Формирование у старших дошкольников математических представлений посредством русских народных сказок.
методическая разработка по математике (старшая группа) по теме

Садретдинова Роза Нарматовна

Особая роль скакзки состоит в том, что она делает процесс обучения эмоциональным и действенным. Таким образом, можно сказать, что сказка представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. Считаю, что сказка или ее элименты могут быть включены в любой раздел программмы и е возможности можно использовать как для развития необходимых навыков поведения, развития ребенка, так и для формирования собственного игрового поведения. Народня сказка как средство обучения позволяет обеспечить ситуацию успеха в образовательной деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_roza.docx27.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

       Центр развития ребенка – детский сад 38 «Домовенок»

«Русская народная сказка как средство обучения»

                   

                    Выполнила:

                                                                                      Воспитатель   Садретдинова Р,Н,

Целью работы является изучение проблемы использования возможностей русской народной сказки как средства формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с  НАРУШЕНИЯМИ В РЕЧИ.

Задачи  работы :

1. Изучить и проанализировать  психолого-педагогическую литературу по проблеме  использования возможностей русской народной сказки как средства формирования математических представлений у старших дошкольников.

2. Изучить особенности познавательных процессов, уровень сформированности математических представлений у детей поформированию элементарных математических представлений средствами русской народной сказки.

3. Изучить личностные особенности детей для  составления индивидуально-дифференцированных образовательно-коррекционных программ по развитию их умственных способностей и формированию математических представлений средствами русских народных сказок.

4. Определить  эффективность работы по применению русских народных сказок как средства формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Трудно представить мир ребёнка без сказки. «Детство» и «сказка» — понятия неотделимые. Однажды придя к малышу, сказка остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как память...

Историзм и народность - приоритет фольклорного жанра. В любом произведении высвечивается эпоха, быт, колорит национальной культуры. Фольклор для детей не исключение из общего правила. Малые фольклорные формы - прибаутки, потешки, небылицы, сказки, подчиняясь общим закономерностям произведений народного эпоса, несут в себе этнические характеристики. Среди богатств народного эпоса сказки являют собой особую фольклорную форму, основанную на парадоксе реального и фантастического. Выразительно, с притягательной силой, в доступной для ребёнка форме сказки раскрывают исторически сложившиеся национальные и общественные ценности.

Следует заметить, что именно поэтому они требуют аналитического подхода, научного осмысления и  изучения их педагогической ценности.

Знакомя ребёнка со сказкой, взрослый должен задуматься: что же лежит в основе её содержания, с какой целью она создана автором (чему-то научить, удивить или позабавить)? благодаря каким ценным ориентациям эта сказка представляет интерес  для современного ребёнка?

Вышеизложенное позволяет заметить, что для практической работы необходимы знания по фольклористике народной сказки и важно методически грамотно раскрыть детям богатство национальной культуры.

Изучению русского фольклора посвятили свои работы  И. Никифоров, Н.П. Андреев, А.Н. Афанасьев и др. каждый из них по-разному трактовали сказку: одни стремились охарактеризовать сказочный вымысел как независимый от реальности, другие желали понять, как в фантазии сказок преломилось отношение народных рассказчиков к окружающей действительности. Попытку отличить сказку от других жанров фольклора предпринял К.С. Аксаков; он подчёркивал, что самое характерное для сказок - вымысел, причём сознательный.

Среди различных жанровых разновидностей сказки фольклористы выделяют три разновидности: бытовые (новеллистические), волшебные (чудесные) и сказки о животных. Бытовые (новеллистические) сказки  посвящены  житейской тематике,  в основе их содержания - семейные или социально-бытовые отношения людей (животные не действуют, но если вводятся в контекст, то только в реальном виде, не обладая никакими качествами и признаками). Действие обычно происходит в избе, на огороде, в деревне, в поле, в лесу.  Волшебные сказки (чудесные) изобилуют  чудесами, различными превращениями и носят волшебно-приключенческий характер («Иван-царевич и серый волк», «Лягушка-царевна», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др.). Сказки о животных существенно отличаются от других видов сказочного жанра, потому что главные герои - звери и птицы - наделены человеческими чертами и действуют как люди.

Из сказанного можно сделать вывод, что задача педагога, знакомящего детей со сказками, с одной стороны, сохранить колорит народности в передаче сказочного образа, с другой - сохранить элементы занимательности. Конечно, учитывая конкретность восприятия детей, отсутствие житейского опыта, понимание каких-либо обобщённых отношений в социальном окружении.

        Рассматривая роль сказки  в развитии познавательных процессов и эмоционально-волевой регуляции поведения, которые страдают у детей с задержкой психического развития можно сказать, что сказка благотворно   сказывается на развитии воображения, внимания (ребенок длительное время концентрирует свое внимание на сюжете сказки, быстро переключается с одного героя на другого, при этом удерживая в поле зрения весь сюжет сказки); мышления – приходит к умозаключениям, выводам, основанным на выявлении причинно-следственных связей между событиями в сказке; способствует развитию памяти – ребенок удерживает длительное время сюжет сказки и воспроизводит с завидной точностью детали этого сюжета; соотносит адекватность поведения героя сказки со сложившейся ситуацией  и в то же время происходит оценка  поведения героя, которая осуществляется относительно своего мировоззрения, что важно для регуляции поведения ребенка и т.д.

Включение в занятия сказок и сказочных игровых ситуаций, считаю, делает процесс обучения интересным, создаёт у детей бодрое  настроение и  способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание. Так, например, в ходе занятий-путешествий по сказкам происходит обогащение словаря, активизируется речь, расширяется кругозор, развивается интерес к предмету, повышается творческая фантазия и воспитываются нравственные качества,  играя, непроизвольно закрепляют и доводят до автоматизированного навыка математические знания. Сказочный сюжет вводит детей в волшебный мир, где они вместе с героями преодолевают препятствия, побеждают зло.. Задачи со сказочным сюжетом помогают соотнести  приобретённые знания с окружающей детей действительностью, позволяют решать различные жизненные проблем, сказки своим конкретным содержанием способствуют формированию более глубоких и ясных представлений, например, о числах и смысле производимых над ними действий и т.п.

Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а  главное, учит детей мыслить логически.

Таким образом, использование малых форм фольклора помогает воспитателю в обучении детей, испытывающих трудности в усвоении математических знаний. Русские народные сказки способствует формированию подвижности и гибкости психических процессов, развитию внимания, формирует волю детей. Правильно подобранные сказки, решающие разные задачи по формированию математических представлений и учитывающие  подготовленность детей, дают возможность осуществлять дифференцированный подход в обучении дошкольников с разным уровнем возможностей.

Учитывая особенности детей с задержкой психического развития, можно сказать, что сказка является эффективным средством обучения. Она создает такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации, приобретая

Особая роль сказки состоит в том, что она делает процесс обучения эмоциональным и действенным.

Таким образом, можно сказать, что сказка представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего  воспитания ребенка.

Считаю, что сказка или её элементы могут быть включены в любой раздел программы и её возможности можно использовать как для развития необходимых навыков поведения, развития ребенка с ЗПР в целом, так и для формирования собственно игрового поведения. Успехи в коррекционной работе  достигаются  при условии опоры на ведущую деятельность возраста, а народная сказка как средство обучения позволяет обеспечить ситуацию успеха в образовательной деятельности детей, имеющих задержку психического развития.

На занятиях по развитию математических представлений, в свободной деятельности детей, направленной на ознакомление детей с количественными, пространственными и временными отношениями  использую все многообразие средств (комплекты наглядного материала для занятий – демонстрационный и раздаточный материал; дидактические и игры и упражнения и другие виды игр, в том числе, развивающие, шишки, шахматы; занимательный математический материал – головоломки, геометрические мозаик и конструкторы, лабиринты, задачи-шутки; отдельные дидактические средства – блоки Дьенеша (логические блоки),  кубики с цифрами и знаками и др.; всевозможные наглядные пособия, моделирующие математические понятия; книги с учебно-познавательным содержанием для чтения детям и рассматривания иллюстраций и др.) и форм обучения, активно использую образовательно-воспитательные и коррекционные возможности произведений фольклорного жанра – русских народных сказок.

Мною разработан цикл занятий с использованием сказочных сюжетов, игровой сказочной мотивации для повышения мыслительной активности  детей старшего дошкольного возраста, имеющих ЗПР, при формировании математических представлений .

В гостях у  «Репки».

«Сегодня мы побываем в гостях у сказки «Репка», — сообщает педагог, - посмотрим сказку и поможем главным героям». Дети рассматривают иллюстрацию к сказке и одновременно отвечают на вопросы: который по счёту, кто первый, второй и т.д., кто последний, кто пришёл тянуть репку сначала, кто потом.

Заканчивая игру, педагог обобщает знания детей: «Вы молодцы, ребята! Вы не только вспомнили сказку и помогли героям, но и закрепили понятия «раньше», «позже», «перед», «за» ... (простейшие временные представления), познакомились с порядковым счётом».

В гостях у « Красной Шапочки».

Закрепление  понятия «столько же», «сколько...». Педагог предлагает помочь Красной Шапочке накрыть стол, так как к ней придут в гости зайчик

мишка, лисичка. Дети отвечают на вопросы: сколько всего придёт гостей? Сколько надо поставить стульчиков? Сколько надо поставить чашек? В результате игры дети узнают, что стульчиков и чашек надо поставить столько же, сколько будет гостей.

Другой вариант: Красная Шапочка принесла бабушке пирожки с мясом и грибами. С мясом было 3 пирожка, а с грибами —2. Сколько всего пирожков принесла девочка своей бабушке?.

В гостях у « Золушки».

Злая мачеха закрыла Золушку на чердаке и на каждом этаже дома повесила по огромному замку, но дети должны помочь освободить бедную Золушку, но для этого им необходимо выполнить задания, записанные на замках.

В гостях у «Дюймовочки»

                Дети помогают распуститься «волшебному» цветку, а для этого они решают примеры и, решив его, отгибают каждый лепесток. На цветке появляется Дюймовочка. Дети должны при помощи мерки узнать рост девочки и начертить отрезок. Чтобы спасти её от страшных жаб, дети должны определить закономерность расположения геометрических фигур и продолжить мостик.

Решая задачу, дети узнают, сколько зерна требуется мышке на зиму. А чтобы провести Дюймовочку по лабиринту крота, необходимо решить круговые примеры. Далее выполняя задание, дети помогают Дюймовочке добраться до страны эльфов.

В гостях у «Колобка»

На занятиях дети не только решают готовые задачи, но и стараются их составлять. Сначала дети ставят вопрос к данной задаче. Например:

Я колобок, коло

По амбару метён,

По сусекам скребён,

 На сметане мешен,

 В печку сажен,

На окошке стужен.

  Я от дедушки ушёл,

  Я от бабушки ушёл,

И от зайца ушёл,    

И от волка ушёл,

От медведя ушёл,  

  А от лисы не успел уйти.

Работая над данным текстом, дети пытаются составить следующие вопросы и задания: «Сколько зверей встретил колобок? Помоги колобку посчитать, сколько раз он смог уйти?     Кого он встретил  первым?  Последним?...».

В гостях у «Золотой рыбки»

Дети решают задачи с недостающими данными. «Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу. Пошёл старик к морю ловить рыбу. Раз закинул свой невод, пришёл невод с тиною морскою. Ещё раз закинул старик свой невод, пришёл невод ...рыбками морскими. И последний раз закинул он невод. Пришёл невод, а там ещё 4 морские рыбки. Сколько всего морских рыбок поймал старик? Сколько раз старик закинул свой невод?

В решении задач формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста использую сюжеты различных сказок: «Морозко», «Гуси-лебеди», «Теремок», «Три медведя», «Маша и медведь», «Золотой ключик», «Иван Царевич и серый волк», «Конек-горбунек», «Царевна лягушка», «Илья Муромец и соловей разбойник» и т.д.

Разработанный мною цикл  занятий с использованием сказочных сюжетов, игровой сказочной мотивации основывается на сборниках  следующих авторов:

  1. Будникова B.C. Сюжетные уроки. М., 2000
  2. Есырева Л.А. Учить играя. СПб., 2000
  3. Ефимов В.Ф. Сюжетные уроки математики. Ярославль, 1999
  4. Захарова СИ. Математику учим в игре. М.,2001
  5. Зак А.З. Путешествие в  «Сообразилию» или как помочь ребенку стать смышленым. НПО «Перспектива».
  6. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., 1998
  7. Шаталова Е.В. Использование малых форм фольклора в обучении математике. М., 2003
  8. и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у старших дошкольников математических представлений посредством русских народных сказок

Трудно представить мир ребёнка без сказки. «Детство» и «сказка» — понятия неотделимые. Однажды придя к малышу, сказка остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как память......

ПРОЕКТ « ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»

Приобщение детей к русской народной культуре является одной из актуальных задач дошкольного воспитания в детском саду. В народном сознании издревле большое место занимали представления о душе, стыде,...

самообразование на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"

план по самообразованию педагога на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"...

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК

Воспитание нравственных качеств у детей старшей  группы посредством русских народных сказок....

«Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с посредством русских народных сказок»

Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с посредством русских народных сказок...