Развивающая среда в современных условиях дошкольного учреждения.
консультация по теме

Еперева Елена Николаевна

 

      Для улучшенной социализации и адаптации ребенка в современных условиях, развития его способностей, творчества и самореализации, необходимо создать  полноценную  развивающую среду пребывания в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_2.docx15.66 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Развивающая среда в современных условиях дошкольного учреждения.

                                                              Воспитатель: Еперева Е.Н.

      Для улучшенной социализации и адаптации ребенка в современных условиях, развития его способностей, творчества и самореализации, необходимо создать  полноценную  развивающую среду пребывания в детском саду.

     Организованная развивающая среда дает возможность воспитателю неформально построить педагогический процесс, помогает ребенку постоянно быть занятым.  Главное требование, предъявляемое к центрам и содержащимся материалам в них - это их развивающий характер. Среда должна создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям его психического и физического развития, обеспечивать зону ближайшего развития, обеспечивать эмоциональное благополучие.

      В группах младшего дошкольного возраста должна быть активно задействована зона « всё на уровне глаз». Здесь все должно находиться на уровне глаз детей, в открытой и доступной форме. Детям старшего дошкольного возраста необходима среда, стимулирующая их саморазвитие. Она должна быть изменчива и динамична, что позволяет ребенку быть самостоятельным. Жизненное пространство в детском саду должно быть продумано так, чтобы сферы деятельности детей не пересекались, т.е. дети должны спокойно заниматься различными видами деятельности, не мешая друг другу. Например, в своей группе мы разграничили развивающие центры и индивидуально оформили  их.  Каждый развивающий центр подсказывает ребенку, чем здесь можно заниматься.

     Расположение предметов в развивающей среде должно быть рационально и удобно для детей. Например: настольно-печатные игры располагаются рядом со столами, а центр для чтения в более комфортном и уединенном месте, где есть стульчик, кресло и книжные полки. В  условиях такой организации среды, ребенок активно пользуется правом выбора интересного для себя дела, при этом реализуя себя и свои потребности, свободно перемещаясь по групповому пространству, открывая для себя возможности для развития любознательности, познавательного интереса, творческого развития.

     Начиная с младшего возраста, мы приучаем детей находить себе занятия для свободной деятельности  и работать в центрах не мешая друг другу. Для того чтобы дети научились расходиться по центрам, педагог должен научить детей играть, познакомить со всеми правилами игр, находящихся в группе, предложить сценарии к сюжетно-ролевым играм, проиграть их несколько раз вместе с детьми. Только после этого педагог распределяет детей по тем или иным центрам в зависимости от желаний каждого ребенка. Если вдруг, в каком-либо из центров сосредотачивается большое количество детей, педагог может с помощью считалочки или другого метода выбрать  тех детей, которые остаются в центре. Остальные  дожидаются,  когда освободится место для игры или могут заняться чем-то другим в соседних центрах. Данный метод позволяет не ставить свои интересы выше интересов других, что  социализирует детей, воспитывая уважение к занятиям других детей.

     В  старшем дошкольном возрасте дети уже адаптированы к данной среде, и они сами, выбирая себе центр, смогут самостоятельно находить себе место в пространстве группового помещения.

     Для облегчения восприятия количества детей в каждом центре, можно придумать распознавательные знаки. Например: два треугольника обозначают, что здесь могут играть только два человека; три квадрата - три человека.  

     Работая таким методом, педагог и дети чувствуют себя более комфортно. В группе царит спокойствие, порядок. Принципы расположения центров не означают, что предметная среда остается неизменной. Центры могут меняться, интегрироваться, дополняться в зависимости от возраста детей. Например, театральный центр в старшем возрасте можно объединить с книжным центром и с изоцентром. В дидактический центр будут входить как ознакомление с природой, так и математический центр, а также и экспериментальный центр. В младшем возрасте, это дает ребенку стабильность, постоянство, в старшем - самостоятельность. Педагогу же, в зависимости от меняющихся потребностей,- возможность ставить новые педагогические задачи.