Главные вкладки

    Авторские подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей – дошкольников
    консультация на тему

    Низамова Залия Зарифовна

    Однажды портниха французской королевы Роза Бертен, переделывая старое платье королевы, сказала  «Все новое – это хорошо забытое старое». Мои игры основаны на наших старых, добрых играх, которые мы можем встретить в любом методическом пособии по физическому воспитанию.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Доклад на тему: «Авторские подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей – дошкольников»

    Доклад сопровождается презентацией

    Подготовила: воспитатель

    высшей квалификационной категории

    НизамоваЗалияЗарифовна

    Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой.

    Очень важно понимать, что в детском саду подвижные игры имеют большое значение, как для совсем малышей, так и дошкольников. Ведь, именно принимая участие в них, они удовлетворяют свою потребность в движении, общении друг с другом, и при этом получают необходимую для развития информацию, формируют полезные навыки.

    Подвижные игры не только занимательны для малышей, но и чрезвычайно полезны. Они учат управлять своими движениями, принимать игровое правило и подчиняться ему. Использование подвижных игр в педагогическом процессе предполагает строгое соблюдение дидактических принципов доступности, систематичности, последовательности, активности, сознательности. Для каждой возрастной группы игры необходимо подбирать в соответствии с принципом преобладающего вида движений: ходьбы, бега, метания, прыжков или лазания.

    Цель подвижных игр:   всестороннее развитие детей.

    Основными задачами являются:

    Образовательные задачи:

    • Закрепление основных движений
    • Развитие внимания, памяти,скоростно – силовых качеств.
    • Раскрытие потенциальных возможностей и творческой инициативы ребенка.
    • Расширение кругозора.
    • Развитие связной и звуковой культуры речи

    Оздоровительные задачи:

    • Использование разнообразных действий и движений в игре  для активизации деятельности всей двигательной области коры головного мозга.
    • Развитие гибкости скелета, суставов, скелетных мышц через интенсивную мышечную деятельность, увеличение их мускульной силы, развитие  координации движений
    • Укрепление всего организма.

    Воспитательные задачи:

    • Воспитание волевых качеств (воля, целеустремленность, выносливость)
    • Воспитание нравственных качеств личности (сопереживание, взаимопомощь, отзывчивость)

    Классификация подвижных игр:

    • по преобладающему виду движения (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье).
    • по содержанию (сюжетные, бессюжетные, игры – забавы, игры – соревнования, спортивные игры).
    • по степени подвижности (игры большой, средней и малой степени подвижности).
    • по использованию наглядных пособий, атрибутов и снарядов.
    • по преимущественному формированию физических качеств  (развитие ловкости, внимания, быстроты реакции, выносливости, координации движений и т.п).

    Ребёнок – это всегда дитя своего времени. Современные дети другие, они не похожи на ребят прошлых лет. Они понимают такие вещи, которые не понимают даже некоторые взрослые. Они смелые, рассудительные, стремительные, разносторонние и мобильные, они открыты и готовы принять любую информацию. Все это помогает им хорошо ориентироваться в современном окружающим их мире.

    Между детьми прошлых лет и современными, видны явные различия в развитии, мировосприятии, осознании самого себя и поведении. Они играют в другие игры, совсем не похожие на «наши» прежние. Поэтому современных детей очень сложно заинтересовать. Если в свое время дети с удовольствием играли в ловишки, прятки, мышеловку, то «сегодняшние» дети даже не поймут, что это такое. Они отдают предпочтение компьютерным, а не подвижным играм на улице. И в основном дети играют одни. Популярными являются игры, касающиеся тематик различных фильмов, мультфильмов, комиксов. Среди современных детей авторитетом пользуются такие герои как инопланетяне, трансформеры, различные мультяшные герои и прочие.

    Психика детей устроена так, что их практически невозможно заставить выполнять какие-либо упражнения, даже самые полезные, если они ему не интересны. Вот эта проблема подвергла меня созданию новых, более современных подвижных игр.

    Детей привлекают необычные игры с использованием нестандартного оборудования, что способствует более высокому эмоциональному тонусу во время занятий и интересу детей к различным видам двигательной деятельности, развитию самостоятельности детей, формированию потребностей в движениях.

    Однажды портниха французской королевы Роза Бертен, переделывая старое платье королевы, сказала  «Все новое – это хорошо забытое старое». Мои игры основаны на наших старых, добрых играх, которые мы можем встретить в любом методическом пособии по физическому воспитанию. Например, игра «Ловишки с ленточками» превратилась в «Том и Джерри». Герои из знакомого для всех мультфильма внесли в игру интерес и яркое впечатление для детей.


    При создании игр я руководствуюсь следующими принципами:

    • Принцип научности – содержание игры соответствуетпедагогическим требованиям по развитию детей, решая задачи по физическому воспитанию.
    • Принцип универсальности – игра рассчитана для использования детьми разного возраста и разного уровня развития , имеет несколько вариантов и уровней сложности. В предложенных играх возможно заменять элементы, менять содержание от простого к более сложному.
    • Принцип доступности – описание игры и правилапонятны для детей, соответствуют возрасту детей.
    • Принцип новизны – новый, интересный сюжет позволит сохранить внимание детей и активно участвовать в игре до конца.
    • Принцип гуманности и безопасности –  несмотря на жестокость нашего мира, игры строятся на доброте, положительно влияющие на психику ребенка. Подбираются безопасные атрибуты и место проведения игр.

    Некоторые из этих игр мы с вами проиграем прямо сейчас.

    Приглашаю группу участников МО с желтыми фишками.

    Игра «Том и Джерри»

    Возраст:5-7 лет

    Цель: Учить детей играть, не нарушая правила.  Развивать скоростно – силовые качества,  ориентировку в пространстве. Упражнять в беге боковым галопом. Закреплять умение действовать по сигналу.

    Оборудование: «хвостики» - косички, жилет водящего - кота

    Описание игры:По считалочке выбирается водящий – Том (кот). У каждой мышки висит за спиной хвост (косичка). Задача Тома собрать как можно больше хвостов. Мышки, передвигаясь боком, стараются не допустить кота к своему хвосту. В конце игры подсчитывается количество пойманных мышек и меняется водящий. Игра повторяется 2-3 раза.

    Игра «Звезды и планета»

    Возраст:5-7лет.

    Цель: Учить играть по правилам, действуя по сигналу. Упражнять детей в разных способах передвижения по площадке.Развитие гибкости скелета, суставов, скелетных мышц через интенсивную мышечную деятельность, увеличение их мускульной силы, развитие  координации движений.

    Оборудование: хопы  (мячи-прыгуны с ручкой).

    Описание игры:в начале игры обговариваются правила и выбирается водящий (планета). Остальные игроки – это звезды. В этой игре несколько созвездий: созвездие «лягушек» - прыжки полусидя с упором на руки, «обезьян» - ходьба на четвереньках с упором на ладони и ступни, «зайчиков» - прыжки на 2-х ногах, «раков» - ходьба спиной вниз с упором на ладони и ступни. Педагог говорит «Сейчас планета собирает звездочки с созвездия обезьян». Дети начинают двигаться как обезьянки, опираясь на ладони и ступни. Задача водящего (планеты) осалить как можно больше «звездочек». Сложность в том, что водящий передвигается на мяче-прыгуне, которого нужно держать только одной рукой, т.к. второй рукой он должен «собирать звезды». Через некоторое время игра останавливается,  меняется водящий и способ передвижения. Игра повторяется 2-3 раза.

    В подготовительной группе можно усложнить игру: одновременно по залу бегают несколько созвездий (например, девочки – лягушки, а мальчики – раки)

    Игра «Цветы и бабочки»

    Возраст:3-7 лет

    Цель: развитие внимания, умения действовать по сигналу, ориентировку в пространстве. Закрепление основных цветов (красный, синий, зеленый, желтый).

    Оборудование: кегли разных цветов, разноцветные браслеты по количеству детей.

    Описание игры:

    В младшей группе:под музыку или бубен дети двигаются по площадке в разных направлениях, по сигналу собираются вокруг «цветочка», который соответствует цвету браслета.

    В средней группе можно усложнить игру, добавив дополнительные цвета (цвета радуги - голубой, оранжевый, фиолетовый)

    В старшей группедобавляется дополнительная задача: развитие быстроты реакции.  Цветы меняют свое местоположение.

    В подготовительной группе кроме вышеописанных задач закрепляются построения: колонна, шеренга, круг.

    Игра «Построй башню»

    Возраст:5-7 лет

    Цель: Учить детей работать в команде, согласовывая действия каждого участника. Развивать быстроту реакции, зрительное восприятие. Воспитывать нравственные качества (взаимопомощь), командный дух.

    Оборудование: 3 комплекта кубиков разных цветов, 3 скамейки, расположенные на одной стороне зала.

    Описание игры:Группа детей делится на 2 команды. Обговариваются правила игры и распределяется цвет кубиков для каждой команды. На полу по залу разложены кубики 2-х цветов (по 5-6 штук каждого цвета). Под музыку дети двигаются по залу врассыпную. Как только музыка остановится,дети собирают кубики своей команды и строят башню, по образцу педагога. Команда быстрее справившаяся с задачей получает одно очко. Игра повторяется 3-4 раза. В конце игры поздравляем команду -  победителя.

    В подготовительной группе можно усложнить задачу, увеличив кубики штук или увеличив количество команд.

    Игра «Котята и щенята»

    Возраст: 4-5 лет

    Цель: Учить действовать по сигналу. Упражнять в спрыгивании с повышенной опоры (высота 30 см). Закреплять умение выполнять подскоки в движении.

    Оборудование: скамейки – заборы

    Описание игры: Дети делятся на 2 команды (в основном, на мальчиков и девочек). Одна часть детей – котята, которые стоят на скамейке (на заборе), а другая часть – щенята, гуляют во дворе (ходьба, высоко поднимая колени). Когда щенята засыпают, котята спрыгивают с «забора» и идут гулять (передвигаются подскоками врассыпную по всему залу). По сигналу педагога «Щенята проснулись!» котята бегут на забор, а щенята их догоняют. После 2 повторений команды меняются ролями.

    Игра «Лев и обезьянки»

    Возраст: 3-5 лет

    Цель: Закрепить умение передвигаться по площадке на четвереньках, опираясь на ладони и ступни. Упражнять в спрыгивании с повышенной опоры (высота 30 см). Закрепить счет до 5.

    Оборудование: жилет водящего - льва, скамейки – пальмы

    Описание игры: В джунглях живет лев, от которого прячутся обезьянки. Пока лев гуляет (ходьба широким шагом), обезьянки сидят на дереве (стоят на скамейке). Когда лев уходит к себе в пещеру отдыхать, обезьянки спускаются на землю, чтобы поиграть и порезвиться. На сигнал «Лев выходит на охоту!» обезьянки бегут к деревьям, а лев их догоняет. В конце игры посчитывается количество пойманных обезьян.

    Что бы мы ни думали о том мире, в котором растут наши дети, мы можем быть твердо уверены в одном: если мы хотим стать для них наставниками и вырастить здорового, физически развитого современного ребенка, мы должны понять их образ мыслей и «войти» в тот мир, в котором они живут.

    Надеюсь, мое выступление для Вас будет полезным. И на следующей встрече уже Вы будете делиться своими наработками. Ставьте перед собой самые смелые задачи и воплощайте их в жизнь. У вас все получится! Удачи ВАМ!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар-практикум на тему:«Подвижная игра как фактор развития физических качеств детей». Выступление: «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности».Средняя группа.

    Семинар-практикум на тему: «Подвижная игра как фактор развития физических качеств детей». Выступление: «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности». Приложение:Картотека повижных иг...

    "Подвижная игра-как средство повышения двигательной активности детей"

    Мастер-класс на районном методическом объединении.“Игра-это сама детская жизнь, инстинктивная, добровольная, спонтанная и естественная, связанная с исследованиями, общением и выражением себя...

    «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности дошкольников»

    Подвижная игра как средство повышения двигательной активности дошкольников...

    Из опыта работы: «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности детей»

    Из опыта работы: «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности детей»                              ...

    Доклад из опыта работы на тему: «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности дошкольников»

    Сегодня воспитание здорового ребенка- одна из главнейших задач семьи и дошкольного образовательного учреждения.Поэтому, чем больше ребенок двигается, тем успешнее происходит весь сложны...

    Подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей с ОВЗ.

    Известно, что дети с различными отклонениями в состоянии здоровья (с патологией зрения, слуха, последствиями детского церебрального паралича, с проблемами интеллекта и др.) имеют разные физические воз...