Главные вкладки

    Развивающая среда в современных условиях дошкольного учреждения.
    консультация по теме

    Еперева Елена Николаевна

     

          Для улучшенной социализации и адаптации ребенка в современных условиях, развития его способностей, творчества и самореализации, необходимо создать  полноценную  развивающую среду пребывания в детском саду.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_2.docx15.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей

    Развивающая среда в современных условиях дошкольного учреждения.

                                                                  Воспитатель: Еперева Е.Н.

          Для улучшенной социализации и адаптации ребенка в современных условиях, развития его способностей, творчества и самореализации, необходимо создать  полноценную  развивающую среду пребывания в детском саду.

         Организованная развивающая среда дает возможность воспитателю неформально построить педагогический процесс, помогает ребенку постоянно быть занятым.  Главное требование, предъявляемое к центрам и содержащимся материалам в них - это их развивающий характер. Среда должна создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям его психического и физического развития, обеспечивать зону ближайшего развития, обеспечивать эмоциональное благополучие.

          В группах младшего дошкольного возраста должна быть активно задействована зона « всё на уровне глаз». Здесь все должно находиться на уровне глаз детей, в открытой и доступной форме. Детям старшего дошкольного возраста необходима среда, стимулирующая их саморазвитие. Она должна быть изменчива и динамична, что позволяет ребенку быть самостоятельным. Жизненное пространство в детском саду должно быть продумано так, чтобы сферы деятельности детей не пересекались, т.е. дети должны спокойно заниматься различными видами деятельности, не мешая друг другу. Например, в своей группе мы разграничили развивающие центры и индивидуально оформили  их.  Каждый развивающий центр подсказывает ребенку, чем здесь можно заниматься.

         Расположение предметов в развивающей среде должно быть рационально и удобно для детей. Например: настольно-печатные игры располагаются рядом со столами, а центр для чтения в более комфортном и уединенном месте, где есть стульчик, кресло и книжные полки. В  условиях такой организации среды, ребенок активно пользуется правом выбора интересного для себя дела, при этом реализуя себя и свои потребности, свободно перемещаясь по групповому пространству, открывая для себя возможности для развития любознательности, познавательного интереса, творческого развития.

         Начиная с младшего возраста, мы приучаем детей находить себе занятия для свободной деятельности  и работать в центрах не мешая друг другу. Для того чтобы дети научились расходиться по центрам, педагог должен научить детей играть, познакомить со всеми правилами игр, находящихся в группе, предложить сценарии к сюжетно-ролевым играм, проиграть их несколько раз вместе с детьми. Только после этого педагог распределяет детей по тем или иным центрам в зависимости от желаний каждого ребенка. Если вдруг, в каком-либо из центров сосредотачивается большое количество детей, педагог может с помощью считалочки или другого метода выбрать  тех детей, которые остаются в центре. Остальные  дожидаются,  когда освободится место для игры или могут заняться чем-то другим в соседних центрах. Данный метод позволяет не ставить свои интересы выше интересов других, что  социализирует детей, воспитывая уважение к занятиям других детей.

         В  старшем дошкольном возрасте дети уже адаптированы к данной среде, и они сами, выбирая себе центр, смогут самостоятельно находить себе место в пространстве группового помещения.

         Для облегчения восприятия количества детей в каждом центре, можно придумать распознавательные знаки. Например: два треугольника обозначают, что здесь могут играть только два человека; три квадрата - три человека.  

         Работая таким методом, педагог и дети чувствуют себя более комфортно. В группе царит спокойствие, порядок. Принципы расположения центров не означают, что предметная среда остается неизменной. Центры могут меняться, интегрироваться, дополняться в зависимости от возраста детей. Например, театральный центр в старшем возрасте можно объединить с книжным центром и с изоцентром. В дидактический центр будут входить как ознакомление с природой, так и математический центр, а также и экспериментальный центр. В младшем возрасте, это дает ребенку стабильность, постоянство, в старшем - самостоятельность. Педагогу же, в зависимости от меняющихся потребностей,- возможность ставить новые педагогические задачи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Создание предметно-развивающей среды в музыкальном зале дошкольного учреждения

    Статья предназначена музыкальным руководителям дошкольных учреждений. В ней перечислены все учебные зоны, дидактические пособия, музыкальные инструменты, методические разработки, электронно-образовате...

    Развивающая среда в современном ДОУ, как условие реализации ООП ДО

    Развивающая среда в современном ДОУ, как условие реализации ООП ДО...

    Статья по теме: «Развивающая среда в современном ДОУ, как условие реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

    Предметно-развивающая среда дошкольного учреждения является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Именно в дошкольном возрасте закла...

    «Организация развивающей предметно-пространственной среды в современных условиях дошкольного образования.»

    В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни....

    Предметно-развивающая среда в логопедической группе дошкольного учреждения

    Проблема преобразования образовательного пространства, в котором происходит воспитание, обучение и развитие ребёнка занимает особое место в педагогических исследованиях последних лет. При этом коррекц...

    СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К МОДЕЛИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

    Современные подходы к модели трудового воспитания детей дошкольного возраста в условиях доу...

    " Передовой педагогический опыт в современных условиях дошкольного учреждения."

    Сохранение и продвижение передового педаггогического опыта в детском саду, обмен опытом между коллегами....