Консультация для родителей "Поучительные сказки в стихах"
консультация (младшая группа)

Сошникова Альбина Викторовна

Консультация для родителей на тему: "Поучительные сказки в стихах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_po_skazkam.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №23 «АЛЁНУШКА»

Консультация

для родителей

На тему: «Поучительные сказки в стихах»

Составила и провела

Воспитатель:

Сошникова В.А.

12.11. 2018 год

Поучительные сказки в стихах

Сказка входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребёнка.

Сказка, её композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определённые по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – всё это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребёнка.

Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Сказочное повествование вневременно: ты никогда не поймёшь, где и когда происходит его действие, значит – сказка вечна. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути.

Народные сказки воспитывают ребёнка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребёнка неоценима. Строятся эти сказки по определённому ритму, тому самому, который организовывал жизнь людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок.

Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Недаром такие ценители русского слова, как А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, В.А.Жуковский, верили в преображающую силу сказок. А русские мыслители – И.А.Ильин и Е.Н.Трубецкой – видели в сказке отражение души русского народа.

  Сказка, восприятие сказки неразрывно связана с музыкой. Музыка обладает эмоциональным воздействием огромной силы на образное восприятие ребенка. Сначала это русский фольклор, близкий и доступный детскому пониманию, потом детская классика, а затем камерное, инструментальное и симфоническое творчество крупнейших русских композиторов.

Классическая музыка сама по себе уже оказывает гармонизующее воздействие на психическое состояние и развитие детей. А в сочетании со сказкой это воздействие усиливается: музыка обогащает художественное произведение, одухотворяет его, придает особую глубину его образам, а литературное произведение помогает ребенку понять музыкальный язык, облегчает его знакомство  с новым миром музыкальных образов, с новыми формами  и жанрами музыкальной классики.

К сожалению, в наше время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно- поучительного в чисто развлекательное. Русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Мультфильмы же, особенно диснеевские, предлагают свою трактовку, навязывают определенные образы, которые лишают детей глубокого и творческого восприятия сказки.

Поэтому особенно важно знакомить ребенка со сказкой, вводить в мир сказки совместно с родителями. Ведь что такое сказка? Это что-то очень личное, духовное интимное, душевное, близкое.

Хочется чуть-чуть подробнее остановиться на сказках, которые рассказывают перед сном. Напевный, неторопливый строй русских сказок лучше всего подходит, чтобы увлечь, заворожить, успокоить ребёнка.

             Рассказывать сказки, петь колыбельные нужно обязательно самому. Для ребёнка важен личный контакт, живой голос. Учёными доказано, что люди общаются не только словами. Огромную часть информации несут интонации, тембр голоса, жесты мимика, а также образы, возникающие у нас в воображении при рассказе.

             Самый широко известный пример такого “невербального” общения – это общение матери с ещё не родившимся малышом. Но эта связь никуда не девается и после рождения. Постепенно в неё включаются и другие члены семьи. Ребёнок при общении “считывает” часть информации непосредственно из головы взрослого, т.е. обучаясь соотносить вербальную информацию – слова, звуки, речь с образами и картинами, возникающими в воображении рассказчика. Постепенно ребёнок учится строить свои собственные образы – у него развивается воображение, образное мышление. А ещё такие сказочные образы отвлекают ребёнка от внешнего мира, помогая ему легче перейти в мир снов, становящихся продолжением рассказанной сказки.

            Именно поэтому многие книги по воспитанию говорят, что нельзя во время чтения или рассказывания думать о недоваренном супе, размышлять о любимом сериале или новых сапогах. Такое несоответствие слов и образов вредно для ребёнка.

            Итак, настало время сказки. Лучше, если вы её знаете наизусть. Можно выучить одну сказку и сделать её вечерней. Просто не рассказывайте её в другое время. Книжка, особенно с картинками, может отвлекать ребёнка.

При рассказывании вечерней сказки, не нужно говорить голосами героев, не стоит сильно выделять эмоции. Ровное, спокойное повествование, гласные звуки произносятся протяжно, почти как при пении. Если сказка закончилась, можно без перерыва начать рассказывать сначала или с любого удобного места, или начать петь колыбельную.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Грамматика в стихах и сказках»

Консультация предназначена для родителей дошкольников. Словесные игры, сказки, упражнения помогут приобрести не только умения, но и устойчивые навыки произвольного использования существительных, прила...

КОЗА ДЕРЕЗА (СКАЗКА В СТИХАХ — ИМПРОВИЗАЦИЯ НА ТЕМУ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «КОЗА-ДЕРЕЗА»).

Коза Дереза(СКАЗКА В СТИХАХ — ИМПРОВИЗАЦИЯ НА ТЕМУ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «КОЗА-ДЕРЕЗА»)....

Консультация для родителей: «Читаем летом стихи и сказки детям»

Рассказывание сказок известно еще с древних времен. Их любили и дети, и взрослые. В одних сказках присутствуют чудеса и волшебство, в других главные герои - животные, а в-третьих – истории из реальной...

Консультация «Сказки, рассказы, стихи в развитии речи ребенка 2-3 лет»

Песенки и потешки с самого рождения являются неотъемлемой частью жизни крохи. Мы укладываем малыша спать, и напеваем что-то, скорее всего то, что нам самим пела в детстве мама. Собираемся идти на прог...

Консультация для родителей "Сказки, рассказы, стихи в жизни крохи 2-3 лет"

Деток в возрасте 2-3 лет особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении малыши начинают запоминать текст, усваивают смысл...