Консультация для воспитателей "Двигательная игровая деятельность с детьми"
консультация

 В дошкольном возрасте игра занимает ведущую роль в деятельности ребенка, оказывая огромное эффективное воздействие на формирование личности, а также решая актуальные проблемы педагогики и психологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для воспитателей18.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 57

Консультация на тему:

«Двигательная игровая деятельность с детьми»

Составили и провели:

Инструктор по ФИЗО Гайдук Д.В.

Воспитатели:

Писарева О.Т.

Люберцы,2019

Консультация для педагогов

 "Двигательная игровая деятельность с детьми"

Ребенок играет, значит счастлив, значит здоров. В игре ребенок познает себя, свои возможности. По мере взросления изменяется и усложняется характер игровой деятельности, ее содержание, действие с предметами. Всестороннее развитие дошкольника невозможно без игры, которая является основным видом деятельности этого периода. Дошкольное детство - короткий, но очень важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

В дошкольном возрасте игра занимает ведущую роль в деятельности ребенка, оказывая огромное эффективное воздействие на формирование личности, а также решая актуальные проблемы педагогики и психологии: нравственное воспитание, физическое воспитание, развитие коммуникативных качеств, воспитание воли, развитие памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи, формирование социальных качеств, художественно-эстетического вкуса, создание положительного эмоционального настроя, снятие напряженности, решение конфликтных ситуаций через игру и многое другое. К.Д. Ушинский, высоко оценивая значение игры для развития, отмечал, что «в игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов».



Главная задача взрослого – помочь, направить, подсказать правильный вариант, правильное решение, создать необходимую развивающую среду. Важно, чтобы ребенок чувствовал свободу действий при выборе игры, характере действий, испытывал удовольствие, здесь не может быть навязывании, запретов, приказов. Необходимо педагогически целесообразно создавать внешнюю обстановку, правильно подбирать игрушки, заинтересовать ребенка.



Разнообразные по виду и содержанию игры позволяют осуществить различные подходы к ребенку, отыскать пути гармоничного развития.


Существует множество разнообразных игр: подвижные, дидактические, познавательные, сюжетно-ролевые и др. По мере роста и развития ребенка игра тоже проходит определенный путь развития от манипуляций с предметами до игр с сюжетом, правилами.

Важное место в формировании и пополнении знаний и представлений об окружающей действительности отведено сюжетно-ролевым играм. Возникновение ролевой игры связано с формированием предметной деятельности в раннем возрасте. Сюжетно-ролевая игра по своему характеру – деятельность отражательная. Основной источник – окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Здесь дети могут проявлять наибольшую эмоциональность, активность, самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи. Основой сюжетно-ролевой игры является воображаемая ситуация, в которой ребенок берет на себя роль взрослого и действует в созданной им самим игровой обстановке. Принимая на себя роль, ребенок обогащает, углубляет собственную личность. Такие игры помогают детям налаживать взаимодействие в совместной игре либо развивают умение действовать индивидуально, побуждают разворачивать несложный сюжет, формируют представления, знакомят с различными правилами, обогащают словарь, развивают речь. Например, предлагая побывать в роли людей той или иной профессии, мы развиваем интерес и уважение к различным благородным профессиям, формируем представления о жизни и деятельности людей, тем самым происходит ознакомление дошкольников с социумом.

Еще одним средством гармоничного развития личности ребенка
является подвижная игра. Проведение подвижных игр решает комплекс педагогических задач. Физическое воспитание: оздоровление ребенка, развитие двигательных умений и навыков, формирование быстроты, ловкости, координации движений. Умственное развитие: умение действовать в соответствии с правилами, развитие памяти, обогащение словаря, развитие речи при заучивании считалок, стихов и т.д. Нравственное воспитание: коллективные действия, подчинение требованиям, формирование честности, дисциплинированности, справедливости, сопереживания. Решение всех перечисленных задач обусловлено спецификой подвижных игр, которая состоит в молниеносной, мгновенной реакции ребенка на сигналы.



В дошкольном возрасте используют два вида подвижных игр: сюжетные и игровые упражнения. Основой сюжетных подвижных игр является способность к имитации. Ребенок младшего дошкольного возраста использует собственное представление об окружающем мире (действия людей, животных, птиц), воспроизводит движения, характерные для того или иного образа: летает, как птичка, машет крылышками, тяжело и неуклюже передвигается, как медвежата и т.д. Движения, которые выполняют дети во время игры, тесно связаны с сюжетом. Большинство сюжетных игр коллективные, в них ребенок учится согласовывать свои действия с действиями других игроков, не капризничать, действовать организованно, как того требуют правила. На пятом году жизни характер игровой деятельности детей меняется. Им важно не только воспроизвести движения, важен результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания. Тем не менее подражательность и имитация продолжает присутствовать и в старшем дошкольном возрасте. Постепенно ребенок начинает придумывать свой игровой сюжет, начинает ставить самостоятельные задачи, придумывает правила, что способствует развитию творческих способностей.

Игровые упражнения характеризуются конкретностью двигательных задач в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей. Если в сюжетных подвижных играх основное внимание игроков направлено на создание образов, достижения определенной цели и точное выполнение правил, что часто приводит к игнорированию четкости в выполнении движений, то во время игровых упражнений дошкольники должны безукоризненно выполнять основные движения (попадать мячом в цель, пролезать под веревкой и т.п.).

Каждую игру необходимо четко продумать, учитывая индивидуальные особенности детей. Продуманная методика проведения игр помогает воспитать ребенка здоровым, бодрым, жизнерадостным, способным самостоятельно решать поставленные перед ним задачи. Умелое руководство воспитателя любой игрой и использование разнообразных приемов детской активизации является залогом успеха. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. С одной стороны, игровая деятельность носит характер самостоятельной деятельности детей, с другой – присутствие педагогического руководства обеспечивает совместную деятельность. Совместная игра дает возможность обмена знаниями, активного речевого обмена, доставляет радость, проявление положительных эмоций. Именно умелое вмешательство педагога и знание характера каждого малыша помогает поддерживать интерес к действиям друг друга. Вот здесь на первый план выходит непосредственное участие педагога в игре. Игра – это маленькая модель жизни. Здесь ребенок чувствует себя уверенно. Очень важно на первых этапах поддержать действия малыша, одобрить, дать ему понять, что вам интересно с ним играть, показать искреннюю заинтересованность. В среднем возрасте роль воспитателя заметно сокращается, но не прекращается вовсе. Исходя из особенностей вида игры, задач, которые можно решить с ее помощью, уровня сформированности у детей игровой деятельности, педагог определяет меру своего участия в ней, приемы руководства в каждом конкретном случае.

Таким образом, игра является одним из самых эффективных педагогических средств. Решение различных образовательных задач обеспечивается путем умелого использования таких факторов, как потребность ребенка в игре и желание играть. Игра, как писал великий психолог Л.С.Выготский, ведет за собой развитие. Если мы хотим, чтобы наши дети выросли всесторонне и гармонично развитыми, необходимо не только научить детей играть, но и научиться играть вместе с ними, не только будучи педагогами, но и являясь родителями. Нет ничего лучше, чем наблюдать за ребенком в процессе игры, видеть его улыбку, счастливые глаза, неподдельные эмоции.
Литература
1.Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром.-М.:Мозаика-Синтез, 2012.-80 с.
2.Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет.-М.:Мозаика-Синтез, 2012.-144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Совместная игровая деятельность с детьми дошкольного возраста».

Цель: Знакомство родителей с традициями и формами игрового досуга в семьях, создание потенциальных условий для открытия новых возможностей игрового отражения мира ребёнка....

Консультация для воспитателей. Тема "Организация игровой деятельности с детьми раннего возраста"

   В ФГОС дошкольного образования - разработаны требования к образовательным программам, одним из которых является требование к организации предметно-игровой деятельности в ДОУ, являю...

Консультация на тему: «Игровая деятельность с детьми в зимний период на прогулке в детском саду и дома»

Прогулки в детском саду и дома зимой - прекрасное время для закаливания и развлечений на открытом воздухе. Данная консультация поможет как воспитателям в детском саду, так и родителям правильно и с по...

Консультация для воспитателей " Двигательная игровая деятельность с детьми"

В дошкольном возрасте игра занимает ведущую роль в деятельности ребенка, оказывая огромное эффективное воздействие на формирование личности, а также решая актуальные проблемы педагогики и психологии....

Консультация для родителей младшей группы "Совместная игровая деятельность с детьми дома"

Консультация для родителей младшей группы "Совместная игровая деятельность с детьми дома"...