Практикум для педагогов «Применение социо – игровой технологии для развития театрализованной деятельности детей дошкольного возраста»
рабочая программа

Гордеева Надежда Александровна

Практикум для педагогов

«Применение социо – игровой технологии для развития театрализованной деятельности детей дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практикум для педагогов

«Применение социо – игровой технологии для развития театрализованной деятельности детей дошкольного возраста»

Подготовила:

воспитатель

Гордеева Н.А.

Участники: педагоги

Использованные технологии: развивающего обучения, игровая технология,  технология творческого сотрудничества.

Цель: Познакомить педагогов с некоторыми особенностями, методами и приемами организации театрализованной деятельности через применение социо - игровой технологии.

Задачи:

1.  Систематизировать знания педагогов о театрализованной деятельности в ДОУ.

2. Познакомить с методами и приемами проведения театрализованных игр.

3. Повысить профессиональную компетентность педагогов в развитии творческих способностей дошкольников через игру-импровизацию.

 Планируемый результат: мотивированность присутствующих на работу по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности. Создание творческой атмосферы для участников мастер-класса.

Пояснительная записка

Данный практикум проводится с использованием социо -игровой технологии. Социо- игровая технология направлена на развитие коммуникативных качеств у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой и со взрослым.

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться.

Поэтому, для воспитания, сегодня, как никогда, актуально «лучшее правило политики – не слишком управлять…» - т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни.

Соответствовать данному утверждению  помогает современная педагогическая технология «Социо- игровая педагогика» представленная Е. Шулешко,  А. Ершовой и В. Букатовым. Сущность социо- игрового стиля работы его основатели определили такой формулировкой: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки».

Следуя этим советам, занятия организуются как игра-жизнь между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин «социо -игровая») и одновременно в каждой из них.

Социо- игровая технология системно используемая как на занятиях, так и при организации свободной деятельности дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.

В рамках данной технологии решаются задачи:

• развивать коммуникабельность;

• сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;

• способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;

• воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.

Общение детей в рамках данной технологии организуются  в три этапа:

 1-й этап -  детей учат правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);

2- й этап -  общение является целью - ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу;

3-й  этап - общение – это педагогическое средство, т.е. через общение  дошкольники обучаются.

Плюсы социо - игрового стиля:

  • Отношения: «ребенок - сверстники» позволяет:

- детям договариваться, общаться и контролировать друг друга («выполнять роль» - говорящих и роль слушающих);

- робким и неуверенным детям преодолеть свои комплексы и нерешительность, а активным детям помогает признавать мнение товарищей;

 - детям проявлять самостоятельность и инициативу, устанавливать свои   правила игры, обсуждать проблему, находит пути ее решения.

  • Педагог является равноправным партнером, а значит,  дети  не являются «покорными исполнителями» указаний педагога.
  • Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами.

Авторы социо- игровой технологии предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:

1.        Игры-задания для рабочего настроя.

2.        Игры для социо- игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом.

3.        Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.

4.        Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.

Принципы руководства социо - игровой технологией:

•        Воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.

•        Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.

•        Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.

•        Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.

•        Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.

•        Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что и просто, а что трудно – то интересно.

•        Движение и активность.

•        Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и тройках.

•        Принцип полифонии. За 133-мя зайцами погонишься, глядишь, и наловишь с десяток.

Применение социо- игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.

В результате этой работы у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей.

План  практикума:

  1. Вступительное слово: сообщение темы
  2. Теоретическая часть: работа с педагогами
  3. Рефлексия

Ход мероприятия

Сегодня мы  познакомимся с некоторыми игровыми приёмами  театрализованной деятельности с применением  социо - игровой технологии.

Социо – игровая технология – это сочетание игрового момента и социума. Социо - игровая технология подразумевает развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками. Она позволяет развивать у детей активную позицию, самостоятельность, творчество, не ограничивать детей в воображении и дать им возможность проявить себя. Строится СИТ на трех китах:

  • движение (очень характерно для дошкольника, он должен обучаться в движении);
  • вариативность (смена мизансцен, возможность детей работать в разных местах группы, там, где они решат: за столом, на ковре, в любом другом месте групповой комнаты);
  • малые группы (фронтальная работа со всеми детьми с одновременным делением на компании). 

Сущность социо - игрового стиля работы его основатели Е. Ершова,

В. Букатов определили такой формулировкой:  «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, научения и тренировки».

Использование социо - игровой технологии позволяет провести емкую и насыщенную по содержанию работу. В рамках данной технологии решаются задачи:

• развивать коммуникабельность;

• сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;

• способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;

• воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.

 Использование социо - игровой технологии позволяет провести ёмкую и насыщенную по содержания работу, т.к. театрализованная деятельность включает в себя 5 разделов, что очень трудно и практически невозможно по времени провести на обычном занятии. На занятиях, где используется данная технология, т.е. работа по кампаниям, упрощает эту задачу.

Теперь я предлагаю вам познакомится с каждым из разделов театрализованной деятельности.

Вы  выберете листок (5 цветов), который вам больше всего понравился (Педагогам раздаются цветные листочки). У нас получились компании. Каждая компания договаривается, выбирает капитана и придумывает название компании (например, одним из видов театра).

 Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания.

Можно поделиться:

  - по цвету волос, глаз, одежды;

  - чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;

  - кто на каком этаже живет;

  - четный - нечетный, однозначный - двузначный номер квартиры;

  - найти на цельных и разнообразных открытках что-нибудь одинаковое и по этому «одинаковому» объединится в тройки.

Но мы с вами поделились вот таким образом, и теперь я приглашаю капитана 1-й компании подойти ко мне и вытянуть из моего «волшебного» мешочка лист, на котором написан раздел театрализованной деятельности, с которым будет работать ваша компания. И так каждый раз.

 Раздел «Культура и техника речи»

Упражнения и игры этого раздела должны помочь детям сформировать правильное чёткое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию, орфоэпию), научить точно и выразительно передавать свои мысли (интонацию, логическое ударение, силу голоса, темп речи), развить воображение, умение представить то, о чем говорится, расширить словарный запас, сделать их речь ярче и образнее.

Приглашаю участников группы  встать  в круг, чтобы поработать над этим разделом.

Я начну рассказывать сказку, в которой встречаются звуки. Мы их будем четко произносить, а затем каждый из вас друг за другом будет придумывать по предложению, продолжая сказку. В результате у нас должна получиться законченная сказка.

Итак: Наступило утро, и запели птицы: Чив –чив –чив.

Над цветами зажужжали пчелы: Ж-ж-ж.

Вдруг засвистел ветер: С -с-с.

Зашумели деревья: Ш -ш-ш.

Закапали капли дождя: Кап-кап-кап.

Повсюду зазвенели звонкие комары: З –з  -з.

Их было так много, что больше всех этому обрадовалась зеленая лягушка: Ква – ква – ква .

А что было дальше, продолжите сказку…

А теперь все вместе  обсудим - получилась ли у нас сказка и почему?

 Раздел «Кукловождение»

Этот раздел помогает вживаться детям в создаваемый образ, постоянно совершенствуя его, находить наиболее выразительные средства для воплощения своего героя: жесты, движения, мимику, способность сопереживать героям сказок, умение владеть своей рукой, кистью руки, пальцами; совершенствуются двигательные способности руки, а так же умение напрягать и расслаблять различные группы мышц руки, вплоть до полной релаксации.

Сейчас я  предлагаю вам поработать с пальчиковым театром. Всей компании нужно договориться и рассказать сказку «Теремок» учитывая характер персонажа.  

Одна компания выступает, другие внимательно слушают, чтобы ответить на вопрос: получилась ли у них сказка и почему?

 Раздел «Ритмопластика»

Этот раздел включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Вашей компании нужно представить, что вы находитесь в магазине игрушек, в котором очень большой выбор и ассортимент. Сейчас вы услышите музыку, под которую вам нужно представить себя игрушкой, куклой. Пока музыка играет, каждый участник компании изображает придуманную им игрушку. Музыка останавливается, игрушка замирает.

Остальные участники смотрят, стараются угадать и ответить на вопрос удалось ли участнику изобразить своего героя, передать его характерные особенности под музыку. Затем мы спросим - кто из них, какая игрушка.

 Раздел «Театральная игра»

Этот раздел направлен не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Вашей компании я предлагаю поиграть в игру «Дружные артисты» (Данное упражнение развивает память, слуховое внимание, согласованность действий между участниками).

Участники делятся на три группы – музыканты, танцоры и актёры. Затем педагог называет поочерёдно одну из команд, а дети должны одновременно выполнить своё движение. Например, музыканты – хлопнуть в ладоши 3 раза,  танцоры топнуть - ногой, актёры - поклониться. Главное, чтобы каждая группа выполняла своё движение синхронно, общаясь только взглядом.

Остальные компании отвечают на вопрос - была ли согласованность действий? Если нет, то почему.

 Раздел «Основы театральной культуры»

Этот раздел призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства: особенности театрального искусства, виды театрального искусства, рождение спектакля, театр снаружи и изнутри, культура зрителя. Участникам  дается задание: за определённое время дать обозначение театральным терминам.

- амфитеатр – места для зрителей расположенных за патером

- бельэтаж –  1-й этаж зрительного зала над партером и амфитеатром

- бенуар – ложе по обеим сторонам партера на уровне сцены

- бутафория – предметы специально подготовленные и употребляемые вместо настоящих

- капельдинер – работник, оказывающий помощь в сопровождении по театру

- монолог –  речь одного лица, мысли вслух

- пантомима – выразительные телодвижения, передача чувств и мыслей лицо всем телом

- реплика – фраза действующего лица.

- амфитеатр –

- бельэтаж –

- бенуар –

- бутафория –

- капельдинер –

- монолог -

- пантомима –

- реплика –

Таким образом, нам удалось рассмотреть все пять разделов театрализованной деятельности. Всем спасибо за участие.

Рефлексия:

Как вы себя чувствовали в позиции обучающегося?

Какие выводы, открытия вы для себя сделали?

Какие приемы вам больше всего понравились, почему?