Система работы по трудовому воспитанию посредством ручного труда.
методическая разработка (подготовительная группа)

Журавлёва  Светлана Лукьяновна

Трудовое воспитание – это подготовка ребенка к жизни, к участию в общественно полезном труде, формирование активной целеустремленной личности. Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребенка, именно в этом жизненном периоде он впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности.

Понимая значимость трудового воспитания  подрастающего поколения, в своих работах эту тему затрагивали Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская,  А.C. Макаренко, В.A. Сухомлинский.  

«Радость труда − могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. В труде распространяется богатство человеческих отношений». (Я.А. Коменский)

 К.Д. Ушинский отмечал: «Труд − важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад   № 3 «Ласточка»

СИСТЕМА РАБОТЫ

по трудовому воспитанию посредством ручного труда

«Сказочное тесто»

(тестопластика)

I:\фото кружок\20191204_185013.jpg

группа общеразвивающей направленности

для детей седьмого  года жизни.

                                                                                                                   

                                                                                     

г.  Мегион

Введение.

 

           Трудовое воспитание – это подготовка ребенка к жизни, к участию в общественно полезном труде, формирование активной целеустремленной личности. Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребенка, именно в этом жизненном периоде он впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности.

    Понимая значимость трудового воспитания  подрастающего поколения, в своих работах эту тему затрагивали Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская,  А.C. Макаренко, В.A. Сухомлинский.  

            «Радость труда − могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. В труде распространяется богатство человеческих отношений». (Я.А. Коменский)

             К.Д. Ушинский отмечал: «Труд − важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения».

           В своих работах Н.К. Крупская  неоднократно подчеркивала необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. Особое значение Н.К. Крупская придавала объединению детей в труде, указывая, что «совместную работу детей надо особенно ценить, − это зачатки коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка».

           Великий педагог  В.А. Сухомлинский  писал: «Труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей».

          В трудовой деятельности дошкольники овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности.    Совершенствование умений и навыков не состоит только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослых. У него развивается самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям. Это доставляет ему радость, вызывает желание овладевать новыми умениями и навыками.

   В трудовой деятельности осуществляется и эстетическое воспитание. У детей формируется умение выполнять любое дело аккуратно, придавать своим поделкам красивый вид. Особо выделяется такой вид труда как ручной труд детей, который представляет собой самостоятельное изготовление поделок с применением простейших инструментов, этот вид труда  несет практическую и полезную направленность. Практическая направленность деятельности создает дополнительные обстоятельства для воспитания детей. Ручной труд имеет  большое воспитательное значение. Он способствует формированию таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, настойчивость в достижении цели, умение преодолевать определенные трудности. Привлечение детей к труду по поручению взрослого даёт им возможность проявить свою активность, занять себя полезной деятельностью. 

       В.А. Сухомлинский подчеркивал: « Ручной труд способствует разностороннему развитию личности ребенка. Художественно – творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.                                                                                                                                                                             

    При наблюдении за деятельностью детей        группы  было отмечено, что они  проявляют  особый интерес именно к ручному  труду. Поэтому пришли к выводу, что используя форму коллективной деятельности в ручном труде,  формирование трудовых умений будет более эффективным.  Однако,  содержание  РППС было не достаточным для организации данного вида деятельности и то, что ручной труд используется не систематически и без учета индивидуальных возможностей  и желаний  детей.                               Поэтому  встала необходимость систематизировать работу по ручному труду,  учитывая возрастные, индивидуальные особенности и пожелания детей.    

            Была поставлена цель:  формирование положительного отношение  к трудовой деятельности, развитие таких качеств как усидчивость, умение доводить начатое дело до конца посредством  организации  ручного труда.

     Определены задачи:

1. Определить  уровень   развития трудовых навыков в различных видах труда.

2.Разработать  систему  мероприятий по организации  ручного труда, направленных на формирование  трудовых навыков и отношения к труду.

3.Реализовать систему работы по ручному труду  на материале тестопластики

4. Создать  единое педагогическое пространство по формированию  у детей  навыков трудовой деятельности и воспитания положительного отношения к труду.

5. Определить  эффективность проведенной    работы.

Ожидаемый результат - сформируется:

-умение планировать порядок рабочих операций;

-умение постоянно контролировать свою работу;

-умение пользоваться простейшими инструментами;

-овладение приемами изготовления поделок;

-положительное отношение  к трудовой деятельности, желание трудиться;                             -бережное отношение к результатам труда;

-создание партнерских отношений между всеми участниками воспитательно – образовательного  процесса.

1. Теоретическая  часть

1.1. Особенности формирования трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста.

     Трудовая деятельность формируется в процессе всех видов деятельности: игровой, продуктивной, учебной. В игровой деятельности ребенок воспроизводит труд взрослых, отношения в труде; приобретает представления о необходимости труда, об его общественной значимости, коллективном характере труда. В продуктивных видах деятельности учится ставить цели, затрачивает усилия для получения результата. Учебная деятельность способствует пониманию общественной значимости труда, учит планировать деятельность, достигать результата, дети знакомятся с трудом взрослых.                                                                                    Детский труд значительно отличается от труда взрослых. Своеобразие трудовой деятельности дошкольника проявляется в том, что он связан с игрой, не имеет общественно-значимого результата, служит средством для развития личности. Но если  у младших дошкольников труд быстро перерастает в игру, то  дети старшего дошкольного возраста  уже осознают различия: дети в игре выделяют игрушки или предметы-заместители; играя, понимают, что эта деятельность для удовольствия; в трудовой же деятельности уже могут выделять орудия труда, выполняют ряд трудовых операций, указывают объективную  цель труда («чтобы было чисто, порядок надо навести»), осознают полезную направленность труда, считают, что это важная работа.                                                     По данным исследований (А.Н. Белоус) старшие дошкольники знают от 4 до 15 профессий; выбор профессии обусловлен половыми различиями: мальчики – вождение различных видов транспорта, сельхозмашин, строительство (каменщик, строитель, сварщик, крановщик, бульдозерист, экскаваторщик), военные (летчик, танкист, ракетчик) специальности; девочки – профессии воспитателя, учителя, медсестра, врач, парикмахер, музыкальный работник, продавец.

       Сложным даже для старших дошкольников является осознание значимости труда взрослых. Общественную значимость они легче выделяют в деятельности конкретных людей, профессии которых им знакомы. Старшие дошкольники знают орудия труда многих профессий; описывают процесс  труда; выделяют качества, необходимые людям разных специальностей (капитан должен быть смелым и мужественным); постигают смысл профессиональной деятельности; понимают необходимость каждой профессии (С. Михалков «А что у вас?» - «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»); у них складывается уважительное отношение к труду взрослых..

     Если в младшем дошкольном возрасте цели определяются удовлетворением собственных потребностей то,  старшие дошкольники принимают и ставят цель на основе сформированных представлений; действуют по словесной инструкции взрослых, которая предполагает выполнение сложных действий на протяжении длительного времени; цели становятся более устойчивыми; опираются на оценку ребёнком своих реальных возможностей и умений.

      Планирование у старших дошкольников   связано с выделением условий, средств и способов достижения цели. Это позволяет им значительно повысить качество работы. Старшие дошкольники планируют как свою (собственную), так и совместную трудовую деятельность: определяют план работы; находят общее мнение по поводу способов достижения цели. Значение коллективного планирования заключается в возникновении стремления к самоконтролю; дети самостоятельно совершенствуют приёмов и умений, необходимых для осуществления самостоятельного плана; повышается чувство ответственности. В итоге – высокое качество полученного результата трудовой деятельности.

     Особое значение в формировании трудовой деятельности имеют общественные мотивы труда, которые появляются достаточно рано. Если в младшем и среднем дошкольном возрасте дети еще не осознают их, но руководствуются ими, то старший дошкольник видит смысл труда в оказании помощи другим людям (трудиться нужно, чтобы помогать маме, взрослым, маленьким.)

      Самоконтроль и самооценка результатов труда зависит от успешности достижения цели.. В 5-7 лет дети стараются правильно оценить свою работу; но замечают не все ошибки, а только грубые; их интересует качество труда; часто обращаются к взрослым с вопросами о правильности и качестве собственных трудовых действий.

1.2. Влияние  ручного труда на трудовое воспитание  старших дошкольников.

    Ручной труд детей представляет собой самостоятельное изготовление поделок с применением простейших инструментов, этот вид труда   несет практическую и полезную направленность. Практическая направленность деятельности создает дополнительные обстоятельства для воспитания детей. Осознание детьми целесообразности своей трудовой деятельности оказывает значительное влияние на её качество, на отношение каждого ребёнка к процессу и результату не только своего, но и чужого труда. Дети проявляют целеустремлённость, настойчивость, если понимают, что их труд нужен другому человеку.

        Ручной труд имеет большое значение для развития ребёнка. Этот вид деятельности значительно расширяет кругозор детей, их знаний о свойствах материалов и возможностях их применения. Дети  постигают первые навыки планирования предстоящей работы, учатся замечать последовательность её выполнения, проводить простейший анализ, делать выводы. Дети осваивают приёмы работы с различными материалами, знакомятся с инструментами и способами работы с ними. Ручной труд имеет  большое воспитательное значение. Он способствует формированию таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, настойчивость в достижении цели, умение преодолевать определенные трудности. Привлечение детей к труду по поручению взрослого даёт им возможность проявить свою активность, занять себя полезной деятельностью.

           В работе с дошкольниками  педагогов  привлекает  разнообразие  ручного труда: работа с тканью, нитками, бумагой,  древесиной, природными и подручными материалами, здесь и поделки из бросового материала, и мягкие игрушки, куклы и т. д. Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляет одну из наиболее важных сторон трудового воспитания  старших  дошкольников.  Ручной труд в детском саду дает ребенку возможность почувствовать себя мастером, художником, творцом, формирует желание и стремление мастерить своими руками, прививает уважение к чужому труду. Занятия данным видом труда  учат детей организовывать свое время, доводить начатое дело до конца, выполнять его как можно качественнее, аккуратнее. Дети приучаются самостоятельно готовить необходимый материал для работы, а по окончании  аккуратно убирать все на  место; учатся планировать свои действия. Анализируя свою работу,   учатся видеть, что удалось, а что  можно исправить, дополнить;  учатся оценивать работу сверстников.  Приобретают умения выполнять поставленные задачи, работать сообща, создавая коллективные композиции. 

         Индивидуальный   характер   ручного труда  (имеется в виду, что даже при выполнении коллективной работы,  каждый из детей  выполняет какой-то ее  участок индивидуально), при условии последовательного приобщения к нему всех детей,  выполнения  коллективных заданий развивает у детей умение договариваться между собой, подчинять свои интересы и желания общей цели,  воспитывает чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности, желание  довести начатое дело до конца; развивает инициативу, смекалку.

            А в процессе выполнения коллективных работ дети учатся самостоятельно планировать предстоящую работу, согласовывать свои действия с общим планом, продумывать последовательность ее выполнения, подбирать и использовать нужный изобразительный материал.

Вывод: организация ручного труда, при правильном использовании соответствующих возрасту методов и приемов не только развлекает, но и обучает и развивает. Таким образом,  занятия ручным трудом способствуют всестороннему развитию  детей.

II. Практическая  часть        

     

Система работы по трудовому воспитанию  посредством ручного труда с использованием  тестопластики  «Сказочное тесто».

 Работа по трудовому воспитанию  посредством   ручного труда  проводилась поэтапно:                                        

- аналитический,

- подготовительный,

- основной,

- заключительный.

В каждом этапе решались соответствующие задачи.

2. 1.Аналитический этап.

Задача: определить уровень развития трудовых навыков  детей.

           На данном этапе для констатации уровня развития  трудовых навыков детей  была  проведена  диагностика

            Результаты были следующими: у 50 % детей группы  были  недостаточно сформированы основы культуры труда:  потребность трудиться, желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление   быть полезным  окружающим, умение радоваться   результатам  своего труда, умение контролировать свою работу. Дети не  всегда доводили  начатое дело до конца. Создавали    игрушки из различного материала, но большинству  требовалась помощь воспитателя. Вызывало  сложности  и умение планировать  свою деятельность. Дети не всегда  бережно относились   к тому, что сделано руками человека. 10%  детей не использовали  имеющиеся   умения для освоения новых трудовых процессов. Посильный повседневный труд  еще не стал  для них привычным. Недостаточно  был выражен интерес  к познанию  трудовой деятельности.

 Результаты анкетирования родителей показали, что родители имеют обобщенные представления о трудовых действиях детей, их значении для развития личности и трудового воспитания. Только 52% родителей привлекают своих детей к хозяйственно-бытовому труду в семье. 80% из родителей, считают необходимым привлекать  детей  к посильному труду в детском саду.

С результатами мониторинга детей и анкетирования родителей ознакомили на собрании  «Роль ручного труда в трудовом воспитании  детей старшего дошкольного возраста».

На этом же этапе было выбрано направление ручного труда – тестопластика. Почему выбрано именно соленое тесто? Тесто — это  природный, экологически чистый, удобный для детских рук,  эластичный, мягкий  материал, который быстро и легко готовится;  использовать можно  как неокрашенное так и окрашенное тесто; изделия из солёного теста довольно прочные, долговечные;  хорошо сочетается с другими материалами (природным, бросовым).

 

2.2 Подготовительный этап

            Основной целью этого этапа являлось  определение содержания мероприятий по организации  ручного  труда,  направленного на формирование трудовых навыков и отношения к труду.

Задачи  этапа:

1. Изучить методическую литературу по тестопластике.

2. Разработать систему мероприятий по организации ручного труда, направленного на формирование трудовых навыков и отношения к труду;

3.Пополнить РППС  необходимым  оборудованием  и материалами  для организации  мероприятий с детьми.

4.Создать  единое  педагогическое  пространство по формированию  у детей навыков трудовой деятельности и воспитания положительного отношения к  труду.                                                                                                                                                            

   

           На данном этапе была изучена методическая литература, опираясь   на полученную  информацию  разработана  система работы по трудовому воспитанию посредством ручного труда, а именно тестопластики и принято решение организовать совместную деятельность в виде кружковой работы. На этом же этапе проводилась  работа  по  организации  развивающей предметно - пространственной среды: пополнен уголок  ручного труда различными материалами: формочками, трафаретами, стразами и т.д. ; оформлены альбомы «Все из соленого теста», «Чудеса тестопластики».  Была организована экскурсия  в кабинет изодеятельности, где дети рассмотрели поделки из соленого теста, что вызвало у них восторг и желание работать с ним.  Подобраны произведения, иллюстрации по  запланированным темам, а также изготовлено несколько образцов поделок из соленого теста. Была проведена беседа с детьми,  в ходе которой выяснены  пожелания  и предпочтения  детей в выборе тем.

          Для  создания единого  педагогического пространства  и повышения  компетенции  родителей  в вопросах трудового воспитания  детей посредством  ручного труда проведена консультация « Влияние ручного труда на трудовое воспитание детей седьмого года жизни »; оформлена фотогазета « Как мы трудимся» где родителям был представлен фотоматериал о различных видах труда детей группы.  

2.3. Формирующий (основной) этап.

Задачи  этапа: реализовать мероприятия по  ручному труду.

В процессе планирования была определена последовательность знакомства со способами лепки и основной этап был условно разбит на блоки:

-Ознакомительный;

-Конструктивный;

-Комбинированный.

-Презентация – выставка.

     

            Первый блок ознакомительный. Работа в рамках  данного  блока была направлена: на знакомство детей с историей тестопластики, способом приготовления соленого теста, его свойствами, необходимыми инструментами и приспособлениями  для работы с ним.  Детям были предложены для рассматривания  альбомы с иллюстрациями изделий из соленого теста. Проведенная работа активизировала  интерес  детей  к  предстоящей работе.

             Конструктивный блок содержит в себе следующие темы: «Овощи», «Фрукты», «Лепка по мотивам любимых сказок», «Новогодняя елочка», «Дед Мороз».

            Для того,   чтобы   вызвать у детей интерес к занимательному делу,  предстоящей деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на  освоение и приобретение знаний и умений использовались следующие приемы и методы: игровые мотивации «Белочка просит помочь ей подготовиться к зиме», «Колобок потерял свою сказку»; загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений,  рассматривание муляжей овощей, фруктов, уточнения их формы, показ приемов лепки.

              В процессе лепки овощей, фруктов, изготовления персонажей из сказок дети овладели приемами  лепки поделок из отдельных частей, правильным соединением  деталей, умением добавлять характерные детали. А также познакомились  с приемами лепки: скатывание, прищипывание,  надрез, налеп, вырезание по трафарету. Работа в рамках данного блока научила   детей подготавливать  для предстоящей деятельности свое рабочее место, убирать его по окончании работы. Кроме того дети учились планировать порядок рабочих операций; у них сформировалось умение пользоваться простейшими инструментами и умение анализировать свою работу. Дети  с удовольствием работали с тестом, поскольку оно легко поддается обработке. В процессе изготовления поделок  развивалась мелкая моторика, кинестетическое восприятие, приобретался новый опыт. Первые работы после раскрашивания  получились яркими и красивыми, что  вызвало у детей желание продолжать   работу  с соленым тестом.

               Следующий блок комбинированный. Работа, в рамках этого блока  познакомила детей  с комбинированием, при  лепке  одного  изделия,    конструктивного и пластического  способов. Продолжать учить детей планировать  порядок рабочих операций, содержать в порядке свое рабочее место. Доводить начатое дело до конца Учить детей раскатывать тесто скалкой, прикладывать и обводить шаблон, вырезать изображение по шаблону из целого куска теста. Вызвать интерес к оформлению «валентинок» (налепы, процарапывание рисунка, использование печаток, дополнительного материала). Формировать умение работать в коллективе. Воспитывать эстетический вкус. Познакомить детей с техникой                       « рельефная  лепка». Учить использовать для нанесения узора на тесто трубочки, печатки.

 Поощрять инициативу и самостоятельность при выборе дополнительных материалов и средств художественной выразительности. Пробудить в детях желание отразить в поделке чувство нежности и любви к маме.

Воспитывать целеустремленность,  умение доводить начатое дело до Совершенствовать  умение планировать предстоящую работу. Учить располагать изображение на всей рабочей поверхности. Воспитывать волевые качества: усидчивость, терпение, старательность; умение доводить работу до конца; аккуратность,  умение работать коллективно.Учить навыкам  раскрашивания коллективной работы.

экспериментированию с материалами, самостоятельно планировали этапы работы выбирая оптимальные приёмы творческого конструирования.                                                                                       Это помогло развить смекалку, сообразительность, творческое воображение, желание создавать новые композиции.

4) Заключительный.

Анализируя проведенную работу, мы с уверенностью можем сказать, что систематическая работа по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством ручного труда

в рамках кружковой работы,  оказалось эффективной. В ходе нашей работы дети стали проявлять больший интерес ко всем видам трудовой деятельности, улучшились взаимоотношения между детьми в группе.                                                                                                                                           Основываясь на полученных результатах, наблюдая на положительное развитии трудовых навыков планируем:

- использовать и в дальнейшем кружковую работу в  организации ручного труда;

- совершенствовать работу по взаимодействию с родителями в разных формах: консультации,

папки - передвижки,  привлечение  родителей  к  участию  в коллективных работах.

Приложение 1.

Перспективный план.

Блоки

Месяц

Неделя

Тема

Задачи

Используемые методы и приемы.

Ознакомительный

октябрь

1

неделя

История тестопластики.

Познакомить детей с историей тестопластики, со способом  замешивания теста; с названиями и назначением необходимых для работы инструментов и приспособлений. Вызвать интерес  к работе с данным материалом.

Экскурсия в кабинет изодеятельности, рассматривание готовых изделий.

Беседа « История тестопластики» с рассматриванием иллюстраций.

3

неделя

Волшебное тесто

Показ  способа замешивания теста.

Знакомство с инструментами, необходимыми для работы.

Конструктивный

ноябрь

1

неделя

Овощи

Учить детей самостоятельно подготавливать  для предстоящей деятельности свое рабочее место и убирать его по окончании работы; пользоваться простейшими инструментами.

Познакомить  с приемами лепки: скатывание в шар, столбик, сплющивание в  полусферу, добавление деталей.

Учить детей лепить овощи разных размеров, применяя лепку пальцами для получения вмятин, сужения формы, добавление деталей, характерных для тех или иных овощей, фруктов.

Учить раскрашивать изделия после просушки.

Упражнять в умении смешивать краски.

Развивать творческую фантазию детей в процессе работы.

Загадывание загадок, рассматривание муляжей овощей, фруктов,  уточнения их формы, показ приемов лепки.

Игровая  мотивация – белочка готовится к зиме.  

Самостоятельная работа, анализ работ.

2

неделя

Раскрашивание готовых изделий

3

неделя

Фрукты

4

неделя

Раскрашивание готовых изделий

декабрь

1

неделя

Лепка по мотивам любимых сказкок    «Колобок»,«Теремок».

Формировать умения: планировать  порядок рабочих операций, анализировать свою работу, доводить начатое дело до конца. Учить детей лепить фигурку животного по частям, передавать форму и относительную величину туловища, и головы, правильное положение головы и лап. Плотно скреплять части, придавать устойчивость фигурке. Развивать чувство формы, пропорций, мелкую моторику.

Сформировать навык использования стеки, ножниц  (надрезы), прорисовывание деталей  (глаза, рот, усы). Побуждать  самостоятельно придумывать украшения - шары, игрушки, бусы, используя бисер, крупу. Познакомить с приемом лепки  «выдавливание теста через  «чесночницу» для волос и бороды.

Продолжать учить раскрашивать изделия после просушки. Упражнять в смешивании красок. Развивать творческую фантазию детей в процессе работы.

Воспитывать аккуратность в процессе раскрашивания.

Рассматривание иллюстраций к сказкам «Колобок», «Теремок»; обсуждение характерных особенностей сказочных персонажей. Игровая мотивация  «Колобок потерялся, ищет свою сказку» Показ приема лепки «надрез», использования чеснокодавилки  для  изготовления бороды, волос.

Рассматривание  иллюстраций со сказочными персонажами, уточнение приемов лепки, сборки фигуры персонажей из частей. Рассматривание  иллюстраций о Новогоднем празднике.  Чтение стихотворения «Новый год».

Рассматривание  игрушки Дед Мороз, показ приема лепки                                                       Игра «У тебя Дед Мороз вот такая борода».  Самостоятельная работа.

Оценка работ.

3

неделя

Раскрашивание готовых изделий

январь

1

неделя

Новогодняя елочка

2

неделя

Раскрашивание готовых изделий

3

неделя

Дед Мороз

4

неделя

Раскрашивание готовых изделий

Комбинированный

февраль

1

неделя

«Валентинки»

Продолжать учить детей планировать  порядок рабочих операций, содержать в порядке свое рабочее место. Доводить начатое дело до конца Учить детей раскатывать тесто скалкой, прикладывать и обводить шаблон, вырезать изображение по шаблону из целого куска теста. Вызвать интерес к оформлению «валентинок» (налепы, процарапывание рисунка, использование печаток, дополнительного материала). Формировать умение работать в коллективе. Воспитывать эстетический вкус.

Беседа об истории  праздника, о подарках, которые дарят в этот день. Рассматривание  валентинок.  Уточнение приемов лепки. Самостоятельная работа детей. Презентация своей работы детьми.

3

неделя

Раскрашивание готовых изделий

март

1

неделя

«Подарок для мамы»

Познакомить детей с техникой                       « рельефная  лепка». Учить использовать для нанесения узора на тесто трубочки, печатки.

 Поощрять инициативу и самостоятельность при выборе дополнительных материалов и средств художественной выразительности. Пробудить в детях желание отразить в поделке чувство нежности и любви к маме.

Воспитывать целеустремленность,  умение доводить начатое дело до конца.

Продолжать упражнять  в раскрашивании изделия после просушки. Упражнять в смешивании красок. Развивать творческую фантазию детей в процессе работы. Воспитывать настойчивость.

Беседа о предстоящем празднике мам, рассматривание иллюстраций. Чтение стихотворения Благининой «Мамин день». Показ приемов лепки. Самостоятельная работа детей.

.

3

неделя

Раскрашивание готовых изделий

апрель

1

неделя

«Мы на луг ходили,  мы лужок лепили».

( коллективная композиция)

Совершенствовать  умение планировать предстоящую работу. Учить располагать изображение на всей рабочей поверхности. Воспитывать волевые качества: усидчивость, терпение, старательность; умение доводить работу до конца; аккуратность,  умение работать коллективно.

Учить навыкам  раскрашивания коллективной работы.

Чтение стихотворения Г.Галиной «Весёлый бал».

Беседа   с рассматриванием иллюстраций о луговых растениях, насекомых. Объяснение воспитателя (без показа приемов лепки). Самостоятельная работа детей. Анализ работ.

3

неделя

Раскрашивание

панно

Выставка

май

1

неделя

Подготовка к выставке.

Развивать   организаторские навыки детей;   умение презентовать свои работы, Развивать творческую активность, инициативность и самостоятельность.

Подготовка  и организация детьми выставки. Презентация детьми своих работ.

2

неделя

Приглашаем друзей на выставку

                                                                                                                             Приложение 2.

       ДИАГНОСТИКА ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

№ п/п

Компоненты интегративного качества

                                              Фамилия, имя ребенка.

Развитие трудовой деятельности    

1

Соблюдает последовательность в одевании и раздевании, складывает и убирает одежду, приводит ее в порядок, сушит мокрые вещи, ухаживает за обувью

2

Самостоятельно чистит зубы, умывается по мере необходимости

3

самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует стол, выполняет поручения по уходу за животными и растениями в уголке природы

4

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам

5

Доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада

6

Может оценить результат своей работы    

7

испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности

8

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека

9

Владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов

10

Имеет представление о значимости труда взрослых, испытывает чувство благодарности к людям за их труд

11

Бережно относится к тому, что сделано руками человека

Приложение 3.

Анкета для родителей по вопросам трудового воспитания в семье

                                                  Уважаемые родители!

Каждый из вас хотел бы, чтобы ребенок вырос трудолюбивым. Для эффективной организации трудового воспитания в дошкольном образовательном учреждении просим вас сообщить об имеющихся у ребенка трудовых навыках, его отношении к труду, а также трудовом воспитании в семье, ответив на вопросы данной анкеты.

  1. Фамилия и имя ребенка __________________________________________________________
  2. Какую группу посещает ребенок? _________________________________________________
  3. Проявляет ли ребенок интерес к трудовым действиям? _______________________________
  4. Любит ли выполнять трудовые поручения? _________________________________________
  5. Есть ли у вас возможность приобщать ребенка к труду на огороде? _____________________
  6. Помогает ли вам ребенок по дому, в работе на огороде? ______________________________
  7. Нравится ли вам работать вместе с ребенком? _______________________________________
  8. Какими навыками работы по дому, на огороде владеет ваш ребенок (используя необходимые детские инструменты)? __________________________________________________
  9. Планирует ли ребенок самостоятельно свою работу? _________________________________
  10. Радуется ли результатам труда? ___________________________________________________
  11. Считаете ли вы необходимым организацию в ДОУ работы по трудовому воспитанию детей? ____________________________________________________________________________

                         Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей посредством ручного труда.

В работе представлен материал по формированию художественно - творческих спопобностей детей....

Влияние мелкой моторики на развитие речи детей с ОНР посредством ручного труда

Представляю вашему внимание мою статью на тему "Влияние мелкой моторики на развитие речи детей с ОНР посредством речного труда"...

Влияние мелкой моторики на развитие речи детей с ОНР посредством ручного труда

Представляю вашему вниманию презентацию к моей статье, с которой вы можете ознакомиться на моем сайте....

Трудовое воспитание дошкольников. Самообслуживание. Труд в природе. Общественно - -полезный труд. Уважение к труду взрослых. Задачи для разных возрастных групп.

Трудовое воспитание дошкольниковРебенок с детства  - в семье, детском саду, на улице – всюду ребенок так или иначе соприкасается с трудом взрослых, видит его и пользуется его результатами....

Проект по трудовой деятельности из опыта работы "Приобщение детей 2-3 х лет к доступной трудовой деятельности посредствам проекта "Труд и терпение превращаются в умение "

Приобщать детей к доступной трудовой деятельности.Поощерять интерс детей к трудовой деятельности взрослых.Потдерживать порядок в игровой комнате, по окончании игры расставлять игровой материал по мест...

Конспект Организации трудовой деятельности дошкольников (ручной труд) Никитенко Виктория Михайловна

Тема: «Закладка для книги»Цель: Формировать умение создавать закладку для книги в технике оригами.Задачи:1. Образовательные: формировать практические навыки работы с бумагой;2....