Художественно-эстетическое развитие дошкольников
консультация

Маташкова Светлана Валерьевна

Выступление перед коллегами об опыте работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvenno-esteticheskoe_razvitie_doshkolnika.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете            

«Художественно-эстетическое развитие дошкольников»

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Не что иное, как окружающая среда откладывает в душе его отпечаток на всю жизнь. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая: «красивая», и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить, нас, взрослых, умением видеть окружающий мир.

Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, театральные постановки знакомят детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей.

Именно поэтому мы уделяем большое внимание художественно-эстетическому развитию своих воспитанников.

Основная цель педагогического коллектива ДОУ – развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.

Для получения ожидаемых результатов в нашем дошкольном учреждении создана система работы по художественно-эстетическому воспитанию, которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

  • обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
  • создание условий для эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно-развивающей среды);
  • организация учебно-воспитательного процесса (работа с детьми и родителями);
  • координация работы с другими учреждениями и организациями.

Такая система работы предполагает тесное сотрудничество воспитателей, всех специалистов ДОУ (музыкального руководителя, воспитателя по изобразительной деятельности, психолога, руководителей кружковой работы), заведующей детским садом, старшего воспитателя. Каждый сотрудник берет на себя определенные функциональные обязанности в области художественно-эстетического образования. Целенаправленная и согласованная деятельность всех специалистов достигается благодаря совместному планированию учебно-воспитательного процесса.

Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды.

 Каждая группа детского сада эстетически оформлена в определенном стиле, имеются театральные, игровые уголки, центры искусства. Для занятий музыкой имеется музыкальный зал, костюмерная с театральным реквизитом, в театральной студии представлены все виды театра. Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного материала.

Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.

Для успешного освоения программ по художественно-эстетическому воспитанию необходимо грамотно организовать педагогический процесс. Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в ДОУ в трех направлениях:

  • специально организованное обучение;
  • совместная деятельность педагогов и детей;
  • самостоятельная деятельность детей.

Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:

  • групповые и подгрупповые занятия;
  • праздники;
  • развлечения;
  • тематические музыкальные вечера;
  • недели творчества;
  • дидактические игры;
  • выставки рисунков и поделок.

Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.

Основные средства эстетического воспитания в детском саду:

  • С первых лет жизни детей надо приучать к эстетике внешнего вида в сочетании с культурой поведения. В этом отношении одним из сильнейших средств воздействия является пример самого воспитателя, единство его внутренней и внешней культуры;
  • Мощным средством эстетического воспитания служит родная природа. Особенно ярко и глубоко воспринимается ее красота в детстве и, запечатленная в чувствах и мыслях, проносится через всю жизнь человека;
  • Общественная жизнь, труд людей, с которыми ребенок постоянно сталкивается, также являются важным средством эстетического воспитания. Слаженный труд строителей вызывает у детей желание создать хорошую постройку, действовать дружно, быть внимательными друг к другу. Описание труда моряков, летчиков, учителей, врачей не только знакомит дошкольников с этими профессиями, но и вызывает желание подражать им. Все это отражается в их играх, способствует воспитанию нравственных и эстетических чувств;
  • Улицы, здания, памятники также способствуют эстетическому и нравственному воспитанию детей. Знакомство с их красотой и своеобразием начинается с самого простого и близкого: со здания детского сада, со своей улицы. С возрастом и накоплением знаний тематика ознакомления детей с достопримечательностями города расширяется;
  • Многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство. Оно знакомит детей с жизнью всей страны, воспитывает любовь к Родине, к ее честным, добрым, мужественным людям. Произведения искусства, такие как литература, музыка, живопись, скульптура, театр, кино являются богатым источником радости, эстетического наслаждения, духовного обогащения. Каждый вид искусства своеобразно отражает жизнь и оказывает свое особое влияние на ум и чувства ребенка.
  • Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.

 Воспитатель помогает семье создать необходимые условия для правильного эстетического воспитания детей. Он рассказывает о важности эстетики быта, советует, что читать детям, какие пластинки для слушания музыки приобрести, добивается, чтобы у ребенка в семье было все необходимое для проявления детского творчества: альбом, карандаши, краски, игрушки, книги.

Установление преемственности в эстетическом воспитании детского сада и семьи формирует первоосновы духовной культуры, которой должен обладать человек.

Дидактическая вариативная игра «Пойми меня» для детей 5-7лет.

Социальный заказ родителей нацеливает педагогов дошкольных учреждений на качественную подготовку детей к школе. Для  того, чтобы ребенок смог  успешно адаптироваться в  новой социальной роли ученика, у  него должны быть сформированы, в том числе такие показатели развития, как  произвольность поведения, достигнуты достаточный уровень развития основных психических процессов, моторики  и социальная зрелость, развито умение общаться.

Поскольку и развивается, и обучается дошкольник в игре, следует расширять и обогащать его игровой опыт так, чтобы упражнять в тех умениях, которые будут востребованы в школе, способствовать его развитию.

Основные задачи предлагаемой игры «Пойми меня»:

  • помочь ребенку эмоционально осознать себя самого и других людей; совершенствовать его выразительные движения;
  • обогащать речь детей лексикой, называющей эмоции и состояния людей;
  • показать возможность изживать отрицательные эмоции и связанные с ними предрассудки, барьеры в общении;
  • обучать приемам рисования выразительных движений человека (мимика, жесты, позы), совершенствуя мелкую моторику;
  • прививать потребность в активной жизненной позиции, интерес к духовному миру человека.

Игровой наглядный материал построен на пиктограммах и реальных изображениях, что позволяет детям находить всё новые и новые детали, анализировать, сравнивать увиденное, создавать свое.

Правила дидактической вариативной игры «Пойми меня».

Вариант №1 «Пойми меня».

Цель: учить детей определять состояние человека и изображать его выразительными движениями; упражнять в  установлении  причинно-следственных связей; развивать у детей  способность к эмпатии; интерес к духовному миру человека.

 В игре участвуют от 5 до 12 детей, ведущий – взрослый.

Правильный ответ поощряется фишкой-«успехом».

В конце игры фишки подсчитываются, определяется победитель, все благодарят друг друга за честную игру.

Игровая ситуация. Все пиктограммы лежат отдельно изображением вверх. Каждый  игрок берет одну из карточек-фотографий, по очереди изображает состояние человека на своей карточке, не показывая ее другим. Игроки должны назвать состояние, рассказать, почему это случилось, нужно ли и  как можно помочь герою.

Вариант №2 «Парочки».

Цель: учить детей по карточкам определять состояние человека, упражнять в  умении наполнять схему реальным содержанием; развивать у детей  мышление, способность к эмпатии; прививать культуру общения, интерес к духовному миру человека.

 В игре участвуют от 5 до 8 детей, ведущий – взрослый.

Правильный ответ поощряется фишкой – «успехом».

В конце игры фишки подсчитываются, определяется победитель, все благодарят друг друга за честную игру.

Игровая ситуация. Каждый  игрок начинает с 1 пиктограммы. Все фотографии лежат отдельно от пиктограмм изображением вверх. Задача игроков – собрать как можно больше «парочек» и назвать их.

Вариант №3 «Выставка».

Цель: учить детей по карточкам определять состояние человека, упражнять в  умении наполнять схему реальным содержанием; обучать приемам изображения мимики  и пантомимики человека, развивать у детей   воображение, способность к эмпатии; прививать культуру общения.

В игре участвуют от 5 до 8 детей, ведущий – взрослый.

Правильный ответ поощряется фишкой – «успехом».

В конце игры фишки подсчитываются, определяется победитель, все благодарят друг друга за честную игру.

Игровая ситуация. Каждый  игрок берет по 1 пиктограмме-шаблону и дорисовывает ее. Проводится экскурсия по выставке детских работ, в течение которой каждый ребенок представляет свою работу, описывая ее.

Вариант №4 «Синьор Мажор».

Цель: учить детей по карточкам определять состояние человека, упражнять в  умении наполнять схему реальным содержанием; совершенствовать приемы изображения мимики  и пантомимики человека, развивать воображение, речь; прививать деликатность, потребность в милосердии.

В игре участвуют от 5 до 12 детей, ведущий – взрослый.

Правильный ответ поощряется фишкой – «успехом».

В конце игры фишки подсчитываются, определяется победитель, все благодарят друг друга за честную игру.

В игре участвуют только те карточки, на которых изображены отрицательные переживания людей.

Игровая ситуация. Каждый  игрок берет по 1 пиктограмме-шаблону, называет, изображает противоположную и получает возможность  зарисовать ее. Проводится экскурсия по выставке детских работ, в течение которой каждый ребенок представляет свою работу, описывая, что он изменил и почему.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы педагогического коллективва по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников

В статье представлены основные виды органиации детской деятельности по художесственно- эстетическому развитию, работа педагогов дополнительного образования по изодеятельности, ритмике и в компьютерном...

Инновационная педагогическая технология в художественно – эстетическом направлении развития дошкольников.

Развитие и совершенствование личности ребенка невозможно представить без реализации ее эстетических и творческих потребностей. Этим целям созвучна природа творческого развития в системе эстетического ...

Консультация для педагогов " Развитие художественно-эстетического творчества у дошкольников"

Если театр начинается с вешалки, то детский сад – с территории. С первых шагов ребенок попадает в удивительный мир! Эстетическое оформление прогулочных участков, наполнение их нестандартными формами (...

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...

конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом

Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...

Развитие эмоциональной отзывчивости как условие успешного формирования основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Чувства господствуют буквально над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность. Эмоции, которые испытывает ребёно...

Художественно-эстетическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с художественной литературой

Детская литература как часть общей литературы является искусствомслова. Её особенности определяются воспитательно-образовательнымизадачами и возрастом детей. Детская литератураспособствует развитию эс...