Организация подвижных игр как средство повышения двигательной активности у детей 4-5 лет.
консультация (средняя группа)

Матвеева Наталья Владимировна

Подвижная игра – основное средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:


 «Хочешь быть сильным — играй,

хочешь быть красивым — играй,

хочешь быть здоровым — играй»

(Перефразированное изречение , высеченное

на скале в древней Элладе 2.5 тыс. лет назад)

Игра – самое увлекательное занятие для детей дошкольного возраста. Подвижные игры принято рассматривать как средство упражнения детей в ходьбе, беге, прыжках и  других видах движений.

Изучение психолого-педагогической и медицинской литературы свидетельствует об огромной возможности использования подвижных игр для оптимизации двигательной активности детей дошкольного возраста.

 В педагогической литературе подвижная игра определяется как незаменимый, важнейший метод и средство физического воспитания детей. Играя в подвижные игры, ребенок приобретает незаменимые психофизические качества, такие как сила, ловкость, выносливость, гибкость, быстрота движений.

В подвижных играх (или играх с правилами) ребенка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результата, выигрывать. Но, этот игровой процесс опосредован какой-то задачей, например, не просто бегать, а убегать от лисы.

А.Н. Леонтьев отмечал, то, что овладев правилами игры  ребенок овладевает своим поведением.

Л.В. Выготский назвал игру школой произвольности, так как в игре у ребенка к 5-ти годам формируется произвольность поведения, произвольность памяти.

В онтогенезе развития одним из первых видов деятельности, в который включается ребенок, является игра как ведущая деятельность, определяющая его социальное развитие после трех лет. Нет в мире детей, которые бы не играли. Игра для них – жизненная потребность, средство всестороннего развития.

Подвижные игры классифицируются:

- по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности)

- преобладающим движениям (игры с прыжками ,перебежками и др.)

- по предметам ,которые используются в игре (игры  с мячом , с лентами и др. 

В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра - одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.

Начиная со среднего дошкольного возраста, характер движений становится все более произвольным, преднамеренным. У детей появляется способность выделять направление движения, изменять его скорость. Перед ними ставятся более сложные задачи – овладеть определенными способами движений, их техникой, стремиться к достижению результатов.

Все подвижные игры в конечном итоге направлены на то, чтобы сделать движения детей легкими, красивыми, уверенными.  Эта ловкость, пластичность движений необходима детям для выполнения небольших трудовых обязанностей: почистить костюм, одежду, обувь, накрыть на стол, застелить постель. Придя в школу , дети с правильно развитыми движениями умеют аккуратно сложить учебники, бесшумно сесть за парту, тихо закрыть дверь.

Подвижные игры лучше всего проводить во время утренней и вечерней прогулки и после дневного сна. Во время пребывания детей на свежем воздухе необходимо несколько раз привлекать детей к подвижным играм, выбирая для них подходящие моменты. Повторять ,предложенную , игру в средней группе следует  до трех раз.

Часто, закончив играть в настольные игры или строитель, дети  не знают, чем себя занять и начинают шалить, вот в это время и следует предложить  им поиграть в какую-нибудь  подвижную игру.  В каждой группе должен быть «запас» хорошо знакомых,  любимых и усвоенных игр, в которые дети  могут играть как с воспитателем, так и самостоятельно.

Во всех возрастных группах подвижные игры, организуемые воспитателем со всей группой или с небольшой подгруппой, должны быть интересны для детей, проходить живо, эмоционально и непринужденно. Только в этом случае они будут эффективным средством воспитания детей.

Подвижные игры так же используют для воспитания у детей доброжелательности, взаимопомощи и других моральных качеств.

В средней группе воспитатель вначале рассказывает детям, как играть ,кто что должен  делать, затем распределяет роли.

В начале года воспитатель сам назначает, кто кем будет. При этом учитывается степень активности детей, умение быстро бегать, лазать. Роль водящего вначале следует поручать детям, которые заведомо с ней справятся, иначе ребенок может потерять веру в свои силы и его трудно будет привлечь к активному действию.

В процессе игры воспитатель отмечает успехи детей, обращает внимание товарищей, вселяет в ребенка чувство уверенности.

В процессе повседневной работы воспитатель добивается того, чтобы дети умели выполнять разные роли в подвижных играх.

Во второй половине года при распределении ролей следует использовать считалочку.

В начале воспитатель вводит считалочку в игры, которые он проводит с детьми, а в дальнейшем помогает детям при самостоятельной организации игр.

Считалочка дает возможность всем детям побывать в разных ролях и исключает появление несправедливости и других отрицательных моментов.

В играх, рекомендованных  для средней группы (в сравнении с предыдущими, младшими группами)  увеличивается  расстояние для бега, метания, высота для прыжков и лазанья: подобран ряд игр, упражняющих в ловкости, смелости, выдержке. Так же увеличивается высота для спрыгивания, включается в игру и перепрыгивание через небольшое препятствие.

Таким образом, подвижная игра направлена на достижение определенных целей воспитания и обучения. Подвижная игра – основное средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум на тему:«Подвижная игра как фактор развития физических качеств детей». Выступление: «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности».Средняя группа.

Семинар-практикум на тему: «Подвижная игра как фактор развития физических качеств детей». Выступление: «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности». Приложение:Картотека повижных иг...

"Подвижная игра-как средство повышения двигательной активности детей"

Мастер-класс на районном методическом объединении.“Игра-это сама детская жизнь, инстинктивная, добровольная, спонтанная и естественная, связанная с исследованиями, общением и выражением себя...

Авторские подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей – дошкольников

Однажды портниха французской королевы Роза Бертен, переделывая старое платье королевы, сказала  «Все новое – это хорошо забытое старое». Мои игры основаны на наших старых, добрых играх, которые м...

Организация подвижных игр как средство повышения двигательной активности дошкольников

Одной из важнейших задачей ДОУ является охрана и укрепление физическогои психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие....

Методические рекомендации для педагогов по организации и проведению народных подвижных игр «Народные подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»

Данный материал поможет молодым  педагогам детского сада познавательно   и интересно организовать и провести  народные подвижные игры с детьми старшего дошкольного возраста....

Консультация для педагогов на тему: «Организация подвижных игр, как средство повышения двигательной активности дошкольников»

Одной из важнейших задач ДОО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.Образовательная область «Физическое развитие»...