Проектная деятельность как средство гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников
проект (старшая, подготовительная группа)

Манухина Галина Исламовна

В процессе воспитания утрачена историческая преемственность поколений. Сегодняшние дети лишаются возможности брать пример с людей старшего поколения, относятся к ним с «насмешкой» и неуважением. В молодых семьях вопросы патриотического воспитания не считаются важными, и в большинстве случаев вызывают лишь раздражение.

  У детей не сформированы представления о ВОВ, о подвигах советских солдат. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

  Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания является проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_kak_sredstvo_grazhdansko.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

«Проектная деятельность как средство гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников»

                                            «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной  речи –

задача первостепенной важности,

 и нет необходимости это доказывать.

 Но как воспитывать эту любовь?»

 Д. С. Лихачёв.

    ФГОС определяет ряд требований к образовательной программе дошкольного образования. Одно из них, содержание программы должно формировать знания о малой родине и Отечестве. Всем известно, что дошкольный возраст — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал.  

   Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает воспитание привязанности к малой Родине, понимания и признания элементов исторического и культурного наследия своей страны, что в будущем становится основой для формирования гордости, любви и уважения к Отчизне. Это  отмечено в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации:  «Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

   Авторы современных образовательных программ выделяют задачу расширения социальной компетентности детей в вопросах общественной значимости всенародного праздника дня Победы. В доступных для детского возраста границах, подчеркивают важность знакомства дошкольников с тем, что война это всегда трагедия и горе для людей. В то же время детям важно учиться восхищаться мужеством и героизмом народа, защитившего свою Родину, свой город; переживать свою сопричастность с далекими событиями истории, ощущать радость Великой Победы, гордость за свое Отечество.

     В процессе воспитания утрачена историческая преемственность поколений. Сегодняшние дети лишаются возможности брать пример с людей старшего поколения, относятся к ним с «насмешкой» и неуважением. В молодых семьях вопросы патриотического воспитания не считаются важными, и в большинстве случаев вызывают лишь раздражение.

  У детей не сформированы представления о ВОВ, о подвигах советских солдат. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Результаты анкетирования родителей и анализ предметно-развивающей среды по ознакомлению детей с историей города в период ВОВ определили проблемное поле. 

  В решении этой задачи сегодня важная роль должна быть отведена дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте формируется основные нравственные качества ребенка. В связи с этим перед педагогами дошкольного образовательного учреждения стоит задача формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы, направленной на формирование гражданско-патриотических качеств дошкольников с использованием современных мультимедийных технологий.   Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания является проектная деятельность, позволяющая создать

естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.

   Проект, например: «Эхо военных лет города Орла» направлен не только на создание условий для формирования представлений детей об истории освобождения родного города от немецко-фашистских захватчиков во время Великой Отечественной войны, но также он призван дать детям возможность отразить свои представления об этих событиях в разных видах деятельности. Идея проекта такова: на основе поисково-исследовательской деятельности развивать желание детей узнать, как можно больше об истории города во время Великой Отечественной войны.

   Основная цель проекта: воспитание у детей гражданско-патриотических чувств, уважения к прошлому города, к его военной истории.

   Задачи для воспитанников: 

  • формирование у детей представлений о Родине, военных событиях освобождения города Орла от немецко-фашистских захватчиков, о подвиге воинов-героев, посредством организации разных видов детской деятельности;
  • создание условий для обеспечения качественной реализации системы мероприятий по воспитанию у дошкольников гражданско-патриотических чувств;
  • развитие познавательно-речевых способностей у детей, активное их включение в творческо-поисковую деятельность;
  • формирование социальных навыков и норм поведения, осознанного отношения к войне как негативному явлению и уважения к представителям военных профессий.

   Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует  детям воспринимать сердцем и запоминать надолго  яркие моменты и впечатления об истории своего города, о Родине, зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.

  Тема проекта достаточно актуальна на современном этапе социальной действительности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования называет одним из основных принципов дошкольного образования: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. 

В процессе воспитания утрачена историческая преемственность поколений. Сегодняшние дети лишаются возможности брать пример с людей старшего поколения, относятся к ним с «насмешкой» и неуважением. В молодых семьях вопросы патриотического воспитания не считаются важными, и в большинстве случаев вызывают лишь раздражение.

  У детей не сформированы представления о ВОВ, о подвигах советских солдат. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

  Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания является проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство развития исследовательских способностей старших дошкольников.

Сейчас перед воспитателем стоит задача научить дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но ...

Рекомендации для педагогов «Проектная деятельность, как средство развития познавательных способностей старших дошкольников»

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познат...

«Проектная деятельность как средство гражданско-патриотического воспитания дошкольников 5-7 лет» (Из опыта работы).

Материал посвящен проблеме развития проектной деятельности в ДОУ; развитию навыков работы у детей в проектно-исследовательской деятельности, воспитания патриота и гражданина России. Будет интересен пе...

Публичное выступление по теме: «Проектная деятельность как средство формирования познавательного интереса старших дошкольников»

Как формировать у ребенка познавательный интерес. Наблюдая за своими воспитанниками, я заметила, что у них есть потребность в исследовательской деятельности. Я решила создать в группе для н...

Статья Проектная деятельность как основа нравственно - патриотического воспитания старших дошкольников

Патриотическое воспитание – основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на ...