Методическая разработка "Как справляться с проявлением агрессии у детей дошкольного возраста".
методическая разработка (старшая группа)

В статье рассматриваются причины возникновения агрессии,  их устранение и  рекомендации родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_agressiya.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему:

 «Как справляться с проявлением агрессии у детей дошкольного возраста».

Белолуцкая Л.Я.,

Воспитатель ГАДОУ ДС № 18

Калининского района,

Санкт-Петербург.

Агрессивное поведение у детей это довольно  распространённое  явление. Агрессия — деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам существования людей в обществе, она может приносить физический и моральный ущерб окружающим людям.

В ходе наблюдений мной установлено, что агрессия ребёнка чаще всего направлена: на окружающих людей; на животных; на себя; на внешние объекты, что проявляется в разрушении предметов, порче имущества. Зачастую агрессия проявляется в рисунках, в играх  и общении со сверстниками.

Самые распространёнными причины агрессивного поведения:

  • строгое наказание родителей за проявление агрессии ребёнка: именно тогда ребёнок скрывает свои чувства в присутствии родителей;
  • потакание капризам ребёнка: в таких случаях ребёнок не чувствует себя в безопасности и начинает проявлять черты агрессии;
  • чрезмерный контроль или  безразличное отношение к ребёнку: в этом случае у ребёнка формируются агрессивные черты характера.

Часто родители уверенны, что это пройдёт, объясняя поведение ребёнка тем, что  они в детстве были такими же и вели себя так же, а также ссылаются на наследственный фактор. А на самом деле все очень просто: ребёнок не уверен в себе и в своих силах, чувствует себя ненужным, и в таком случае он также начинает вести себя агрессивно.

Основываясь на моем общении с детьми, можно сделать вывод, что мальчики гораздо чаще проявляют агрессию, в отличие от девочки. Согласно сформировавшимся в нашем обществе стереотипам, мужчина должен быть сильным и умеющим за себя постоять, то есть «крутым».

Именно поэтому часто родители учат своих детей давать сдачи, поскольку иначе они просто не смогут «вписаться» в «мужское общество», в котором одной из основных ценностей является умение постоять за себя. Мальчики нередко вынуждены проявлять агрессивность, чтобы не оказаться «белыми воронами» и изгоями среди сверстников.

У детей агрессия проявляется также довольно разнообразно. Вербальная агрессия (обозвать, унизить, зло пошутить) бьёт по другим так же сильно, как и физическая (укусы, удары, тычки). Пассивно-агрессивное поведение ребёнка, заключающееся в нарушении родительских запретов, игнорировании просьб и указаний, выводит взрослых из себя надёжнее, чем любой другой вид агрессии.

Хотелось бы дать некоторые советы родителям. В первую очередь необходимо учить малыша способам взаимодействия с другими детьми. Объясните ребёнку что нужно меняться игрушками, как правильно и вежливо попросить дать поиграть. Что делать, если ему отказывали – в этом случае у вас должна быть с собой другая игрушка, лучше всего новая, чтобы мягко переключить внимание на неё. Если же вы не уследили, и в песочнице завязалась драка, Вам необходимо оставаться спокойными, но ни в коем случае не отворачиваться и не игнорировать ситуацию. Дома, когда ребёнок успокоится, отдохнёт, окажется в привычной среде, поест и попьёт - вернитесь к произошедшему. Напомните ребёнку что он сделал не так и снова расскажите, как ему следует попросить или предложить меняться игрушками. Не советую ждать быстрого результата, но так или иначе навык сформируется, если вы будете последовательны и уверены в своей правоте.

Хочу обратить внимание, что в отличии от первой ситуации, если вы заранее видите что ребёнок пытается ударить кого-нибудь, то следует пресечь ситуацию быстро и решительно. Твёрдо удержите руку ребёнка, строго скажите, глядя в глаза: «Драться нельзя».

В младшем дошкольном возрасте закладываются базовые способы взаимодействия ребёнка с миром. Именно поэтому родителям так важно быть особенно осторожными и последовательными, при формировании поведения ребёнка.

Когда дети идут в садик или начинают ходить в группы развития, на кружки и в секции, тогда отношения впервые выходят из-под тотального контроля. Так как раньше на каждого малыша приходился как минимум один заинтересованный взрослый, то есть родитель, а теперь воспитатель или преподаватель на всю группу детей. Именно тогда возникают недопустимые проявления агрессии у детей: драки, порча вещей, укусы. Это требует немедленного вмешательства со стороны взрослых.

В случае проявления ребёнком агрессии по отношению к другим детям, выраженную  в перевозбуждении, крике, плаче, родителям следует увести ребёнка с  детской площадки, праздника, немедленно  прекратить игру, закончить прогулку. Все надо делать быстро и решительно, но не спешите с нотацией, сначала попытайтесь  успокоить ребёнка, дайте попить – и вот тогда уже разберите ситуацию. Советую помнить простое правило: удовольствие прекращается немедленно и тогда начинается повседневность.

Родителям следует формировать у ребёнка эмпатию – умение встать на место другого. Научите ребёнка жалеть   когда ушибся кто-то ещё, ведь ребёнок, который умеет сочувствовать, никогда не причинит боль специально.

Уделяйте больше времени на общение с ребёнком и развитие речи, расширение словарного запаса малыша. Объясните разницу между «обиделся» и «злюсь», «грустно» и «тревожно», научите слышать себя и понимать других. Заметьте, что Вам следует прислушиваться к словам ребёнка очень чутко.

Помните, что погашать агрессию давлением на ребёнка, угрозами, наказанием нельзя ни в коем случае.  Если у вас получилось задавить проявления агрессии перечисленными способами – будьте уверены, она непременно проявится в другом месте и в другое время.

Я считаю, что очень важно научить ребёнка быть добрым, научить извиняться, а не бубнить заученную фразу «я больше не буду», не стесняться признать, что был неправ. Помните, что лучше всего учить детей  этому своим собственным примером, говоря «а вот я бы сделал так…».

Уважаемым родителям рекомендую прислушаться к советам и сделать соответствующие выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шпаргалка для родителей Проявление тревожности у детей дошкольного возраста.

Тревожность - психологическая особенность, устойчивое свойство человека, характерная для него черта. То есть, если человек часто испытывает состояние тревоги, то его считают тревожным.У детей ста...

Статья на тему "Особенности проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста"

Статья на тему "Особенности проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста"Выполнила: воспитатель старшей группы № 11 Фалина Ирина Сергеевна.Цель статьи : познакомить педагогов...

Собственная методическая разработка: "Презентация агрессии у детей дошкольного возраста"

Классификация проявлений агрессииКакие черты свойственные агрессивным детям Причины агрессивностиГлавная  социальная причина проявления агрессии в дошкольном возрасте -  неверное ...

Особенности проявления агрессивности у детей дошкольного возраста

Агрессивные проявления у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего детства. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся упр...

Проявление одаренности у детей дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме работы с одаренными детьми. В статье отмечена необходимость и важность обнаружения у ребенка уникальных способностей, а также говорит об особенностях работы с одаренными деть...