Главные вкладки

    Проект по математическому развитию дошкольников на тему «Познаем, исследуем, творим.»
    проект по математике (младшая группа) на тему

    Фоменко Оксана Александровна

    Проект «Познаем, исследуем, творим» предназначен для развития элементарных математических представлений у детей раннего дошкольного возраста. Он представляет собой начальное звено непрерывного процесса по формированию элементарных математических представлений.

    В раннем возрасте ребенок пытается все сделать сам. Игры, игровые ситуации проекта дают возможность ребенку делать собственные открытия, давать правильные и неправильные варианты ответов, обсуждая которые совместно с воспитателем, они могут исправляться. Такой подход раскрепощает детей, снимает страх, делает их более уверенными и самостоятельными.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_po_matematicheskomu_razvitiyu_doshkolnikov.docx948.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект по математическому развитию дошкольников на тему: «Познаем, исследуем, творим.»

    Фоменко Оксана Александровна 
    Проект по математическому развитию дошкольников на тему: «Познаем, исследуем, творим.»

    Проект «Познаем, исследуем, творим» предназначен для развития элементарных математических представлений у детей раннего дошкольного возраста. Он представляет собой начальное звено непрерывного процесса по формированию элементарных математических представлений.

    В раннем возрасте ребенок пытается все сделать сам. Игры, игровые ситуации проекта дают возможность ребенку делать собственные открытия, давать правильные и неправильные варианты ответов, обсуждая которые совместно с воспитателем, они могут исправляться. Такой подход раскрепощает детей, снимает страх, делает их более уверенными и самостоятельными.

    Актуальность проекта.

    Актуальность данной работы заключается в том, что ведущим видом деятельности в дошкольном, а тем более в раннем возрасте является игра. Поэтому элементарные занятия по математическому развитию детей раннего возраста можно объединить в систему дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают открытия, не замечая, что идет обучение. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности, и в то же время решаются основные задачи ООП ДО и стандарта ДО.

    В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети – творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.

        Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

        Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, сознание, на волю и на поведение в целом.

        В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

        Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и всестороннего развития и воспитания; активировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

       Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическим: (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание результата, предложение решения). В ходе поиска, выдвижения, гипотез, решения дети проявляют и догадку, т. е. как бы внезапно приходят к правильному решению. Но эта внезапность, кажущаяся. На самом деле они находят путь, способ решения лишь на основании практических действий и обдумывания.

    Разнообразный элементарный математический материал можно классифицировать, выделив в нем условно группы: развлечения, математические игры, задачи, развивающие дидактические игры.

    Основная цель использования дидактического материала: научить решать логические задачи на разбиение по свойствам, ознакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером, усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления, развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения, развитие творческих способностей.

    Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, названии множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

    Все дидактические игры я разделила для себя на несколько групп:

    1. Игры с цифрами и числами.

    2. Игры путешествие во времени.

    3. Игры на ориентировке в пространстве.

    4. Игры с геометрическими фигурами.

    5. Игры на логическое мышление.

    В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.

           Кроме того, с детьми проводятся специально подобранные физические упражнения. В процессе выполнения физических упражнений улучшается кровообращение, возбуждаются участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и затормаживаются те, которые работали. В связи с этим снимается утомление мышц нервной системы и у детей возникают положительные эмоции, повышается настроение. Они с большим интересом продолжают занятия.

         Физические упражнения для физкультминуток подбираются с учетом содержания занятия, особенностей возраста и физической подготовленности детей. Упражнения выполняются сидя и стоя за столом, а также с выходом из- за стола.

        На занятиях по математике даются комбинированные упражнения, вовлекающие одновременно в работу крупные и мелкие мышцы, улучшающие кровообращение в организме и усиливающие работу дыхательной системы. Помимо общеразвивающих упражнений для рук, плечевого пояса, туловища и ног, даются прыжки, бег на месте в чередовании с ходьбой. Заканчивается физкультминутка ходьбой в медленном темпе, приводящей организм ребенка в спокойное состояние, необходимое для продолжения занятия. В дошкольных учреждениях на занятиях внедряют в свою работу пальчиковые упражнения. Пальчиковые игры и гимнастика обладают большим воспитательным потенциалом, являясь великолепным универсальным дидактическим и развивающим материалом.

    Пальчиковая гимнастика позволяет активизировать левое полушарие головного мозга (логическое, которому свой аналитический подход к решению задач по принципу индукции (от частного к общему) .

        Таким образом, опираясь на опыт выдающихся педагогов можно сделать вывод, что пальчиковые игры, упражнения имеют огромный потенциал для развития у детей способностей математических, творческих и др. Такие игры не требуют много времени, в них можно играть где угодно и когда угодно.

        Проект предназначен для занятий с детьми 2-3 лет.

    Цель проекта: развитие любознательности и познавательной мотивации у малышей; повышение интереса к математике посредством создания условий для развития математических и творческих способностей детей раннего возраста.

    Задачи проекта:

    • формировать у детей первоначальный интерес к познанию и развивать элементарные математические представления у детей.

    • систематизировать знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник).

    • формировать умение различать и называть основные цвета, группировать предметы по цветовому признаку.

    • развивать мышление и творческие способности детей раннего возраста.

    • создать для каждого ребенка ситуации успеха, что обеспечит познавательное развитие детей, сохранение и поддержку его здоровья.

    • развивать внимание и память, мыслительные операции, речь.

    • расширять и активизировать словарный запас детей.

    Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы.

    Продолжительность проекта: краткосрочный, 1 месяц.

    Пальчиковые игры.

    Счет.

    Один, два, три, четыре, пять -
    (разжимаем поочередно пальчики из кулачка)
    Вышли пальчики гулять.
    Один, два,три, четыре, пять -
    (зажимаем пальчики в кулачок)
    В домик спрятались опять!

    По грибы.

    Раз, два, три, четыре, пять,
    Мы идём грибы искать!
    Этот пальчик в лес пошёл,
    Этот пальчик гриб нашёл.
    Этот пальчик чистить стал.
    Этот пальчик жарить стал,
    Этот пальчик всё съел,
    Оттого и потолстел.
    (попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)

    Осенние листья.

    Раз, два, три, четыре, пять,
    (загибать пальцы, начиная с большого)
    Будем листья собирать.
    (сжимать и разжимать кулачки)
    Листья берёзы, листья рябины,
    (загибать пальчики, начиная с большого)
    Листья тополя, листья осины,
    Листики дуба мы соберём.  

      Улей.

    (Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному. На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками - пчелы улетели)
    Вот маленький улей, где пчелы спрятались,
    Никто их не увидит.
    Вот они показались из улья.
    Одна, две, три, четыре, пять!
    Ззззз!

    Повстречались.

     (На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.)
    Повстречались два котенка: "Мяумяу!",
    Два щенка: "Авав!",
    Два жеребенка: Игого!",
    Два тигренка: "Ррр!"
    Два быка: "Муу!".
    Смотри, какие рога.

    Пять пальцев.

     (Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках.)
    На моей руке пять пальцев,
    Пять хватальцев, пять держальцев.
    Чтоб строгать и чтоб пилить,
    Чтобы брать и чтоб дарить.
    Их не трудно сосчитать:
    Раз, два, три, четыре, пять!

    Маланья.

    (Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.)
    У Маланьи у старушки
    (Сложить руки углом, показать избушку.)
    Жили в маленькой избушке
    (Показать семь пальцев.)
    Семь сыновей,
    (Очертить брови пальцами.)
    Все без бровей,
    (Растопыренные ладони поднести к ушам.)
    Вот с такими ушами,
    (Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами.)
    Вот с такими носами
    (Очертить пальцами длинные "гусарские" усы.)
    Вот с такими усами,
    (Очертить большой круг вокруг головы.)
    Вот с такой головой,
    (Показать руками большую окладистую бороду.)
    Вот с такой бородой!
    (Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку".)
    Они не пили, не ели,
    (Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами.)
    На Маланью все глядели,
    (Дети показывают загаданные действия.)
    И все делали вот так...
     

    ПОРОСЯТА

    Две свинки                            сжать пальцы обеих рук в кулаки, большой палец поднять

    В загоне у фермера жили    сделать из пальчиков «плетень»

    И между собою                   сложить руки в замочек

    Толстушки дружили

    У каждой росло                    большой палец прижать к ладони и шевелить остальными

    по четыре ребенка               пальцами

    четыре веселых

    смешных поросёнка

    и вместе все восемь             выполнять произвольные движения руками

    любили играть

    плескаться в воде,

    кувыркаться, плясать

    а вечер настанет                   большой палец прижать к ладони, шевелить остальными

    и к маме бегут                      пальцами

    лягут в загоне                       сделать из пальчиков «плетень»

    и тихо заснут

     

    ДРУЖАТ В НАШЕЙ ГРУППЕ

    Дружат в нашей группе                  пальцы обеих рук соединяются в замок

    Девочки и мальчики

    Мы с тобой подружим                    ритмическое касание пальцев обеих рук

    Маленькие пальчики

    Раз, два, три, четыре, пять              поочередное касание пальцев на обеих руках

    начиная с мизинца

    Начинай считать опять:                  руки опустить вниз, встряхнуть кистями

    Раз, два, три, четыре, пять

    Мы закончили считать.

    ПЯТЬ ПОРОСЯТ

    Пальцы обеих рук сжаты в кулачки

    Два пухлых поросёнка                    большие пальцы обеих рук

    Купаются в пруду                            опустить вниз и вращать.

    Два ловких поросенка                     указательными пальцами обеих рук

    Играют в чехарду                             поочередно стучать палец о палец.

    Два сильных и высоких                  два средних пальца слегка поднимать и опускать

    Играют в баскетбол                         («подбрасывать мяч»).

    Два самых быстроногих                  шевелить безымянными пальцами

    Бегут гонять в футбол.

    Два маленьких, веселых                 мизинцы «скачут» вместе или

    Танцуют и поют                              по очереди.

    Потом все поросята                         пальцы шагают по очереди по коленям

    Обедать в дом идут.

    Два пухлых поросенка                    большие пальцы обеих рук

    Готовят винегрет                             опустить вниз и вращать.

    Два ловких и умелых                      выполнить «моталочку»

    Готовят всем омлет                         указательными пальцами.

    Два сильных и высоких                  водить по столу вперед-назад

    В столовой моют пол                      кончиками средних пальцев.

    Два аккуратных ставят                    подушечками безымянных пальцев нажимать

    Еду на чистый стол                         в нескольких местах по коленям или столу.

    Два маленьких, веселых                 мизинчики «скачут»

    Всем песенки поют                         вместе или по очереди.

    И снова поросята                             все пальцы бегут по коленям или по столу.

    Гурьбой гулять бегут!

    Кружок.

     Постарайся – ка, дружок сложить пальчики в КРУЖОК! РАЗ – КРУЖОК, ДВА – КРУЖОК, теперь ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ – начинаем всё опять (соединить подушечками большой палец с указательным, затем со средним, безымянным и с мизинцем).

    Две лягушки.

    ДВЕ ЗЕЛЁНЫЕ лягушки скачут к пруду по опушке (сжать руки в кулачки, положив на стол пальцами вниз, резко выпрямить пальцы «прыжок», затем снова сжать в кулачок).

    Красные цветы.

    Наши КРАСНЫЕ цветки распускают лепестки (прикладывают округлые ладони друг к другу «бутон» и медленно разводят пальцы).Ветерок чуть дышит, лепестки колышет (медленно перебирают пальчиками). Наши красные цветки закрывают лепестки (медленно соединяют пальцы). Головкой качают, тихо засыпают (покачивают «бутон» вправо – влево).

    Физкультминутки, разминки:

    Двигательная активность является важнейшим компонентом как физического, так и психологического развития детей раннего и дошкольного возраста. Динамические паузы, подвижные игры можно и нужно использовать с детьми раннего возраста, включая их в разные режимные моменты. В игровой форме дети осваивают и закрепляют понятия величины, формы и цвета предметов, овладевают общими движениями. Все упражнения для детей раннего возраста проводятся по подражанию. И динамические паузы, и подвижные игры являются источником положительных эмоций для детей – дошкольников.

    1. Растянули КРУГ, и стал он похожий на ОВАЛ (руки сомкнуты перед грудью, образуя круг, пальчики сжаты в кулачок; разводим руки в стороны и возвращаем на место). ТРЕУГОЛЬНИК загрустил: «Кто бы мне угол подарил?» (пожимаем плечами). Улыбается КВАДРАТ, он всегда всему был рад (ноги широко расставлены, дети движениями рук «растягивают» улыбку). «Это я, ПРЯМОУГОЛЬНИК, ваш слуга и ваш поклонник!» (наклоны вперёд – в стороны). Кто еще не знает? Это РОМБИК убегает (дети разбегаются).

    2. Мы, матрешки — вот такие крошки. Посмотрите вот у нас ЗЕЛЕНЫЕ сапожки (наклоны вперёд, дотягиваясь до носочков). Мы, матрешки — вот такие крошки. Посмотрите вот у нас РОЗОВЫЕ щечки (показываем руками щёчки). Мы, матрешки — вот такие крошки. Посмотрите вот у нас СИНИЕ платочки (повороты головы вправо – влево).

    3. В парке на полянке танцевали обезьянки,

    Много обезьянок прыгали, играли,

    Одна обезьянка потерялась на полянке.

    4. Ветер тихо клен качает, влево, вправо наклоняет:

    Раз – поклон и два – поклон, зашумел листвой клен.

    Итоги проекта:

           Используя различные дидактические игры, физкультминутки, пальчиковые игры, самомассаж в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал по математике, правильно выполняют сложные задания. Применение игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

    В процессе реализации проекта нам удалось добиться устойчивых результатов. У детей повысился познавательный интерес, внимание, желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое практически у всех детей. Кроме того, дети научились общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в игровую и в общественно-полезную деятельность. Большинство детей самостоятельно анализируют, сравнивают и обобщают, выбирают заданные фигуры, находят лишние, называют квадрат, круг, определяют цвет предметов. Кроме того, в группе царит атмосфера доброжелательности, постоянно создается для каждого ребенка ситуация успеха и таким образом сохраняется и поддерживается здоровье детей.

    Учение должно быть радостным!

    Список литературы:

    1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : Мозаика-Синтез, 2014.

    2. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений в группе раннего возраста. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.

    3. Колесникова Е. В. Математика для детей 2-3 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2011.

    4. Всероссийский сетевой журнал «Дошкольник. рф» №11 (72) декабрь 2015.

    5. Коршунова И. Г. «Занимательная геометрия». Статья с сайта maam.ru

    ПРИЛОЖЕНИЕ


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект по математическому развитию дошкольников «Математическое путешествие»

    Цель проекта: Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, ориентировки ...

    Проект по математическому развитию дошкольников «Познаём, исследуем, творим»

    Проект по математическому развитию дошкольников «Познаём, исследуем, творим»...

    Проект по математическому развитию дошкольников "Познаём, исследуем, творим"

    Проект по математическому развитию дошкольников "Познаём, исследуем, творим"...

    Проект по математическому развитию дошкольников «Познаем, исследуем, творим»

    Я работаю по технологии математической деятельности....

    Проект по математическому развитию дошкольников "Познаем. Исследуем. Творим"

    В рамках Концепции развития  математического образования  в РФ одним из основных направлений реализации Концепции является следующее: система  учебных программ математического содержани...

    Проект по математическому развитию дошкольников «Познаем, исследуем, творим»

    Проект по математическому развитию дошкольников «Познаем, исследуем, творим» Актуальность проекта.Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребенка играет математическо...

    Проект по математическому развитию дошкольников «Познаём, исследуем, творим»

    Этот  проект в наше время поможет педагогам решить  следующие задачи в работе с детьми:-активизировать мыслительную деятельность детей в играх по математике;развивать логическое мышление с и...