Главные вкладки

    Передовой педагогический опыт по вопросам взаимодействия дошкольного учреждения с родителями
    учебно-методический материал на тему

    Шарипова Елена Фидаильевна

    Какими бы прекрасными не были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум и мысли малышей, являются мать и отец»

    В.А.Сухомлинский

     

         Главными воспитателями своих детей являются родители, поэтому основные усилия коллектива детского сада должны быть направлены на повышение уровня их педагогической культуры.

         Каждый педагог заинтересован в том, чтобы родители были увлечены вопросами воспитания детей. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Основной формой работы с родителями является родительское собрание, которое концентрирует в себе весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия детского сада с семьей. Однако, на посредственное и формальное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно. Выход из этого положения видится в изменении форм и методов проведения родительского собрания.

         Метенова Надежда Михайловна-автор современных методик по педагогическому просвещению родителей. Выпустила ряд брошюр («Родительские собрания. Часть 1 и 2. 2016-2017.64 с.)  со сценариями собраний, в основе которых - дискуссия на определенную тему. Переход от монолога к диалогу требует от педагога большей подготовки, но и результат работы будет несоизмеримо выше.

         Подготовка к родительскому собранию начинается задолго до его проведения: анкетирование родителей, конкурсы, аудиозапись с ответами детей на вопросы, изготовление памяток и приглашений родителям, оформление благодарностей. Дискуссионная форма проведения собраний требует от педагога использования активных методов, способных длительное время поддерживать живой разговор. Это и музыкальное сопровождение, и вопросы «острого блюда», и минуты самоанализа, и работа с памятками, и сюрпризные моменты с участием сказочных персонажей.

         Педагогу, ведущему собрание, не следует затягивать дискуссию, стараясь вовлечь в них всех присутствующих, навязывать свое мнение родителям, упрекать публично за пробелы в воспитании.

         Каждый родитель, покидая собрание, должен осознавать, что рядом с ним существует мир детства, который не терпит фальши и равнодушия, который надо беречь и уважать, чувствовать и понимать.

     

     

     

     

     

     

     

    Темы родительских собраний

    Младший дошкольный возраст

    -О здоровье - всерьез.       

    -Зачем детям нужна мама?

    -Об упрямстве и капризах.

    -Игра не забава.

    -Будем знакомы.

    -О гигиене и правилах хорошего тона за столом.

    -Истоки доброты.

    -Собрание бабушек и дедушек.

    Старший дошкольный возраст

    -Мужская рука (собрание отцов).

    -путь к здоровью, силе, бодрости.

    -Пока не поздно (о воспитании любви к природе).

    -О любви к живому.

    -Труд - лучший воспитатель.

    -Посеять в детских душах доброту.

    -Семейные традиции.

    -Азы воспитанности.

    -О слове, о речи, о культуре общения.

    -Помочь учиться.

    -Искусство хвалить.

    Основные этапы подготовки

    родительского собрания

         1. Анкетирование.

         Анкеты заполняются дома, до собрания, и их результаты используются в ходе его проведения.

         2. Изготовление приглашений каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания.

         Важно, чтобы в изготовлении приглашений – секретов для родителей, принимали участие дети.

         Приглашения раздаются за неделю до собрания.

         3. Изготовление оригинальных памяток с советами на тему собрания.

         Содержание памяток должно быть краткий, текст напечатан крупным шрифтом.

         4. Подготовка конкурсов, выставок.

         В конкурсах участвуют дети и родители. Педагог знакомит родителей с образцами работ.

         Все работы выставляются до начала собрания.

         Лучшую работу выбирают родители. Победителю вручают приз.

         5. Запись на магнитофон ответов детей.

         6.Приглашение сказочного героя на собрание.

         7.Написание плакатов.

         8.Проведение заседания родительского комитета, на котором распределяются обязанности по подготовке собрания:

         -ответственный за музыкальное оформление;

         -ответственный за организацию конкурса;

         -ответственный за проведение рейдов проверки;

         -ответственный за оформление группы и столов.

     

    Основные этапы проведения

    родительского собрания

     

         Время проведения собрания – 1 час.( 40 мин. с родителями и 20 мин. с участием детей). До начала собрания звучит музыка.

         На демонстрационной стене – планшет в виде конверта с маркой, на котором тема встречи. На подставке в форме солнца слова: «Детство-это удивительная сказочная страна, в которой побывало все человечество», или цитата на заданную тему.

         На столах, расставленных по кругу, находятся карточки с именами родителей, конверты с цветограммами, памятки, фишки.

     

         I.Вступление.

         а) Вспомним детство. Приглушается свет, звучит музыка или звук шума ветра.

         б) Музыкальный фон: сопровождает слова ведущего.

         Вступление - короткое, эмоциональное, настраивающее на тему предстоящего разговора.

         II.Дискуссия.

         Разбираемые ситуации по возможности инсценировать.

         Начало диспута.

         1. Разыгрывается этюд, сценка на заданную тему. Родителям предлагается их обсудить.

         2.Из конверта ведущий вынимает два листа и зачитывает высказывания известных людей, пословицы, имеющие противоположные точки зрения.

         III.Магнитофонные записи.

         Включаются на разных этапах собрания.

         IV.Самоанализ.

         Педагог зачитывает пункты из общепризнанных правил воспитания.

         V.Практическая часть.

         Выполнение практических заданий всеми родителями: изготовление гирлянд, игрушек, сервировка стола.

         VI. Вручение призов, грамот, медалей за активное участие в жизни группы, успехи в воспитании детей, чтение благодарственных писем.

         VII. «Острое блюдо».

         а) Перечницы, внутри которых свернутые трубочкой «острые вопросы» (не более трех), участники под музыку передают по кругу. Как только музыка обрывается, тот, у кого в данный момент находится перечница, открывает ее и зачитывает вопрос. Родители дополняют и высказывают свою точку зрения.

         б) Ведущий бросает воздушные шары ( внутри каждого – по одному вопросу) в зал и предлагает участникам проколоть шары и зачитать вопросы.

         VIII. «Передай карточку по кругу».

         На каждом столе лежат карточки с пословицами, четверостишиями, высказываниями великих людей в соответствии с темой собрания. Под музыку карточки передаются по кругу.

         IX. Из глубин старины «Советы от Ивана да Марьи».

         В народных костюмах они сидят у окна и делятся воспоминаниями о методах семейного воспитания в прошлом.

         X. «А знаете ли вы, что…» Ведущий зачитывает краткие сведения из области науки, законы, заповеди на заданную тему.

         XI. Работы с памятками.

         Родителям предлагается прочитать тексты памяток и выделить те пункты и советы, которые используются ими на практике и дают положительные результаты.

         XII. Инсценирование фрагментов из практики воспитания детей, как положительного, так и отрицательного характера.

         XIII. «Ваши дети – наше мнение». Каждому родителю  важно и интересно мнение других о его ребенке.

         XIV. Конкурс на лучшее название рисунка «Что бы это значило? »

         Родителям предлагается подписать рисунок. Ведущая зачитывает ответы. Самому остроумному вручается приз.

         XV. ОКНО – очень короткие новости.

         В этой рубрике даются новости из области педагогики и психологии по вопросам воспитания детей в нашей стране и за рубежом.

         XVI. Экзамен для родителей.

         Из портфеля желающие достают вопросы по теме собрания и отвечают на них. Ответы оценивают эксперты.

         XVII. «Крик души».

         На экране телевизора – название рубрики. За макетом герой (педагог, родитель, специалист) рассказывает о своей проблеме и просит совета.

         XVIII. Слово – эстафета.

         Игрушка передается по кругу, взяв ее в руки, родители продолжают начатое ведущим предложение («Мой ребенок будет трудолюбивым, если я…»).

         XIX. Подведение итогов.

         Определяется тема следующего собрания, сроки проведения, планируется участие родителей вместе с детьми и ход подготовки.

     

    Совместная работа родителей с детьми

         На данном этапе собрания сказочные герои проводят конкурсы и предлагают практические задания, в которых участвуют дети и их родители. Конкурсы с участием сказочных героев, практические задания, волшебные угощения.

         В конце встречи педагог открывает посылку, бандероль или скатерть – самобранку, в которой находятся волшебные угощения. Завершается собрание чаепитием, дегустацией овощей, фруктов выращенного урожая, целебных чаев, витаминных конфет, коктейлей.

     

     

         Главная цель проведения встреч – помочь родителям осознать ответственность за воспитание детей и понять, что рядом с ними существует мир детства, которые не терпит фальши и равнодушия, который надо беречь и уважать, чувствовать и понимать, и тогда заботы и хлопоты окупятся огромной человеческой радостью.

     

         

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей Организация взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в соответствии с требованиями ФГОС

    Консультация для родителей.Организация взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в соответствии с требованиями ФГОС....

    Консультация для воспитателей на тему"Организация взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в соответствии с требованиям ФГОС"

    Консультация для воспитателей на тему:"Организация взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"...

    Консультация для воспитателей: «Организация взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

    В статье  предлагаются рекомендации для воспитателей дошкольного учреждения пр взаимодействию  с родителями ....

    Организация взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

    Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей....

    " Передовой педагогический опыт в современных условиях дошкольного учреждения."

    Сохранение и продвижение передового педаггогического опыта в детском саду, обмен опытом между коллегами....