Главные вкладки

    Статья: «Основы формирования опыта театрализованной деятельности старших дошкольников»
    статья по теме

    Грекова Наталья Михайловна

    В данной статье раскрывается значимость театрализованной деятельно в развитии детей. Дается понятие "опыт театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста" и его структура.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vjt.doc39.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Статья: «Основы формирования опыта театрализованной деятельности старших дошкольников»

    Автор: Грекова Наталья Михайловна

    В современных социокультурных условиях, когда идет процесс непрерывного реформирования, кардинального изменения всех общественных институтов умения неординарно мыслить, творчески решать поставленные задачи, проектировать предполагаемый конечный результат приобретают особую значимость. Творчески мыслящий человек способен быстрее и экономичнее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевать трудности, намечать новые цели, обеспечивать себе большую свободу выбора и действий, то есть  наиболее эффективно организовать свою деятельность при решении задач, поставленных перед ним обществом. Именно творческий подход к делу является одним из условий воспитания активной жизненной позиции личности.

    Общеизвестно, что предпосылки к дальнейшему творческому развитию и саморазвитию личности закладываются в детстве. В этой связи возросшие требования предъявляются к начальным этапам становления личности ребенка, особенно к дошкольному возрасту.

    С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

    По мнению многих ученых (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов,   Д.В.Менджерицкая, Л.В.Артемова, Е.Л.Трусова, Р.И.Жуковская, Н.С.Карпинская и др.),  исследующих  проблемы  дошкольного образования,  раскрытию  внутренних  качеств  личности и самореализации   ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.

    Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания  дошкольников средствами театрального  искусства. Ведь искусство театра представляет собой  органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредоточивает в единое целое средства  выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, и, тем  самым, создает условия  для  воспитания целостной  творческой личности, чем способствует осуществлению цели современного образования.

    Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут дошкольникам сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую и театральную культуру ребенка.

    На основании работ  А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский, Л.В.Артемова, Е.С.Петрова, М.Д.Маханева и других мы определили понятие «опыт театрализованной деятельности  детей старшего дошкольного возраста» » и выделили его структуру. Под опытом театрализованной деятельности   мы будем понимать взаимодействие и познание ребенком объективного мира, накопление знаний, умений, навыков в процессе совместной художественно-творческой деятельности через моделирование отношений и передачу их с помощью средств выразительности.

    Структуру же «опыта театрализованной деятельности старших дошкольников» можно определять как:

    наличие поставленной ребенком перед собой цели;

    мотив, интерес, который побуждает ребенка на театрализованную деятельность;

    познавательный опыт: совокупность знаний детей о театре, о его назначении;  о профессиях людей, работающих в театре и особенностях их труда; о видах театрального искусства; о технологии изготовления атрибутов театра; о разновидностях детского театра;

    совокупность практически усвоенных умений и навыков детей в использовании речевых (интонация, сила голоса, ритм, темп речи) и неречевых (жесты, мимика) средств выразительности; навыков  сотрудничества;

     умение планировать предстоящую деятельность, контролировать качество работы, отслеживать этапы, на которых были допущены ошибки, и исправлять их;

    совокупность специальных умений, обеспечивающих освоение различных игровых позиций: зрителя, актера, режиссера, сценариста, декоратора, оформителя, костюмера, гримера и других;

    опыт восприятия ребенком разных произведений искусства и сравнение различных способов реализации отношения человека к действительности (музыка, живопись, художественная литература и др.);

    опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность;

    социальная компетентность ребенка - готовность к социальным воздействиям, общению и взаимоотношению со сверстниками, к совместной деятельности,  принятию норм и правил поведения, предъявляемых к нему;  готовность к сопереживанию и помощи.

    совокупность личностных качеств ребенка: любознательность, исследовательский интерес; чувство эмпатии, помогающее находить адекватные способы содействия; способность различать добро и зло; уверенность, доверие; самостоятельность, стремление к совместной деятельности;

    коммуникативная  компетентность ребенка – следует рассматривать как совокупность умений, определяющих желание субъекта вступать в контакт с окружающими; умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации и т.п.; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

    Анализирую различные исследования в данной области выявлено что, наиболее ярко театрализованная деятельность детей проявляется к старшему дошкольному возрасту, что обусловлено возрастными особенностями психического развития детей. К старшему дошкольному возрасту у ребенка практически сформированы все познавательные процессы: внимание, ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, речь. У ребенка имеется определенный социальный и эмоциональный опыт общения, поведения, опыт взаимодействия в коллективе. Ребенок может контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности, планировать этапы предстоящей работы, формируется способность к рефлексии – умение отслеживать и оценивать свои предыдущие действия.

    Из выше сказанного можно сделать вывод о том что, дошкольников необходимо включать в такую атмосферу, где театрализованная деятельность будет наиболее благоприятствовать развитию его личности, а в этом воспитателям на помощь приходят современные программы дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования:

    программа «Театрализованные занятия в детском саду» М.Д.Маханевой;

    программа «Театрализованные игры в детском саду»  Т.И.Петровой, Е.Л.Сергеевой, Е.С.Петровой;

    программа «Театрализованная деятельность в детском саду» Е.А.Антипиной;

    программа «Росинка» Л.В. Куцаковой, С.И.Мерзляковой;

    программа «Театр - творчество -  дети»  Н.Ф. Сорокиной и Л.Г. Миланович;

    программа «Детство» В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой.

    и другие…

    Несмотря на то, что представленные программы направлены на раскрытие творческого потенциала ребенка, развитие его коммуникативных способностей, психических процессов, обеспечивают выраженность индивидуальности личности, понимание внутреннего мира посредством театрализованной деятельности. Однако не во всех программах четко представлены методы и формы организации театрализованной деятельности, не выделена развивающая среда.  Поэтому необходимо производить отбор программ в работе  с детьми, если  хотим достичь определенных результатов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации педагогам ДОУ по организации театрализованной деятельности старших дошкольников как средства эстетического воспитания.

    Методические рекомендации педагогам ДОУ по организации театрализованной деятельности старших дошкольников как средства эстетического воспитания.Анализ педагогической литературы, изучение о...

    Основы формирования нравственных качеств у старших дошкольников в трудовой деятельности.

    Основы формирования нравственных качеств у старших дошкольников в трудовой деятельности...

    Статья "Особенности формирования логического мышления у старших дошкольников и готовность воспитателей к процессу его развития у детей дошкольного возраста".

    Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить цель констатирующего эксперимента: выявить влияние подготовленности педагогов к совершенствованию логического мышления на уровень его раз...

    Театрализованная деятельность старших дошкольников( из опыта работы)

    Данная  работа адресована музыкальным руководителям дошкольно-образовательных учреждений. В ней представлен опыт работы, в который входят: описание работы с детьми ,перспективный план работы с де...

    Формирование патриотических чувств, основ толерантности через театрализованную деятельность старших дошкольников

    Патриотическое воспитание представляет собой педагогический процесс развития нравственных чувств.  А чувство «патриотизма» довольно сложное.Возникает вопрос: можем ли мы говорить о во...

    Статья. Особенности формирования логического мышления у старших дошкольников и готовность воспитателей к процессу его развития у детей дошкольного возраста.

    Проблема подготовки педагогов к процессу развития логического мышления дошкольников является одной из актуальных педагогических проблем, в связи с различными подходами к определению стратегий логическ...