СТАТЬЯ "МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"
материал

Людмила Сергеевна Александрова

СТАТЬЯ  "МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_aleksandrova_l.s.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ  

   

Составитель: Александрова Л.С.,

воспитатель МДОУ «ЦРР №3 «Петушок»

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Обучение дошкольников измерительной деятельности начинается в старшей и подготовительной к школе группах [1, с. 69-71]. Такая деятельность способствует развитию умственных способностей детей, активизации причинно-следственного мышления, более полному представлению об окружающей действительности. В процессе выполнения дошкольниками измерений, создаются условия формированию у них представлений о таком математическом понятии как «величина», поскольку дети, производя измерительные работы, могут понять, что сравнивать различные величины можно не только сенсорно, но и на основе умственной деятельности. Методика формирования первых математических представлений о величинах и роли измерительной деятельности у дошкольников занимались такие великие педагоги как Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский.

Разработаны определённые методические приемы, которые помогут дошкольникам легко включаться в измерительную деятельность. На сегодняшний день старших дошкольников поэтапно учат выполнять измерения, используя условную мерку. Они учатся различать предметы (карандаши, палочки, полоски и т.п.) по длине, определяя, сколько мерок «укладывается» на сравниваемых предметах. Немаловажным является развитие у детей умения давать словесные ответы о выполненном задании. На этой основе углубляются представления о связях величин и отношений между числами, используются измерения при делении целого на части. В дальнейшем деятельность детей направляется на усовершенствование умений измерять и связанные с ними представления. Параллельно расширяются математические знания детей. Дошкольников подготовительной группы можно научить измерять сантиметровой линейкой полоску, стороны различных фигур, а также – изображать в тетради отрезок определенной длины, пользуясь стандартными мерами и способами измерения

[2, с. 231].

В процесс обучения детей измерительной деятельности они должны быть включены в коллективные и индивидуальные формы организации деятельности, которые зависят от сформированных измерительных навыков и умений, характера используемого материала. Первоначальному обучению измерениям обычно отводится 10-12 занятий. Но дети не должны заниматься целое занятие измерением, а для этого отводится некоторая часть занятий, а остальная часть посвящена реализации требований программы развития математических представлений. Однако если ведется обучение новому виду измерения, то это может занять время всего занятия. Со временем постепенно обучение измерительной деятельности должно переместиться из первой части занятия в другие, в том числе и на заключительную часть.

Занятия по обучению измерительной деятельности, можно проводить и во время прогулки на участке детского сада. При этом надо тщательно продумать, что и чем будет измеряться и как распределить детей для выполнения практических заданий. Дети не только должны заниматься собственным измерением, но и наблюдать постепенно процесс измерения взрослыми или другими детьми. Измерительная деятельность проводится не только на образовательной деятельности по математике. Умение выполнять измерения следует их закреплять и в других видах детской деятельности: рисования, аппликации, конструирования, в трудовой в бытовых ситуациях, на экскурсиях в природе и т.д. На родительских собраниях можно дать родителям рекомендации по привлечению детей к различным измерениям, посильным дошкольникам, но при этом родителям следует разъяснить возможности детей в плане выполнения измерений в повседневной жизни [2, с. 213-230].

Старший дошкольник должен владеть несколькими видами измерения условной меркой, имея в виду, что условная мерка зависит от особенностей объекта и мерки. К основному – первому виду измерения относят «линейное» измерение предметов. В этом случае условными мерками являются: полоска бумаги, палочки Кюизенера, тесьма, шнур, шаги. С помощью таких «подручных средств», как мерок дети учатся измерять длину, высоту, ширину различных предметов. Второй вид измерения – это измерение объема сыпучих веществ. В качестве условных мерок при таких измерениях могут использоваться: кружки, стаканы, столовые и чайные ложки или другая посуда. С их помощью ребенок может измерить количество крупы, сахара, насыпанных в пакеты, в мешочки, в кастрюльку, например, помогая маме варить компот или кашу. С третьим видом измерения дошкольники знакомятся, определяя объем жидкости. Условными мерками при этом могут служить те же мерки, как и в измерении объема сыпучих веществ. Дошкольник может посчитать, сколько стаканов молока в банке, воды в бутылке и т.д.  

Деятельность измерения должна быть тщательно подготовлена педагогом, т.е. заранее надо подумать и подобрать предметы, которые будут измерять во время измерительной деятельности. Предметы, объекты, мерки для измерения могут быть изготовлены взрослыми вместе с детьми (разноцветные полоски из бумаги, деревянные палочки, ленточки и т.п.). Для измерения полезно подбирать разные бытовые предметы: веревка, тесьма, поясок, лента, детали строительного набора, разные сыпучие вещества (песок, крупа, горох), пакет или мешочек с сыпучим веществом, тарелка, ложка, кастрюля, миска, банка, подкрашенная вода, чашка, прозрачные стаканчики и др. Детям будет интересно за меру для измерения выбирать естественные и даже старинные меры: шаг, горсть, щепотку, ладонь, расставленные в сторону руки и т.п.

При измерении длины («линейное» измерение) детей учат соблюдать следующие правила: протяженность предмета начинаем измерять с самого его начала (причем, надо правильно определить точку начала отсчета). Откладываем мерку и на конце мерки делам «метку» карандашом или мелом. Перемещаем мерку строго слева направо вдоль измеряемого предмета: если измеряем длину или ширину, то – горизонтально по плоскости, если высоту, то снизу вверх – по отвесу. Когда перекладываем мерку, ее надо точно прикладывать к последней метке на отмеренной части. Надо одновременно с откладыванием мерок, ставить метки и считать их. Закончив измерение, называем число мерок (меток), т.е. результат измерения.

Измеряя объемы сыпучих и жидких веществ, следует руководствоваться следующими требованиями: соблюдать полноту мерки, сочетать измерение со счетом, отображать способы и результаты действий в речи. Воспитатель показывает и объясняет приемы измерения четко, ясно, без лишних слов и дети должны хорошо видеть действия педагога. Дети, получив конкретное задание, должны узнать от воспитателя, что они должны измерить, т.е. что сделать; как измерить, т.е. узнать последовательность действий и требования к ним, а так же один ли он будет работать или с кем-то.

В самом начале измерительной деятельности дошкольники затрудняются одновременно выполнять измерение и вести счет мерок. Для облегчения задачи можно сделать следующее: ввести фишки эквиваленты (кружки, квадраты, пуговицы) в виде каких-либо предметов, например, взять одинаковые по размеру палочки или камушки (если измерение выполняется на прогулке). Откладывая мерку, ребенок одновременно откладывает фишку. Затем детям надо подсчитать количество фишек, чтобы узнать, сколько мерок получилось при измерении. Закончив измерение, подытоживаем: «Что и чем измеряли, какое число получилось». Это развивает умение детей разграничивать объект и средство измерения, объяснять результат измерения, полученное число.

Воспитатель должен обращать внимание на точную формулировку ответов на вопросы: «Что ты измерял?» («Я измерил длину скакалки (ширину и высоту стульчика или др.»). «Какой меркой измерял?» («Синей лентой»). Для осмысления дошкольниками самого процесса и результата измерения им задают такие вопросы: «Как ты измерял? (Я откладывал вдоль скакалки ленту.) Сколько раз уместилась мерка-лента при измерении? Какова ширина стола в мерках лентах? Сколько баночек крупы поместилось в кастрюльке? Какое получилось число при измерении и что оно означает?» Дети учатся, с одной стороны, определять результат измерения, а с другой, – обозначать его числом: «Ширина тумбочки равна двум меркам, в миске три чашки сахарного песка, в банке пять стаканов молока и т. п.». В процессе таких упражнений дошкольники осознают важное для измерения то, что для измеряемого объекта подбирается мерка одного с ним рода. Перед измерением можно уточнять: «Какой меркой можно измерить длину комнаты? Годится ли эта мерка при измерении крупы, из которой надо сварить кашу?»  

Таким образом, обучение старших дошкольников выполнению измерений способствует обогащению как количественных, так и пространственных представлений. В процессе измерительной деятельности происходит умственное и математическое развитие детей, создаются условия и возможности формированию математических представлений и умений, решению учебных, практических и бытовых задач.

Литература

1. От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования / Под. Ред Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М., 2015 – 368 с.

2. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 392 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации педагогам ДОУ по организации театрализованной деятельности старших дошкольников как средства эстетического воспитания.

Методические рекомендации педагогам ДОУ по организации театрализованной деятельности старших дошкольников как средства эстетического воспитания.Анализ педагогической литературы, изучение о...

Статья: «Основы формирования опыта театрализованной деятельности старших дошкольников»

В данной статье раскрывается значимость театрализованной деятельно в развитии детей. Дается понятие "опыт театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста" и его структура....

Исследовательская работа по организации театрализованной деятельности старших дошкольников как средства эстетического воспитания.

Цель исследования: выявление эффективных форм и методов организации театрализованной деятельности, способствующих формированию эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста....

Особенности организации трудовой деятельности старшего дошкольника посредством проектной деятельности.

Организация трудовой деятельности в ДОУ: формы, виды, содержание. Особенности проектной деятельности в ДОУ,...

Методические рекомендации "Организация театральной деятельности с дошкольниками"

В методической рекомендации раскрыто значение театрализованной деятельности в жизни дошкольника. Прописаны примеры организации театрализованной деятельности в детском саду. Определены задач...

Организация музыкальной деятельности старших дошкольников на основе детских культурных практик и проектной деятельности

Презентация, в которой раскрывается алгоритм создания сказок на примере "Сказки про Волка, Ёжика, Петушка, Козу и козлят" в ходе совместной деятельности детей, родителей и педагогов....