Тревожность детей в дошкольном возрасте
статья (младшая группа)

Психологическое воспитание детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Понятие тревожности в психолого-педагогической литературе

Трактовок понятия «тревога», «тревожность» в психолого-педагогической литературе достаточно много, но рассматривая их можно найти общее, что объединяет эти трактовки. Рассмотрим некоторые из них.

В отечественной психолого-педагогической литературе различают понятия «тревога» и «тревожность», причем последний термин, как правило,  используется и для обозначения явления в целом.

А.М.Прихожан [31] считает, что тревожность - это переживание эмоционального дискомфорта, ожидание неблагополучия,  предчувствие опасности. Она рассматривает тревожность  как эмоционально-личностное образование, как противоречие между «Я-идеальным» и «Я-реальным», то есть  как расхождение между уровнем самооценки и уровнем притязаний.

 Различают тревожность как эмоциональное состояние (ситуативная тревога), и как устойчивую черту личности, индивидуальную психологическую особенность человека, которая проявляется в склонности к частым, интенсивным переживаниям состояния тревоги [30].

Ощущать тревогу в той или иной ситуации может любой человек. Тревожность на психологическом уровне выражается в напряжении, беспокойстве, нервозности, чувстве неопределенности, незащищенности, чувстве одиночества, предполагаемой неудачи, невозможности принять какое-то решение. На уровне физиологическом может происходить усиление сердцебиения, учащение дыхания, повышение артериального давления, возрастание возбудимости. Нейтральные стимулы приобретают отрицательную эмоциональную окраску.

Тревожность может иметь схожие черты с таким понятием как «страх»

(эти два понятия одни авторы объединяют, другие разделяют).

Страх можно определить как реакцию на конкретную, реальную опасность, а тревожность — как переживание неопределенной, неясной  угрозы воображаемого характера. Страх испытывается тогда, когда что-то может угрожать целостности, существованию человека, человеческому организму.  Тревожность, в основном, при угрозе социальной, личностной. Можно сказать, что при страхе внимание человека направлено вовне, при тревожности – внутрь человека, то есть  фиксируется внутреннем состоянии.

Захаров А.И. [8] считает, что тревожность - это устойчивое отрицательное переживание беспокойства, ожидание неблагополучия со стороны окружающих.  В страхе и тревоге есть общее чувство беспокойства. Тревога наиболее часто проявляется в ожидании какого-либо события, которое трудно спрогнозировать, которое может принести неприятные последствия. Тревога, как считает А.И.Захаров, в большей мере присуща людям с хорошо развитым чувством собственного достоинства, ответственности и долга, повышенно чувствительным к своему положению,  признанию  окружающих. Тревога может выступать как чувство ответственности за жизнь и благополучие себя и близких лиц.

А.И.Захаров  делает условные различия между тревогой и страхом, такие как:

- тревога – это сигнал опасности,  страх - ответ на эту опасность;

- тревога – как правило, предчувствие, страх - чувство опасности;

- тревога обладает в большей мере возбуждающим воздействием на психику человека,  страх – скорее тормозящим;

- стимулы тревоги имеют общий, неопределенный, скорее  абстрактный характер, страх - более определенный и конкретный;

- тревога, как ожидание опасности, смотрит в будущее, страх, как воспоминание об опасности, источник главным образом прошлого травмирующего опыта;

- тревога в большей степени рациональный (когнитивный), а страх - эмоциональный, иррациональный феномен. [8]

К. Хорни  [45] также считает, что страх и тревога являются адекватными реакциями на опасность, но в случае страха опасность очевидна, объективна, а в случае тревоги она скрыта и субъективна. То есть интенсивность тревоги пропорциональна смыслу, который для данного человека имеет данная ситуация.

Таким образом, можно согласиться, что хотя тревога и страх имеют одну и ту же основу в виде чувства беспокойства, эти понятии надо различать.  

А.М. Прихожан [30] отмечала, что З.Фрейд определял  тревожность  как переживание неопределенности и чувство беспомощности. Он характеризовал ее тремя основными признаками: специфическим чувством неприятного; соматическими реакциями, прежде всего усилением сердцебиения; осознанием этого переживания. З. Фрейд также выделял три основных вида тревожности: объективную (реальный страх) - на опасность во внешнем мире; невротическую - на опасность, не определяемую и не известную; моральную тревожность - «тревожность совести».

Проблеме тревожности детей, как отмечает А.М.Прихожан [30],  значительное внимание уделяется в работах М.Кляйн и А.Фрейд.

Тревожность, как считает М. Кляйн, зарождается в младенчестве и связана с необходимостью установить контакт с внешним миром, к которому относится все за пределами тела матери. Она также считает, что практически все действия ребенка подчинены преодолению тревожности, что часто ведет к приступам агрессии, направленной на внешний мир или на самого себя. А это, в свою очередь, вызывает уже реальный страх  - боязнь наказания за разрушительные действия. Способ преодоления этого М. Кляйн видела в укреплении Эго ребенка, ослаблении Супер-Эго, т.е. снижении боязни наказания [30].

Тревожность, с точки зрения А. Фрейд, - это основной фактор, который рождает защитный процесс, и ведет к неврозу, как в детском, так и во взрослом возрасте. Главное, что необходимо, как считает А. Фрейд, - это укрепить Супер-Эго ребенка, что позволит ему в дальнейшем успешно противостоять внутреннему давлению инстинктов и внешним фрустрациям, с которыми он столкнется уже во взрослом возрасте. Можно сказать, что А. Фрейд ставит задачу подготовить ребенка к жизненным трудностям внешнего мира и его собственной природы. [30].

А.М. Прихожан  отмечает связь роста количества тревожных детей и подростков с изменениями в жизни общества. По ее мнению, это указывает на преимущественно социальную природу тревожности. Она выделяет агрессивно-тревожный и зависимо-тревожный типы.

Агрессивно-тревожный тип детей чаще встречается в дошкольном и подростковом возрастах при открытых и скрытых формах тревожности (в виде прямого выражения агрессии и косвенной). Косвенные формы агрессии проявлялись в рисунках, рассказах детей. Девочки, например, могут похвалить подругу, считая, что действительно говорят приятное, но на самом деле похвала является некоей формой унижения.

Характеризуется агрессивно-тревожный тип  ярко выраженным чувством опасности,  смесью агрессии и тревоги, т.е. совершая агрессивный поступок, проявляя вербальную агрессию, индивид одновременно как бы извиняется. У некоторых детей проявления агрессии вызывали чувство вины за содеянное, но это не тормозило дальнейшие проявления агрессии, а наоборот, стимулировало ее.

Тревожно-зависимый тип, как отмечает А. Прихожан, наиболее часто встречался при открытых формах тревожности, особенно при острой, нерегулируемой формах. Она выделяет как позитивные, так и негативные формы зависимости  (чрезмерное послушание или, напротив, неповиновения) и  в раннем юношеском возрасте, повышенной заботливостью, вниманием к другим людям, вплоть до самоотречения и т. п.

Немов Р.С. [22] определяет тревожность как черту характера, индивидуальную психологическую особенность человека, которая проявляется в склонности испытывать повышенное состояние беспокойства в тех ситуациях, которые несут угрозу и могут обернуться неприятностями, неудачами, фрустрацией.

В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского [14, с.407] тревога трактуется как «отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности, и проявляется в ожидании неблагополучного развития событий. В отличие от страха как реакции на конкретную угрозу тревога представляет беспредметный страх. У человека тревога обычно связана с ожиданием неудач в социальном взаимодействии и часто бывает обусловлена неосознаваемостью источника опасности». Здесь же дается понятие тревожности как «склонность индивида к переживанию тревоги».

В психологическом словаре под редакцией В.В.Давыдова и А.В.Запорожца [32] тревога определяется как реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределенным ощущением угрозы (в отличие от страха, который представляет собой реакцию на   вполне   определенную   опасность).

Авторы отмечают, что причиной тревоги могут быть также соматические нарушения, недостаток витамина В, токсикоз и др. Реакции тревоги могут быть  адаптивные и дезадаптивные. Нормальный (адаптивный, оптимальный) уровень тревожности необходим для лучшего приспособления к действительности. Дезадаптивные реакции  часто ведут к нарушению   социальных   связей   личности с окружающими. Длительно сохраняющийся высокий уровень тревоги является дезадаптивной реакцией и лежит в основе генезиса различных невротических нарушений. Тревожность авторы рассматривают как  индивидуальную психологическую особенность, которая характеризуется  повышенной склонностью испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях.

Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно сделать следующий  вывод: тревога – это предчувствие неопределенной опасности, угрозы,  характеризуется чувством беспокойства, эмоционального дискомфорта, нервозности. Понятие тревоги надо отделять от понятия страх, несмотря на объединяющее их чувство беспокойства. Тревожность – личностная особенность. Повышенное, устойчивое состояние тревожности может спровоцировать агрессию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр, направленных на преодоление застенчивости и тревожности детей старшего дошкольного возраста.

Картотека подвижных игр, направленных на преодоление застенчивости и тревожности детей старшего дошкольного возраста.  (Рекомендации для педагогов и родителей)...

Тревожность детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются понятие тревожности, причины ее возникновения....

Психолого-педагогическое сопровождение родителей тревожных детей старшего дошкольного возраста

Семья очень чутко реагирует на нестабильные социально — экономические условия жизнедеятельности, что и привело к резкому увеличению нарушений нервно - психического характера. Одним из таких нарушений ...

статья "Взаимосвязь детско-родительских отношений с уровнем тревожности детей старшего дошкольного возраста

Проблема влияния типа взаимодействия взрослого и ребенка на формирование личности последнего широко обсуждается в психологической литературе и является достаточно актуальной....

Коррекционная программа по снижению уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста.

Кто такой тревожный ребенок? Тревожный ребёнок имеет неадекватную самооценку: заниженную, завышенную, часто противоречивую, конфликтную. Он испытывает затруднения в общении, редко проявляет инициативу...

Групповая консультация "Страхи и тревожность детей старшего дошкольного возраста"

Групповая консультация «Страхи и тревожность у детей старшего дошкольного возраста»Цель: познакомить педагогов с результатами обследования эмоционально – волевой сферы детей 5-7 лет, обобщить пон...

Роль агентов социализации в развитии тревожности детей старшего дошкольного возраста

В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться:-...