Развитие внимания старших школьников в процессе ознакомления с природой
статья (старшая группа)

Садикова Алсу Мизраповна

Использование метода наблюдения при решении задач экологического воспитания дошкольников, формирования представления детей о растениях, животных, объектах неживой природы благодаря освоению предметной сущности окружающего мира, элементарных понятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад №32

г. Кстово

Воспитатель 1 категории

Садикова Алсу Мизраповна

РАЗВИТИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение________________________________________________________2
  2. Понятие «наблюдательность» в трудах отечественных и зарубежных

педагогов_________________________________________________________3

  1. Развитие наблюдательности в процессе ознакомления с природой________6
  2. Особенности организации и методика руководства наблюдением_________9
  3. Заключение______________________________________________________13
  4. Список используемой литературы___________________________________14

  1. ВВЕДЕНИЕ

Задачей воспитания всесторонне - гармонически развитой личности была и остается одной из главных задач дошкольного образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Развитие наблюдательности считается в дошкольной педагогике и психологии одной из главных задач умственного воспитания.

Большое значение развитию наблюдательности придавали известные педагоги прошлого: Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова и др.

В советское время о развитии наблюдательности говорили: Н.К. Крупская, Э.И. Залкинд, П.Г. Саморукова, В.А. Сухомлинский и др. Психологи В.Г. Ананьев, Л.В. Занков и другие вскрыли особенности развития наблюдательности в различных аспектах.

Изучение развития наблюдательности у детей необходимо, так как это поможет раскрыть особенности не только ее возникновения, но и постепенного становления более сложных и развитых форм активной и мыслительной деятельности детей.

Всякое познание начинается с живого созерцания, то есть с непосредственных ощущений и восприятий. Непосредственное восприятие окружающего мира имеет большое значение в познавательной деятельности дошкольника. Оно создает основу и является силой умственного развития ребенка.

Интерес к природе со стороны взрослых играет огромную роль в воспитании ребенка. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, дает начало умозаключениям. Мы в своей работе по развитию наблюдательности у детей дошкольного возраста, изучаем такой аспект - как природа. Природные объекты с самого раннего детства окружают ребенка. О значении природы в воспитании ребенка много писали классики педагогики. Особую роль отводил ей К.Д. Ушинский: «Природа есть один из могущественных агентов в воспитании человека, - писал он - самое тщательное воспитание без этого агента будет отзываться сухостью, односторонностью» [31].

Проблема состоит в том, что воспитателю необходимо не только знания, но очень важно не потерять живой интерес ребенка к окружающему миру. Развиваясь и совершенствуясь под влиянием воспитательно-образовательной работы - восприятие детьми природы становится все более целенаправленным актом, превращается в сознательное наблюдение, и дети приобретают все более правильные и точные знания о природе. Поэтому необходимо внимательное руководство со стороны взрослого, чтобы дать должное направление детской любознательности и одновременно в ней воспитывать наблюдательность, развивать мышление и внимание, расширять кругозор ребенка.

Несмотря на значительную проработанность данного вопроса в теории дошкольной педагогики, практические работники испытывают затруднения в реализации этого направления педагогической деятельности.

Цель моей работы – изучение использования природы в развитии наблюдения и наблюдательности дошкольников.

Мною были поставлены следующие задачи:

- изучить сущность наблюдения в трудах известных педагогов;

- выявить и описать особенности развития наблюдения и наблюдательности детей дошкольного возраста;

- выявить особенности организации и методику руководства наблюдением.

  1. ПОНЯТИЕ «НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ» В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПЕДАГОГОВ

Развития наблюдательности считается в дошкольной педагогике и психологии одной из главных задач умственного воспитания. «Чтобы образовать обширный и сильный ум должно много наблюдать и думать» - говорил К.Д. Ушинский [31].

В педагогическом словаре наблюдательность рассматривается «как способность наиболее полно подмечать свойства и особенности предметов и явлений. Уровень наблюдательности определяется глубиной анализа непосредственно воспринимаемых объектов, дифференцированностью различения в них частей и признаков, правильностью оценки связей и отношений в наблюдаемой действительности [26].

Большая советская энциклопедия дает определение, что «наблюдательность - это способность подмечать характерные, но мало заметные особенности предметов и явлений [2].

А психологи А.В, Петровский и М.Г. Ярошевский отмечали, что наблюдательность - это одна из черт характера, сущность которой состоит в определенном, устойчивом, свойственном человеку познавательном отношении к действительности, преимущественной направленностью внимания на некоторую ее область.

Ребенок получает знания через природу и в природе формируется материал для осознания, определения сходства и различия, дает начало понятиям и умозаключениям.

Крупнейшие представители классической педагогики прошлого уделяли большое внимание влиянию окружающей природы на развитие личности ребенка.

Так вопрос развития наблюдательности у детей нашел свое отражение в дидактике великого чешского педагога Я.А. Коменского. В том, что Я.А. Коменский подводит под научные названия (физика, химия, география, астрономия и др.) элементарные знания об окружающей природе даваемые детям в «материнской школе», заложен глубокий смысл серьезного отношения к первоначальному обучению ребенка [16].

Беспредельную любознательность и пытливость маленького ребенка, его естественную склонность к наблюдению отмечал известный педагог, психолог, философ прошлого Д. Локк [20]. «Способность замечать малейшее различие между вещами свидетельствует о быстроте и ясности наблюдения, которые помогают разуму настойчиво и верно двигаться по пути к знанию», - писал он. Восприняв все лучшее от предшественников, Ж.Ж. Руссо выдвинул новое прогрессивное требование - учить детей овладевать не самими знаниями, а способом их приобретения. Окружающую природу читал лучшим средством, материалом, на котором успешно развивается пытливость и наблюдательность ребенка.

Значительный вклад в решение данной проблемы внес И.Г. Песталоцци, который создал своеобразную «азбуку наблюдений». Он писал: «… созерцание (чувственное восприятие) человеком самой природы является единственным истинным фундаментом обучения, так как оно (созерцание) является существенной основой человеческого познания. Все, что следует затем, является просто результатом, или абстракцией от этого чувственного восприятия, …. Я хочу, чтобы наблюдение всегда предшествовало слову и чтобы точные знания предшествовали суждению… Не торопись навязывать знания ребенку. Пускай истинный мир, явления и предметы … проходят перед ним в возможно большем количестве, пускай они приходят снова и снова уходят, не навязываясь ему…. [27].

Проблема наблюдательности у детей занимает видное место в трудах педагога дореволюционной школы К.Д. Ушинского. По мнению ученого, предметы природы «начинают занимать детский ум прежде всего» [31].

Вслед за Я.А. Коменским, он обосновал необходимость формирования знаний не на словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком. К.Д. Ушинский в своих трудах выделял что «при беседах с ребенком нужно иметь в виду две цели. Первая цель, формальная, состоит в развитии умственных способностей ребенка, его наблюдательности, памяти, воображения, фантазии и рассудка. Вторая цель, реальная, для достижения этой цели, прежде всего, необходим разумный выбор предметов для наблюдений…» [31].

Первый в России капитальный труд по дошкольной педагогике «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста» был подготовлен и напечатан Е.И. Водовозовой в 1871 году. Умственное воспитание, по ее мнению, включает развитие наблюдательности, любознательности, расширение кругозора ребенка через ознакомление с окружающим миром. Большое значение для методики сенсорного воспитания детей дошкольного возраста имеет разработанная Е.И. Водовозовой программа наблюдений явлений природы. Для нас имеют интерес некоторые положения этой программы. Ребенок сначала замечает в предмете самое яркое, бросающееся в глаза. Затем взрослый указывает на другие качества, менее заметные, и ребенок, внимательнее всматриваясь в предмет, самостоятельно открывает в нем определенные признаки. Взрослый должен не сразу указывать на многие признаки, а побуждать дошкольника постепенно открывать их. При таком подходе у ребенка появляется интерес к природе, формируется наблюдательность и любознательность.

Значительный вклад в изучение проблемы умственного воспитания детей внесла Н.К. Крупская. В докладах и выступлениях, в статьях она неоднократно подчеркивала: надо постоянно расширять круг знаний дошкольников в области познания природы и общества, ибо эти знания служат хорошей основой для организации мышления детей [18].

В своей статье «Сельский детский сад» Н.К. Крупская писала, что нужно «… развивать наблюдательность, умение смотреть и проверять свои наблюдения наблюдениями других, точно их фиксировать, научить ребят искать причины явлений [18].

В.А. Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка. Он писал: «… деятельность, которая в наибольшей мере способствует развитию способностей, включает наблюдение, исследование, открытие самых разнообразных черт, особенностей, вещей, явлений - такие наблюдения и исследования, в ходе которых ребенок является активно заинтересованным лицом: он познает мир для обогащения своей деятельности. Активные наблюдения порождают любознательность и наблюдательность» [29].

Существенный вклад в решение проблемы развития наблюдательности у детей внесли работы советских педагогов А.П. Усовой, Н.П. Сокулиной и психологов А.А. Венгер, А.В. Запорожца и др. Они считали, что наблюдательность, как способность личности, имеет ярко выраженную сенсорную основу, основанное внимание следует обращать не на формальные упражнения органов чувств, а на формирование восприятия в процессе осмысленной содержательной деятельности.

Наблюдательность не может быть развита посредством упражнений в чистом созерцании. Представления дошкольников всегда результат активной познавательной деятельности: игровой, трудовой, учебной.

Именно в деятельности формируются обобщенные знания и умения, обеспечивающие ребенку широкую ориентацию в воспринимаемом мире.

Данная проблема нашла свое отражение в исследованиях Э.И. Залкинд, С.А. Веретенниковой, П.Г. Саморуковой, В.А. Логиновой и других авторов. Их исследования позволяют выявить основные линии развития наблюдения и наблюдательности у детей.

При анализе выше сказанного, становиться ясно, что развитие наблюдательности является важной проблемой современной дошкольной педагогики и психологии, тем более, что детям среднего возраста еще недоступно успешное восприятие общественных систем, знаний излагаемых в словесной форме. Это важное качество не дается человеку от рождения, оно приобретается и совершенствуется в практической деятельности, в течение всей его жизни.

Таким образом, в своей работе, прежде всего, уделяли внимание организации наблюдений за объектами живой природы. Их психологическая структура представляет собой сложный механизм, включающий многостороннее восприятие, устойчивое внимание, эмоциональные переживания наряду с двигательной воспроизводящей деятельностью. Все это способствует развитию наблюдательности у детей дошкольного возраста.

3.РАЗВИТИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ

Наблюдение зарождается у младших дошкольников в контексте продуктивной деятельности, постепенно становясь познавательной деятельностью. По мере развития наблюдения происходит совершенствование основных компонентов этого вида познавательной деятельности: умение принять и поставить познавательную задачу, правильно отобрать и планомерно использовать способы ее решения, адекватно выразить результат. Другой линией развития наблюдательности и наблюдения является изменение соотношения включенных в него сенсорных и интеллектуальных процессов.

Дети с раннего возраста проявляют пытливость и любознательность, это помогает им ориентироваться в окружающем мире. Особенно большой интерес у них вызывает природа. Природа в ее неисчерпаемом многообразии, вечном движении дает богатую пищу для развития наблюдательности ребенка. Приобретенные в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. Отсутствие этих знаний, нередко приводит к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Очень часто это служит причиной недоброжелательности детей по отношению к растениям и животным.

Родная природа представляет собой широкий простор для обогащения знаний и опыта детей. Сознание детей обогащается запасом конкретных представлений о предметах и явлениях, сложившихся в процессе различной деятельности в природе (игровой, трудовой, учебной), и развивается благодаря непосредственному общению с ней.

Бесспорно, природа окажет положительной влияние на развитие ребенка, только тогда, когда он научится ее наблюдать.

Совершенствование действий восприятия значительно ускоряется в условиях организованного сенсорного воспитания. Оно включает обучение детей внешним ориентировочным действиям, построение моделей сложных свойств предметов и их соотношений.

Практика использования наблюдений за объектами природы в работе с детьми, а также теоретические исследования в данной области позволили разработать подходы к классификации видов наблюдений:

1. Распознающие наблюдения.

         Их основной познавательной задачей является поиск ответа на вопросы: «Кто это?», «Что это?», «Каковы его основные свойства и признаки?». Данный вид наблюдения имеет место в том случае, когда ребенок обращается к предмету, объекту в связи с предстоящей продуктивной деятельностью, либо когда он знакомится с новым предметом или явлением. Основу распознающего наблюдения составляет система исследовательских действий, посредством которых ребенок и получает информацию о наблюдаемом объекте или предмете. Имеют место и мыслительные процессы и операции (анализ, сравнение), но они также опираются на чувственный опыт ребенка; длительные наблюдения за изменением и развитием предметов и явлений. Данный вид наблюдений строится на основе использования различных видов восприятия, которые формируются в распознающем наблюдении. Имеют место и мышление, и речь. Причем, так как ребенок должен проследить, установить произошедшие с наблюдаемым объектом изменения, значение этих процессов уравнивается. Определенное значение также приобретает память;

        2. Воссоздающие наблюдения.

         Это специфический вид наблюдения, целью которого является воссоздание по части, детали целостного образа предмета или явления природы. Решение данной задачи требует тонкого сенсорного анализа и умения соотнести часть к целому, опираясь на имеющиеся представления. Ведущее значение в данном виде наблюдения приобретают мышление и воссоздающее воображение.

        3. Эпизодические наблюдения - продолжающиеся несколько минут (за снежинкой на ладони; за инеем, за поведением птиц у кормушки; в морозный день послушать скрип снега; полюбоваться, как блестит снег в солнечную погоду; за таянием сосулек; за весенней грозой;).

        4. Длительные наблюдения, которые ведутся в течение многих дней, а иногда и недель (за поведением рыб в аквариуме; за снегом; за пробуждением и ростом растений; за почками на деревьях; за изменением окраски листьев; за одуванчиком). Длительные наблюдения ценны тем, что позволяют улавливать последовательность в наступлении явлений природы, их видимую связь, что доступно зрительному восприятию ребенка дошкольного возраста. Наблюдения проводятся на занятиях, экскурсиях, ежедневных прогулках, во время работы на участке, в уголке природы. Тематика наблюдений в разных возрастных группах различна. Так, например, в первой младшей группе интересны наблюдения - "капельки дождя за окном", в старшей группе - "птичья столовая" и т.д. У педагогов возрастных групп детского сада имеется своеобразная "копилка" - картотека наблюдений, в которой содержатся цели, задачи, наблюдаемый объект, его характеристики, художественное слово, вопросы к детям.

В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, принято выделять наблюдения индивидуальные, групповые и фронтальные.

В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдения бывают эпизодическими (цель — первичное ознакомление с объектом наблюдения), длительными (цель — установление причинно-следственных связей и зависимостей) и итоговыми (цель — обобщение и систематизация полученной об объекте наблюдения информации).

Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении воспитателем следующих требований:

- ясность и конкретность постановки перед детьми цели, задач наблюдения;

- планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения;

- учет возрастных возможностей детей при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения;

- высокая умственная активность и самостоятельность детей.

При выборе тех или иных методов обучения, необходимо прежде всего стремится к продуктивному результату, а использование наглядных методов обеспечивает развитие восприятия как ведущего познавательного процесса, а также развитие наглядно-действенной, наглядно-образной форм мышления и речи, основных видов деятельности дошкольника - игры, изобразительной и трудовой деятельности. Наблюдение, как деятельность, определяет возможности общего умственного развития. И именно в наблюдение, ребенок проходит все ступени мышления. Умение наблюдать обеспечивает полноту и адекватность формирующихся знаний.

У младших дошкольников, метод наблюдения, является важнейшим "проводником" в природу и ее явлений. Оно расширяет кругозор детей, обогащает их мышление множеством конкретных сведений о таинствах жизни природы. Приобщая ребенка к миру природы с помощью наблюдения, мы сознательно развиваем различные стороны его личности. Пробуждаем интерес и желание познавать природное окружение, вызываем у ребенка сочувствие к самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показываем уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, указываем на сезонные изменения, необходимость сохранять, уважительно и бережно обходиться с природой.

Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формирует отчетливые конкретные представления о ней. Воспитатель, организуя наблюдение в форме цикла, как бы все больше и больше приоткрывает дверцу в таинственное, и неведомое, позволяет детям удивляться и наращивать крупицы новых знаний.

Существует большое количество занятий, в которых наблюдение - ведущий метод в получении знаний. Дети младшего дошкольного возраста проявляют активный интерес к предметам и явлениям, которые их окружают, однако в силу несформированности устойчивого произвольного внимания не могут долго и сосредоточенно заниматься одним делом. Преобладающей формой мышления является наглядно-образное. Эти особенности важно учитывать при организации учебно-познавательной деятельности. Воспитатель строит свою деятельность на основе игровых методов и приемов.

У детей пяти и шести лет, по данным В.С.Мухиной, появляется более планомерное и последовательное обследование и описание предмета [22]. При рассматривании дети вертят предмет в руках, ощупывают его, обращая внимание на наиболее заметные особенности. На первых порах ребенок пытается извлечь сведения о свойствах предметов не столько из восприятия, сколько из практических действий с ним. На протяжении дошкольного детства внешние ориентировочные действия, необходимые для применения сенсорных эталонов, интериоризируются. Эталоны начинают применяться без перемещения, совмещения, обведения контура предметов и других внешних приемов. Их заменяют движения рассматривающего предмет глаза или ощупывающей руки, выступающей теперь как предмет восприятия.

Наблюдения у детей старшего возраста характеризуется наличием следующих качеств: умения понять познавательную задачу; принять план наблюдения; умение отвечать на поставленные вопросы; самостоятельно ставить кратковременные цели наблюдения; использовать освоенные способы познания в новых условиях. Наилучшим условием формирования в дошкольном возрасте этой познавательной деятельности является специальная организация наблюдений и целенаправленное руководство им со стороны педагога.

При организации наблюдения в природе важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений, навыков и ценностных отношений детей не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры в дошкольном детстве.

Общество заинтересованно сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе экологическую культуру. Дети должны воспитываться так, чтобы быть способными преумножать природные богатства Земли.

4.ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА НАБЛЮДЕНИЕМ

Каждый ребенок по своей природе исследователь. Пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им открывать как можно больше тайн живой и неживой природы. Вопросы помогают познавать детям мир, обогащают ум открытиями.

Сравнение природоведческих вопросов с вопросами из других сфер человеческой деятельности показывает, что никогда ребенок не спросит о математике, музыке, рисовании такого, чего не знал бы взрослый, но по биологии дети постоянно поднимают проблемы, над решением которых работают многие научные коллективы мира. «Почему птицы откладывают яйца, а человек - нет?», «Почему сейчас обезьяна не превращается в обезьяну?», «Я понимаю, почему птицы улетают в теплые края, а зачем они возвращаются обратно?», «Животные разговаривают?».

Анализ детских вопросов показал, что взрослые способны ответить примерно на половину, причем большинство из них являются бытовыми. На остальные ответит только специалист, работающий в данной области. Около 10-15% вопросов представляют собой задачи, вообще нерешенные человечеством. Толково ответить на вопрос – большое искусство, оно требует осторожности.

С чего же начать?

Прежде всего – это общение с ребенком, которое должно создавать радостное, оптимистическое ощущение жизни, уверенность в своих силах и способностях. Без всего этого естественные проявления умственной активности, пытливости, любознательности сдерживаются и притупляются. В этом помогают прогулки в природу, которые сближают нас с детьми, помогают установлению дружеских отношений, в основе которых лежит взаимопонимание. Такие прогулки помогают воздействовать на ребенка: развивать его наблюдательность, тренировать внимание и память. Нужно только научиться наполнять такие прогулки содержанием, чтобы каждая из них стала светлым праздником, ведь в природе нет такого периода, когда бы нечего было показать ребенку. «Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда, когда человек познает ее, проникает мыслью в причинно-следственные связи», - говорил Сухомлинский [29]. Наблюдения во время прогулки дают возможность ребенку воспринимать красоту природы и узнать новое о жизни и о природе, создают условия для применения знаний в новой ситуации, стимулируют развитие наблюдательности и познавательной активности дошкольников.

Большое значение для умственного развития ребенка имеет экспериментирование с природным материалом. Здесь перед ребенком стоит определенная познавательная задача, требующая самостоятельного решения. При организации опытов с растениями и животными детей нужно учить осторожному обращению с живыми существами, стараясь им не навредить.

Важным средством приобщения ребенка к природе являются природоведческие музеи. Посещение музеев у детей развивает любознательность, наблюдательность, пробуждает в ребенке творчество. Музей сразу осмотреть невозможно, его необходимо посетить несколько раз.

Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок, которые учат многогранно и образно воспринимать мир. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу, отгадать ее – значит найти решение задачи, совершить мыслительную операцию.

Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребенка, так и на его чувства, помогает присматриваться к природе и учит правильно ее воспринимать. Книга дает детям представление об отдельных, в ряде случаев экзотических явлениях природы, необычных эпизодах взаимодействия человека и природы.

Необходимо давать большой простор детскому творчеству и экспериментированию, поощрять детей пытливых и любознательных, стимулировать их самостоятельные поиски интересных фактов и закономерностей.

Создавая условия, обеспечивающие развитие у ребенка способности направлять речевую активность на предмет общения и высказывать собственные суждения о нем, умений слушать и слышать партнера, воспринимать его позицию по тому или иному вопросу, признавать право на личную точку зрения и ее защиту, мы учим ребенка тому, что об одном и том же предмете или явлении можно спросить по-разному.

Самостоятельный или совместный труд в природе по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет приобрести детям умения, правильные способы практического взаимодействия с природой, т. е. приобщаться к созидательному процессу.

Эстетическое развитие сопряжено с тем, что дети учатся видеть красоту в любых естественных проявлениях здорового организма наслаждаться ею, понимать красоту природы, запечатленную в произведениях искусства (музыке, поэзии, живописи, графике, предметах прикладного искусства, и создавать ее своим руками через разные формы изодеятельности. Не остается в стороне и физическое развитие ребенка: практически и через беседы дети приобщаются к пониманию здоровья как ценности, которую надо беречь с малых лет. Важно формировать у детей желание поступать хорошо при взаимодействии с природой и друг другом, воспитывать потребность созидать, а не разрушать.

Работу по развитию наблюдения следует вести систематически и планомерно, используя все виды деятельности.

Любое наблюдение начинается с постановки цели, сообщения задания и определения объекта. Все эти компоненты должны быть четко сформулированы и сообщены детям. Не следует давать детям задания типа: «Наблюдай погоду». Задания должны нацеливать внимание на конкретные предметы и их части, на то, что непосредственно окружает ребенка в момент наблюдения.

Важным условием является разумный отбор объектов. Не следует идти по принципу «чем больше, тем лучше», целесообразно исследовать при каждом наблюдении один – два объекта. Отобранный объект должен быть доступным для наблюдения в любое время года, в любую погоду.

Сам процесс наблюдения начинается с того, что воспитатель предлагает детям осмотреть предмет или явление в целом, чтобы у них сложилось общее представление о его форме, преобладающей окраске, характере движений и т.п. Затем следует организовать рассмотрение объекта по частям, приучая дошкольника концентрировать внимание на конкретной детали.

Цель наблюдения – полнее запечатлеть образ предмета или явления. Можно предложить ребенку после однократного рассматривания предмета закрыть глаза и представить себе то, что он увидел. Затем предложить открыть глаза и проверить, что не удалось рассмотреть в первый раз. Этот прием целесообразно повторять несколько раз.

Эффективными приемами Н.И. Ветрова называет заслушивание устных описаний рассматриваемого предмета, анализ рисунков, сделанных по материалам наблюдений. «Полезно проводить повторные наблюдения по истечении какого - то срока» [5].

Хорошим приемом закрепления образа наблюдаемого предмета является раскрашивание черно – белых рисунков – по памяти или с натуры. При этом целесообразно требовать, чтобы рисунок был как можно ближе к оригиналу.

Вполне применим в наблюдении с дошкольниками прием имитации ребенком движений, звуков, предметов и явлений природы. Попытка таких имитаций заставляет ребенка внимательнее всматриваться, вслушиваться в предмет или явление, улавливать такие тонкости, которые при первом наблюдении «прошли мимо».

Эффективность наблюдений значительно повышается, если ребенок фиксирует их результаты, например, в «календаре природы». Воспитателю следует иметь ввиду, что для занесения определенных данных в такой календарь следует пользоваться теми условными знаками, которые применимы в начальной школе.

Интересен прием, заставляющий внимательно смотреть на предмет : предложить ребенку самому исследовать объект и получить нужные результаты, т.е., самому «сделать открытие». Например, дети наблюдают весной за изменениями жизни растений.

«Для формирования умения видеть, важно поддерживать интерес к наблюдениям» [4]. Это способствует более быстрому запечатлению образов наблюдаемых объектов, стимулирует активную творческую деятельность. Одним из важнейших путей поддержания интереса является использование образов наблюдаемых объектов на занятиях по развитию речи, труду, изобразительному искусству и даже счету.

Интерес к наблюдениям поддерживается и тогда, когда воспитатель не только фиксирует то, что дети услышали или увидели, а пытается помочь ребенку объяснить наблюдаемое, вскрыть его причину, установить связь явлений. Например, осенью дети наблюдают образование льда. Одновременно они наблюдают за температурой воздуха. Полезно сопоставить эти два явления и помочь детям установить причинно – следственную связь.

Таким образом, методика руководства наблюдением может быть структурирована по следующим положениям:

- постановка цели, сообщение задания и определение объекта;

-рассмотрение объекта вначале в целом, затем по частям;

-обследование предмета детьми с помощью различных средств восприятия;

-определение выводов по наблюдению.

К особенностям организации наблюдения относится:

- предельно четкое формулирование постановки цели, сообщения задания и определения объекта;

- ограничение количества наблюдаемых объектов при каждом наблюдении;

- выбор доступного для наблюдения в любое время года объекта, поддержание интереса детей к нему, помощь в определении причин наблюдаемого явления.

Правильно организованные наблюдения позволят активизировать исследовательскую деятельность детей, побудят их к самостоятельному экспериментированию и будут способствовать формированию бережного отношения ребенка к окружающему миру.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, наблюдение является методом, решающим задачи экологического воспитания. Представления детей о растениях, животных, объектах неживой природы формируются благодаря освоению предметной сущности окружающего мира, элементарных понятий.

При условии наличия практической деятельности и руководства взрослого у детей старшего дошкольного возраста формируется достаточно полно представления об объекте, существенные признаки сходства и различия. Обследовательскими действиями выступают движения руки и глаза. Дети активно и самостоятельно пользуются операцией сравнения, но к обобщающему понятию их подводит взрослый. Наблюдение детей старшего дошкольного возраста планомерно, однако еще недостаточно самостоятельно: имеющиеся у детей представления стихийно не могут превратиться в понятия. Дети усваивают обобщающие понятия в ходе приобретения основ научных знаний.

Методика руководства наблюдением должна быть структурирована по следующим положениям:

- постановка цели, сообщение задания и определение объекта;

-рассмотрение объекта вначале в целом, затем по частям;

-обследование предмета детьми с помощью различных средств восприятия;

-определение выводов по наблюдению.

К особенностям организации наблюдения относится:

  • предельно четкое формулирование постановки цели, сообщения задания и определения объекта;
  • ограничение количества наблюдаемых объектов при каждом наблюдении; выбор доступного для наблюдения в любое время года объекта, поддержание интереса детей к нему, помощь в определении причин наблюдаемого явления.

Задача современной педагогики научить ребенка слушать, ощущать, видеть, созерцать природу. Ребенок должен научиться сам находить тему наблюдения и подходить к педагогу с готовым вопросом.

Если проводить наблюдения регулярно, то ребенок научится сам замечать интересные моменты из жизни природы, научиться их описывать и объяснять.    

Общение с природой должно стать потребностью детей, источником радости, непрерывного обогащения их новыми впечатлениями. Непосредственное общение с природой не может быть подменено ничем другим.

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аветисян Л. Природа и умственное воспитание дошкольников. // Дошкольное воспитание, 1988. - №4. С. 27-31.
  2. Большая Светская энциклопедия. - 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1974.
  3. Валова З.Г., Моисеенко Ю.Е. Ребенок среди природы: Пособие для родителей. - /Мн.: «Полымя», 1985.
  4. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. Мн., «Нар. асвета», 1972. - 128 с.
  5. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. М, 1980.
  6. Ветрова Н.И. Формирование деятельности наблюдения и наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста: Автореферат. Рига, 1974.
  7. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для восп. дет. сада. - М.: Просвещение, 1978.
  8. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. - М.: Просвещение, 1993.
  9. Горькова Л.Г., Корчегина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников /средняя, старшая, подготовительная группы/. - М.: ВАКО, 2005. /Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем/.
  10. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.И. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 2-е, переработанное. – СПб.: Акцидент, 1999.
  11. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М.: АРКТИ, 2001.
  12. Залкинд Э.И. Природа в детском саду. Учпедгиз, 1974.
  13. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных: Из опыта работы /Под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1982.
  14. Как знакомить дошкольников с природой /Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1982.
  15. Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой. -М.: Просвещение, 1983.
  16. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. - М.: 1955.
  17. Краткий психологический словарь /сост. Л.А. Карпенко; под общей редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985.
  18. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. Сборник статей и речей, - Изд. 2-е доп. - М.: Просвещение, 1973.
  19. Логинова В.И., Матвеева А.К., Саморукова П.Г. развитие наблюдения у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 1970.-№6
  20. Локк Д. Педагогические сочинения. М.: 1939.
  21. Методика ознакомления с природой в детском саду /Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1992.
  22. Мухина АВ.С. Психология дошкольника. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. училищ. Под ред. Л.А. Венгера. М., «Просвещение», 1975.
  23. Никитина Э. Природа как средство воспитания. //Дошкольное воспитание, 1983.
  24. Николаева С.Н. Наблюдаем - познаем // Дошкольное воспитание, 1991.
  25. Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. - М.: Просвещение, 1987.
  26. Педагогический словарь / Изд. Академии пед. наук. - М.: 1960.
  27. Песталоцци И.Г. История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия. - М.:1974.
  28. Рыжова Н.А. Я и природа: Учеб.-метод. Комплект по эколог. образованию дошкольников. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1996.
  29. Сухомлинский В.А. Как воспитатель настоящего человека:/этика коммунистического воспитания/. Педагогическое наследие/ сост. О.В. Сухомлинская. - М.: Педагогика, 1990.
  30. Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5 - 7 лет. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг. - 2001.
  31. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. - М.: 1968.
  32. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. - М.: 1986.
  33. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование авторских дидактических пособий для сенсомоторного развития детей раннего возраста в процессе ознакомления с природой

Об использовании авторских пособий для сенсомоторного развития детей раннего возраста в процессе ознакомления с природой...

Комплекс занятий по развитию диалогической речи дошкольников в процессе ознакомления с природой.

Комплекс занятий по развитию диалогической речи дошкольников в процессе ознакомления с природой....

Презентация "Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе ознакомления с природой"

Презентация "Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе ознакомления с природой" Могучим фактором способствующим  интеллектуальной активности детей, является пр...

Познавательное развитие старших дошкольников в процессе ознакомления с природой

Всем известно, что дети по природе своей – исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о м...

Развитие познавательных интересов у старших дошкольников в процессе ознакомления с природой

В статье описывается развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе ознакомления с природой....

Статья "Развитие познавательных интересов у старших дошкольников в процессе ознакомления с природой".

В статье описывается развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе ознакомления с природой...