Роль дидактических игр в воспитании дошкольников.
консультация

Людмила Александровна Михеева

«Игра для детей -учёба, игра для детей -труд, игра для детей серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников -способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения,изучает растения, животных»(Н. К. Крупская).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx31.21 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей :

Роль дидактических игр в воспитании дошкольников.

Дидактические игры- одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

«Игра для детей -учёба, игра для детей -труд, игра для детей серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников -способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения,изучает растения, животных»(Н. К. Крупская).

В игре ребёнок развивается физически, приучается преодолевать трудности.

У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива.

«Программа воспитания в детском саду» предъявляет к дидактическимиграм большие требования. В ней говориться: «С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.)

Воспитатель использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающем мире.

В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр :

1. С игрушками и предметами.

2. Настольно -печатные.

3. Словесные.

В детском саду, в каждой возрастной группе,должны быть разнообразные

Дидактические игры. Необходимость подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать дидактическим содержанием и правилами.

При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком легкие или, наоборот слишком сложные задачи. Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей. Они не могут в них играть и наоборот – слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности.

Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные с дидактической целью они остаются играми. Ребёнка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именнодидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия.

Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Он тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают её выполнения.

Дидактические задачи разнообразны:

Это может быть ознакомление с окружающим миром (природа, животный и растительный мир, люди, их быт,труд, события общественной жизни).

Развитие речи (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления)

Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений.

Большая роль в дидактических играх принадлежит правилам. Они определяют,что и как должен делать в игре каждый ребёнок., указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте) Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие -это проявление активности детей в игровых целях: катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрёшку, перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе, сыграть какую-нибудь роль.

Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей. создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость ребёнку.

Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребёнок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступая в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.

Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию-совершенствованию движений, выразительности речи, развитие творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.

Дидактические игры -незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности.

Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактических игр в воспитании дошкольника

Статья об играх с детьми дома, на улице, в детском саду....

консультация для педагогов:"Роль дидактических игр в воспитании дошкольников"

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обуч...

Консультация для воспитателей : Роль дидактических игр в воспитании дошкольников.

laquo;Игра для детей -учёба, игра для детей -труд, игра для детей серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников -способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойст...

Презентация: "Роль дидактической сказки в воспитании дошкольников".

Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, будь то ребенок или взрослый, мощный инструмент развития, приобретения опыта. Сказка м...