ОПЫТ РАБОТЫ «Создание гармонично – развивающей среды обитания ребенка в дошкольном учреждении»
методическая разработка

Шабанова Наталья Анатольевна

Цель: Деятельный, инициативный ребенок может быть только в такой среде, где он чувствует себя, как в теплом, уютном, родном доме, открытом для него, его друзей, воспитателей и родителей. Детям должны быть доступны все функциональные пространства детского образовательного учреждения, включая те, которые предназначены для взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «ЦРР – д/с №11 «Буратино»

корпус 2 «Звездочка»

ОПЫТ  РАБОТЫ

«Создание гармонично – развивающей среды обитания ребенка в дошкольном учреждении»

Старший воспитатель:

Шабанова Наталья Анатольевна

Теоретические подходы к созданию гармонично – развивающей среды обитания ребенка в дошкольном учреждении.

 В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно – развивающей среды.  Развитие ребёнка зависит от того, где, в каком окружении он растёт, кто его воспитывает и как организовано воспитание. Окружающая среда, в которой живёт ребёнок, может быть монотонной, однообразной, бедной, стандартной, но она может и другой – насыщенной, неординарной, разнообразной меняющейся. Её правильная организация и умелое включение ребёнка в процесс активного взаимодействия с окружающим предметным миром составляют важную сторону педагогической работы в детском саду.

Вопросам организации развивающего пространства в детском учреждении уделяется огромное внимание в трудах выдающихся педагогов и психологов.

             Одним из необходимых условий развития способностей детей является правильная организация предметно – развивающей среды в ДОУ. С.Л.Новоселова определила базовые компоненты системы развивающей предметной среды в детском саду…¹ Чтобы создать такую среду, очень важно руководствовать определенными требованиями.

Во – первых, в каждый момент жизни ребенка и общение, и игровая деятельность присутствуют одновременно, как и учебная, но каждый из этих видов деятельности проходит свой путь развития до того, как он станет ведущим. Поэтому, воспитатель, опирающийся на возрастно – деятельный принцип воспитания, не должен, отдавая должное внимание ведущей деятельности, упускать из виду развитие тех ее видов, которые в данный момент не являются ведущими.

Во – вторых, разрабатывая стратегию развивающей предметной среды, следует учитывать соответствие предметной среды возможностям ребенка на грани перехода к следующему этапу его развития, т.е. создание  через предметную среду зоны ближайшего психического развития (Л.С.Выготский).

В – третьих, среда должна соответствовать структуре конгитивной сферы ребенка. Это означает, что предметная среда должна содержать как консервативные компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию.

____________

¹  Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. – М.: центр «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца, 2001. – с. 13-15    

            Это требование вытекает из теории конгитивного развития ребенка, разработанной Н.Н.Поддъяковым, который утверждает, что познавательная сфера ребенка представляет собой систему взаиморазвития ясных и неясных знаний детей.

И, наконец, в – четвертых, требование к предметной среде деятельности вытекает из исходной инициативности, стремления сразу же на деле применить свои знания, как ясные, так и проблематичные. Существует, по – видимому, закон соответствия объема знаний ребенка и возможностей их применения: знания, не находящие применения, омертвляются, и наоборот: постоянно используемые в деятельности знания живут и обогащаются. Другими словами говоря, предметная среда, в которой действует ребенок, применяя уже имеющиеся знания и способы действия, должна быть для него неисчерпаемой, информативной, удовлетворяющей потребность ребенка в новизне, преобразовании и самоутверждении.

Некоторые специалисты считают, что новизна в детском саду достигается сменой обстановки, игрушек. Это так, но новизна может быть заложена функционально в предметной среде и обнаруживается ребенком по ходу его действий, направленных на ее исследование и преобразование.

Развивающая предметная среда,  раскрывает свои возможности ребенку благодаря его общению со взрослыми в этой среде. От подготовленности, компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, будет ли одухотворенной предметная среда, захочет и сможет ли ребенок освоить в своей деятельности…²

Ребенок и взрослый действуют вместе, и им должно быть комфортно в их предметной среде. Базисные компоненты развивающей предметной среды включают не только групповые помещения, но и другие функциональные пространства. Детское учреждение –целиком должно принадлежать детям и взрослым – их воспитателям. Детские учреждения являются своеобразным культурным центром и для родителей, их клубом, которому они смогут «предложить» свои таланты и получить удовлетворение своих родительских ожиданий.

Разнообразные базовые компоненты развивающей предметной среды дают возможность избежать рутины и неформально организовать педагогический процесс. Ведь если ребенок все время занят полезным и интересным делом, это уже большая педагогическая удача.

_____________________

²Жукова О.Г. «Предметная среда. Сенсорика. Экология» - АРКТИ, 2008, с. 8-9

Деятельный, инициативный ребенок может быть только в такой среде, где он чувствует себя, как в теплом, уютном, родном доме, открытом для него, его друзей, воспитателей и родителей. Детям должны быть доступны все функциональные пространства детского образовательного учреждения, включая те, которые предназначены для взрослых.

Существует мнение о специфической субкультуре детства, отличной от мира взрослых и требующей автономии: детские игрушки, детская мебель, детские книжки, детские рисунки – детское видение мира. Это мнение справедливо, но только наполовину. Известный искусствовед Г.Н. Любимова писала, что ребенку для его нормального развития необходимо жить в трех предметных пространствах: сомасштабном действиям его рук, сомасштабном его росту и сомасштабном предметному миру взрослых. Эту верную мысль подтверждает простой исторически сложившийся бытовой здравый смысл, теория ближайшего развития (Л.С.Выготский), сотрудничествавзрослого с детьми (Ш.Амонашвили).

Опыт работы по созданию в ДОУ развивающей среды и

ландшафтного дизайна

             На протяжении пяти лет одним из приоритетных направлений в своей педагогической деятельности коллектив детского сада считает создание развивающего пространства и «среды обитания», оказывающих позитивное влияние на развитие способностей каждого ребёнка к самообучению, способствующих утверждению чувства уверенности в себе и стимулирующих познавательную активность.

Модель развивающей среды мы представляем в единстве трёх компонентов:

  • «среда» обитания»  в группе детского сада;
  • развивающая среда и ландшафтный дизайн на территории;
  • развивающие функциональные пространства в помещении ДОУ.

  1. «Среда» обитания»  в группе детского сада

            При организации развивающей предметной среды в группе мы поставили цель: создать «среду обитания» ребёнка, позволяющую стимулировать развитие его познавательных способностей, делающую жизнь комфортной и интересной.

           Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития российского дошкольного образования мы постарались создать развивающую предметно-пространственную среду при условии, отвечающую требованиям ФГОС.

          При создании предметной развивающей среды мы руководствовались следующими принципами:

* содержательной насыщенности – включает средства обучения (в том числе технические), материалы, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;

 полифункциональности и вариативности среды: обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, мягких модулей, ширм, символов и знаков для зонирования и пр.) в разных видах детской активности;

 трансформируемости среды: обеспечивает возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).

 доступности – обеспечивает свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; всё пространство открыто и доступно, игры находятся на уровне глаз детей, чтобы ребенок мог взять ту или иную игру и заниматься по интересам.

         При создании предметной развивающей среды мы  учитывали гендерную специфику, обеспечивающую среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

           Предметную развивающую среду  подбирали с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области  используются и в ходе реализации других областей.

            Систематически используем технические средства  в групповых,  адаптируемые под конкретные задачи, специфику образовательной программы.  Причем эти технические средства  органично функционируют без разрушения уже созданной РППС без необходимости организации специализированных компьютерных кабинетов. Использование современных  технических средств в дошкольном образовании позволяет сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования.

        Для мобильности пространства РППС предполагается разделение на зоны при помощи различных элементов. Мы  использовали некрупные передвижные ширмы или стенки, различное игровое оборудование, символы и знаки для зонирования и пр. При этом обеспечиваем возможность полноценной двигательной активности детей.                                                                                                                                                                                                                                                                                              

       Гибкое зонирование пространства предполагает наличие различных пространств (зон, уголков, секторов, центров и т. п.) для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности. Зоны трансформируемы: в зависимости от воспитательно-образовательных задач и индивидуальных особенностей детей меняются, дополняются и объединяются. При этом  учитываем доступность для осуществления всех основных видов активности помещений ДОО, где осуществляется образовательная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Зонирование пространства  организовано с учетом всего времени пребывания детей в ДОО.

 Перечень оборудованных зон для организации РППС:

Познавательно-исследовательская деятельность

  • Центр науки и экспериментирования

1. Стол для проведения экспериментов.

2. Стеллаж для пособий и оборудования.

3. Резиновый коврик.

4. Халаты, передники, нарукавники.

5. Бумажные полотенца.

6. Природный материал (песок, вода, глина, камешки, ракушки, минералы, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья и т.п.).

7. Сыпучие продукты (желуди, фасоль, горох, манка, мука, соль).

8. Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито.

9.  Лупы, цветные стекла.  

10. Аптечные весы, безмен, песочные часы.

11. Технические материалы (гайки, болты, гвозди).

12. Вспомогательные материалы (пипетки, колбы, шпатели, вата, марля, шприцы без игл).

13. Схемы, модели, таблицы с «алгоритмом» выполнения опытов

* Центр природы

1. Настольные игры о природе.

2. Календарь природы.

3. Комнатные растения (по программе) с указателями.

4. Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки.

5. Иллюстративный материал сезонных изменениях, природных зонах и т.п.

6. Наборы мелких игрушек (животные дикие и домашние, фрукты,овощи, насекомые, обитатели водоемов и т.д.)

7. Природный материал.

  • Центр сенсорики

1. Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем изучаемым лексическим темам.

2. Разрезные картинки и пазлы по всем изучаемым темам.

3. Кубики с картинками по всем темам.

4. Игра «Составь из частей» для коврографа и магнитной доски по всем темам.

5. Массажные мячики разных цветов и размеров.

6. Флажки разных цветов (10 шт.).

7. Игрушки-шнуровки, игрушки-застежки.

8. Мелкая и средняя мозаики и схемы выкладывания узоров из них.

9. Мелкий и средний конструкторы типа «Lego» или «Duplo» и схемы выполнения построек из них.

10. Мелкие и средние бусы разных цветов и леска для их нанизывания.

11. Различные сортеры и бизиборды

             

* Центр нравственно-патриотического воспитания и краеведения

1. Государственная символика (портрет президента, российский флаг и герб, текст гимна)

2. Иллюстративный материал, фотоальбомы  по темам: Москва – столица, красота родной природы, большие города и достопримечательные места, растительный и животный мир и т.д.)

3. Герб Невеля, фото главы Невельского района

4. Фотоальбомы:  «Ты всего лишь капелька России…», «Любимый город и моя семья», «Улицы города», «Воинская слава Невеля», «Красная книга» Невельского района, «Любимые места отдыха в родном городе» и др.

5. Видеозаписи  достопримечательных мест Невеля и районных праздников

6. Лепбук «Мой родной город»

  • Центр математического развития

1. Раздаточный счетный материал (игрушки, мелкие предметы, предметные картинки).

2. Комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур, счетного материала для магнитной доски и коврографа.

3. Занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры ( «Копилка цифр», счётные палочки Кьюизенера,  «Шнур-затейник» и др.).

4. Схемы и планы (групповая комната, кукольная комната, схемы маршрутов от дома до детского сада, от детского сада до библиотеки и т.д.)

6. Набор объемных геометрических фигур.

7. «Волшебные часы» (части суток, времена года, дни недели).

8. Счеты, счетные палочки.

   

Восприятие художественной литературы и фольклора

* Центр книги

1. Стеллаж или открытая витрина для книг.

2. Столик, два стульчика

3. Детские книги по программе и любимые книги детей, два-три постоянно меняемых детских журнала, детские энциклопедии, справочная литература, словари и словарики.

4. Книги по интересам о достижениях в различных областях.

5. Книги, знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки, потешки, игры.

6. Книжки-раскраски по изучаемым лексическим темам, книжки-самоделки.

7. Магнитофон, аудиокассеты с записью литературных произведений для детей.

                             

Двигательная деятельность

  • Центр двигательной активности

1. Мячи средние разных цветов.

2. Мячи малые разных цветов.

3. Мячики массажные разных цветов и размеров.

4. Обручи.

5. Флажки разных цветов.

6. Гимнастические палки.

7. Кольцеброс.

8. Кегли.

9. Скакалки

10. Нетрадиционное спортивное оборудование.

11. Массажные и ребристые коврики

               

Изобразительная деятельность

  • Центр изобразительной деятельности

1. Восковые и акварельные мелки.

2. Цветной мел.

3. Гуашевые и акварельные краски.

4. Фломастеры, цветные карандаши.

5. Пластилин, глина, соленое тесто.

6. Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, лоскутки ткани, нитки, ленты, самоклеящаяся пленка, старые открытки, природные материалы( сухие листья, лепестки цветов, семена, мелкие ракушки и т.п.).

7. Рулон простых белых обоев для коллективных работ (рисунков, коллажей, аппликаций).

8. Кисти, палочки, стеки, ножницы, поролон, печатки, клише, трафареты по изучаемым темам.

9. Клейстер.

10. Доски для рисования мелом, фломастерами.

11. Коврограф.

12. Книжки-раскраски

  • Центр конструирования

1. Строительные конструкторы с блоками среднего и мелкого размера.

2. Нетрадиционный строительный материал (деревянные плашки и чурочки, контейнеры разных цветов и размеров с крышками и т.п.).

3. Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, дорожные знаки, светофоры и т.п.).

4. Макет железной дороги.

5. Транспорт (мелкий, средний, крупный).

6. Машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики, фургоны, специальный транспорт).

7. Простейшие схемы построек и «алгоритмы» их выполнения.

8. Мозаика крупная и мелкая и схемы выкладывания узоров из нее.

9. Конструкторы типа «Lego» или «Duplo» с деталями разного размера и схемы выполнения построек.

10. Игра «Танграм».

11. Разрезные картинки (4—12 частей, все виды разрезов), пазлы.

12. Различные сборные игрушки и схемы их сборки.

13. Игрушки-трансформеры, игрушки-застежки, игрушки-шнуровки.

Музыкальная деятельность

  • Центр музыкально-театрализованной деятельности

1. Музыкальные игрушки (балалайки, гармошки, пианино, лесенка).

2. Детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан, погремушки, бубен, детский синтезатор, маракасы, румба, трещотка, треугольник, валдайские колокольчики).

3. «Поющие» игрушки.

4. Звучащие предметы-заместители.

5. Ложки, палочки, молоточки, кубики.

6. Магнитофон, аудиокассеты с записью детских песенок, музыки для детей, «голосов природы».

7. Музыкально-дидактические игры («Спой песенку по картинке», «Отгадай, на чем играю», «Ритмические полоски»).

8. Портреты композиторов (П. Чайковский, Д. Шостакович, М. Глинка, Д. Кабалевский и др.).

9. Настольная ширма.

10. Стойка-вешалка для костюмов.

11. Костюмы, маски, атрибуты для обыгрывания трех сказок («Заюшкина избушка», «Три медведя», «Гуси-лебеди»).

12. Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, стержневой, кукольный, настольный, перчаточный) для обыгрывания этих же сказок.

13. Аудиокассеты с записью музыкального сопровождения для театрализованных игр

         

Коммуникативная деятельность

  • Центр сюжетно-ролевых игр

1. Игровая комната

2. Куклы разных размеров.

3. Комплекты одежды и постельного белья для кукол, кукольные сервизы, коляски для кукол.

4. Предметы-заместители для сюжетно-ролевых игр.

5. Атрибуты для нескольких сюжетно-ролевых игр («Дочки-матери», «Хозяюшки», «Доктор Айболит», «Парикмахерская», «Моряки»).

6. Альбомы с сериями демонстрационных картин «Наш детский сад», «Все работы хороши», «Мамы всякие нужны».

  • Центр уединения

1. Переносные домики

2. Навесные ширмы декоративные

3. Мягкие подушечки

      Наполняя или дополняя РППС, мы старались создать единый эстетический стиль для обеспечения комфортной и уютной обстановки для детей.

         

Таким образом в групповой создана предметно-развивающая среда, позволяющая дошкольникам развиваться, совершенствовать свои умения и навыки, находить занятия по желанию и интересам.

Большое значение имеет вопрос о позиции воспитателя. Самостоятельная деятельность детей с материалами ставит перед воспитателями ряд вопросов, касающихся меры включенности взрослого в деятельность ребенка. Она зависит от того, насколько точно он сумеет определить характер этой деятельности. Тактика воспитателя - сотрудничество, т.е. «не рядом, не над, а вместе». Выступая в роли посредника между ребенком и окружающей его предметной средой, воспитатель становится не пассивным наблюдателем, а активным участником, партнером детей. Личные качества, умения, знания воспитателя организуют предметную среду таким образом, чтобы она обеспечивала развитие способностей детей, чтобы их опыт был опытом активного исследования действительности, радостного присутствия в мире детского сада.

2. Развивающая среда и ландшафтный дизайн на территории

  Мы придаем огромное значение организации развивающего пространства не только в групповых детского сада, но и в рекреациях и на территории

 Детский сад, куда приходит ребёнок в раннем возрасте, должен вызывать интерес, восторг и удивление в его глазах. Если каждый уголок детского сада позволяет малышу узнать что-то новое, вызывает вопросы и помогает находить на них ответы – значит, развивающая среда организована на надлежащем уровне.

Мы поставили перед собой  цель: детям должно быть у нас комфортно и интересно. Наш опыт свидетельствует, что многое можно сделать своими руками.

За калиткой детского сада детей и родителей встречает сказочный персонаж. Это хозяин Экологической тропинки – Лесовичок.  Он приглашает в увлекательное путешествие в мир природы.  Все  18 видовых точек имеют оздоровительное, познавательное, развивающее и эстетическое значение:

  • «Грибная полянка» (подосиновики, боровик, опята, подберезовик, мухомор и  лисички сделаны из старых резиновых мячей, а ёжик  - из камня на цементной  основе.
  • «Альпийские  горки» с разнообразными ампельными растениями.
  • «Лужок» (скульптура лягушки также из камня и цементного раствора).
  • «Камень».
  • «Редкое дерево».
  • «Клён».
  • «Пень».
  • «Фитоклумба» с лекарственными растениями: подорожником, мать-и-мачехой, календулой, валерианой, ландышем, тысячелистником, чистотелом, полынью, первоцветом и др.
  • «Кустарник» (боярышник).
  • «Мельница»,  где можно увидеть лошадку из соломы, тачку с цветами, настоящие старинные жернова, курочку с петушком, сноп зерновых.
  • «Огород», на котором дети выращивают капусту, картофель, лук, землянику, кабачки, свеклу и другие овощи.
  • «Колодец».
  • «Метеоплощадка», состоящая из флюгера и дождемеров.
  • «Водоём» с живущими в воде пескарями.
  • «Птичья столовая».
  • «Муравейник».
  • «Береза».
  • «Удивительные растения» (цветы-барометры,  цветы-часы, растения из «Красной книги»).  

Особенно привлекает детишек «Уголок сказки». Ведь здесь можно встретиться с «настоящим» Змеем - Горынычем и заглянуть в избушку Бабы – Яги, увидеть удивительный пенёк с ягодами и грибами, а также  персонажей любимой сказки «Маша и медведь». Большое удивление вызывает «сапог-скороход». Увидеть и хорошенько разглядеть необычную птицу можно на пеньке.  В углу под елью на грибной полянке «вырос огромный гриб», который можно потрогать руками. Для развития сенсорных способностей имеется «сенсорная пирамидка», помогающая детям запомнить все цвета радуги.

В летний оздоровительный период функционирует  фонтан и «летнее кафе», где в тенёчке детишкам можно посидеть, отдохнуть, выпить вкусный напиток или сок. Всем нравится фрегат.  Дети и родители подолгу любуются этим сооружением. Ведь где ещё ребята из небольшого городка смогут увидеть корабль с парусом – разве что на картинке или по телевидению.

Каждый уголок территории нашего сада несёт полезную информацию, будит чувства, вызывает желание познать новое. Казалось бы, что новое может открыть для ребёнка обычное крыльцо, которое от времени и погоды превратилось в неприглядное, требующее постоянной реставрации сооружение. Но мы нашли дизайнерское решение этой проблемы и, используя камень и цемент, превратили его в эстетично оформленную зону. Рассматривая крыльцо «Лебеди» и «Китёнок»,  дети знакомятся с окружающей природой, закрепляют понятия о внешнем виде и особенностях животных.

Работа с камнем на этом не закончилась. Так возникли оригинальные вазы с цветами. Возле живых цветов «выросли» сказочные колокольчики, изготовленные из кусочков линолеума. На центральной аллее смастерили мостик, оборудовали мини – водоём, куда поселили живых карасей. Из автомобильных покрышек вырезали лебедей и посадили на берегу водоёма. Всевозможные люки, трубы, камни превратили в «божью коровку», «улитку», «гусеницу», «черепаху», вызывающих удивление не только детей, но и взрослых. Грациозно возвышается мини – крепость (небольшая копия части Псковской крепости) с башнями (сторожевая и бойница), с железными воротами и мостом на цепях, дающая представления детям о русской старине.

Появилась и еще новая постройка на основе кирпичной кладки с декоративным оформлением – сказочная скамья.

А какое мастерство, выдумку и фантазию проявили воспитатели в оформлении детских игровых площадок.  Всё это позволяет сделать прогулки максимально интересными, эмоционально насыщенными.

3. Развивающие функциональные пространства в помещении ДОУ

 Полноценное развитие ребёнка не может происходить только внутри его детского мирка, для него нужен выход в широкий мир – мир взрослых. Именно поэтому в образовательном учреждении должны присутствовать все три масштаба развивающей среды, в которой действует ребёнок. Вот почему особое внимание коллектив  уделяет  пространству внутри сада, созданию развивающих функциональных помещений, обеспечивающих всю полноту деятельности ребенка и развития следующих качеств его личности: любознательности, сообразительности, жизнерадостности. Созданы следующие зоны:

- Зимний сад;

- мини – музей;

- физкультурно – игровые и оздоровительные комплексы;

- музыкально – театральная среда;

- развивающая среда в рекреациях и лестничных маршах.

        Зимний сад представляет естественно – научную и исследовательскую территорию. Руками педагогов здесь создана атмосфера живой природы. Это уютное место детского сада, где имеются различные растения, мини – водоем с карасями, каменный грот, аквариум, звучит релаксирующая музыка с пением птиц, шумом дождя и т.д.

       Созданный мини – музей о Невеле, представлен экспонатами и материалами об истории родного города, военной тематики и природы края. Воспитатели проводят в музее познавательные экскурсии и беседы с детьми, что способствует  воспитанию нравственно – патриотических чувств, любви и преданности своей малой Родине.

      Здоровье детей – главная наша задача, которую помогает решать физкультурно – оздоровительный комплекс. Он  представлен физкультурным залом, уголком релаксации. Для различной коррекционной деятельности в дошкольном учреждении функционирует массажный кабинет и логопункт.

        Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды. Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие, милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.

Заключение

В нашей работе рассмотрена проблема организации развивающего пространства ребенка – дошкольника. Проведенный в работе анализ литературы позволили выявить теоретические подходы к проблеме организации гармонично – развивающего окружения ребенка.

            Развивающая среда – это поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество, предметное окружение, историческая эпоха. Созданные средовые условия благоприятствовали воспитанию  в детях бережного отношения к окружающей природе, рукотворному миру; способствовали  развитию чувства ответственности за другого человека, общее дело; помогли осознать  необходимость людей друг в друге, планировать совместную работу с другими детьми и взрослыми. Развивающая среда позволила нам решить художественно-эстетические и оздоровительные задачи, способствовала  проявлению и развитию творческих способностей детей.

           Наши воспитанники стали добрее, отзывчивее к окружающим. Мы видим в них проявления самостоятельности и трудолюбия, интереса к познанию  и радости новых открытий. Об этом свидетельствуют вопросы, которые дети задают взрослым: «Почему?», «Для чего?», «Как надо?». Дети стали более эмоциональными, они научились не только замечать прекрасное рядом, но и учить этому окружающих и своих родителей.  

      Создание пространственной среды – это творчество воспитателя, показатель его работы. Нашими показателями являются не только знания особенностей построения предметно – развивающей среды, но и творческий подход, фантазия. В результате проделанной работы, группы перестали напоминать стандартные помещения, где размещается однообразная унылая мебель, напротив, каждая группа обрела свое «лицо» и отражает атмосферу реальной жизни тех детей, которые в ней играют и развиваются.

Красота не может оставить равнодушными и родителей. Они стали нашими союзниками и помощниками.

            Мы гордимся тем, что наши труды высоко оценены. Так, в 2008 году ДОУ представило проекты оформления территории детского сада «Сказочный мир детства» и группы  «Среда обитания ребенка» на  Всероссийский конкурс «Лучший школьный дизайн 2007/08». Из 1060 учреждений, участвовавших в конкурсе и представивших свои проекты, наше учреждение вышло в финал  и из  50 финалистов признано лауреатом.

Но главный результат, по нашему мнению,  – это блеск и интерес в глазах наших воспитанников, а в сердце – тепло и доброта.   Итог нашей работы -  создание «сказочного островка», где детям уютно, тепло и светло, где живет сказка, радость и смех, «кипит» бурная интересная жизнь.