Формирование мотивации старших дошкольников обучению грамоте посредством дидактической игры.
статья по обучению грамоте на тему

Тарасова Вера Владимировна

Формирование мотивации старших дошкольников обучению грамоте посредством дидактической игры.Формирование мотивации старших дошкольников обучению грамоте посредством дидактической игры.  Картотека дидактических игр по грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsro.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование мотивации старших дошкольников обучению грамоте посредством дидактической игры.

     Грамота это очень не простой для понимания дошкольников предмет. Ребёнку старшего дошкольного возраста сложно усвоить абстрактные, не имеющие аналогов в окружающей воспитанника действительности, понятия. Выйти из такого затруднительного положения возможно посредством организации с детьми совместной игровой деятельности. Только в игре все непонятное и необъяснимое становится понятным и доступным к восприятию.

    Воспитатель в силах организовать игру, постоянно мотивировать и заинтересовывать ребенка. И тогда в конечном итоге ребенок сможет подчиняться определенным правилам и у него обязательно появиться желание исследовать, попробовать сделать, узнать что-то новое и, достигнув результата, прийти к цели.

     Основные задачи подготовки к обучению грамоте, которые решаются в дошкольном учреждении:

  • умение детей составлять предложения из двух – четырёх слов;
  • членить предложения такого же состава на слова;
  • делить слова на слоги (ма-лы-ши, ки-но) ;
  • составлять слова из слогов;
  • выделять в слове первый и последний звук;
  • делать звуковой анализ слов.

    Каждый этап работы требует ежедневного многократного повторения и закрепления приобретённых навыков. Это порой рутинная, утомительная и сложно прогнозируемая по срокам работа. Однообразность и монотонность её вызывают определённые трудности у детей. При выполнении повторяющихся заданий у многих налицо нежелание заниматься этим видом деятельности. 

    В подготовительной к школе группе идет подготовка детей к звуковому анализу слова. В практических упражнениях мы закрепляем представление детей о предложении, слове, звуке, а также составление простейших схем.

    Индивидуальные и групповые занятия должны проходить в игровой деятельности в непринуждённой форме. Обязательным условием проведение занятий являются индивидуальные возрастные психологические особенности детей.

    Таким образом, чтобы замотивировать детей и поддерживать интерес в течение всего занятия необходимо использовать дидактические игры.

    Все дидактические игры по грамоте можно разделить на четыре группы: фонетические, графические, грамматические и игры, развивающие устную связную речь.  

     Дидактическая игра содержит три компонента : дидактическую цель, игровое правило и игровое действие.

     Дидактическая цель определяется как основная цель проведения игры: что учитель хочет проверить, какие знания закрепить, дополнить, уточнить.

     Игровое правило – это условие игры. Обычно они формулируются словами «если, то…». Игровое правило определяет, что в игре можно, а чего нельзя и за что игрок получает штрафное очко.

      Игровое действие представляет собой её игровое содержание. Это может быть любое действие (добежать, поймать, передать предмет, произвести с ним какие-то манипуляции), могут быть соревнование, работа на ограниченное время и т.п.

    Исходя из этого мы можем сказать, что  дидактическая игра, во-первых, выполняет обучающую задачу, которая вводиться как цель игровой деятельности и по многим свойствам совпадает с игровой задачей; во-вторых, предполагается использование учебного материала, который составляет содержание и на основе которого устанавливаются правила игры; в-третьих, такая игра создается взрослыми, ребенок получает её в готовом виде.

     Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что дети не заметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки.

     Учитывая вариативность отдельных игр, исходя из возможностей группы,

воспитатель может выбрать необходимые для занятия  упражнение.

   Такие как: “На что похожа буква”, “Учимся играя”, “Занимательный материал (скороговорки, загадки,  пословицы и так далее)”

“Звуковые” игры (“Кто внимательнее?” - на выделение и определение звука, “Кто больше?” - на составление слова с изученным звуком и так далее).

    Дидактические игры  развивают фонематический слух ребенка,формируют

умение сознательно выполнять звуковой анализ слова, развивают память, внимание, наблюдательность.

   В играх типа  “Доскажите словечко” дети не только интересуются звуковой стороной слова (поиски ритма, красоты звучания), но и серьезно задумываются над его смыслом, выразительностью. В играх “Том - Тим” (или “Камень-Вата”) дети стараются безошибочно выполнять задание по различению твердого или мягкого согласного.

Можно провести игру “Перекличка”, предлагая вставать только тем детям, в

имени или фамилии которых есть изучаемый звук. Это будет одновременно и

маленькой физкультминуткой.

Стихотворная форма словарного материала (веселые стихи, рифмованные

упражнения, правила в стихах и так далее) благотворно влияют на выработку

оптимального темпа и ритма речи.

   Очень любят дошкольники слушать сказки приключения звуков, сочинять свои.

Сказочная форма позволяет вести необычные сказочные ситуации. Через сказочные элементы воспитатель может найти путь в сферу эмоций ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. В гости к детям приходят, предлагая интересные игры, сказочные персонажи, например, при изучении звука и буквы  А - Айболит, Б - Белоснежка, В - ВинниПух, Г - Гномики и так далее, или веселые человечки: Петрушка - умный и находчивый, замечательный актер и весельчак; Мурзилка, приносящий в своем портфеле занимательный материал в виде ребусов, кроссвордов, шарад. Приходит в гости к ребятам и веселый Карандаш, умеющий рисовать волшебные картинки, которые оживают с помощью

детей. Кроме того, у него всегда много интересных историй, сказок про звуки и буквы.  Иногда приходит и Незнайка, озорной, смешной, он шалит, ленится и не хочет заниматься, делает ошибки. У детей формируется желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации.

      Все это мотивирует детей на занятие и поддерживает интерес в течение всей продолжительности деятельности. А так же стимулирует умственную деятельность дошкольников, развивает интерес к речи, окружающему миру, наблюдательность, воссоздающее воображение, способность к сопереживанию, образную память, чувство юмора, формирует умение овладевать оценочной терминологией (хитрый, глупый, жадный и так далее), рождает умение удивляться, видеть в обычном необычное.

    Таким образом, каждый педагог дошкольного учреждения должен уметь мотивировать детей к любому виду деятельности и поддерживать интерес во время всего занятия.  А для этого необходим большой запас знаний дидактических игр, который воспитатель будет с легкостью включать в сою деятельность.

Я хочу представить вашему вниманию ряд игр, мотивирующих детей к знакомству и усвоению грамоты.

Дидактические игры по обучению грамоте детей

старшего дошкольного возраста.

  1. Дидактическая игра «Рассели жильцов»

Цель: развивать у детей осознанное восприятие твердых и мягких согласных звуков, научить детей различать понятия "звук и буква", научить детей правильно употреблять термины "твердый согласный звук", "мягкий согласный звук".

Ход игры: детям раздают по несколько карточек. Взрослый устанавливает очередность. Ребенок называет свою картинку, выделяет первый звук в слове, дает ему характеристику, показывает букву, которой на письме обозначается этот звук, и кладет карточку на домик, соответствующий мягкому звуку (зеленый домик) или твердому звуку (синий домик). Если кто-то допустил ошибку, то карточка остается у него. Выигрывает тот, кто первым правильно разложит свои картинки.

  1. “Раз ступенька, два ступенька”

Цель: Учить делить слова на слоги, выполнять звукобуквенный анализ слов. Развивать фонематический слух, умение соотносить звук с его графическим изображением (буквой). 

Дидактический материал (оборудование): наборное панно в виде ступенек, касса букв. Красные квадраты, обозначающие гласные звуки, синие – твердые согласные звуки, зеленые – мягкие согласные звуки. Предметные и сюжетные картинки, графические схемы предложений. 

Методика проведения:

1 вариант. Педагог предлагает детям картинку, которую они должны назвать. Затем это слово они делят на слоги, считают их и показывают на слоговой линейке. 

2 вариант. Педагог выставляет картинку в верхнее окошко и предлагает детям выполнить звуковой анализ слова. 

3 вариант. Дети самостоятельно выполняют звуковой анализ слова, по предлагаемой картинке педагогом. Затем обозначают каждый звук буквой. 

4 вариант. В верхнее окошечко выставляется сюжетная картинка. Педагог предлагает детям составить по ней предложение. Затем дети считают количество слов в нем и выставляют графическую схему предложения.

  1. Волшебные лучики” 

Цель: Обучать слоговому чтению. 

Дидактический материал (оборудование): Наборное полотно с изображением солнца, касса букв. 

Методика проведения: 

1 вариант. В кармашки на концах лучей ставятся гласные буквы, в центр – согласные. Дети читают прямые и обратные слоги. 

2 вариант. В кармашки ставятся карточки со слогами. Дети читают слова. 

3 вариант. Дети самостоятельно подбирают буквы, слоги и прочитывают их.

  1. Дидактическая игра «Звуковое лото»

Цель: определять первый звук в слове и давать его характеристику.

Методика проведения: каждый ребенок получает карту с шестью предметными картинками (можно использовать любое лото) и фишки.

- Я буду показывать  символы звуков, а вы закрывайте фишками те картинки, слова-названия которых начинаются с названных звуков. Победителем станет тот, кто первым закроет фишками все картинки.

  1. «Где звук?»

  Цель: Развитие умений определять, где находится звук.

Оборудование: Карточки- картинки, в названии которых изучаемый звук стоит в разных позициях (начало, середина, конец слова)

Ход игры: Воспитатель показывает картинки (или раздает каждому), а дети должны определить, где находится данный звук.

  1. «Где спрятался звук?»

Цель: Развитие умения устанавливать место звука в слове.

Оборудование: У воспитателя - набор предметных картинок; а у детей – карточка, разделенная на три квадрата, в каждом квадрате изображено место звука в слове.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку. Дети называют предмет, который изображен и с помощью карточки указывают место звука в словах

  1. «Найди место»

Цель: Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Оборудование: Предметные картинки; два кружка: синего и красного цвета у каждого ребенка.

Ход игры: Дети раскладывают картинки под синим или красным кружком в зависимости от того. С гласного или согласного звука начинается название картинки.

  1. «Звуковые часы»

Цель: определять первый звук в слове, находить мягкий или твердый согласный, гласный, делить на слоги.

Оборудование: звуковые часы

Ход игры:

Вариант 1. "Найди слова на заданный звук"

Найди слова, которые начинаются со звука В.

"волк",  звук В - согласный твердый

 

Вариант 2.  "Найди пару"

Покажи слова, которые начинаются на мягкий согласный, или с одного звука…медведь -звук "мь" - согласный мягкий

лиса - звук "ль" - согласный мягкий

Вариант 3 "Найди ударение"

 Найди слова, в которых ударение падает на первый гласный звук.

Вариант 4. «Раздели на слоги»

Покажи картинку название которой делится на 2 слога, на 1 слог. И т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у старших дошкольников математических представлений посредством русских народных сказок.

Особая роль скакзки состоит в том, что она делает процесс обучения эмоциональным и действенным. Таким образом, можно сказать, что сказка представляет собой многословное, сложное, педагогическое явлени...

Развитие навыков словообразования у дошкольников с ОНР посредством дидактической игры.

Материал содержит теоретические основы и практический материал по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Формирование у старших дошкольников математических представлений посредством русских народных сказок

Трудно представить мир ребёнка без сказки. «Детство» и «сказка» — понятия неотделимые. Однажды придя к малышу, сказка остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как память......

ФОРМИРОВАНИЕ ОСЯЗАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ (дидактическая игра на тактильное восприятие «Одень куклу по сезону)

Для того, чтобы сформироваться как личность, ребенок должен стать составной частью социального мира, в который он погружен, в котором он действует и который его обогащает. Он должен приспособиться к э...

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: «Обучение грамоте через дидактическую игру».

Познакомить родителей с дидактическими играми, направленными на формирование и развитие фонематического слуха и зрительного восприятия; направленными на нахождение слов с заданным звуком, определение ...

Формирование мышления у дошкольников с ЗПР посредством дидактических игр

В основе  коррекционно-педагогической  работы  с  детьми,  имеющими  отклонения  в  развитии, реализовано  фундаментальное  положение  отечествен...

Презентация "Формирование сенсорных эталонов младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры"

Формирование сенсорных эталонов младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры...