Сюжетно - ролевая игра и ее особенности в средней группе.
учебно-методический материал (средняя группа)

Юлия Александровна Зотеева

Представлено содержание сюжетно - ролевой игры, ее основные особенности, методы, применяемые для ее развития. Так же выделены характерные черты, присуще детям средней группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сюжетно – ролевая игра и ее особенности у детей средней группы.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в дошкольном учреждении говорит о таких видах деятельности, как игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительная, музыкальная, двигательная деятельность .

Стремление интересов ребенка от мира предметов в мир взрослых начинается именно в дошкольном возрасте, что связано с выходом малыша из рамок семьи и окружения близких в рамках получения услуг дошкольного образовательного учреждения.

Социальную ситуацию развития в дошкольном возрасте можно облечь в формулу: «ребенок – взрослый». Для ребенка представление об обобщенном взрослом состоит, прежде всего, из совокупности характеристик носителя общественных функций (в качестве примеров можно привести продавцов, водителей, парикмахеров, полицейских). Эти функции зачастую ребенок проецирует на себя в сюжетно-ролевой игре, являющейся ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте.

Сюжетно-ролевая игра имеет две основные стороны: содержание и сюжет. Под сюжетом понимается отражаемая в игре сторона реальной жизни.

При этом Д. Б. Эльконин отмечает, что увеличение разнообразия сюжетов происходит одновременно со знакомством ребенка с новыми аспектами жизни взрослых: так появляются игры в семью и дочки-матери, магазин и парикмахерскую, доктора и полицейских.

В качестве любимых детских ролей, как правило, выступают роли людей, занимающих особое место в социуме, на которых сконцентрировано общественное внимание .

Во время сюжетно-ролевой игры, как справедливо подчеркивает В. В. Зеньковский, осуществляются постижение детьми мира взрослых во всей совокупности духовных и культурных ценностей и освоение выработанных веками социальных ролей и моделей поведения. В качестве источника сюжетно-ролевой игры в большинстве случаев выступает окружающая действительность. В сюжетно-ролевой игре же находят свое отражение значимые для дошкольника события и факты, которые ребенок примеряет на себя, в результате чего происходит приобретение бесценного опыта взаимодействия с социумом .

Под содержанием сюжетно-ролевой игры Е. В. Трифонова понимает выделяемый ребенком основной момент деятельности и отношений взрослых людей, воспроизводимый им в игровой форме .

При этом при выборе предметных действий для воспроизводства дети руководствуются характеристиками той или иной роли. В качестве содержания сюжетно-ролевой игры могут также выступать совокупность внешних социальных отношений (зачастую носящих профессиональный характер) и субъекты социальной иерархии.

Сюжетно-ролевая игра, наряду с трудом и художественным творчеством, является одним из совместных видов деятельности, равенство и партнерство в которых служит основой для коллективного образа жизни в детском саду.

Это непременное условие развития младших и средних дошкольников, что обусловлено развертыванием в современных играх инициативы ребенка, расширение диапазона детских эмоциональных состояний.

При этом, по мнению Н. Ф. Губановой, очень важным моментом является определением воспитателем правил поведения детей в сюжетно-ролевой игровой деятельности перед непосредственным началом любой игры.

В рамках основных критериев отбора указанных правил должны выступать доступность детям данного возраста и общественная направленность, а также отражение основных норм поведения ребенка среди сверстников.

В качестве примеров таких правил осуществления сюжетно-ролевой игровой деятельности можно привести призыв к дружной игре, где отсутствуют ссоры с товарищами из-за игрушек или ролей, где принимаются любые желающие поучаствовать, где субъекты не только вежливо разговаривают друг с другом, но и могут при необходимости извиниться.

К числу таких правил можно отнести и правила обращения с игрушками, которые нельзя рвать и ломать, и нужно убирать на место. Воспитатель также может огласить правила поведения в группе при осуществлении игровой деятельности, к числу которых относится правильный выбор места игры (в помещении или на улице), недопустимость громкой игры, мешающей другим детям, требования к соблюдению порядка – запрет на разбрасывание игрушек.

Кроме того, к правилам сюжетно-ролевой игровой деятельности можно отнести и требования по оказанию необходимой товарищам помощи: при подаче необходимых игрушек и материалов, при обучении друга знакомым самому ребенку навыкам, при распределении игрушек и ролей .

Дидактические принципы, на которых основывается сюжетно-ролевая игра, имеют много общего с основными принципами обучения в школе: принцип развивающего обучения, принцип воспитывающего обучения, принцип доступности обучения, принцип системности и последовательности, принцип сознательности и активности детей в усвоении и применении знаний, принцип наглядности, принцип индивидуального подхода к детям.

К вышеперечисленным принципам Е. В. Трифоновой, рассматривая обучение как способ всестороннего развития личности ребенка, добавляет принцип прочности знаний, который рассматривается как связь обучения с повседневной жизнью и деятельностью детей (игрой, трудом), т. е. как необходимость упражнения детей в применении полученных знаний на практике, а также учета индивидуальных и возрастных особенностей.

Таким образом, ребенок, овладевая навыками учебной деятельности в детском саду, осваивает и основные способы выполнения учебных заданий, что подготавливает его к обучению в школе.

Именно поэтому сюжетно-ролевая игра занимает особое место среди всех игр. Это игра, в которой дети принимают на себя роли взрослых, а в специально созданных воображаемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Сюжетно-ролевая игра - самое привлекательное занятие для детей дошкольного возраста. Его привлекательность объясняется тем, что в сюжетно-ролевой игре ребенок испытывает внутреннее субъективное чувство свободы, подчиненности ему вещей, действий, отношений – все то, что в практической продуктивной деятельности сопротивляется, дается с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры-действия в воображаемой, условной ситуации. Центральным моментом ролевой игры является та роль, которую ребенок берет на себя. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого «я-космонавт», «я-врач», но, что самое главное, действует как взрослый, роль которого он взял на себя и тем самым отождествляет себя с ним. Сюжетно-ролевая игра не требует от ребенка реального, осязаемого продукта, все условно, все «как будто», «понарошку». Ребенок может забивать воображаемые гвозди игрушечным молотком; он может быть «доктором» и «лечить» больных кукол и животных. Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт.

Большинство игр отражают работу взрослых: дети имитируют домашние дела матери, работу воспитателя, врача, водителя и т. д. Поэтому в играх воспитывается уважение ко всему полезному труду, утверждается желание участвовать в нем.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В игре дети лучше ориентируются и запоминают больше, чем прямая задача взрослого.

Игра оказывает сильное влияние на психическое развитие дошкольника. Действуя с предметами-заменителями, ребенок начинает действовать в условном пространстве. Таким образом, игра побуждает ребенка мыслить в терминах образов и представлений.

Сюжетно-ролевая игра имеет особое значение для развития воображения. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные объекты используются как другие, воображаемые. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует развитию у детей способности к творческому воображению.

Сюжетно-ролевая игра - это комплексное образование, включающее в себя как элементы развития ролевого поведения, так и элементы взаимной координации действий. Играя со сверстниками, дети начинают учитывать желания и поступки другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Игра оказывает огромное влияние на развитие детского общения в этот период.

В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания. Игра, безусловно, является достаточно увлекательным занятием для ребенка, а также важным средством его воспитания и развития. Принципиальное положение состоит в том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность ребенка, обогащается его внутреннее содержание. Основной смысл сюжетно-ролевой игры, связанной с активностью воображения, заключается в том, что у ребенка развивается потребность в преобразовании окружающей действительности, умение создавать новую. Она сочетает в себе сюжет игры реальных и вымышленных явлений, придает новые свойства и функции привычным предметам. Взяв на себя роль, ребенок не просто примеряет профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, привыкая к ней, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя собственную личность.

У каждой возрастной группы наблюдается своя специфика развития сюжетно – ролевой игры.

В играх детей средней группы наблюдаются целостность сюжета, взаимосвязанность отражаемых событий. У дошкольников складывается интерес к определенным сюжетам, в которые они играли раньше ( в семью, больницу, строителей, транспорт и др.). Дети живо откликаются на новые впечатления, вплетая их, как сюжетные линии, в знакомые игры. Обогащению содержания помогает взаимодействие детей в игре, когда каждый вносит что – то свое, индивидуальное. В этом возрасте начинаются обобщение и усечение изображаемых в игре ситуаций, которые хорошо освоены ребенком в реальной жизни и не вызывают у него особого интереса. Так, если малыши, играя в детский сад, долго едят, пьют из чашек, то дети пятого года жизни завершают обед, едва поднеся ко рту ложку.

В среднем дошкольном возрасте выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности: у ребенка развивается желание не просто играть, а выполнять ту или иную роль. Смысл игры для детей средней группы заключается в отношениях между персонажами. Поэтому ребенок охотно берет на себя те роли, отношения в которых ему понятны. Ребенок изображает эти отношения в игре с помощью речи, мимики, жестов. В этом возрасте ролевая речь становится средством взаимодействия. Поскольку у детей формируется избирательное отношение к тем или иным ролям, их распределение до начала игры – процесс довольно эмоциональный. Помощь педагога необходима.

         Дети начинают претендовать на исполнение любимых ролей, часто эти роли оспариваются ими друг у друга, выделяются главные роли, чем-либо особо привлекающие детей.

Детьми средней группы роли исполняются с более строгим соблюдением правил. Обязанности, которые берет на себя ребенок соответственно своей роли, становятся шире в связи с его растущим опытом и знаниями. Это изменяет характер взаимоотношений детей в играх друг с другом, а также самое направление руководства. Если в младшей группе взаимоотношения детей в значительной мере определялись теми действиями, которые они выполняли, вследствие чего возникали споры, столкновения и нужно было руководить детьми в этой области, то при наличии роли взаимоотношения детей концентрируются вокруг нее, особенно вокруг выполнения правил. Правила творческих игр дети заимствуют из общественной жизни, которую они наблюдают: мамы в играх ведут себя таким образом, это наблюдал ребенок у своей или чужой мамы. Чем ближе изображаемая роль в быту детей, следовательно, к их непосредственному восприятию, тем больше в ней отражено жизненных и правдивых наблюдений. В этом смысле игра до некоторой степени является зеркалом жизни взрослых, но лишь до некоторой степени, так как зеркало отражает статистику, в то время как детская игра отражает динамику отношения ребенка с фактом и явлением. 

Таким образом, воспитательные возможности ролевых игр чрезвычайно высоки, и для педагога важно уметь их реализовывать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сюжетно-ролевой игры по теме: "Профессии" в средней группе МКДОУ д\с №3

Развиваем познавательные способности детей в игровой форме,Закрепляем названия профессий,людей работающих в разных областях.Воспитываем уважение к труду взрослых....

«Проект сюжетно - ролевой игры «День рождения» с детьми средней группы»

Министерство образования и науки Самарской областиГосударственное автономное образовательное учреждение дополнительногопрофессионального образования (повышения квалификации) специалистовСамарский обла...

Сюжетно-ролевая игра «День рождения мышки» в средней группе

Задачи руководства:1)  воспитать культурно-гигиенические навыки детей при приеме гостей, правила этикета за столом;2)  стимулировать творческую активность детей в игре;3)  формиро...

Проектирование сюжетно-ролевой игры "Новогодняя почта" с детьми средней группы

Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС....

Конспект сюжетно-ролевой игры "День рождение куклы Кати" (средняя группа)

Подробный конспект сюжетно-ролевой игры, объединяющий несколько бытовых ситуаций в общий сюжет....

Конспект сюжетно-ролевой игры «Звездный салон красоты» в средней группе

Формировать у детей умение играть в сюжетно – ролевую игру «Звездный салон красоты»...

Наше Подмосковье - премия Губернатора Московской области.Проектный метод организации сюжетно- ролевой игры.«Наш любимый детский сад» средняя группа №8 «Муравьишки».

Проектный метод организации сюжетно- ролевой игры. «Наш любимый детский сад»   средняя группа №8 «Муравьишки».Проблема.Узкий круг знаний детей среднего возраста о деятельности сотрудников детско...