Формирование мотивации к школьному обучению с помощью сказки у воспитанников ДОУ
статья (подготовительная группа)
Готовность к школьному обучению у детей подготовительной группы детского сада предполагает у них наличие мотивов обучения и положительного отношения к школе. Позитивная мотивация к школе предполагает полноценное развитие учебно-познавательных и социальных мотивов. Одним из наиболее эффективных спосособов развития данных мотивов является сказкотерапия. С помощью сказок можно сформировать представления ребенка о школе, роли ученика и так далее.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование мотивации к школьному обучению с помощью сказки у воспитанников ДОУ
Готовность к школьному обучению у детей подготовительной группы детского сада предполагает наличие у них мотивов к обучению и положительного отношения к школе. Среди мотивов, определяющих отношение будущих первоклассников к школе, выделяют следующие:
- социальные – мотивы, основанные на понимании необходимости учения и стремлении к социальной роли школьника;
- учебно-познавательные – мотивы, основанные на интересе к новым знаниям;
- оценочные – стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение;
- позиционные – мотивы, связанные с интересом к атрибутике школьной жизни и позиции школьника («Мне купят ранец», «В школе большие дети, а в садике маленькие»);
- внешние по отношению к школе и учению («Я пойду в школу, потому что мама так сказала»);
- игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность («Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями»).
Развитие на достаточном уровне учебно-познавательных и социальных мотивов в сочетании с оценочными оказывает положительное воздействие на школьную успеваемость. Преобладание игрового мотива и негативное отношение к школе отрицательно влияет на успешность усвоения знаний.
Позитивная мотивация к школе предполагает полноценное развитие учебно-познавательных, социальных мотивов и положительного отношения к школе.
Одним из наиболее эффективных методов развития у детей положительного отношения к школе является сказкотерапия. Причин несколько:
- сказочные события ненавязчиво повествуют о школьной жизни с разных сторон, помогают находить позитивный смысл в происходящем;
- происходит неосознанная идентификация ребенка с героем сказки, который испытывает школьные трудности, но в дальнейшем успешно преодолевает их;
- сказки позволяют ребенку почувствовать, что он не одинок в своих переживаниях, что оказывает успокаивающее воздействие, укрепляет уверенность в себе;
- ценность метафор заключается еще и в том, что они предлагают ребенку возможные способы решения школьных проблем и трудностей, знание которых добавляет ребенку уверенности в себе.
При работе со сказками выделяют три основных принципа:
- осознанность, т.е. осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета, понимание роли каждого персонажа;
- множественность, т.е. понимание того, что одно и то же событие может иметь несколько значений;
- связь с реальностью, т.е. понимание того, что каждая сказочная ситуация дает некий жизненный урок, которым в дальнейшем можно воспользоваться.
С помощью сказок можно сформировать представления ребенка о школе, роли ученика, сформировать позитивный настрой при поступлении в школу, снизить уровень тревожности ребенка, сформировать адекватное отношение к результатам обучения, понимание зависимости результата, оценки от затраченного труда, оценить свой поступок со стороны.
Я хочу предложить вашему вниманию «Лесную школу» М.А.Панфиловой, которые легли в основу психологического тренинга по подготовке детей к школе.
Эти сказки раскрывают пять основных тем для будущих первоклассников:
- Сказки для адаптации к школе. В них дети знакомятся со школьными атрибутами, обстановкой в классе, ролью учителя, правилами поведения на уроке. Это такие сказки, как: «Создание «Лесной школы», «Букет для учителя», «Смешные страхи», «Игры в школе», «Школьные правила».
- Сказки об отношении учеников к вещам, повествующие о том, как правильно обращаться со школьными атрибутами, учат аккуратности и самостоятельности, нравственным правилам. Это: «Собирание портфеля», «Белочкин сон», Госпожа Аккуратность», «Жадность», «Волшебное яблоко», «Подарки в день рождения».
- Сказки об отношении учеников к урокам и знаниям, раскрывающие понятие зависимости оценки от количества затраченного труда или усвоенного материала, важности адекватного отношения к результатам. К таким сказкам относятся: «Домашнее задание». «Школьные оценки», «Ленивец», «Списывание», «Подсказки».
- Сказки о здоровье и о том, как стать большим, учат сопереживать, приходить на помощь другу, соблюдать режим: «Режим. Телевизор», «Бабушкин помощник», «Прививка», «Больной друг».
- Сказки о школьных конфликтах, помогающие корректировать агрессивное поведение: «Ябеда», «Шапка-невидимка» (демонстративное поведение), «Задача для лисенка» (ложь), «Спорщик», «Обида», «Хвосты» (межгрупповые конфликты), «Драки», «Грубые слова», «Дружная страна» (межполовые конфликты), «Гордость школы».
Сказки, в которых анализируются поступки героев, способствуют воспитанию нравственных и этических качеств у детей. В ходе занятие необходимо дать возможность каждому ребенку высказаться, оценить действия сказочных героев.
В ходе проведения игрового сеанса создаются следующие ситуации, которые в наибольшей степени способствуют интеллектуальной активности детей:
- ситуация «оптимистического старта» (в начале занятия следует задать такую ситуацию, которая располагает к размышлению, снятию напряжения. Например: «Как вы думаете…», «Мне интересны ваши мысли по…»);
- проблемная ситуация (где нет проблем, там нет и мышления);
- ситуация выбора (развивает способность аргументировать и отстаивать свою точку зрения);
- ситуация успеха (учит ребенка мыслить категориями успеха);
- ситуация интеллектуального напряжения (в любом деле успех возможен после напряженного и систематического труда, поэтому на занятии ситуация успеха должна включать элементы интеллектуального напряжения, а ситуация интеллектуального напряжения – элементы успеха).
Структура сказкотерапевтического сеанса имеет свои этапы:
- Ритуал входа в сказку – это церемония приветствия, коллективное сплачивающее упражнение.
- Повторение – актуализация ранее полученных знаний.
- Знакомство с новой сказкой.
- Закрепление – развитие полученных навыков (игры, рисование, драматизации).
- Резюмирование – подведение итогов.
- Ритуал выхода из сказки – поддержание эмоционального настроя на совместную деятельность, релаксационные упражнения, церемония прощания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/25/picture-434364-1445757882.jpg)
Формирование мотивации старших дошкольников обучению грамоте посредством дидактической игры.
Формирование мотивации старших дошкольников обучению грамоте посредством дидактической игры.Формирование мотивации старших дошкольников обучению грамоте посредством дидактической игры. Картотека...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/03/picture-513572-1414988299.jpg)
Статья. "Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению".
Готовность к школе (физическая готовность и физиологическая зрелость ребенка, специальная и психологическая готовность), школьная зрелость. Школьная зрелость как совокупность морфо-физиологических и п...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/25/picture-657655-1440530918.jpg)
Формирование у дошкольников мотивации к школьному обучению
Описание опыта работы по преемственности между детским садом и школой....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/22/picture-423595-1395509528.jpg)
Роль семьи в формировании готовности к школьному обучению
Материал можно использовать в информационной папке для родителей; как консультацию....
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Развивающие игры и упражнения способствуют развитию у детей положительной мотивации к обучению.Такие упражнения можно использовать в работе с дошкольниками 6-7 лет....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/27/picture-189587-1359291702.jpg)
Статья: Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению.
Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют различные подходы: специальные занятия в д/саду на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и подготовка до школы....
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/30/picture-261007-1369936093.jpg)
Формирование готовности и мотивации к школьному обучению у старших дошкольников через игровые моменты в условиях ДОУ.
Данный мастер-класс показывает, каким образом через игру привить старшим дошкольникам интерес к занятиям, сформировать достойную мотивацию к обучению в школе, с увлечением достигать поставленные цели ...