес к малой родине, а с другой, освоить способы решения  практических задач, для которых математические знания выступают надежным инструментом.

    Традиционно региональный компонент в дошкольном образовании реализуется в той или иной степени в  видах детской деятельности познавательного и художественно-эстетического циклов. А вот использование особенностей местности при формировании элементарных математических представлений, а также элементов логического мышления  недостаточно. Современная  методическая литература для дошкольных работников не всегда может помочь в этом вопросе. Таким образом,  мы подошли к осознанию второй проблемы.

            Одним из средств, которое  поможет, по нашему мнению, найти путь решения сложившихся проблем, является математический проект с использованием регионального компонента.

    Контингент участников проекта.

            В  этапах разработки и реализации проекта принимали участие: воспитатели подготовительной группы общеразвивающей направленности, дети 7-го года жизни, родители, старший воспитатель.

             Сроки реализации проекта: 1 месяц.         

    2. Цель и задачи проекта.

                    Цель: развитие у детей старшего дошкольного возраста  интереса к математике  на основе познавательной активности и любознательности, используя средства регионального компонента.                                                           Задачи:

    1. Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических заданиях.
    2. Развивать    мыслительные операции (обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей,  понимание взаимозависимостей, способность рассуждать).
    3. Содействовать поддержанию интереса к родной станице, ее достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего, особенностям флоры и фауны.
    4. Научить детей  проявлять инициативу, самостоятельность и творчество в познавательно-исследовательской деятельности.
    5. Развивать умения включаться в коллективную деятельность (как со сверстниками,  так и со взрослыми – воспитатели, родители): обсуждать ее ход, договариваться о совместных продуктивных действиях (о выборе материала, средствах  и технике выполнения), а также представлять совместные  результаты  деятельности.

    3. Ожидаемые результаты.

              Предполагается, что в ходе реализации данного проекта:  

              - дошкольники будут отличаться широтой кругозора;

              - научаться применять полученные знания в области математики в нестандартных ситуациях, преодолевая трудности и неуверенность;

    -  ребята проявят интерес к особенностям побережья Таманского залива, а также к социальным  событиям, происходящим в данный момент на полуострове;

    - дети и их родители получат удовольствие и бесценный опыт совместной  познавательной и продуктивной деятельности;

    -  дети смогут свободно и эмоционально делиться впечатлениями в ходе и после завершения проекта;

    - воспитатели создадут условия, способствующие проявлению профессиональной и личностной самореализации.

    4. Содержание проекта.

    Этапы реализации проекта.

             Подготовительный этап (сроки – с 03.06.2016 г.  по 08.06.2016 г.):

    • постановка цели проекта, определение его актуальности;
    • выбор форм,  средств, методов и приемов реализации проекта;
    • определение контингента участников проекта;
    • анализ справочной литературы,  Интернет-ресурсов;
    • консультация со специалистами Таманского археологического музея;
    • организация развивающей среды в группе в соответствии с выбранной тематикой проекта (карты, схемы Тамани, изображения достопримечательностей станицы,  изображения представителей фауны Таманского залива; природный материал (галька с побережья);
    • предшествующая работа с родителями (введение в тему проекта).

    Основной этап (сроки – с 09.06.2016 г. по 30.06.2016 г.):

            1.Вводная беседа «Я живу в Тамани…» с целью обобщения и  уточнения  уровня знаний детей  на данный момент, имеющих отношение к теме предстоящего проекта.

            2.Обсуждение с детьми проблемной ситуации «Можно ли познавательную экскурсию к набережной Таманского залива (сквер им. М.Ю. Лермонтова)  превратить в математическую? Как это сделать? (воспитатель выслушивает все предлагаемые версии детей, и подводит к тому, что нужно начать с продумывания безопасного маршрута к выбранному месту).

            3.Рассматривание разнообразных  карт-схем Тамани, обсуждение версий.

            4.Изготовление карты-схемы безопасного маршрута от МБДОУ ДС КВ №36 до сквера им. М.Ю. Лермонтова, расположенного на побережье Таманского залива.

            5.Привлечение родителей к участию в мини-проекте «Математика вокруг нас…».  Цель: найти вокруг себя математические факты, то есть  придумать математическое задание, опираясь на реальное окружение, следуя по пути от детского сада до сквера им. М.Ю. Лермонтова. (Пояснение:65% детей проживают в микрорайоне, прилегающем к данному скверу, поэтому их ежедневный путь в ДОУ и путь домой почти совпадает с маршрутом.). Воспитатель раздает рекомендации-пояснения  родителям по вопросам участия в мини-проекте.

            6.Формирование (обсуждение, обмен впечатлениями)  картотеки математических заданий «Математика вокруг нас…» как приложение к карте-схеме маршрута.

            7.Непосредственно-образовательная деятельность в форме экскурсии в сквер «Математические тропинки»

            8.Подготовка к квест-игре «Приключения выходного дня». Воспитатель вводит  детей в ситуацию (объясняет, что детям вместе с родителями предлагается по желанию  поучаствовать в интересной мини-акции «Приключения выходного дня» на территории набережной. Для этого всем желающим семьям раздадут пакеты с заданиями, выполнив которые участники получат возможность провести выходной день интересно и незабываемо). Воспитатель также знакомит детей с примерными заданиями и настраивает их  на проявление интереса и желания поучаствовать в мероприятии.  

            9.Родители также получают памятки-разъяснения и пакеты с заданиями.

            10.Проведение  квест-игры  «Приключения выходного дня».

            11.Игровая деятельность  «Интервью у друга  на тему «Как я провел выходные…» (дети обмениваются впечатлениями от участия в мероприятии).

            12.Просмотр фото и видео материалов на тему строительства Крымского моста через Керченский пролив в формате презентации. Обсуждение с детьми данного события (у 6 детей родители работают  непосредственно на этом объекте, многие уже побывали на смотровой площадке).

            13.Конкурс дизайн-проектов «Фантастический мост от Тамани до Керчи».

            14.Защита детьми  проектов, подведение итогов конкурса.

    Заключительный  этап (сроки – с 30.06.2016 г. по 01.07.2016 г.):

    • Анализ результатов проекта.

    Полученные результаты.

    • разработан безопасный маршрут  от МБДОУ ДС КВ №36 до сквера им. М.Ю. Лермонтова;
    • создана картотека занимательных  математических игр «Математика вокруг нас…», как приложение к карте-схеме безопасного маршрута;
    • разработан план конспект экскурсии в сквер «Математические тропинки»;
    • педагогами освоена такая форма роботы с родителями, как квест-игра «Приключения выходного дня…»:
    • проведен  конкурс дизайн-проектов «Фантастический мост  от Тамани до Керчи»

    Методическое обеспечение проекта.

    Материал для картотеки математических заданий «Математика вокруг нас…»

    - Что шире – дорога или тротуар?

    - Сколько двухэтажных домов с левой (с правой) стороны?

    - С какой стороны их больше (меньше) и на сколько?

    - На каком этаже живешь ты?

    - Сколько продуктовых магазинов было на нашем маршруте?

    (магазин игрушек, магнит, гостиницы, столовая, музей, полицейский участок, магазин одежды, ветеринарная клиника, автомойка, Дом культуры, администрация)

    - Сколько этажей на самом высоком здании? (На каком здании больше всего этаже?)

    - Какой формы фундамент (основание) на многоэтажных зданиях?

    - А на строящемся здании (трапеция)?

    - Какой геометрической формы дорожные знаки?

    - Сколько знаков «Пешеходного перехода»?

    - С какой стороны можно идти по пешеходной дорожке (тротуару)?

    Занимательный материал, используемый во время экскурсии и после нее.

    1. На залив к нам прилетали: 2 баклана, 3 кефали, 6 орланов, 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей. (После ответов детей фото демонстрируются на экране)

         

       2.  Очень маму я люблю,  ей подарок смастерю.  

         Вместе с папой на заливе рапанов я поищу.

         Вот фантазию включаем…Черепашку получаем! Для поделки вам понадобится больше 5, но меньше 8 рапанов разных размеров.  Так сколько же рапанов, вам необходимо найти???

    3.  Сейчас вы отправитесь в прошлое на много веков назад. Закройте глаза…и вот, вы уже в VI веке до н.э. Не удивляйтесь, именно в это время на Таманском полуострове жили греки. Но внимание! Скоро может начаться война. Необходимо срочно укрепить свои позиции! Посмотрим, кто из вас с этим справится.  Постройка должна быть прочной, а иначе…вот, что может от нее остаться.

    (Детям предлагаются наборы гальки (по 10 штук примерно одинакового размера в каждом наборе). Ребята должны соорудить башню –  у кого получится самая высокая и устойчивая, тот выиграл.

    4. Стая по морю плывёт, звук чудесный издаёт,

    Любознательны, игривы, с плавниками, но не рыбы!

    Чтоб ответ скорей узнать, начинаем рисовать!

    Ты от точки небольшой  начинай рисунок свой.

                   Одна клетка вверх, одна клетка по диагонали вправо вверх, две клетки вверх,  4 клетки по диагонали вправо вверх, одна клетка вправо, одна клетка по диагонали вправо вверх, 3 клетки вправо, 4 клетки по диагонали вправо вверх, одна клетка вправо, одна клетка по диагонали влево вниз, 2 клетки вниз, одна клетка по диагонали вправо вниз, одна клетка вправо, одна клетка по диагонали вправо вниз, одна клетка вправо, 4 клетки по диагонали вправо вниз, одна клетка вниз, 2 клетки по диагонали вправо вниз, одна клетка вправо, 2 клетки по диагонали вправо вниз, одна клетка вниз, одна клетка влево, одна клетка по диагонали влево вверх, 2 клетки влево, одна клетка вниз, одна клетка по диагонали влево вверх, 2 клетки вверх, одна клетка влево, одна клетка по диагонали влево вверх, одна клетка влево, одна клетка по диагонали влево вверх, одна клетка влево, одна клетка по диагонали влево вверх, три клетки влево, одна клетка по диагонали влево вниз, 2 клетки влево, одна клетка по диагонали влево вниз, 5 клеток влево, одна клетка по диагонали влево вниз, одна клетка влево, одна клетка по диагонали влево вниз, одна клетка влево.

    1↑   1        2↑   4        1→   1       3→   4        1→   1        2↓   1        1→   1        1→   4       1↓   2

    1→   2        1↓   1←   1      2←  1↓   1       2↑   1←  1      1←  1        1←    1     3←   1      2←   1

    5←   1        1←    1       1←

    Материал для проведения квест-игры  «Приключения выходного дня…» (задания для пакета №3)

                                                                         Х

    Сначала дерево свалили,
    Потом нутро ему долбили,
    Потом лопатками снабдили
    И по реке гулять пустили.

    (пройдите к указанному объекту)

    ( пройдите к указанному объекту)

    Какое число надо поставить в пустую клетку?

    1

    2

    3

    4

    5

    2

    4

    6

    8

    ?

    (подойдите к указанной ступеньке и сделайте фото)

    План-конспект экскурсии в сквер им. М.Ю. Лермонтова на набережной

    «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ТРОПИНКИ»

    Цель: учить применять математические  знания в нестандартных ситуациях, формировать  мыслительные процессы (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности); совершенствовать воображение и развитие творческих способностей, конструктивные навыки.

    Подготовка к экскурсии:

    1. Предварительный просмотр маршрута экскурсии;

    2. Беседа о правилах поведения в общественном месте.

    План экскурсии.

    1. Воспитатель обращает внимание детей на название сквера -  сквер им. М.Ю.Лермонтова;  зачитывает отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Белеет парус одинокий…». В ходе беседы с детьми выясняется, что они не раз здесь бывали, но целью их пребывания в данном сквере был – отдых. В связи с чем педагог предлагает детям, открыть для них что – то новое, познакомиться с неизведанным и интересным, узнать неожиданные подробности и почувствовать себя если не первооткрывателем, то уж точно ученым – исследователем.

    2. Игра- проблема: «Как измерить ствол  дерева?» (Дети  предлагают варианты измерения толщины деревьев, находящихся в сквере,  приходят к выводу, что измерительных приспособлений (верёвки, линейки, сантиметровой ленты и т.д.) с собой не взяли. Принимают решение - измерить толщину ствола, обхватив его руками.)

    3. «Какая амфора глубже?» (Отправившись к древним раскопкам, рассуждая над измерением глубины, приходят к решению – измерить объем, погрузившись в сосуд).

    4. «Минутка отдыха». (Присев на скамейку, воспитатель предлагает решить занимательные задачки).

    Задача № 1. В корзине 3 грозди винограда. Подели их между тремя членами своей семьи так, чтобы одна гроздь винограда осталась в корзине.

    Задача № 2. Как перевезти с Таманского полуострова на Крымский полуостров лису, скворца и виноград? Но в катер можешь поместиться только ты, а с тобой только лиса, или только скворец, или только виноград. Будь внимателен! Лиса может съесть скворца, а скворец может склевать виноград.

    Задача № 3. В сквере имени М. Ю.  Лермонтова 16 скамеек. Перед праздником «Таманская лоза» 6 скамеек покрасили. Сколько скамеек стало в парке?

    5. «Назови соседа». (Дети располагаются на камнях, по заданию педагога, используя слова «слева», «справа», «позади», «впереди», «между», «за», «перед»,  называют свое местоположение)

    6. «Укрепление позиций» (Дети получают  задание  от воспитателя: «Таманский полуостров от турок защищая, воздвиг Суворов крепость на берегу залива.    А теперь попробуй ты свою крепость возведи!  20 камушков гальки на заливе разыщи. Будь внимательней, смотри, камни разные бери»    (Из 20 камней разной формы и разного размера, дети должны построить устойчивую и надежную крепость). Дети спускаются для выполнения задания на набережную).

    7.Заключительная часть. Педагог обращается к детям: «Что вы узнали нового? Чему научились? Что вызвало трудности? Что запомнилось больше всего?

    Используемая литература

    1.Федеральный государственный  образовательный стандарт дошкольного образования.  Утвержден приказом Министерства  образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155.

    2. Концепция  развития  математического образования в Российской Федерации.  Утверждена распоряжением  Правительства  РФ от 24.12.2013 г. №2506-р.

    3. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Детство. Примерная  образовательная программа дошкольного образования. - СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС 2014.

    4. Жукова Р.А. Дидактические игры как средство подготовки детей к школе. – Волгоград. 2005.

    5. Зенина Т.Н. Циклы наблюдений за объектами природы. – М.2008.

    6. Коротковских Л.Н. Планы-конспекты занятий по развитию математических  представлений у детей дошкольного возраста. – СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС 2013.

    7. Макарычева Н.В. Чему и как следует учить ребенка до школы. – М.2015.

    8. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. - СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС 2015.

    9. Михайлова З.А.  Образовательные ситуации в детском саду. -  СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС 2014.

    10. Михайлова-Свирская Л.В. метод проектов в образовательной работе детского сада. – М. «Просвещение» 2015.

    11.Платонов И. Полуостров сокровищ – Тамань. – Фотоальбом.  Тамань-Темрюк, 2004.

    12. Ситдикова Н.В. Моя Кубань. Природа, история, хозяйство, города Краснодарского края. – Ростов н/Д.: «БАРО-ПРЕСС», 2010.

    13. Сыпченко Е.А. Инновационные  педагогические технологии. Метод проектов  в ДОУ. - СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС 2013.

    14. Хлопова Т.П., Легких  Н.П., Гусарова И.Н., Фоменко С.К., Данилина Л.М. Ты, Кубань, ты наша Родина. – г. Краснодар. 2004.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект по математическому развитию дошкольников «Математическое путешествие»

    Цель проекта: Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, ориентировки ...

    Проект по математическому развитию дошкольников на тему «Познаем, исследуем, творим.»

    Проект «Познаем, исследуем, творим» предназначен для развития элементарных математических представлений у детей раннего дошкольного возраста. Он представляет собой начальное звено непрерывного процесс...

    Проект по математическому развитию дошкольников «Познаем, исследуем, творим»

    Проект по математическому развитию "Познаем, исследуем, творим"...

    Проект по математическому развитию дошкольников «Познаём, исследуем, творим»

    Проект по математическому развитию дошкольников «Познаём, исследуем, творим»...

    Проект по математическому развитию дошкольников "Познаём, исследуем, творим"

    Проект по математическому развитию дошкольников "Познаём, исследуем, творим"...

    Проект по математическому развитию дошкольников «Познаем, исследуем, творим»

    Я работаю по технологии математической деятельности....

    Проект по математическому развитию дошкольников «Познаем, исследуем, творим»

    Проект по математическому развитию дошкольников «Познаем, исследуем, творим» Актуальность проекта.Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребенка играет математическо...