Картотека подвижных игр
картотека

Хомушку Роза Оолаковна

Картотека подвижных игр 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_podv_igr.docx184.06 КБ

Предварительный просмотр:

Возраст: 4-6 лет.

Место проведения: площадка на улице.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: воспитывать целеустремлённость и настойчивость.

Игроки строятся в круг и берутся за руки, в центре круга большой снежный ком – «гора». По сигналу дети начинают «тянуть» друг друга к горе, стараясь столкнуть туда своего товарища. Игрок, который коснётся кома туловищем или ногой, выбывает из игры.

🗹 Если игроков много, то в центре круга можно разместить несколько снежных комьев.

Подвижные игры и игровые упражнения малой интенсивности для детей раннего и дошкольного возраста

«Кружочек»

Возраст: 2-4 года.

Место проведения: любое.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: познакомить детей друг с другом.

 Дети строятся в круг, держатся за руки и говорят:

        Круг – кружочек! Где  ты, наш дружочек?

Идут по кругу.

        Раз, два, три! Покажись, Оксана, ты!

Останавливаются.

Названный ребёнок выходит в центр круга и кружится.

🗹 В кругу должны побывать все дети.

«Зайка серый умывается»

Возраст: 2-4 года.

Место проведения: любое.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: учить детей слушать текст и выполнять движения в  соответствии с текстом.

Игроки строятся в круг, в центре круга водящий – «зайка». Все игроки держатся за руки, идут по кругу и говорят:

Зайка серый умывается, видно, в гости собирается,

Вымыл глазки, вымыл носик,

Вымыл ротик, вымыл ухо, вытер сухо.

Водящий в кругу выполняет движения в соответствии с текстом, затем выбирается новый водящий.

🗹 Следить за чётким произношением всех слов детьми.

«По ровненькой дорожке»

Возраст: 2-4 года.

Место проведения: любое.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: учить детей ходить в колонне по одному, формировать чувство ритма.

Игроки идут под звуки бубна в колонне по одному за педагогом и говорят:

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке

Шагают наши ножки – раз-два, раз-два,

По камушкам, по камушкам.

Идут широким шагом.

В яму – бух!

Приседают.

🗹 Чётко произносить текст, не нарушать строй.

«Ходим, ходим хороводом»

Возраст: 2-4 года.

Место проведения: любое.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: учить детей выполнять простейшие двигательные задания без показа педагога.

 Игроки с педагогом строятся в круг, берутся за руки, идут по кругу и говорят: «Ходи, ходи хороводом перед всем честным народом. Раз, два, три – присели!»  Последнее слово говорит педагог, а дети останавливаются и выполняют то, что он сказал. Отмечаются игроки, которые правильно выполнили задание. С каждым повторением задание меняется и усложняется (потопали, похлопали, пошли в приседе и др.)

🗹 Для повышения эмоционального  фона занятия педагог может придумать шуточное задание. Например, похрюкали, поквакали и др.

«Катушка с нитками»

Возраст: 2-4 года.

Место проведения: любое.

Инвентарь: катушка с нитками.

Цель игры: учить детей действовать согласованно, формировать наглядно-образное мышление.

Педагог показывает детям катушку, объясняет, как на неё наматывают нитки. Затем он предлагает детям это показать. Игроки берутся за руки в шеренге так, чтобы получилась «ниточка». Первый ребёнок – «катушка» - стоит на месте. Педагог берёт за руку последнего игрока и ведёт всю нитку по кругу до тех пор, пока она не намотается на катушку. Потом ниточка разматывается – дети идут назад.

🗹 Нужно учить детей не отпускать руки, чтобы не разорвалась ниточка.

«Осенние листочки»

Возраст: 2-4 года.

Место проведения: площадка на улице.

Инвентарь: по 2 листа на ребёнка.

Цель игры: учить детей строится в круг.

Игроки стоят свободно на площадке с листьями в руках, говорят слова и выполняют движения в соответствии с текстом:

Мы - осенние листочки, мы на веточках висим, (поднимают руки вверх)

Ветер дунул – полетели, (выпускают листья из рук)

Мы летим, летим, летим, мы летим, куда хотим, (взмахивают руками вверх-вниз)

Перестал дуть ветерок, мы собрались все в кружок. (строятся в круг)

🗹 Чётко произносить текст и выполнять все движения.

«Мы топаем ногами»

Возраст: 2-4 года.

Место проведения: любое.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: учить детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом, закреплять бег по кругу, взявшись за руки.

Игроки строятся в круг  и выполняют все движения в соответствии с текстом:        Мы топаем ногами. Мы хлопаем руками.

        Мы руки поднимаем. Мы руки опускаем.

        Киваем головой. Мы руки подаём,

        И бегаем кругом, и бегаем кругом. (берутся за руки и бегут по кругу)

🗹 Во время бега по кругу не размыкать рук. Упражнения можно выполнять в парах.

«Великаны и гномы»

Возраст: 2-4 года.

Место проведения: любое.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: закреплять ходьбу в колонне по одному, воспитывать внимание.

 Игроки шагают в колонне по одному. По команде: «Великаны!» поднимают руки вверх и идут на носках. По команде: «Гномы!» передвигаются в приседе, руки на коленях. Отмечаются внимательные дети.

🗹 Выполнение упражнений чередовать с обычной ходьбой, можно придумать другие упражнения.

«Колобок и лиса»

Возраст: 2-4 года.

Место проведения: любое.

Инвентарь: мяч среднего диаметра и мягкая игрушка - лиса.

Цель игры: учить детей передавать предметы друг другу.

Дети строятся в круг. Одному игроку дают мяч – «колобок», а другому игроку, стоящему напротив – мягкую игрушку «лису». По сигналу дети передают предметы по кругу. Колобок старается «убежать», а лиса – догнать его. Если лиса догонит колобка, то игра продолжается в обратном направлении.

🗹 Колобка и лису нужно передавать аккуратно, не бросать и стараться не уронить.

«В гости к мишке мы идём»

Возраст: 2-4 года.

Место проведения: любое.

Инвентарь: 8-10 кеглей.

Цель игры: формировать точность ориентировки в пространстве.

На площадке в свободном порядке расставлены кегли – «деревья». Дети шагают врассыпную по залу и говорят:

        В гости к мишке мы идём, все деревья обойдём,

        Поиграем и попляшем, а потом домой пойдём.

В процессе ходьбы дети обходят кегли, стараясь их не задеть. Отмечаются игроки, которые справились с заданием.

🗹 Упавшую кеглю нужно поставить на место; можно предлагать детям разновидности ходьбы – на носках, на пятках и др.

«Пузырь»

Возраст: 2-4 года.

Место проведения: любое.

Инвентарь:не требуется.

Цель игры: укреплять дыхательную мускулатуру.

Игроки берутся за руки и образуют небольшой круг, стоя близко друг к другу. Все вместе говорят слова:

        Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,

        Оставайся такой, да не лопайся!

Игроки выполняют дыхательные упражнения и отходят назад. По команде: «Лопнул пузырь!» дети хлопают в ладоши и приседают.

🗹 Вдох выполнять через нос, выдох через рот; во втором варианте игры дети после слов «лопнул пузырь» двигаются к центру круга, держась за руки, произносят звук «ш-ш-ш» - воздух выходит.

«На зарядку»

Возраст: 2-4 года.

Место проведения: любое.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: формировать чувство ритма, закреплять ходьбу в колонне по одному.

Игроки строятся в колонну по одному, шагают под звуки бубна и говорят в такт движению:

        На зарядку утром рано, мы выходим с барабаном,

        Он гремит, гремит, гремит, в ногу всем шагать велит!

Отмечаются игроки, которые чётко и ритмично шагают.

🗹 В колонне не перегонять и не отставать, не топать.

«Цветочек»

Возраст: 2-4 года.

Место проведения: физкультурный зал.

Инвентарь: 1 обруч большого диаметра.

Цель игры: расслабление после физической нагрузки.

Дети ложатся на пол вокруг обруча. И.п. – лёжа на спине, руки за головой, ноги прямые, пятки касаются обруча. По команде: «Цветочек закрылся!» выполняют наклон вперёд, стараясь коснуться ладонями стоп. По команде: «Цветочек раскрылся!» принимают и.п.

🗹 Движения выполнять медленно, плавно; ноги в коленях не сгибать.

«Мишка»

Возраст: 2-4 года.

Место проведения: любое.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: повышать активность слухового анализатора.

Игроки находятся на одной стороне площадки, водящий – «мишка» на другой стороне. Дети медленно идут  в сторону водящего и говорят:

        Мишка, ты живёшь в лесу, мы зовём тебя: «Ау».

        Ты глаза не открывай, кто позвал тебя, узнай!

Педагог указывает на одного из игроков, который говорит: «Мишка, ау!» Водящий угадывает, кто его позвал.

🗹 Если водящий затрудняется с ответом, то можно ему подсказать.

«Угадай предмет»

Возраст: 2-4 года.

Место проведения: любое.

Инвентарь: большая коробка с мелкими предметами.

Цель игры: развивать тактильную чувствительность.

Дети сидят на скамейке ил на стульях. Педагог подходит к каждому из них с большой коробкой, наполненной мелкими предметами (кубики, маленькие игрушки, карандаши и др.) и накрытой платком. Ребёнок под платком берёт в руку любой предмет и старается угадать, что это такое. В  случае неудачной попытки нужно дать ребёнку ещё одну.

🗹 Можно сделать коробку  полностью закрытой с небольшим круглым отверстием для руки сбоку или сверху.

«Найди, где спрятано»

Возраст: 2-4 года.

Место проведения: любое.

Инвентарь: маленькая игрушка.

Цель игры: отдых после физической нагрузки.

Игроки закрывают глаза, а педагог в это время на площадке прячет небольшой предмет. По сигналу дети открывают глаза, спокойно ходят по площадке и ищут предмет. Тот, кто нашёл, поднимает его вверх, игра повторяется снова.

🗹 Во время игры нельзя бегать.

«Береги предмет»

Возраст: 2-4 года.

Место проведения: любое.

Инвентарь: кубики или погремушки по количеству детей.

Цель игры: развивать зрительно-моторную реакцию.

Игроки строятся в круг и кладут на пол перед собой кубик или погремушку. Водящий – педагог находится в центре круга. Водящий передвигается внутри круга в разных направлениях и старается коснуться руками предмета. Игроки прячут свой предмет, приседая и закрывая его ладонями.

🗹 При проведении игры с детьми 3-4 лет на роль водящего можно выбрать одного из детей.

«Трамвай и троллейбус»

Возраст: 2-4 года.

Место проведения: любое.

Инвентарь: 2 шнура (4-5 м).

Цель игры: формировать согласованность двигательных действий.

Игроки строятся в колонну по одному, педагог стоит в начале колонны. В правой и левой руке дети держат шнуры, которые «соединяют» колонну. По команде: «Трамвай» дети шагают в колонне с ускорением и замедлением темпа. По команде: «Троллейбус» дети  поднимают руки вверх и идут на носках.

🗹 Действовать согласованно, не отставать, не выходить в сторону.

«Отгадай, чей голосок»

Возраст: 3-5 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: повышать активность слухового анализатора.

Игроки строятся в круг, в центре круга – водящий с закрытыми глазами. Дети идут по кругу, взявшись за руки, и говорят:

        Мы немножко поиграли, а теперь в кружок мы встали,

        Ты загадку отгадай, голосок чей угадай.

Педагог выбирает одного из игроков, который произносит любое слово, стараясь сделать так, чтобы его голос не узнал водящий. Водящий открывает глаза и угадывает имя того, кто подал голос. Если водящий не узнал голос, то подавший его выбирается водящим.

🗹 Можно произносить не только слова, но и имитировать звуки животных.

«Паучки»

Возраст: 3-5 лет.

Место проведения: физкультурный зал.

Инвентарь:1-2 обруча с натянутой по диаметру в разных направлениях резинкой.

Цель игры: закреплять перелезание через предметы.

Педагог удерживает вертикально на полу обруч – «паутинку». Дети – «паучки» по очереди проползают через паутинку, стараясь не запутаться. По окончании игры отмечаются самые ловкие паучки.

🗹 Чтобы увеличить моторную плотность игры, можно разделить детей на 2 подгруппы.

«Найди свой цвет»

Возраст: 3-5 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь:разноцветные ленты по количеству детей 3-4 цветов, 3-4 разноцветных флажка, 3-4 обруча.

Цель игры: развивать пространственную и зрительную ориентацию.

Игроки находятся на площадке с разноцветными лентами в руках. В разных частях площадки на полу лежат 4 обруча с флажками в центре, цвета которых соответствуют цветам лент. По команде: «Шагом марш!» дети шагают по площадке врассыпную, а по команде: «Найди свой цвет!» строятся в круг у обруча с флажками своего цвета. Игра повторяется 3-4 раза, педагог изменяет местоположение флажков и отмечает внимательных игроков.

🗹 Можно предлагать детям разновидности ходьбы – на носках, на пятках, с высоким подниманием колен.

«След в след»

Возраст: 3-5 лет.

Место проведения: площадка на улице.

Инвентарь:не требуется.

Цель игры: формировать точность двигательных действий.

        Дети строятся в колонну за педагогом, который идёт по снегу, оставляя за собой чёткие следы. Дети шагают по следам педагога, стараясь не выходить за их границы.

🗹 В процессе игры педагог изменяет ширину шагов и направление движения.

«Шишка - камешек»

Возраст: 3-5 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь:шишка, камешек.

Цель игры: учить поворачиваться кругом в колонне, воспитывать внимание.

Дети шагают в колонне по одному. Направляющий держит в руках шишку,  а замыкающий колонну – камешек. По команде: «Камешек» игроки поворачиваются кругом и шагают в обратном направлении, по команде: «Шишка» снова шагают за направляющим. Если колонна шагает за направляющим и даётся команда «Шишка», то нужно продолжать движение без поворотов.

🗹 В процессе игры можно менять направляющего и замыкающего колонну на другого игрока.

«Дрозд»

Возраст: 3-5 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь:не требуется.

Цель игры: воспитывать дружелюбные и товарищеские взаимоотношения.

Дети строятся парами лицом друг к другу, говорят слова и в соответствии с текстом указывают на себя и на партнера:

        Я дрозд – ты дрозд, у меня нос – у тебя нос,

        У меня сладкие – у тебя сладкие(губы),

        У меня гладкие – у тебя гладкие(щёки),

        Я твой друг, и ты мой друг.

С последними словами дети обнимаются, затем меняются парами, и игра продолжается.

🗹 Партнёра дети выбирают самостоятельно.

«Слушай сигнал»

Возраст: 3-5 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь:не требуется.

Цель игры: воспитывать внимание и организованность.

Игроки шагают в колонне по одному. На быстрые удары в бубен (хлопки в ладоши или музыкальное сопровождение) выполняют ходьбу короткими семенящими шагами, на медленные удары – широкие свободные шаги.

🗹 Игру можно изменить и выполнять ходьбу врассыпную или ходьбу в парах.

«Затейники»

Возраст: 3-5 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь:не требуется.

Цель игры: формировать творческие способности.

Игроки строятся в круг, берутся за руки, в центре круга – водящий. Дети идут по кругу и говорят:

        Ровным кругом, друг за другом мы идём за шагом шаг,

        Стой на месте! (останавливаются)

        Дружно, вместе сделаем вот так!

Водящий показывает любое движение, а дети его повторяют. Затем выбирается новый водящий.

🗹 В младших группах роль водящего выполняет педагог; движения не должны повторятся.

«Ударь по мячу»

Возраст: 4-6 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь:2 мяча среднего диаметра.

Цель игры: развивать ориентацию в пространстве.

Участвуют 2 игрока. Напротив каждого на расстоянии 2-3 м лежит мяч. Игрокам завязывают глаза и раскручивают 2-3 раза. После этого им нужно подойти к своему мячу и ударить по нему ногой. Отмечаются игроки, которым удалось это сделать.

🗹 Можно помочь игроку, который не может найти свой мяч.

«Море волнуется»

Возраст: 4-6 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь:не требуется.

Цель игры: формировать творческое воображение.

Игроки стоят на площадке и говорят:

        Море волнуется – раз, море волнуется – два,

        Море волнуется – три, морская фигура на месте замри.

В такт словам дети взмахивают руками. С последними словами останавливаются и замирают, приняв различные позы. Отмечаются самые интересные фигуры.

🗹 Фигура обязательно должна быть морская; игру можно усложнить, предложив детям придумать фигуру в парах или в тройках.

«Горячая картошка»

Возраст: 4-6 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь:1 мяч среднего диаметра.

Цель игры: закреплять передачу мяча по кругу.

Игроки строятся в круг, один из игроков держит в руках мяч. Под музыку или звуки бубна дети передают мяч друг другу по кругу. Как только музыка остановится, игрок, у которого оказался в руках мяч, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется 2 игрока – победителя.

🗹 При передаче мяча не бросать его; игроки, уронившие мяч, выбывают из игры.

«Светофор»

Возраст: 4-6 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь:3 круга или кольца красного, зелёного и жёлтого цвета.

Цель игры: воспитывать внимание.

Игроки строятся в шеренгу или сидят на скамейке. Педагог поочерёдно поднимает вверх круги в разной последовательности. На красный цвет дети молчат, на жёлтый – хлопают, на зелёный - топают. Отмечаются самые внимательные игроки.

🗹 Можно придумать другие упражнения.

«Запрещённое движение»

Возраст: 4-6 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь:не требуется.

Цель игры: развивать внимание и моторную память.

Игроки строятся в круг, в центре круга - педагог. Педагог выполняет различные движения, указав, какое из них – запрещенное. Дети повторяют все движения, кроме запрещённого. Игроки, которые повторили запрещённое движение, получают штрафные очки. Отмечаются игроки, которые не получили штрафных очков.

🗹 Запрещённое движение надо менять через 4-5 повторений.

«Тихо - громко»

Возраст: 4-6 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь:маленький предмет.

Цель игры: развивать внимание и сообразительность.

Дети строятся в круг, в центре круга – водящий с закрытыми глазами. Педагог даёт одному из игроков предмет, который нужно спрятать. Все дети, кроме водящего, знают, у кого находится предмет. Водящий открывает глаза и старается  определить ребёнка с предметом. Если водящий приближается к игроку с предметом, то дети громко хлопают, когда удаляется – хлопают тише.

🗹 Игра продолжается пока водящий не найдёт предмет. Можно говорить водящему «горячо – холодно»

«Съедобное - несъедобное »

Возраст: 4-6 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь:мяч.

Цель игры: развивать сообразительность быстроту реакции.

Игроки строятся в круг, в центре круга – водящий с мячом в руках. Водящий поочерёдно бросает мяч каждому игроку и произносит в момент броска любое слово (дерево, яблоко, стол, пуговица и др.) Если слово означает съедобное понятие (конфета, молоко, каша и др.), то игрок ловит мяч, если  же слово означает несъедобное понятие (банка, ботинок, ложка и др.) – игрок отталкивает мяч. Тот, кто ошибается, получает штрафное очко. Нового водящего выбирают среди самых внимательных  игроков.

🗹 Если детей много, то можно ввести  в игру двух водящих.

«Летает – не летает»

Возраст: 4-6 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь:не требуется.

Цель игры: развивать внимание и сообразительность.

Игроки шагают в колонне по одному, а педагог называет предметы. Если будут названы летающие предметы, например, самолёт, птица, бабочка и т.д., то игроки останавливаются, поднимают руки в стороны и делают взмахи руками.

🗹 Можно построить игроков в шеренгу или круг.

«Фигуры»

Возраст: 4-6 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь:не требуется.

Цель игры: развивать творческие способности.

Игроки строятся в круг, водящий – в центре круга. Под музыку или звуки бубна игроки шагают по кругу в колонне, а по сигналу останавливаются и не двигаются, приняв различные позы. Водящий выбирает того, чья фигура понравилась ему больше, и меняется с ним местами.

🗹 Игра продолжается 4-5 раз. Отмечаются наиболее интересные фигуры.

«Паровозик, копна, гусеница»

Возраст: 4-6 лет.

Место проведения: физкультурный зал.

Инвентарь:не требуется.

Цель игры: закреплять передвижения и перестроения в сцеплении.

Игроки шагают в колонне по одному. По команде: «Паровозик!» кладут руки на плечи впередистоящему и передвигаются в сцеплении на пятках; по команде: «Копна!» перестраиваются в круг, держась за руки, идут к центру и поднимают руки вверх; по команде: «Гусеница!» перестраиваются в колонну по одному, принимают упор на коленях и передвигаются в сцеплении, положив руки на голени впередистоящего.

🗹 Не разрывать сцепления, чётко выполнять команды.

«Кто ушёл»

Возраст: 4-6 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь:не требуется.

Цель игры: развивать наблюдательность и внимание.

Игроки строятся в круг, водящий – в центре круга. Водящий запоминает детей и закрывает глаза. Один игрок уходит из зала. Водящий открывает глаза и отгадывает, кто из детей ушёл. Если он отгадает, то сам выбирает водящего, если нет, то водящего выбирает педагог.

🗹 Детям нельзя подсказывать водящему.

«У кого колечко»

Возраст: 4-6 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь:шнур с колечком.

Цель игры: развивать внимание и сообразительность.

На длинный шнур надевают колечко, концы шнура соединяют. Игроки строятся в круг, удерживая шнур двумя руками внизу, в центре круга – водящи с закрытыми глазами. Дети руками передвигают кольцо по шнуру, а по команде: «Стой!» водящий открывает глаза и пытается отгадать, у кого в руке спрятано кольцо.

🗹 Подсказывать водящему нельзя.

«Узнай товарища»

Возраст: 4-6 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь:не требуется.

Цель игры: повышать активность сенсорных систем.

Игроки строятся в круг, в центре круга – водящий с завязанными глазами. К водящему подходит один из детей, водящий на ощупь должен узнать своего товарища. Игра продолжается 5-6 раз, каждый раз выбирается новый водящий.

🗹 Не подсказывать, отмечаются самые внимательные игроки.

«Рыбы, птицы, звери»

Возраст: 4-6 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: расширять кругозор, развивать сообразительность.

Игроки строятся в круг, в центре круга – водящий с мячом в руках. Водящий бросает мяч поочерёдно игрокам и говорит одно из трёх слов: «Зверь», «Рыба» или «Птица». Поймавший мяч должен быстро назвать любое животное, рыбу или птицу и бросить мяч обратно водящему. Игрок, который ошибся или не ответил, получает штрафное очко.

🗹 По окончании игры отмечаются дети, которые не получили штрафных очков.

«Тишина»

Возраст: 4-6 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: тренировать статическое равновесие.

Игроки шагают в колонне и говорят:

        Тишина у пруда, не колышется вода,

Не шумит камыш. Засыпайте малыши.

        С последними словами дети останавливаются и принимают любую статическую позу. В таком положении они находятся до тех пор, пока педагог не досчитает вслух до десяти.  Игроки, которые пошевелились или не удержали равновесия, считаются проигравшими. Игра повторяется 3-4 раза.

🗹 Проигравшие игроки временно выбывают из игры.

«У тебя порядок строгий»

Возраст: 4-6 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: учить находить своё место в игре, воспитывать организован-ность и развивать внимание.

Игроки строятся в 3-4 круга в разных частях площадки, берутся за руки. По команде шагают врассыпную по площадке и говорят:

        У тебя порядок строгий, знают все свои места.

        Ну, трубите веселее: Тра-та-та, тра-та-та!

С последними словами дети строятся в круги. Отмечаются круги, которые быстро и без ошибок построились.

🗹 Можно строиться в колонны или шеренги.

«Быстро шагай»

Возраст: 4-6 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: улучшать быстроту реакции на сигнал.

Игроки строятся в шеренгу на линии старта на одной стороне площадки, на другой стороне – водящий, который стоит спиной к игрокам на линии финиша. Водящий громко говорит: « Быстро шагай, смотри не зевай, стой!» В это время игроки шагают вперёд, а на последнем слове останавливаются. Водящий быстро оглядывается, и тот игрок, который не успел остановиться, делает шаг назад. Затем водящий снова произносит текст, а дети продолжают движение. Игрок, который первым пересечёт линию финиша, становится водящим.

🗹 Нельзя бежать, шагать быстро и ритмично в соответствии с текстом.

«Смена мест»

Возраст: 4-6 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: воспитывать самоорганизацию.

Игроки 2 команд строятся в шеренги лицом друг к другу на противоположных сторонах площадки. По команде: «Разойтись!» расходятся свободно по площадке, а по команде: «Смена мест!» строятся в шеренгу на стороне другой команды. Отмечается команда, которая быстрее и без ошибок построилась.

🗹 Очерёдность игроков при построении можно не соблюдать.

«Фонарики»

Возраст: 4-6 лет.

Место проведения: физкультурный зал.

Инвентарь: офтальмотренажёр.

Цель игры: профилактика близорукости, расслабление после физической или умственной нагрузки.

В помещении к потолку или стене крепится офтальмотренажёр. Дети в любом удобном исходном положении (лёжа на спине, сидя, стоя и др.) отслеживают глазами движение поочерёдно загорающихся цветных ламп.

🗹 Головой и туловищем двигать нельзя.

«Фантазёры»

Возраст: 4-6 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: формировать творческое воображение.

        Игроки шагают в колонне по одному, педагог громко называет любой предмет, животное, растение (лодка, волк, стул и т.д.) Дети останавливаются и позой, мимикой, жестами пытаются изобразить то, что назвал педагог. Отмечается самый интересный образ.

🗹 Каждый игрок старается придумать свою фигуру.

«Шмель»

Возраст: 4-6 лет.

Место проведения: физкультурный зал.

Инвентарь: мяч среднего диаметра.

Цель игры: формировать точность двигательных действий.

Игроки строятся в круг и садятся на пол, согнув ноги скрёстно. Один из игроков держит в руках мяч. Дети руками прокатывают мяч по полу, стараясь «ужалить» - попасть в ноги другому игроку. Ужаленный игрок поворачивается спиной в круг и не принимает участие в игре до тех пор, пока не «ужалят» следующего.

🗹 Дети не дают себя «ужалить», задерживая мяч руками.

«Кто внимательный»

Возраст: 4-6 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: развивать внимание и воспитывать организованность.

Дети строятся в колонну, шагают по площадке и выполняют движения по сигналу. Один удар в бубен – присед, 2 удара – стойка на одной ноге, 3 удара – подскоки на двух ногах на месте. Отмечаются самые внимательные игроки.

🗹 Педагог подаёт сигналы в разной последовательности, после каждого сигнала дети продолжают ходьбу в колонне. Можно придумать другие упражнения.

«Два и три»

Возраст: 4-6 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: закреплять ходьбу врассыпную с перестроением в пары и тройки по сигналу.

Дети шагают по площадке в разных направлениях. По сигналу: «Два!» образуют пары и становятся лицом друг к другу, взявшись за руки. По сигналу: «Три!» образуют тройки.

🗹 Отмечаются пары и тройки, быстро выполнившие задание.

«Козлики на мостике»

Возраст: 4-6 лет.

Место проведения: физкультурный зал.

Инвентарь: гимнастическая скамейка.

Цель игры: тренировать равновесие, воспитывать взаимопомощь и товарищество.

Игроки – «козлики» делятся на 2 подгруппы и строятся в колонны – одна напротив другой. Между ними стоит «мостик» - гимнастическая скамейка. 2 козлика из разных команд идут навстречу друг другу по скамейке. Встретившись, они расходятся, стараясь не упасть в «канаву». Когда пара освободит скамейку – идут следующие игроки. Игроки помогают друг другу сохранять равновесие. Отмечаются самые дружные пары.

🗹 Под скамейку положить мат.

«Парашют»

Возраст: 4-6 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь:круг с ручками, сшитый из прочного материала, диаметром 2,5-3м, мяч среднего диаметра.

Цель игры: отдых и расслабление после физической нагрузки.

Игроки строятся в круг и берут «парашют» за ручки. Они идут по кругу, взмахивая руками вверх-вниз, поднимая и опуская парашют. По сигналу педагога поворачиваются, берут ручку парашюта другой рукой и идут в обратную сторону. Затем по сигналу снова останавливаются, поворачиваются лицом в круг и берут парашют двумя руками. На середину парашюта кладут мяч. Дети подбрасывают мяч, поднимая и опуская парашют, стараясь не уронить мяч на пол.

🗹 В процессе игры можно выполнять дыхательные упражнения.

«Перекаты»

Возраст: 4-6 лет.

Место проведения: физкультурный зал.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: отдых и расслабление после физической нагрузки.

Игроки строятся в шеренгу и ложатся на пол, на живот, вплотную друг к другу. По сигналу крайний игрок перекатывается с живота на спину по спинам лежащих детей. За ним перекатывается  следующий игрок. Докатившись до конца колонны, игроки ложатся на живот. Затем «брёвнышки» катятся в обратном направлении.

🗹 Игра продолжается 2-3 минуты.

«Эхо»

Возраст: 4-6 лет.

Место проведения: физкультурный зал.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: отдых и расслабление после физической нагрузки.

Игроки принимают и.п. – лёжа на спине, руки за головой. Педагог произносит короткие предложения, а дети отвечают, как эхо, протягивая последнее слово. Например: педагог говорит «Кто там?», а дети отвечают «Та-а-ам»

🗹 В игру можно включать статические дыхательные упражнения или звуковую гимнастику с протягиванием различных звуков и слогов на выходе.

«Пять шагов»

Возраст: 5-7 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: развивать сообразительность и быстроту мышления.

Участвуют поочерёдно несколько игроков. Детям нужно сделать 5 шагов в быстром темпе и а каждый шаг без пауз и остановок произносить любое имя ( женское или мужское в зависимости от задания). Отмечаются игроки которые справились с заданием.

🗹 Игру можно усложнить, предлагая детям называть не имена, а, например, зверей, птиц, рыб и т.д.

«У кого мяч»

Возраст: 5-7 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь: мяч малого диаметра.

Цель игры: развивать внимание и сообразительность.

Игроки строятся в круг, вплотную друг к другу, руки за спиной. В ентре круга – водящий с закрытыми глазами. Игроки выполняют передачу мяча за спиной. По сигналу водящий открывает глаза и старается угадать, у кого мяч. Если водящий угадал, то он становится в круг, а тот, у кого был найден мяч, становится водящим. Игра повторяется 3-4 раза.

🗹 Игрок, уронивший мяч при передаче, временно выбывает из игры.

«Мяч соседу»

Возраст: 5-7 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь: 2 мяча среднего диаметра.

Цель игры: закреплять быструю передачу мяча по кругу.

Игроки строятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. У двух игроков, стоящих на противоположных сторонах круга,- по мячу. По сигналу дети передают мяч по кругу в одном направлении, как можно быстрей, стараясь, чтобы один мяч догнал другой. Проигрывает игрок, у которого окажется 2 мяча. Игра повторяется 4-5 раз, после чего отмечаются игроки, которые хорошо передавали мяч.

🗹 Мяч передавать соседнему игроку, никого не пропускать.

«Поймай палку»

Возраст: 5-7 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь:гимнастическая палка.

Цель игры: тренировать быстроту реакции на сигнал.

Игроки строятся в круг, в центре круга – водящий, который руками удерживает гимнастическую палку на полу вертикально за верхний конец. Водящий называет по имени одного из игроков, отпускает палку, а названный игрок должен поймать палку не давая ей упасть.

🗹 В средней группе роль водящего выполняет педагог, диаметр круга можно увеличивать.

«Воротца»

Возраст: 5-7 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: закреплять ходьбу парами, воспитывать организованность и коллективизм.

Игроки шагают по площадке в колонне по два. По команде: «Стоп!» останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя воротца. Первая пара поворачивается кругом, пробегает под воротцами, становится последней, говоря: «Готово!». По этому сигналу дети опускают руки и продолжают ходьбу.

🗹 Игру можно усложнить, изменив направление движения колонны.

«Летучий мяч»

Возраст: 5-7 лет.

Место проведения: любое.

Инвентарь: мяч среднего диаметра.

Цель игры: закреплять перебрасывание и ловлю мяча.

Игроки строятся в круг, в центре круга – водящий. По сигналу игроки перебрасывают мяч через центр круга, а водящий старается поймать мяч или коснуться его рукой. Если ему это удалось, то водящий становится в круг, а игрок, которому выполнялась передача, становится водящим.

🗹 Диаметр круга 4-5 м, мяч бросать одной рукой от плеча.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Подвижные игры для младшей группы (картотека подвижных игр)

Подвижные игры для младшей группы Пузырь"Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят:Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся.П...

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ И МАЛО ПОДВИЖНЫХ ИГР ПО ВСЕМ ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ

Картотека игр разработанна с целью укрепления и развития физических навыков детей дошкольного возраста....

Авторская картотека подвижных игр « Подвижная математика»:

Подвижные игры с использованием математических задач...

Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста "Подвижные игры Народов севера"

Материал поможет обоготить поедставления детей о народах севера России. Даст возможность поиграть в подвижные игры....

Картотека подвижных игр малой степени подвижности (средняя группа)

В материале представлена подборка игр с предметами и без для проведения в заключительной части физкультурного занятия....

Картотека подвижных игр малой степени подвижности (подготовительная группа)

В представленном материале собраны подвижные игры для детей подготовительной группы, которые можно использовать в заключительной части физкультурного занятия....