ФОРМИРОВАНИЕ ОСЯЗАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ (дидактическая игра на тактильное восприятие «Одень куклу по сезону)
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Петрова Елена Викторовна

Для того, чтобы сформироваться как личность, ребенок должен стать составной частью социального мира, в который он погружен, в котором он действует и который его обогащает. Он должен приспособиться к этому миру (адаптироваться в нем) и взаимодействовать с ним. Способности ребенка будут развиваться под воздействием опыта, который он приобретает в своем жизненном пространстве и который способствует формированию и развитию его личности. Процесс познания окружающего мира происходит через взаимодействие ребенка с окружающим миром. Но процесс познания у ребенка с нарушением зрения имеет ряд особенностей. Дети с нарушением зрения получают ограниченную, а иногда и искажённую информацию об окружающем их мире.  У них снижена познавательная и двигательная активность. Дети с нарушением зрения не умеют  быстро приспосабливаться,  адаптироваться к окружающей действительности и очень  тяжело переживают свою непохожесть со зрячими детьми. Среди детей с нарушением зрения часто отмечаются две крайности: одни дети в практической деятельности опираются только на своё дефектное зрение, которое даёт  им ограниченную информацию; другие, дети с очень низкой остротой зрения, опираются в основном на осязание, совершенно не используя при этом имеющиеся остаточное зрение. В обоих случаях страдают процессы познания.

Ребенок с нарушением зрения  вынужден в процессе познания и общения опираться на информацию, поступающую через сохранные анализаторы (осязание, слух, двигательно-тактильную, вкусовую, обонятельную и температурную чувствительность). Поэтому, осязание играет ведущую роль в познании окружающего мира ребенком с нарушением зрения, так как помогает ребенку получить конкретные представления о ближайшем пространстве и находящихся в нем предметах. Мы должны дать возможность обрести детям с нарушением зрения тот уровень социальной компетентности, при которой он сможет самостоятельно удовлетворять свои потребности, решать свои социальные проблемы, быть независимым в самообслуживании, адекватно оценивать себя и окружающих людей и равноправно взаимодействовать с ними.

Поэтому педагогам необходимо осуществлять дифференцированный подход к детям в зависимости от степени поражения зрения и уровня развития мелкой моторики и осязания используя различные приемы  работы: предметно-практическую деятельность; проведение пальчиковых игр, массажа; графические работы.

Мной  была разработана    дидактическая игра на тактильное восприятие для старших дошкольников «Одень куклу по сезону».

Актуальность данной игры объясняется потребностью зрительного восприятия окружающего мира у детей с нарушением зрения, при непосредственном контакте с ним через тактильное восприятие и  в правильном сочетании словесных, наглядных и практических методов.

 Цель: целенаправленно совершенствовать, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений).

Задачи:

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать тактильное восприятие, внимание.

Закреплять умения узнавать на ощупь ткань, из конкретного материала.

Формировать умения сопоставлять ткань с картинкой одежды и временем года.

Воспитывать бережное отношение к игровому материалу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_igra_3.doc1.64 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивации старших дошкольников обучению грамоте посредством дидактической игры.

Формирование мотивации старших дошкольников обучению грамоте посредством дидактической игры.Формирование мотивации старших дошкольников обучению грамоте посредством дидактической игры.  Картотека...

Дидактическая игра на тактильное восприятие для детей 2 – 3 лет (ранний возраст) «Волшебные крышечки»

Дидактическая игра на тактильное восприятие для детей 2 – 3 лет (ранний возраст)   «Волшебные крышечки» https://yadi.sk/i/czuWhKbg64uVag...

Дидактическая игра на тактильное восприятие детей младшего дошкольного возраста."Волшебные крышечки".

Дидактическая игра "Волшебные крышечки"  разработанна,  для развития тактильных ощущенний у детей младшего дошкольного возраста. Пособие предназначенно для развития мелкой моторики...

Одень куклу по сезону

laquo;Одень куклу по сезону»Цель дидактической игры «Одень куклу» – расширение представления о строении человеческого тела, вторичных половых признаках, сезонных видах гардеро...

Дидактическая игра для развития восприятия цвета для детей раннего возраста "Одень ребят по цвету".

Данная игра направлена на развитие восприятия цвета у детей раннего возраста. Игру можно включить как в непосредственно образовательную деятельность с малышами, так и в совместную деятельность взрослы...

Игра для детей 4-8 лет "Одень куклу по сезону"

Данная игра поможет детям освоить времена года и название одежды по ее сезону....