Консультация для педагогов "Периодизация детской игры по Кравцовой Е.Е."
консультация (младшая группа)

Курченко Наталья Анатольевна

"Периодизация детской игры по Кравцовой Е.Е."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл periodizatsiya_detskoy_igry.docx15.7 КБ

Предварительный просмотр:

Периодизация детской игры по Кравцовой Е.Е.

Возникнув в дошкольном детстве, игра сопровождает человека всю его жизнь.

Игра позволяет человеку моделировать мир и обеспечивает возможность личностного роста.

Игра создает фундамент для становления и развития творчества.

Игра помогает управлять собой, своим поведением и деятельностью.

Игра выступает основой для целенаправленного самоизменения и саморазвития.

Е.Е. Кравцова детально описала модель, объясняющая пути возникновения и развития игры. Она представлена в периодизации развития игры, за основу построения которой взят выделенный Л.С. Выготским критерий я - наличие мнимой воображаемой ситуации.

Рассмотрим общие выводы, полученные Е.Е. Кравцовой:

1. Игровая деятельность является качественно неоднородной, а многообразной деятельностью. На протяжении дошкольного возраста она претерпевает прогрессивные изменения.

2. Сюжетно - ролевая игра действительно занимает центральное место в дошкольном возрасте. Вместе с тем источниками ее являются два предшествующих вида игры: режиссерская, где предметное манипулирование и управление игрушками благоприятствует развитию у ребенка способностей к ролевому взаимодействию: умению смотреть на игровую ситуацию с различных позиций, и образная, где на основе выделения характерных признаков поведения различных объектов у ребенка складывается способность к идентификации с тем или иным образом. Без развития указанных способностей согласованные действия партнеров в сюжетно - ролевой игре невозможны.

3. Развитие сюжетно - ролевой игры идет от индивидуальной игры с куклой, к играм вдвоем со сверстником, к развернутой коллективной игре со множеством взаимосвязанных ролей и сюжетных линий. В развитой сюжетно - ролевой игре имеет место особая форма режиссерской игры, в которой дети занимаются своеобразной режиссерской деятельностью.

4. К концу старшего дошкольного возраста появляются игры с правилами, особенностью которых являются наличие подготовительного этапа, на котором дети осваивают правила. В этих играх нет роли, но есть особая внутренняя позиция и образ действий, оговоренный правилами. Умение выработать такую позицию, устойчиво ее удерживать и адекватно действовать, сообразуясь с ней, формируется в предшествующей сюжетно - ролевой игре.

5. Венчает все развитие игры режиссерская игра на новом уровне. Ее отличает качественное обогащение сюжета, возможность коллективного действия и сотрудничества, включения в нее элементов продуктивных видов деятельности.

Таким образом, согласно периодизации развития игры, построенной Е.Е. Кравцовой, в дошкольном возрасте существуют три принципиально различных вида игры:

  • предметное манипулирование и управление игрушками (1-2 лет);
  • режиссерская (2-3 лет) – одиночная игра, ребенок не принимает на себя роль, а распределяет роли между игрушками (предметами);
  • образно-ролевая (3-4 года) – принятие на себя образа и характерного поведения какого-либо объекта (машинка, зайчик);
  • сюжетно — ролевая(4-5) – принятие действительной роли и действия в соответствии с нею (продавец, врач);
  • игра с правилами (5-6 лет) – фиксированное правило, цель-результат-выигрыш, подчинение правилу;
  • режиссерская игра старшего дошкольного возраста (6-7 лет) – коллективная, несколько линий развития сюжета (один предмет может выполнять разные функции)

Все виды связаны между собой генетической преемственностью, при этом каждый из предшествующих видов игры порождает последующий, при чем режиссерская игра доминирует дважды: с нее начинается и ею же вместе с играми по правилам заканчивается развитие данного вида деятельности.

Как показано в исследованиях, игровая деятельность может быть важнейшим средством полноценного развития личности ребенка лишь при условии знания и соблюдения педагогами внутренних закономерностей развития игры в условиях определенным образом организованного образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Детские игры"

Консультация для родителей «Детские игры» Почему детям надо игратьДети очень любят играть. На площадке, на улице, во дворе всегда можно увидеть ребятишек, которые скачут на конях сделанных из пал...

Консультация для воспитателей "Детские игры"

Консультация для воспитателей "Детские игры"...

Консультация для родителей "Детские игры во дворе"

Многие родители проявляют большую заинтересованность в том, чтобы дети росли здоровыми, меньше болели, стремились вести здоровый образ жизни. Поэтому они стремятся проводить с детьми свободное время, ...

консультация "Кукла в детской игре"

Кукла - идеальный друг, который всегда рядом и не помнит зла. ни одна игрушка не способна дать ребёнку то, что даёт простая кукла...

Консультация для родителей. «Детские игры и игрушки».

Консультация для родителей.«Детские игры и игрушки»....

Консультация на тему:"детские игры и игрушки"

Консультация для родителей как правильно выбирать игрушки для своих деток....

консультация "Кукла в детской игре"

обычная кукла для ребёнка - это целый мир. самая древняя игрушка, и самая нужная...