Сообщение из опыта работы «Технология группового сбора и возможности её реализации в условиях ДОУ»
материал

Цебрик Оксана Анатольевна

Групповой сбор в детском саду – время и место обмена опытом, применения знаний, планирования практических действий, осмысления и оценки результатов, себя самого и других по их словам и делам. Иными словами, групповой сбор – это время и место естественного формирования и проявления ключевых компетентностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное  образовательное  учреждение

«Детский сад №12 «Семицветик»

комбинированного вида городского округа Стрежевой»

Сообщение из опыта работы

«Технология группового сбора

и возможности её реализации в условиях ДОУ»

Подготовил:

О.А. Цебрик,

воспитатель I  квалификационной  категории.

                       

                             

Стрежевой,  2019  год.

Слайд 2. Утренний сбор пришел в детские сады вместе с методикой Марии Монтессори и Вальдорфской педагогикой ещё в восьмидесятые годы прошлого века. В российской образовательной практике аналогом этой формы работы является «утренний кружочек» программы «Золотой ключик» (Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов и др.) и «Утро радостных встреч» программы «Радуга» (Т.Н. Доронова и др.). Технология проведения группового сбора проверена многолетней практикой работы по международной образовательной программе «Step by step» – «Шаг за шагом» (российское название – «Сообщество») в российских детских садах.

Слайд 3. Основная идея технологии группового сбора – ребенок наилучшим образом развивается тогда, когда он действительно увлечен процессом обучения, активно включен в деятельность, что соответствует требованиям ФГОС ДО.

Групповой сбор в детском саду – время и место обмена опытом, применения знаний, планирования практических действий, осмысления и оценки результатов, себя самого и других по их словам и делам. Иными словами, групповой сбор – это время и место естественного формирования и проявления ключевых компетентностей. 

 Во время группового сбора самым естественным образом формируются ключевые компетентности:

 коммуникативная – в играх, в общении, в обмене новостями;

 социальная – в выборе места для действия, в выборе партнёра для совместной деятельности (сверстника, воспитателя, другого взрослого);

 информационная – в обращении к различным источникам информации при обсуждении новостей, тем и содержания проектов, способов действий;

 деятельностная – в выборе и планировании дела для себя и своих друзей на текущий день или на перспективу;

 здоровъесберегающая – в самостоятельном регулировании активности: отдыха, свободного выбора позы, длительности и скорости выполнения конкретного дела.

Слайд 4.  Задачи группового сбора

  • создать положительный эмоциональный настрой на весь день – «задать тон»;
  • обеспечить условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых;
  • активизировать навыки детей, касающиеся коммуникации, планирования и организации собственной деятельности;
  • развивать эмпатию;
  • прививать навыки культуры общения (приветствия, комплименты и т. п.);
  • поддерживать стремление договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности.
  • Слайд 5. учить:

– формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения;

– выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично;

– внимательно слушать, проявлять конструктивное отношение к высказываниям других;

– объяснять словами своё эмоциональное состояние и корректировать его;

– делать выбор;

– планировать собственную деятельность.

Слайд 6. Создание информационной среды.

Информационная среда для детей включает:

– информацию для детей;

– компоненты детской субкультуры;

– тематические стенды.

1.К информации для детей относятся:

«Новости дня», представляющие собой краткое прямое сообщение, написанное воспитателем или под его руководством (с детьми 6-7лет), и вывешенное на всеобщее обозрение.  

 Тема проекта, материалы по проекту (информация, домашнее задание и др.), модель трех вопросов: «Что мы знаем?», «Что мы хотим узнать?», «Что надо сделать, чтобы узнать («Что мы узнали?»);

– Модели поведения, модели решения проблемы, правила группы и правила работы в центрах. 

Слайд 7. 2.Компоненты детской субкультуры.

Группа должна принадлежать детям, а значит, в ее оформлении должны быть отражены интересы детей, особенности их культуры, говоря другими словами, группа должна быть насыщена компонентами детской субкультуры. Условно компоненты детской субкультуры можно разделить на три группы: постоянные (разнообразные предметы-накопители: коробки, сундучки, сокровищницы с разными мелкими предметами; модели возрастных периодов: «Паровозик времени», «Календарь года»  и др.), временные, т.е. присутствующие в группе периодически (коллекции, выставки, оформленные совместно с родителями) и продукты детской деятельности, полученные в результате реализации проектов (книжки-малышки, альбомы, фотоальбомы, макеты и т.п.). 

Слайд 8. 3.Тематические стенды дают возможность размещать разнообразный иллюстративный материал по темам проектов.  

Слайд 9. Рассмотрим компоненты утреннего сбора на конкретном примере:

Утренний сбор во 2 младшей группе «Василёк» по теме «Опыты, экспериментирование» включал в себя несколько структурных элементов:

Позывной для утреннего сбора. 

Оповещение об утреннем сборе началось со звона погремушки.

Группа выбирает – собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего сбора: весёлая музыка, звон колокольчика, речёвка. Позывные можно связать с требуемой темой.

Слайд 10. Организация круга. 

Сбор проходил в виде круга, где дети вместе с взрослыми находились на  ковре. Круг – это открытость, внимание детей друг к другу и чувство единства в коллективе.

Слайд 11. Приветствие.

Целью этого этапа было создание комфортной эмоциональной атмосферы для всех детей, создание единой общности, в которой каждый ребенок чувствовал себя принятым и понятым. Этот блок призван решать задачи преимущественно эмоционального и социального развития.

 Слайд 12. Обмен информацией.

Работа с календарем, счёт детей.

В блоке дети выясняли, сколько детей присутствует на утреннем сборе, сколько девочек и мальчиков, мной определялись число и месяц, день недели.

Здесь решались задачи когнитивного (в том числе и экологического, математического направления), речевого, социального развития.

 Пальчиковая гимнастика  «Подарок мишке» была связана с темой недели.

Слайд 13. Новости.

Этот блок является важной частью утреннего сбора, здесь ребенку предоставлялась возможность рассказать о том, что его заинтересовало, что интересного он узнал, увидел. Ребенок в свободной обстановке, на интересном для него материале учится строить высказывания.  

 Новости принимаются как факт, поэтому не регламентируются (только по одной короткой новости), не селекционируются (только хорошие новости), не вытягиваются (мы еще не слышали твоих новостей), не запрещаются (об этом мы не говорим).

 Физминутка «Мишка» была связана с темой недели.

Проблемная ситуация.

Была создана ситуация для размышления «Что подарить Мишке?»  Дети сообща думали над разрешением ситуации, высказывали своё мнение.  

  Слайд 14. Выбор деятельности.

Завершающим аккордом утреннего сбора была презентация  деятельности в центрах активности. Для определения деятельности в центрах   был использован план «Паутинка».  Слайд 15. Название плана «Паутинка» произошло от его образного подобия паутине – от центра темы расходятся «лучики» содержания, видов деятельности и конкретных действий, которые вписываются в план по принципу дополнения и постепенно реализуются на практике в разных Центрах активности.  Идеи  вносились в план непосредственно в момент их выдвижения – записывались на листе бумаги А-4. В конце утреннего сбора «Паутинка» и «Информационные листы» вывешиваются на доске) там, где каждое утро проводится утренний сбор.

Слайд 16. Форма плана структурирует идеи детей и взрослых по видам деятельности (исследование, чтение, игра, рисование, строительство, кулинария и т.д.), но не устанавливает временной и пространственной закреплённости для реализации того или иного содержания, то есть оставляет ребёнку свободу выбора:

  • когда это делать;
  • сколько раз к этому возвращаться;
  • с кем в партнёрстве;
  • где организовать эту деятельность.

  Воспитатель обязательно должен помочь детям сделать выбор и определить вид деятельности. При этом важно нескольким детям индивидуально задать вопросы: «Почему именно этот центр активности он выбирает? Что именно он хочет там делать и с кем? Нужна ли ему помощь? Что он хотел бы получить в результате? (узнать, научиться и т.д.)».

Обсуждение этих вопросов с детьми даст основание подвести итоги дня на вечернем сборе, понять, что получилось, что узнали нового, спланировать следующий день, обговорить «домашнее задание».

    Слайд 17. В результате работы на утреннем сборе мы получили:

1. Включенность, эмоциональный настрой детей на игру, познание.

2. Ощущение общности и внимания к каждому ребенку.

3.Тренинг коммуникативных умений: участие в играх, обмене новостями, проговаривании и выслушивании планов.

4. Общий план работы по теме – «Паутинку».

 Утренний сбор, объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений, и способствует более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы :"Привлечение родителей к созданию адаптивной образовательной среды в условиях коррекционного ДОУ"

В сообщении рассказывается о том, как в ДОУ осуществляется комплексный медико-психолого-педагогический подход к сопровождению детей с нарушением зрения. Современное включение родителей в коррекционно-...

Сообщение из опыта работы "Технологии поддержки индивидуальности и инициативности детей в творческой игре"

Из сообщения вы узнаете, какие функции имеет игровая технология, как поддерживается иннициативность детей....

Сообщение из опыта работы «Взаимодействие с родителями по музыкальному воспитанию дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ»

Здесь представлен опыт работы с родителями по вопросвм музыкального воспитания дошкольников....

Сообщение из опыта работы "Формирование ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Отчет по самообразованию по теме: Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников....

Педагогическая мастерская «Технология группового сбора и возможности ее реализации в условиях ДОУ»

Использование педагогических технологий «Утренний круг» и «Вечерний круг»...