Инновационный опыт по нравственно - патриотическому воспитанию «Дом, в котором я живу»
проект (старшая группа)

Синицына Любовь Николаевна

«Любовь к родному краю, родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре».

Д.С. Лихачев 

Введение.

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё нужно начинать формировать с детского возраста. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству Невозможно воспитать в подрастающем поколении полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике, к своей семье, должны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

Актуальна ли тема «Нравственно – патриотического воспитания в детском саду»?  Да, безусловно, ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность. Сегодня среди наиболее острых вопросов патриотического воспитания стоит вопрос формирования у дошкольника ценностного отношения к родине и формирование активно-гражданской позиции.

 Об актуальности патриотического воспитания в современных условиях говорится в президентской программе «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2011-2015 год». В ней сказано, что патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота. Главной целью формирования патриотических качеств дошкольников является закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Актуальность  выбранной  темы определена следующими проблемами:

1.В настоящее время стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.

2.Преобразования в стране, в истории Росси, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовных сферах общества и сознании граждан.

3.Снизился воспитательный процесс  Российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов патриотизма. Ушли некоторые праздники, появились новые; информация об армии и событиях стала более открытой; в молодёжной среде все чаще встречаются факты, которые связаны с национальными противостояниями,  падение интереса и уважения к прошлому России.                                                                                                  Поэтому, как показывает опыт, так актуальна проблема нравственно - патриотического воспитания. Современная семья серьёзно озабочена образованием и развитием детей, формированием их здоровья. Сформированность  нравственных ценностей является важнейшим показателем личности самостоятельной и ответственной, способной создавать представление о будущем. Дети интуитивно отличают добро от зла, ценят правду и честность. А достаточно ли мы поддерживаем, уделяем внимание их поступкам, помогаем разбираться в проблемах, которые требуют решения.  Актуальность опыта состоит в том, подрастающее поколение, страдают дефицитом знаний о прошлом своих предков, о родном городе, стране, особенностях русских и мордовских традиций. Равнодушно относятся ко всему окружающему, к своим близким, друзьям. Так как именно в этом возрасте они более восприимчивы и любознательны, то и этот период является благоприятным эмоциональным воздействием на ребёнка, потому что его образы ярки и сильны. И в памяти остаются надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Задачи нравственно – патриотического воспитания должны быть включены в программы образовательных учреждений.        

      Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны. Я считаю наследуя нравственно- эстетические ценности родной культуры в дошкольном возрасте это верный способ патриотического воспитания. Воспитания чувства любви к Отечеству. Моя задача  отобрать впечатления, доступные детям: семья, труд людей, традиции. Яркие образные эпизоды привлекают внимание детей и вызывают интерес. Поэтому, начиная работу по патриотическому воспитанию, решила показать и рассказать детям,  какие выделять яркие особенности. Больше всего мне хочется развивать в детях чувство гордости за свою семью, близких, за свою Родину, вызвать в них восхищение и чувство ответственности.

В этой связи особую значимость приобретает знакомство дошкольников с жизнью страны, историческими деятелями, её героями, известными людьми, полководцами.

Видя актуальность своего исследования, я думаю, предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные на тематических утренниках  и в досуговых мероприятиях знания позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа.

  1. Основная цель моего проекта является воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование духовности, нравственно - патриотических чувств, у детей дошкольного возраста.     Воспитывать привязанность у ребёнка через любовь и заботливое отношение к членам своей семьи, к своему дому, детскому саду, улице, городу, Родине;
  2. Формировать бережного отношения ко всему окружающему;
  3. Развивать интерес к культуре русского и мордовского народа через знакомство традициями, праздниками, народным творчеством;
  4. Прививать чувство гордости, уважения  к  России, Мордовии
  5. Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России с малой Родиной Мордовией. (герб, флаг, гимн).
  6. Воспитывать гордость за  россиян, достигших успехов в разных областях деятельности: сельском хозяйстве, науке, спорте, культуре, образовании.

   Работая по данной теме, для того, чтобы улучшить качество знаний детей по данной теме, я составила перспективный план с учётом возрастных особенностей детей. В данный момент, работая в старшей группе, провожу различные беседы по патриотическому воспитанию, включая презентации, чтобы занятия были  более доступны и содержательны. Презентация развивает зрительную память, видя своими глазами,  дети могут более выразительно, подробно и полно описать свой рассказ, действие картины. ИКТ не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, но успешно их дополняют. Экскурсии по городу прививает в детях  увидеть красоту города, узнать о его культурном прошлом, о наших памятниках, все эти ценности дети должны знать и помнить. Именно при знакомстве с традициями и обычаями народной культуры необходимо помнить, что старое и новое находится во взаимосвязи и взаимопонимании. И чтобы, воспитать культурное отношение подрастающего поколения к прошлому, должны стремиться к примирению настоящего с прошлым. Проводится совместная продуктивная деятельность воспитателя с детьми: рисование «Мой город», «Моя семья», выставка творческих работ детей;  совместного творчества детей и родителей. Традиционным в моей  работе является проведений акции родителей с детьми. Также в группе ведётся метод проектирования, который реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. Провожу Квест-игры, главное преимущество в том, такая форма игры не навязывается ребёнку, а проводится  в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью таких игр можно достичь поставленных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, закрепить имеющиеся знания, умения детей. А в процессе  интерактивного обучения практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, участвуют в режиме беседы, диалога. Дети свободно и эмоционально общаются между собой, каждый индивидуально высказывает своё мнение, при этом забывая о скованности, неуверенности. Также в группе ведётся метод проектирования, который реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. Составили проект на тему  «Хлеб – всему голова» - дети получили  знания о хлебе, хлебобулочных изделиях (о выращивании хлеба от зерна до колоска); познакомились мы с профессиями людей, выращивающих хлеб.

Содержание моего опыта предоставлено по 3 частям:                                                1часть – «Моя семья». Важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Связь со своей семьёй вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к прошлому. Эта работа требует большого терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, не считают  важными.                                                      2 часть – Родной город». Показать ребёнку, что родной город Рузаевка славен своей историей, традициями, достопримечательностями. Внимание детей старшего дошкольного возраста нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах и рассказать и рассказать об их назначении. Необходимо объяснить, что их город – частица Родины                                              3часть – «Родная сторона» Познакомить детей со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гимном государства России и Мордовии. Гуманное отношение к людям разных национальностей создаётся у ребёнка под влиянием родителей и педагога, которые находятся рядом с ним, особенно актуальна в наши дни. Важно в детском саду направить интерес ребёнка к людям других национальностей. Рассказать, где живёт данный народ, чем занимается.                            И создание в группе предметно-развивающей среды, способствующей этому вос­питание. Планирование мероприятий в режиме дня включает в себя: беседы, которые планирую заранее проводить в утренние и вечерние часы; дидактические игры, также в индивидуальной форме; игры – путешествия, экскурсии проводятся во время занятий. Досуговые мероприятия (спортивные игры , интеллектуальные, развлечения, сюжетно – роловые игры. Основным ориентиром в патриотическом воспитании детей проектно - поисковая деятельность родителей с детьми, творческо – продуктивная деятельность, художественно – литературное творчество, общение, средства эстетического воспитания.                                                                                                                          

    Вся моя работа по реализации проекта строится на принципах:

Принцип учета индивидуальных особенностей;                                                       

 Принцип коллективизма;                                                                                         

     Принцип сотрудничества;                                                                                                 

Принцип уважительного отношения к личности ребенка;

Новизна                                                                                                               

 Гражданско-патриотическое воспитание осуществляется посредством бесед, в ходе которых детям прививается чувство патриотизма, любви к родному городу, родной стране. Главной задачей является сохранение национальных традиций, развитие детей средствами русской народной культуры, - русские, мордовские игры, а также дидактические игры. В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу. Проектная деятельность, мотивирует детей искать ответы на поставленные вопросы в ходе исследования. Новизна моего опыта выявлять особенности патриотического воспитания детей в условия ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС, события последнего времени в нашей мировой политике. Проводя занятия, я опираюсь на полученные знания, представления детей, которые получают   на других занятиях в процессе прогулок, на выставках и экскурсиях. Перед занятием в режимные моменты повторяю и уточняю имеющиеся у ребят представления. Для занятий подбираю интересный и доступный для этого возраста материал. Знакомлю детей с устным народным творчеством, фольклором (сказки, загадки, былины). Сравниваем образы героев из сказок и былин прошлого века и настоящих, чтоб дети могли понять связь времён, добро и зло.

 Гипотеза.

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизы­вать все виды деятельности дошколь­ника, осуществляться в повседневной жизни, в образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Наличие таких  видов деятельностей является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся не­полными.

Только при комплексной работе в образовательной деятельности и в повседневной жизни нравственно – патриотическое воспитание способствует формированию культурной личности ребенка дошкольного возраста.

Этапы реализации проекта                                                                                 

Проект по содержанию – творческий, по продолжительности - долгосрочный

Разработаны 3 этапа реализации проекта:

1-й этап: подготовительный.

2-й этап: практический (реализация намеченных планов).

3-й этап: заключительный (подведение итогов).

Срок реализации проекта

1 год обучения  - средняя группа (4-5 лет)

 2 год обучения  - старшая группа (5-6 лет);

 3 год обучения - подготовительная к школе группа (6-7 лет).

Участники проекта

-Дети;

- педагоги;

- родители;
 Параллельно вела работу с родителями, так как, патриотическое воспитание должно осуществляться в тесном взаимодействии с родителями

считаю, что совместная деятельность родителей и детей благотворно влияет на полноценное развитие ребенка. Использую различные формы сотрудничества с родителями воспитанников:

- родительские собрания;                                                                                                           

  - беседы за круглым столом;                                                                                                                       

- наглядная информация в раздевалке;                                                                                      

 - участие родителей в экскурсиях, в конкурсах поделок; на возложении цветов и т. д.

 

Моя работа по патриотическому воспитанию проходит в тесном контакте с семьей. Родители  являются не только помощниками, но участниками формирования детской личности.

Использую различные формы сотрудничества с родителями воспитанников:

- родительские собрания

- мастер - класс

- выставки совместного творчества

- беседы с родителями

- круглый стол

- анкетирование- экскурсии совместно с родителями на возложении цветов и т. д.

- консультация для родителей

- оформление уголка для родителей по данной теме

- пополнение уголка нравственно - патриотического воспитания в группе

   Родители  принимают  участвуют в оформлении фотовыставок о родном крае, в конкурсах рисунков, поделок по данному направлению. Участвовали совместно с детьми в детском конкурсе  к 75 - летию Победы патриотического рисунка «Мир моего дома». Участвовали в оформлении проекта «Семейное древо» и «Герб моей семьи». Проводила с родителями анкетирование «Что означает термин «патриотическое воспитание»?

Воспитывая у детей любовь и привязанность к своей семье, родному дому, собрали совместно с родителями и детьми фотоматериал к альбому «Моя семья». К празднику 23 февраля проводили совместные праздники с папами и  дедушками воспитанников: «Отважные защитники» с использованием презентации, «Школа молодого бойца», Спортивное мероприятие мама – солнышко мое». Также  дети принимают участие  в мероприятиях «Масленица», «Удивительная Пасха» готовили рисунки и поделки.  Чтоб закрепить и обобщить знания детей об их гражданских правах  и обязанностях  с участием органов полиции проводила развлечение на тему "Я тоже имею право". Также регулярно проводятся тематические мероприятия.         

       Родители переосмыслили проблему патриотического воспитания в семье подрастающего поколения. Ведь  молодых семьях, в наше время, вопросы воспитания патриотизма, не считаются важными, иногда вызывают недоумение. Но в результате совместной работы родителей с детьми,  они изменили своё отношение к национальным и общечеловеческим ценностям. Появился у них интерес к своей генеалогии, к традициям своих предков, обычаях русского и мордовского, чувашского, татарского народа, так как есть воспитанники этих национальностей

     Но  ведущим видом деятельности нравственно - патриотического воспитания стоит сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует действия, способы поведения, взаимоотношения взрослых. На первом плане отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе    

       Поэтому, работая над темой нравственно – патриотическое воспитание, стараюсь показать и рассказать детям,  какие выделять  яркие особенности данной темы. Больше всего мне хочется развивать в детях чувство гордости за свою семью, близких, за свою Родину, вызвать в них восхищение и чувство.                                  

Планирование работы по нравственно – патриотическому воспитанию

 

Тема

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

 

Моя семья

 

Воспитывать любовь и уважение к своим                 родителям, близким.

Формировать представления о семье; воспитывать любовь к своей семье. Формировать представление о родословной своей семьи (нарисовать рисунки «Моя семья», совместно с родителями составит                                     

Расширять представления о семье, учить ориентироваться в родословных связях,

пополнять знания детей о родных им людях, прививать любовь к ним

(нарисовать Семейное древо», «Герб моей семьи».

 

 

Мой  дом

Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.            Учить ориентироваться в детском саду

Знакомство с сотрудниками детского дома, развивать умение детей рассказывать о жизни и событиях в детском саду.

Познакомить с адресом детского дома, учить находить детский дом на плане (схеме). Закреплять навыки ориентировки в помещении детского дома и на участке. Научить пользоваться планом детского дома

 

Мой город

Познакомить детей  с  названием города, вызвать интерес к своему городу

 

Воспитывать любовь к своей малой Родине, родной природе. Расширять представления об обитателях

 нашего края.

Познакомить с городом        Рузаевка, в котором живем,                     с его особенностями и достопримечательностями

 

 

 

Мой родной край

Познакомить с растительным                     и животным миром наших лесов, прививать бережное и заботливое отношение к природе.

Воспитывать любовь к своему родному краю, родной природе.

Расширять представления                         об обитателях нашего края.

Расширять представления                                о растительном и животном мире, птицах, богатствах    родного мордовского края, занятиях людей

 

 

 

Родная страна

Познакомить с народно-прикладным искусством, вызвать интерес, чувство восхищения талантам                         русского и мордовского                   народа

Познакомить детей с понятиями   Родина, Отечество.

Знакомство с символикой России, Мордовии.

Воспитывать любовь к своему Отечеству.

Воспитывать у детей любовь к своей Родине, народному творчеству; закреплять знания детей о русском фольклоре; расширять знания о Москве,                  о Рузаевке, о Саранске. Расширять представления о символике России, Мордовии, государственных праздниках.

 

Наша

Армия

День победы

Воспитывать уважение к старшему поколению.

 

Расширять представления детей о защитниках Отечества; воспитывать уважение к защитникам Родины. Формировать представления о почетной обязанности защищать Родину.

Формировать у детей патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа.  Формировать представления о героизме. Воспитывать любовь и

уважение к защитникам

 Родины.

 

 

Космос

Познакомить с понятием  космос, о первооткрывателях космоса (собак Белки и Стрелки)

Вызвать интерес к космическому пространству, расширять представления о профессии космонавта. Познакомить детей с космонавтами нашей страны

Углублять и расширять представления детей о

профессии космонавта, воспитывать уважение к этой профессии.

Продолжать знакомить  детей с космонавтами нашей страны

 

 

 

 

 

Виды деятельности

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Спортивное

развитие

Спартакиада "Мы сильные, смелые, ловкие"

Изобразительная деятельность

Выставка детских изобразительных работ "Наши Защитники Отечества", «Семейное древо», «Герб моей семьи»

Игровая деятельность

"Наша армия" — разрезные картинки, лото на военную тематику. Сюжетно-ролевые игры "Летчики",

"Пограничники"

«Рода войск" — пазлы, раскраски, лото на военную тематику.

Сюжетно-ролевые игры "Мы — моряки", "Будущие

космонавты"

"Рода войск" — пазлы, раскраски, лото на военную тематику.

Сюжетно-ролевая игра

"Мы — военные"

Изготовление подарков

Изготовление открыток

для пап и дедушек

"Корабль", «Самолет"

Изготовление открыток

для пап и дедушек Медаль» - награда

 

Изготовление открыток для пап и дедушек "Вертолет"

Познавательное развитие

Тематические занятия.

Беседы и рассматривание иллюстраций о защитни­ках нашей Родины

Тематические занятия "Что такое героизм?" Связь времён

Выпуск газеты а группе "Защитники мира"

Работа с семьёй

Создание альбомов "Мой папа", Презентация «Папа ты лучший!» с иллюстрациями и фотографиями;  Выставка рисунков «Мемориал славы Воинам-славы.

Музыкальная деятельность

Музыкальные праздники  «Отважные защитники», «Школа молодого бойца», "Защитники Родины" Праздник «Спасибо деду за Победу»

Конструкторская деятельность

Конструирование

Самолета из

деревянных кубиков

Конструирование корабля

из напольного конструктора ЛЕГО

Изготовление военной техники из природного материала

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты:

Воспитанники знают:

- свое имя, отчество, адрес; название своего города, страны; 

-что такое семья и для чего она создается;

-историю своего рода, своей семьи; роль каждого члена семьи в   жизни;

-составлять  короткий рассказ о жизни и быте  мордовского народа и русских;

-составить родословную моей семьи;

- названия  распространённых  деревьев и кустарников,  животных,  птиц;

- традиции  и  обычай  мордовского и русского  народов (так как все связаны);  

-  народные  и национальные   костюмы  русских  и мордвы;  

-символику России и Республики Мордовия (гербы, флаги, отличать и сравнивать; имена  прославленных  людей; 

- важные  православные и календарно – обрядовые праздники, их смысл и значение. 

 

 

 

Список литературы:

  1. Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М.: ЦГЛ, 2005.
  2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005. 
  3. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М., 2004.
  4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». [Электронный ресурс] // режим доступа: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml.
  5. Буре Р.С. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. – М.: Просвещение, 2004.
  6. Данилина Г.Н. Дошкольнику - об истории и культуре России. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» М.: АРКТИ,2005
  7. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
  8. Зацепина М.Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5 - 7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2008
  9. Нечаева В.Г., Маркова Т.А., Жуковская П.И. Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей. – М., 1984.
  10. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы  М.: ТЦ Сфера, 2005
  11. Позднякова Е.А. Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении. –Волгаград: Учитель, 2008.
  12. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovats._opyt.docx43.55 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный  опыт  по нравственно - патриотическому

воспитанию   «Дом, в  котором  я  живу»

 «Любовь к родному краю, родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре».

Д.С. Лихачев 

Введение.

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё нужно начинать формировать с детского возраста. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству Невозможно воспитать в подрастающем поколении полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике, к своей семье, должны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

Актуальна ли тема «Нравственно – патриотического воспитания в детском саду»?  Да, безусловно, ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность. Сегодня среди наиболее острых вопросов патриотического воспитания стоит вопрос формирования у дошкольника ценностного отношения к родине и формирование активно-гражданской позиции.

 Об актуальности патриотического воспитания в современных условиях говорится в президентской программе «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2011-2015 год». В ней сказано, что патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота. Главной целью формирования патриотических качеств дошкольников является закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Актуальность  выбранной  темы определена следующими проблемами: 

1.В настоящее время стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.

2.Преобразования в стране, в истории Росси, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовных сферах общества и сознании граждан.

3.Снизился воспитательный процесс  Российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов патриотизма. Ушли некоторые праздники, появились новые; информация об армии и событиях стала более открытой; в молодёжной среде все чаще встречаются факты, которые связаны с национальными противостояниями,  падение интереса и уважения к прошлому России.                                                                                                  Поэтому, как показывает опыт, так актуальна проблема нравственно - патриотического воспитания. Современная семья серьёзно озабочена образованием и развитием детей, формированием их здоровья. Сформированность  нравственных ценностей является важнейшим показателем личности самостоятельной и ответственной, способной создавать представление о будущем. Дети интуитивно отличают добро от зла, ценят правду и честность. А достаточно ли мы поддерживаем, уделяем внимание их поступкам, помогаем разбираться в проблемах, которые требуют решения.  Актуальность опыта состоит в том, подрастающее поколение, страдают дефицитом знаний о прошлом своих предков, о родном городе, стране, особенностях русских и мордовских традиций. Равнодушно относятся ко всему окружающему, к своим близким, друзьям. Так как именно в этом возрасте они более восприимчивы и любознательны, то и этот период является благоприятным эмоциональным воздействием на ребёнка, потому что его образы ярки и сильны. И в памяти остаются надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Задачи нравственно – патриотического воспитания должны быть включены в программы образовательных учреждений.        

      Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны. Я считаю наследуя нравственно- эстетические ценности родной культуры в дошкольном возрасте это верный способ патриотического воспитания. Воспитания чувства любви к Отечеству. Моя задача  отобрать впечатления, доступные детям: семья, труд людей, традиции. Яркие образные эпизоды привлекают внимание детей и вызывают интерес. Поэтому, начиная работу по патриотическому воспитанию, решила показать и рассказать детям,  какие выделять яркие особенности. Больше всего мне хочется развивать в детях чувство гордости за свою семью, близких, за свою Родину, вызвать в них восхищение и чувство ответственности.

В этой связи особую значимость приобретает знакомство дошкольников с жизнью страны, историческими деятелями, её героями, известными людьми, полководцами.

Видя актуальность своего исследования, я думаю, предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные на тематических утренниках  и в досуговых мероприятиях знания позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа.

  1. Основная цель моего проекта является воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование духовности, нравственно - патриотических чувств, у детей дошкольного возраста.     Воспитывать привязанность у ребёнка через любовь и заботливое отношение к членам своей семьи, к своему дому, детскому саду, улице, городу, Родине;
  2. Формировать бережного отношения ко всему окружающему;
  3. Развивать интерес к культуре русского и мордовского народа через знакомство традициями, праздниками, народным творчеством;
  4. Прививать чувство гордости, уважения  к  России, Мордовии
  5. Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России с малой Родиной Мордовией. (герб, флаг, гимн).
  6. Воспитывать гордость за  россиян, достигших успехов в разных областях деятельности: сельском хозяйстве, науке, спорте, культуре, образовании.

   Работая по данной теме, для того, чтобы улучшить качество знаний детей по данной теме, я составила перспективный план с учётом возрастных особенностей детей. В данный момент, работая в старшей группе, провожу различные беседы по патриотическому воспитанию, включая презентации, чтобы занятия были  более доступны и содержательны. Презентация развивает зрительную память, видя своими глазами,  дети могут более выразительно, подробно и полно описать свой рассказ, действие картины. ИКТ не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, но успешно их дополняют. Экскурсии по городу прививает в детях  увидеть красоту города, узнать о его культурном прошлом, о наших памятниках, все эти ценности дети должны знать и помнить. Именно при знакомстве с традициями и обычаями народной культуры необходимо помнить, что старое и новое находится во взаимосвязи и взаимопонимании. И чтобы, воспитать культурное отношение подрастающего поколения к прошлому, должны стремиться к примирению настоящего с прошлым. Проводится совместная продуктивная деятельность воспитателя с детьми: рисование «Мой город», «Моя семья», выставка творческих работ детей;  совместного творчества детей и родителей. Традиционным в моей  работе является проведений акции родителей с детьми. Также в группе ведётся метод проектирования, который реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. Провожу Квест-игры, главное преимущество в том, такая форма игры не навязывается ребёнку, а проводится  в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью таких игр можно достичь поставленных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, закрепить имеющиеся знания, умения детей. А в процессе  интерактивного обучения практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, участвуют в режиме беседы, диалога. Дети свободно и эмоционально общаются между собой, каждый индивидуально высказывает своё мнение, при этом забывая о скованности, неуверенности. Также в группе ведётся метод проектирования, который реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. Составили проект на тему  «Хлеб – всему голова» - дети получили  знания о хлебе, хлебобулочных изделиях (о выращивании хлеба от зерна до колоска); познакомились мы с профессиями людей, выращивающих хлеб.

Содержание моего опыта предоставлено по 3 частям:                                                1часть – «Моя семья». Важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Связь со своей семьёй вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к прошлому. Эта работа требует большого терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, не считают  важными.                                                      2 часть – Родной город». Показать ребёнку, что родной город Рузаевка славен своей историей, традициями, достопримечательностями. Внимание детей старшего дошкольного возраста нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах и рассказать и рассказать об их назначении. Необходимо объяснить, что их город – частица Родины                                              3часть – «Родная сторона» Познакомить детей со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гимном государства России и Мордовии. Гуманное отношение к людям разных национальностей создаётся у ребёнка под влиянием родителей и педагога, которые находятся рядом с ним, особенно актуальна в наши дни. Важно в детском саду направить интерес ребёнка к людям других национальностей. Рассказать, где живёт данный народ, чем занимается.                            И создание в группе предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитание. Планирование мероприятий в режиме дня включает в себя: беседы, которые планирую заранее проводить в утренние и вечерние часы; дидактические игры, также в индивидуальной форме; игры – путешествия, экскурсии проводятся во время занятий. Досуговые мероприятия (спортивные игры , интеллектуальные, развлечения, сюжетно – роловые игры. Основным ориентиром в патриотическом воспитании детей проектно - поисковая деятельность родителей с детьми, творческо – продуктивная деятельность, художественно – литературное творчество, общение, средства эстетического воспитания.                                                                                                                              Вся моя работа по реализации проекта строится на принципах: 

Принцип учета индивидуальных особенностей;                                                       Принцип коллективизма;                                                                                              Принцип сотрудничества;                                                                                                 Принцип уважительного отношения к личности ребенка;

Новизна                                                                                                                Гражданско-патриотическое воспитание осуществляется посредством бесед, в ходе которых детям прививается чувство патриотизма, любви к родному городу, родной стране. Главной задачей является сохранение национальных традиций, развитие детей средствами русской народной культуры, - русские, мордовские игры, а также дидактические игры. В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу. Проектная деятельность, мотивирует детей искать ответы на поставленные вопросы в ходе исследования. Новизна моего опыта выявлять особенности патриотического воспитания детей в условия ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС, события последнего времени в нашей мировой политике. Проводя занятия, я опираюсь на полученные знания, представления детей, которые получают   на других занятиях в процессе прогулок, на выставках и экскурсиях. Перед занятием в режимные моменты повторяю и уточняю имеющиеся у ребят представления. Для занятий подбираю интересный и доступный для этого возраста материал. Знакомлю детей с устным народным творчеством, фольклором (сказки, загадки, былины). Сравниваем образы героев из сказок и былин прошлого века и настоящих, чтоб дети могли понять связь времён, добро и зло.

 Гипотеза.

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, в образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Наличие таких  видов деятельностей является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся неполными.

Только при комплексной работе в образовательной деятельности и в повседневной жизни нравственно – патриотическое воспитание способствует формированию культурной личности ребенка дошкольного возраста.

Этапы реализации проекта                                                                                 Проект по содержанию – творческий, по продолжительности - долгосрочный

Разработаны 3 этапа реализации проекта:

1-й этап: подготовительный.

2-й этап: практический (реализация намеченных планов).

3-й этап: заключительный (подведение итогов).

Срок реализации проекта

1 год обучения  - средняя группа (4-5 лет)

 2 год обучения  - старшая группа (5-6 лет);

 3 год обучения - подготовительная к школе группа (6-7 лет).

Участники проекта

-Дети;

- педагоги;

- родители;
 Параллельно вела работу с родителями, так как, патриотическое воспитание должно осуществляться в тесном взаимодействии с родителями

считаю, что совместная деятельность родителей и детей благотворно влияет на полноценное развитие ребенка. Использую различные формы сотрудничества с родителями воспитанников:

- родительские собрания;                                                                                                                - беседы за круглым столом;                                                                                                                        - наглядная информация в раздевалке;                                                                                        - участие родителей в экскурсиях, в конкурсах поделок; на возложении цветов и т. д.

Моя работа по патриотическому воспитанию проходит в тесном контакте с семьей. Родители  являются не только помощниками, но участниками формирования детской личности.

Использую различные формы сотрудничества с родителями воспитанников:

- родительские собрания

- мастер - класс

- выставки совместного творчества

- беседы с родителями

- круглый стол

- анкетирование- экскурсии совместно с родителями на возложении цветов и т. д.

- консультация для родителей

- оформление уголка для родителей по данной теме

- пополнение уголка нравственно - патриотического воспитания в группе

   Родители  принимают  участвуют в оформлении фотовыставок о родном крае, в конкурсах рисунков, поделок по данному направлению. Участвовали совместно с детьми в детском конкурсе  к 75 - летию Победы патриотического рисунка «Мир моего дома». Участвовали в оформлении проекта «Семейное древо» и «Герб моей семьи». Проводила с родителями анкетирование «Что означает термин «патриотическое воспитание»?

Воспитывая у детей любовь и привязанность к своей семье, родному дому, собрали совместно с родителями и детьми фотоматериал к альбому «Моя семья». К празднику 23 февраля проводили совместные праздники с папами и  дедушками воспитанников: «Отважные защитники» с использованием презентации, «Школа молодого бойца», Спортивное мероприятие мама – солнышко мое». Также  дети принимают участие  в мероприятиях «Масленица», «Удивительная Пасха» готовили рисунки и поделки.  Чтоб закрепить и обобщить знания детей об их гражданских правах  и обязанностях  с участием органов полиции проводила развлечение на тему "Я тоже имею право". Также регулярно проводятся тематические мероприятия.          

       Родители переосмыслили проблему патриотического воспитания в семье подрастающего поколения. Ведь  молодых семьях, в наше время, вопросы воспитания патриотизма, не считаются важными, иногда вызывают недоумение. Но в результате совместной работы родителей с детьми,  они изменили своё отношение к национальным и общечеловеческим ценностям. Появился у них интерес к своей генеалогии, к традициям своих предков, обычаях русского и мордовского, чувашского, татарского народа, так как есть воспитанники этих национальностей

     Но  ведущим видом деятельности нравственно - патриотического воспитания стоит сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует действия, способы поведения, взаимоотношения взрослых. На первом плане отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе   

       Поэтому, работая над темой нравственно – патриотическое воспитание, стараюсь показать и рассказать детям,  какие выделять  яркие особенности данной темы. Больше всего мне хочется развивать в детях чувство гордости за свою семью, близких, за свою Родину, вызвать в них восхищение и чувство.                                  

Планирование работы по нравственно – патриотическому воспитанию

Тема

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Моя семья

Воспитывать любовь и уважение к своим                 родителям, близким.

Формировать представления о семье; воспитывать любовь к своей семье. Формировать представление о родословной своей семьи (нарисовать рисунки «Моя семья», совместно с родителями составит                                    

Расширять представления о семье, учить ориентироваться в родословных связях,

пополнять знания детей о родных им людях, прививать любовь к ним

(нарисовать Семейное древо», «Герб моей семьи».

Мой  дом

Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.            Учить ориентироваться в детском саду

Знакомство с сотрудниками детского дома, развивать умение детей рассказывать о жизни и событиях в детском саду.

Познакомить с адресом детского дома, учить находить детский дом на плане (схеме). Закреплять навыки ориентировки в помещении детского дома и на участке. Научить пользоваться планом детского дома

Мой город

Познакомить детей  с  названием города, вызвать интерес к своему городу

Воспитывать любовь к своей малой Родине, родной природе. Расширять представления об обитателях

 нашего края.

Познакомить с городом        Рузаевка, в котором живем,                     с его особенностями и достопримечательностями

Мой родной край

Познакомить с растительным                     и животным миром наших лесов, прививать бережное и заботливое отношение к природе.

Воспитывать любовь к своему родному краю, родной природе.

Расширять представления                         об обитателях нашего края.

Расширять представления                                о растительном и животном мире, птицах, богатствах    родного мордовского края, занятиях людей

Родная страна

Познакомить с народно-прикладным искусством, вызвать интерес, чувство восхищения талантам                         русского и мордовского                   народа

Познакомить детей с понятиями   Родина, Отечество.

Знакомство с символикой России, Мордовии.

Воспитывать любовь к своему Отечеству.

Воспитывать у детей любовь к своей Родине, народному творчеству; закреплять знания детей о русском фольклоре; расширять знания о Москве,                  о Рузаевке, о Саранске. Расширять представления о символике России, Мордовии, государственных праздниках.

Наша

Армия

День победы

Воспитывать уважение к старшему поколению.

Расширять представления детей о защитниках Отечества; воспитывать уважение к защитникам Родины. Формировать представления о почетной обязанности защищать Родину.

Формировать у детей патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа.  Формировать представления о героизме. Воспитывать любовь и

уважение к защитникам

 Родины.

Космос

Познакомить с понятием  космос, о первооткрывателях космоса (собак Белки и Стрелки)

Вызвать интерес к космическому пространству, расширять представления о профессии космонавта. Познакомить детей с космонавтами нашей страны

Углублять и расширять представления детей о

профессии космонавта, воспитывать уважение к этой профессии.

Продолжать знакомить  детей с космонавтами нашей страны

Виды деятельности

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Спортивное

развитие

Спартакиада "Мы сильные, смелые, ловкие"

Изобразительная деятельность

Выставка детских изобразительных работ "Наши Защитники Отечества", «Семейное древо», «Герб моей семьи»

Игровая деятельность

"Наша армия" — разрезные картинки, лото на военную тематику. Сюжетно-ролевые игры "Летчики",

"Пограничники"

«Рода войск" — пазлы, раскраски, лото на военную тематику.

Сюжетно-ролевые игры "Мы — моряки", "Будущие

космонавты"

"Рода войск" — пазлы, раскраски, лото на военную тематику.

Сюжетно-ролевая игра

"Мы — военные"

Изготовление подарков

Изготовление открыток

для пап и дедушек

"Корабль", «Самолет"

Изготовление открыток

для пап и дедушек Медаль» - награда

Изготовление открыток для пап и дедушек "Вертолет"

Познавательное развитие

Тематические занятия.

Беседы и рассматривание иллюстраций о защитниках нашей Родины

Тематические занятия "Что такое героизм?" Связь времён

Выпуск газеты а группе "Защитники мира"

Работа с семьёй

Создание альбомов "Мой папа", Презентация «Папа ты лучший!» с иллюстрациями и фотографиями;  Выставка рисунков «Мемориал славы Воинам-славы.

Музыкальная деятельность

Музыкальные праздники  «Отважные защитники», «Школа молодого бойца», "Защитники Родины" Праздник «Спасибо деду за Победу»

Конструкторская деятельность

Конструирование

Самолета из

деревянных кубиков

Конструирование корабля

из напольного конструктора ЛЕГО

Изготовление военной техники из природного материала

Ожидаемые результаты: 

Воспитанники знают:

- свое имя, отчество, адрес; название своего города, страны;  

-что такое семья и для чего она создается;

-историю своего рода, своей семьи; роль каждого члена семьи в   жизни;

-составлять  короткий рассказ о жизни и быте  мордовского народа и русских;

-составить родословную моей семьи;

- названия  распространённых  деревьев и кустарников,  животных,  птиц;

- традиции  и  обычай  мордовского и русского  народов (так как все связаны);  

-  народные  и национальные   костюмы  русских  и мордвы;  

-символику России и Республики Мордовия (гербы, флаги, отличать и сравнивать; имена  прославленных  людей;  

- важные  православные и календарно – обрядовые праздники, их смысл и значение.  

Список литературы:

  1. Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М.: ЦГЛ, 2005.
  2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005. 
  3. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М., 2004.
  4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». [Электронный ресурс] // режим доступа: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml.
  5. Буре Р.С. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. – М.: Просвещение, 2004.
  6. Данилина Г.Н. Дошкольнику - об истории и культуре России. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» М.: АРКТИ,2005
  7. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
  8. Зацепина М.Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5 - 7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2008
  9. Нечаева В.Г., Маркова Т.А., Жуковская П.И. Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей. – М., 1984.
  10. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы  М.: ТЦ Сфера, 2005
  11. Позднякова Е.А. Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении. –Волгаград: Учитель, 2008.
  12. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»

Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда она применительно к детям раннего возраста. Эта сложность заключается в том, что делае...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»  тема выступления «Патриотическое воспитание как залог формирования здоровой нравственности»

«Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только пе...