" Передовой педагогический опыт в современных условиях дошкольного учреждения."
статья

Сохранение и продвижение передового педаггогического опыта в детском саду, обмен опытом между коллегами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Тема:

 «Передовой педагогический опыт в современных условиях дошкольного учреждения.»

Ни для кого не секрет что наша цивилизация движется семимильными шагами вперед, что общество быстро развивается, совершенствуется, обновляется. Одни ценности сменяются другими, расставляются приоритеты. одна эпоха сменяет другую, что-то совсем уходит безвозвратно, но опыт остается опытом, тем более педагогическим.

Что же такое педагогический опыт, как его определить, что сюда входит, давайте разбираться вместе.

Педагогический опыт –это совокупность знаний, умений, навыков, приобретаемых воспитателем в процессе практической работы, как основа педагогического мастерства, как один из важных аспектов развития педагогической науки. Педагогический опыт включает в себя определенные, связанные между собой элементы:

  • Педагог, воспитывающий, обучающий;
  • Ребенок(дети), цели и задачи обучения и воспитания;
  • Формы, методы, приемы(технология) воспитания и обучения;
  • Среда, влияющая на весь процесс формирования  личности ребенка.

Сущность передового педагогического опыта заключается в нахождении наиболее эффективной связи между структурными элементами. Передовым опытом можно считать тот, который , являясь результатом творческого поиска, открывает новые педагогические возможности воспитания и обучения детей, способствует совершенствованию принятых форм, методов и приемов  воспитательно-образовательной работы. Но в тоже время не боится использовать нетрадиционные формы работы. Ищет новые пути своего развития.

В педагогической литературе насчитывается около 40 различных определений понятий «передовой педагогический опыт».  Все они рассматривают это явление как средство, способствующее целенаправленному воздействию на педагогический процесс для достижения качественно более  высоких показателей.

 Можно трактовать три основных подхода:

  • наглядный образец хорошей работы, дающий высокие результаты по сравнению с другими педагогами;
  • деятельность, в которой  воплощены в жизнь опытно-экспериментальная работа, выводы научных исследований и благодаря этому достигаются принципиально новые результаты;
  • новаторство, с его творческими подходами, открытием нового, оригинальные знания, нестандартный подход.

Выявление и изучение, обобщение, внедрение и распространение передового педагогического опыта-основные этапы работы старшего воспитателя с этим явлением. Старшему воспитателю очень важно не только увидеть этот опыт, но и помочь ему раскрыться, внедриться, поделиться со своими более неопытными молодыми коллегами. На первом этапе в процессе наблюдения педагогического процесса выявляет педагогический опыт воспитателей и то, что отличает в лучшую сторону работу отдельных педагогов. Объективность наблюдений может подтверждена использованием анкетирования, бесед с воспитателями, детьми и их родителями, направленными на выявления положительного педагогического опыта. Возможно выявление зрелого, уже сложившегося опыта или такого, где есть только интересные находки. На этом этапе может  быть организована работа по изучению научных исследований, проведенных в интересующей области, с целью внедрения их в практику работы дошкольного учреждения, организации педагогического эксперимента. В результате такого  первичного знакомства с элементами передового педагогического опыта формулируется тема, по которой он в дальнейшем будет накапливаться и обобщаться. При этом важно определить, будет ли изучаться вся система работы воспитателя, или это будут отдельные стороны его деятельности, а может быть применение одного или несколько интересных методических приемов, средств, использование которых ведет к более высоким ,лучшим результатам.

Я, как старший воспитатель, оказываю необходимую  помощь воспитателю в отборе психологической, педагогической, методической литературы, связанной с темой передового опыта, помогающей его осмыслению, обоснованию, апробации тех или иных форм работы, непосредственно участвую в разработке и организации всех этапов педагогического эксперимента, по логике которого и формируется передовой педагогический опыт. Возможна организация изучения деятельности воспитателей-мастеров через непосредственное наблюдение их работы, знакомство с публикациями в периодической печати ,налаживание переписки, обменом опыта и т.д. Для меня, как для старшего воспитателя, важно, прежде всего чтобы воспитатель сам выделил методы, дающие высокие результаты, оценил свои возможности, увидел путь своего развития в выбранном направлении. На этом этапе необходимо воспользоваться всеми средствами для сбора фактического материала- дневниковые записи, планы, конспекты, детские работы, аудио-записи, зарисовки, фотографии, видеозаписи, листы наблюдений и т.д., а так же для проведения анализа.

На втором этапе необходимо обобщить накопленный опыт. Со своей  стороны как  старшего воспитателя  помогаю педагогу проанализировать имеющиеся факты , наработки, отделить главное от второстепенного, существенное от несущественного, разложить все по полочкам. При этом большое значение имеет теоретическое обоснование опыта , грамотно расставленные приоритеты. Владение методами математической обработки материалов помогает сделать достоверные выводы, подвести черту. При этом всегда важно помнить: недостаточно показать, что и как делал воспитатель, важно определить, почему таким образом действовать лучше и как это влияет на развитие ребенка. Необходимо помочь воспитателю в описании педагогического процесса с показом достижений и неудач, чтобы была видна динамика описываемого опыта. Рекомендую воспитателям приводить конкретные, наглядные примеры, доказывающие его результативность, чтобы другие воспитатели воспользовались опытом, увидели профессионализм- излагать его нужно достаточно полно и четко.

Я помогаю подготовить выступление педагога на заседании педагогического совета, конференции, семинаре, опубликовать его в сборниках, журналах  или издать его отдельной брошюрой. Опыт может содержать наглядные материалы: разработанные пособия, игры, видеофильмы, дидактический материал, результаты детской продуктивной деятельности и т д. Лучшая пропаганда передового педагогического опыта- непосредственный показ своей работы другим воспитателям, участие в конкурсах: « Воспитатель года», « Воспитатель- профессия творческая».

Третий этап-внедрение и распространение передового педагогического опыта. В одном детском саду может вестись работа по изучению и обобщению  передового педагогического опыта собственных воспитателей, который впоследствии необходимо распространить, или может внедряться опыт работы других дошкольных учреждений, научных разработок, экспериментов, изобретений и т.д. Использование чужого опыта с самого начала является творческим делом. По мнению К.Д. Ушинского, передается не сам опыт, а мысль, выведенная из него. Поэтому важно установить, что данный опыт несет в себе нового и что из старого отрицает, или как его преобразует, что-то надо убрать, что-то надо добавить. Необходимо познакомится с тем, как данный опыт зарождался, развивался, как он вписывался в общую систему работы педагога, программу воспитания и обучения детей. Не менее важно уточнить, с какими трудностями сталкивался педагог, и как они преодолевались, насколько убедительны и устойчивы результаты, соответствует ли выбранный материал  и т.д. Критерии отбора внедряемого опыта актуальность, практическая значимость, посильность, учет местных условий, эффективность, понимание сути материала, устойчивость результатов.

Для успешного внедрения или широкого распространения передового опыта мне, как старшему воспитателю, необходимо изучить возможности каждого педагога, разработать четкие, конкретные рекомендации по организации этой работы. Для знакомства с особенностями передового опыта, рекомендуемого к внедрению, можно использовать различные формы методической работы. Важно, чтобы сам педагог смог установить, чем его опыт  отличается от внедряемого, что можно усовершенствовать, добавить, изменить. При этом необходимо учитывать различия в профессиональной подготовке, в условиях работы, в особенностях детского коллектива и т.д.

Уже на этом этапе внедряемый опыт обрабатывается, уточняются действия, средства, направленные на то, чтобы новый опыт органично вписался в уже сложившуюся систему работы педагога. При этом нужно вносить коррективы, способствующие поиску наиболее эффективных путей и средств достижения поставленной цели с учетом складывающихся обстоятельств. Целесообразно повторять используемый прием, метод многократно, фиксируя результаты, которые должны обязательно анализироваться. На основе полученных данных принимаются соответствующие решения по дальнейшему развитию, совершенствованию работы. По сути, в процессе внедрения чужого педагогического опыта формируется новый педагогический опыт, разработанный другим педагогом.

И последнее, я, как старший воспитатель, поддерживаю и поощряю развитие и продвижение педагогического опыта, ищу пути и средства его использования и передачи более молодым, неопытным воспитателям. Таким образом, происходит не только передача  педагогического опыта, но и преемственность педагогов с большим опытом работы и молодых воспитателей, одна эпоха сменяется другой…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение семьи в условиях дошкольного учреждения

Условие возникновения, становления опыта При выборе детск...

Передовой педагогический опыт " Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ осознанного отношения к своим правам и обязанностям"

В данном опыте представлены конспекты занятий для детей старших и подготовительных групп. Родительские собрания, круглые столы, праздники, сказки, анкеты для родителей.Данный материал может быть полез...

Развивающая среда в современных условиях дошкольного учреждения.

Для улучшенной социализации и адаптации ребенка в современных условиях, развития его способностей, творчества и самореализации, необходимо создать  полноценну...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ – ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА №3 «Радуга» БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ТЕМА: «Маркеры игрового пространства»

Комитет образованияадминистрации Балаковского муниципального района Саратовской области Муниципальное казенное учреждение «Организационно-методический центр учреждений образования Балаковского му...

Педагогическое просвещение родителей в условиях дошкольного учреждения

Дошкольное  учреждение - первый вне семейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их педагогическое просвещение.Поэтому та...

Передовой педагогический опыт по вопросам взаимодействия дошкольного учреждения с родителями

Какими бы прекрасными не были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум и мысли малышей, являются мать и отец»В.А.Сухомлинский      Главн...

Статья "Педагогическое просвещение родителей в условиях дошкольного учреждения"

Статья  "Педагогическое просвещение родителей в условиях дошкольного учреждения"...