Беседа с детьми в средней группы на решение задач нравственного воспитания по теме "Моя семья"
материал (средняя группа)

Щеглова Ирина Александровна

: Формирование представлений о семье и родственных отношениях.
Материал: семейные фотографии детей и воспитателя.
Ход беседы:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл besedy_o_seme.docx28.62 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа с детьми в средней группы на решение задач нравственного воспитания по теме "Моя семья"
Цель: Формирование представлений о семье и родственных отношениях.
Материал: семейные фотографии детей и воспитателя.
Ход беседы:

Воспитатель:
-Ребята, попробуйте отгадать загадки и вы узнаете, о чем мы сегодня будем с вами беседовать.
Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети? 
На вопрос отвечу прямо: —
Всех милее наша...мама.

Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно ...папа.

Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша... бабушка.

Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый...дед.

Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... семья.
Правильно! Мы поговорим сегодня о семье.
- Ребята, как вы думаете, что такое семья? 
Дети ( предположительный ответы):

Семья-это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка.
Воспитатель: Правильно. Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Все члены семьи любят, уважают и заботятся друг о друге.
Вы сегодня принесли фотографии своей семьи из вашего семейного фотоальбома. Расскажите о вашей семье? Но сначала я хочу вам рассказать о моей семье, послушайте. (рассказ воспитателя о своей семье). А теперь, давайте послушаем ваши рассказы.
( Желающие дети рассказывают по фотографии о своей семье. Воспитатель хвалит ребят за интересные рассказы и помогает наводящими вопросами если ребенок затрудняется. Обращает внимание на то, что на всех фотографиях члены семьи улыбаются, значит любят друг друга).
Воспитатель: Молодцы, хорошие получились рассказы, но не все ребята смогли рассказать, а мне хочется послушать всех. Предлагаю поиграть в игру, которая так и называется "Какая у вас семья?"( игра с мячом).
Дети встают по кругу, в центре круга стоит воспитатель с мячом. Он бросает мяч ребенку и спрашивает: -Какая у вас семья? Ребенок, поймавший мяч, должен ответить подбирая прилагательное.
(большая, маленькая, дружная, заботливая, трудолюбивая, веселая, добрая, хорошая, строгая, здоровая, крепкая, счастлива)
Если дети затрудняются подобрать прилагательное, воспитатель применяет метод прямой подсказки, например:

-А если у вас в семье много людей ....большая;

-А если у вас все живут дружно....дружная;

-А если в семье все друг о друге заботятся...заботливая.
Воспитатель: Молодцы, вижу, замечательные у вас семьи. А еще мне хочется узнать, кто чем занят в вашей семье. Предлагаю поиграть в игру "Кто, что делает в нашей семье?" (игру можно проводить с мячом, можно заменить на флажок).
Воспитатель задает вопрос, например: -Что делает мама (папа, бабушка, дедушка, брат, сестра?) Ребенок поймавший мяч, может предположительно ответить: (гладит, стирает, готовит, моет посуду, ходит на работу, шьет, зарабатывает деньги, проверяет уроки, ходит в магазин за покупками, учит уроки, ухаживает за цветами, вытирает пыль, играет, читает, мастерит ...)
Воспитатель: Спасибо ребята, я очень рада, что вы так много знаете о своей семье, кто и чем любит заниматься. Из ваших ответов я поняла, что у вас у всех дружные семьи. Семья очень нужна каждому человеку, большому и маленькому. Воспитатель предлагает детям пойти за столы и нарисовать портреты своей семьи.

Беседа в средней группе по теме "Моя семья"

Цель: Формирование представлений о семье и родственных отношениях.

Задачи: - учить отвечать на вопросы предложением; - упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов; - упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательной формы существительных. - расширять представления детей о своей семье, родственных отношениях; - воспитывать положительные взаимоотношения в семье, чувство любви и уважения к членам своей семьи.

Предварительная работа: Разучивание пальчиковых игр "Моя семья", "Кто живет в семье"; чтение и рассказывание сказок "Три медведя", "Гуси-лебеди", "Волк и семеро козлят"; разучивание стихотворения М. Шварца "Семья"; сюжетно-ролевые игры: "Дом", "Семья"; дидактические игры "Чьи детки", "Поможем маме", изготовление родителями и детьми генеологических древ своих семей.

Ход беседы:

Дети стоят в кругу, у воспитателя клубок ниток. Воспитатель держит нитку рукой, говорит комплимент рядом стоящему ребенку и передает ему клубок. Тот соответственно передает клубок другому, говоря ему комплимент и так до тех пор пока клубок не окажется в руках у воспитателя. Нитки клубка образуют замкнутый круг.

Воспитатель.

 Смотрите, ребята у нас с вами получился круг, на что он похож (отсветы детей.)

Да ребята на солнышко, которое собрало нас в круг, и теперь мы можем с вами сказать мы сплоченная дружная семья. И разговор у нас с вами сегодня будет о семье. Давайте тихонечко сядем на свои места.

-Ребята, как вы думаете, что такое семья?

Дети: Семья-это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка.

Воспитатель: Правильно. Семья – это самое дорогое, что есть у человека. У каждого человека должна быть семья. Почему люди стали жить семьями, потому что в семье легче выжить, в семье все любят друг друга, заботятся друг о друге, всегда помогут в трудную минуту. Вы тоже живете в семье. Кто хочет рассказать о своих близких? (рассказы по фотографиям – генеологическому  древу). Как ваши родные заботятся о вас? (рассказы детей)

Воспитатель.

Послушайте стихотворение.

Семья – это мама, папа, и дед,

Бабуля готовит нам вкусный обед.

В семье еще братья и сестры бывают,

Семья – это я! И меня называют

Котенок и лапочка, заинька, птичка;

Мне кто-то – братишка, а кто-то – сестричка.

Семья – где все любят меня и ласкают

И лучше семьи ничего не бывает.

Воспитатель.

А сейчас мы с вами поиграем в

 игру

«Скажи ласково»

Цель: обогащение словаря детей, умение образовывать слова при помощи суффиксов, побуждение называть членов своей семьи по именам и ласковыми словами.

Дочь-доченька, дочурка

Сын – сынок, сыночек

Папа – папочка, папенька

Дед – дедушка, дедуля

Бабушка – бабулечка

Сестра – сестрёнка

Внук – внучок

Внучка – внученька

Брат – братишка

Воспитатель.

- В сказке есть волшебная птица. Называют ее – птица счастья. Если эта птица

залетит в чей-то дом, то будет там много здоровья, радости, успехов.

-Давайте нарисуем птицу счастья для своей семьи.

Дети садятся за стол и рисуют.

(Обводится  ладошка ребенка, дорисовываются до птички).

Воспитатель.

-Давайте полюбуемся вашими птицами. Взмахните листочками, представьте,

что птицы полетели.

- Я хочу вам пожелать, чтобы птица счастья принесла в вашу семью много

тепла и ласки.

Беседа «Семейные традиции»

Это в первую очередь, праздники, которые отмечаются в семьях (день рождения, торжественные обеды по выходным, когда вся семья в сборе и достается праздничный сервиз). Это может быть традиция сажать деревце или выезжать под Новый год за город, чтобы украсить живую елку. Это традиции посещать вместе с ребенком музеи, выставки, театры. Это совместные игры, или поздравления родственников. Это традиционные походы, прогулки, пикники на природе. Это составление семейных альбомов, родословной своей семьи.

Традиция 1. Семейные праздники

Воспитатель. Как вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье?

Да, ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Для ребенка праздник не то, что для нас взрослых. Праздник это событие в детской жизни и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как и мы, свои годы от одного события до другого. «Тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники» /К. Ушинский/.

— Как вы устраиваете детские праздники в семье? (ответы) Праздник не для взрослого, а для ребенка. Иногда малышу скучно на своем дне рождения (о нем все забыли) и наоборот все внимание на него и ребенок свидетель взрослых разговоров и участник, тогда он привыкает быть в центре внимания, что развивает в нем нескромность, развязность.

Не следует заставлять ребенка выступать, если он не хочет. Он должен сам выразить свое желание спеть, станцевать, если ему это выпадет при игре или по фанту.

— Как вы думаете нужно оформлять квартиру к празднику? Что это дает ребенку? (ответы родителей)

— Важно принимать участие всем и детям и взрослым?

Все любят подарки, особенно дети.

— Какие вы дарите подарки детям? (ответы родителей).

Подарок должен быть немного на вырост, но в меру. Каждая игрушка должна развивать ребенка, развивать память, мышление, внимание. Развивать физически: мячи, скакалки. Для развития мелкий моторики – карандаши, пластилин. При этом надо обратить внимание на то, как ребенок принимает подарок и как благодарит за него.

Хорошо фотографировать ребенка в кругу семьи в день рождения. Продумать программу развлечений, приобрести для игр — аттракционов разные безделушки, от выдумки и фантазии взрослых зависит успех детского творчества.

Традиция 2

Воспитатель. А сейчас разминка. Попробуйте сосчитать, сколько в семье человек.

« Послушай, вот моя семья:

Дедуля, бабушка и брат

У нас порядок в доме, лад

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка.

Сестра, невестки, дочки

А самый младший – я.

Какая же у нас семья?

(6 чел., брат, сестра, их родители, бабушки и дедушка)

С помощью шуточной загадки мы коснулись интересной темы — родственных отношений.

Каждый из нас продолжатель рода своего. И корни каждого рода, как корни дерева уходят далеко в старину. И тот род силен, кто помнит своих предков и бережет.

В качестве примера вот родословная семьи. Попробуйте составить родословную своей семьи начните с себя (5мин. задание). Кто придумал Ваше имя? Откуда родом ваши родители? Дедушки? бабушки? Кто придумал имя Вашему ребенку?

Познакомьтесь с материалом исследований по инициалам (прочесть, родители сравнивают со своими инициалами характеристику человека по инициалам).

Будет очень хорошо, если вы начнете собирать историю своего рода.

Это будет своеобразный мостик между поколениями ваших предков и потомков. Это будет ваша семейная биография, просто и доходчиво рассказанная детям

Традиция 3 Семейные архивы

Воспитатель. Это не прошлое, это всегда завтрашнее.

Семья должна иметь свой архив: почетные грамоты, медали отцов, дедов, историю рода и фамилии.

Скажите, а что еще поможет нам сохранить историю семейного рода (семейный альбом).

Традиция 4 Семейный альбом

Воспитатель. Это огромное осмысленное пространство жизни, с одной стороны, просто и понятное ребенку, с другой – загадочное и удивительное.

Когда вы его листали в последний раз?

Отбор фотографий, оформление страниц альбома – именно то общение, которое необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с родителями.

Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его запоминание.

Традиция 5 Семейный отпуск на природе

Воспитатель. Скажите, у кого из вас есть традиции выезжать за город, на дачу вместе с ребенком? Природа оказывает на ребенка огромное влияние на развитие личности дошкольника, дает возможность хорошего общения с ребенком, а прогулки в природу благоприятно влияют на здоровье человека, развивает его, учит беречь окружающую природу, знакомится с жизнью растений, животных, птиц, насекомых.

Традиция 6 Семейное посещение театров, музеев, выставок

Воспитатель. Кто из вас постоянно ходит с детьми в музеи, театры, выставки?

Человеку всегда свойственно стремление к красоте. Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи, свои традиции. Мы взрослые должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты, природы, искусству. Посещение музеев должно стать праздником для всей семьи.

Традиция 7 Коллекционирование

Воспитатель. Очень хорошо что есть в семье традиция, если же нет то можно предложить собирать какие либо коллекции, особенно после посещения музея появляется выбор (камешки, ракушки, коряги, фантики, бусинки, марки).в результате этого у ребенка пробуждается потребность к сознательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд людей.

Наша задача – помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими людьми.

Традиция 8 Игры с ребенком

Воспитатель. — Скажите, в какие игры и как вы играете с ребенком?

— Какой вид деятельности является ведущим в дошкольном возрасте?

Мы с уверенностью можем сказать Детство – игра, игра – это детство.

Детство дано для того, чтобы мы подготовили ребенка к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, пополнился эмоциями, переживаниями, представлениями, чтобы духовная жизнь в нем начала свое движение. Ирга – это жизнь ребенка и выбор игр должен стать традиционной в каждой семье. Игр и игрушек много. Следует вдумчиво подходить к их подбору. Играть надо в различные игры: настольные, подвижные, словесные, развивающие.

Хороши игры типа лото, домино, шашки, шахматы. Советуем вам обязательно играть в игры с природным и бросовым материалом. Например: «угадай с какого растения семена?», «Кто, кем был?», «Что может летать?», «Найди похожее на яблоко».

В ваших руках вырастить детей грамотными, образованными, воспитанными, любящими и почитающими родителей, знающими свою родословную.

Стихотворение: «Берегите друг друга»

Мой мир! Он маленький, но всё же мой!

Такой красивый и такой волшебный…

Мир, где сбываются мои мечты.

Мир, где не иссякнет свет Надежды.

Я в этом Мире маленький росток

Росток Любви, который расцветает

Я облако, Я дымка, Я цветок…

Я бабочка, которая пархает

Мой Мир…Он хрупкий…Он живой

И каждый миг в нём я живу, сражаясь

Со злобой, ненавистью, пустотой

И на Судьбу свою не обижаясь.

Я в этот мир зову своих друзей

Своих любимых, дорогих и близких

Хочу, чтоб в мире этом были все равны

Желаний подарить хочу им самых чистых.

  Здравствуйте, уважаемые родители. Я очень рада встрече с вами.  

  Наш сегодняшний разговор я хочу начать с таких слов: 

Говорим урывками, обедаем наспех, 

Живем на бегу, будто курам на смех. 

А ведь лучше, когда стол накрывается,  

И к нему вся семья вечерком собирается: 

Молодые, детишки, бабуля и дед, -  

Вот это настоящий семейный обед! 

Скатерть красивая, лица счастливые, 

Блюда стоят: красота, аромат. 

Людям такие минуты важны: 

Семь Я, и все вместе, добры и дружны! 

  В этом тексте заложена тема и цель нашей беседы. Как вы думаете, о

чем мы сегодня с вами будем говорить? (О семье, об общих увлечениях) 

  И  вот  об  этих  общих  увлечениях  и  занятиях,  как одном  из  главных

составляющих  семьи  и  которые  являются  залогом  существования  крепких

семейных  отношений  мы  сегодня  и  поговорим  с  вами  –  о  семейны

  Здравствуйте, уважаемые родители. Я очень рада встрече с вами.  

  Наш сегодняшний разговор я хочу начать с таких слов: 

Говорим урывками, обедаем наспех, 

Живем на бегу, будто курам на смех. 

А ведь лучше, когда стол накрывается,  

И к нему вся семья вечерком собирается: 

Молодые, детишки, бабуля и дед, -  

Вот это настоящий семейный обед! 

Скатерть красивая, лица счастливые, 

Блюда стоят: красота, аромат. 

Людям такие минуты важны: 

Семь Я, и все вместе, добры и дружны! 

  В этом тексте заложена тема и цель нашей беседы. Как вы думаете, о

чем мы сегодня с вами будем говорить? (О семье, об общих увлечениях) 

  И  вот  об  этих  общих  увлечениях  и  занятиях,  как одном  из  главных

составляющих  семьи  и  которые  являются  залогом  существования  крепких

семейных  отношений  мы  сегодня  и  поговорим  с  вами  –  о  семейны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие клубного типа для решения задач нравственного воспитания.

Занятие клубного типа для решения задач нравственного воспитания....

Беседа с детьми с элементами театрализованной деятельности по духовно - нравственному воспитанию на родительское собрание "Сергий Радонежский"

Программное содержание:Обучающие задачи: Познакомить детей с основными событиями из жизни преподобного Сергия Радонежского. Формировать понимание милосердия и трудолюбия в повседневной жизни, в ...

утренние беседы с детьми в средней группе

утренние беседы с детьми в средней группе...

Беседа с детьми в средней группе на тему: «Рыбы»

Формирование знаний об общей характеристике рыб, особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания....

Беседа с детьми младше – средней группы «Откуда пришла книга?»

Формировать у детей систему знаний о значимости книги как произведения эстетической культуры....

Беседа с детьми в средней группе

Беседа на тему: "Светлая Пасха"...

Беседа с детьми в средней группе на тему: " Поссорились - помирились"

Беседа с детьми в средней группе на тему: "Поссорились - помирились"Цель: формировать умение детей сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов, находить слова для оценки повед...