Статья. Особенности формирования логического мышления у старших дошкольников и готовность воспитателей к процессу его развития у детей дошкольного возраста.
статья по математике

Кириченко Татьяна Александровна.

Проблема подготовки педагогов к процессу развития логического мышления дошкольников является одной из актуальных педагогических проблем, в связи с различными подходами к определению стратегий логического развития дошкольников, пересмотром содержания формирования логико–математического опыта детей, недостаточной разработкой методов,  приемов и средств по организации данного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности формирования логического мышления у старших дошкольников и готовность воспитателей к процессу его развития у детей дошкольного возраста

        Проблема подготовки педагогов к процессу развития логического мышления дошкольников является одной из актуальных педагогических проблем, в связи с различными подходами к определению стратегий логического развития дошкольников, пересмотром содержания формирования логико–математического опыта детей, недостаточной разработкой методов,  приемов и средств по организации данного процесса.

        Мышление – опосредованное, обобщенное отражение существенных характеристик действительности посредством логических операций с понятиями; логическое мышление понимается как мышление посредством рассуждения. Логическое мышление осуществляется в форме понятий, суждений, умозаключений, и в ходе их формирования осуществляются различные логические операции (абстрагирование, сравнение, обобщение, классификация и др.).

        Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста возможно при создании педагогических условий: формирование системных знаний в единстве с развитием логических операций, сочетание практических действий с познанием, постановка ребенка в субъектную позицию, развитие различных логических операций, использование вариативных методов и приемов.

        Одним из значимых условий развития логического мышления является ведущая роль взрослого, включающая создание педагогических условий развития дошкольников, конструирование и реализацию педагогического процесса в группе ДОУ.

        В связи с этим в современных исследованиях изучаются проблемы формирования готовности к педагогической деятельности.

        Готовность к деятельности может рассматриваться как особое личностное образование, предполагающее наличие мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности, выраженность профессионально важных качеств личности, а также владение знаниями и умениями в области дошкольного образования.

Готовность как личностное образование представляет собой синтез взаимосвязанных между собой структурных компонентов:  когнитивно-волевого, операционально-действенного и мотивационно ценностного, который определяется как ведущий в структуре готовности и осуществляющий взаимосвязь всех компонентов [ ].

Относительно проблемы развития логического мышления дошкольников необходимо рассматривать аспект готовности, обеспечивающий подготовленность педагога к формированию логических операций у детей. В связи с этим, мотивационно–ценностный компонент может включать стремление решать логические задачи и использовать их в ходе развития дошкольников, интерес к их освоению, отсутствие страха, опасений перед возможной неудачей, особенности мотивации в ходе применения логических задач, понимание значения и роли развития логического мышления. Когнитивно-волевой компонент включает: информированность в области логического развития дошкольников (знание программ, целей, содержания, технологий); развитие ряда умений (интеллектуальных способностей, обеспечение адекватного решения задач, самостоятельности мышления критичности и др.). Операциональоно-действенный компонент предусматривает овладение профессиональными знаниями и умениями, обеспечивающих адекватное построение процесса логического развития, решения педагогических задач (стратегия и стиль руководства процессом логического развития; используемые методы и приемы; варианты помощи ребенку в ходе решения задач).

        Недостаточная разработанность  проблемы подготовки педагогов к руководству логического развития дошкольников, и неразработанность современных форм, методов, приемов и средств данного процесса определили цель исследования: изучить особенности и возможности формирования готовности педагогов к процессу логического развития детей дошкольного возраста.

        Результаты констатирующего эксперимента позволили выявить распределение педагогов по группам подготовленности к логическому развитию детей.

        Большинство педагогов были отнесены к группе «Г» («интуитивная») –у данных педагогов доминирует операционально-действенный компонент, при недостаточной сформированности понимания необходимости логического развития дошкольников. При этом, педагоги верно руководят процессом решения, знают интересные приемы, грамотно строят педагогический процесс. Однако не проявляют выраженного отношения к освоению детьми логики, не знают технологии (имеют очень обобщенное, фрагментарное представление о них).

        К группе «А» («гармоничная») отнесены педагоги, у которых проявляется интерес к логическому компоненту в образовании дошкольников, положительное отношение к участию в решении логических задач. Отмечается информированность в области средств, методов и форм организации процесса логического развития дошкольников.

        К группе «Б» («информированная») – отнесены педагоги, у которых наблюдается преобладание когнитивного компонента готовности, они осведомлены в области современных разработок, однако не проявляют положительного отношения к участию в решении логических задач, «равнодушное» их использование.

        В группу «В» («интерес») включены воспитатели, у которых наблюдается  эмоциональное отношение к использованию развивающих игр. Однако недостаточная информированность проявляется в несформированности умений руководить проблемной ситуацией. Но, при этом, воспитатели проявляли активное участие в решении логических задач.

        

        Выявленные особенности готовности обуславливают фрагментарное планирование процесса логического развития детей, создание развивающей среды недостаточно учитывают необходимость развития логического развития дошкольников.

Таким образом, результаты исследования показывают преобладание операционально-действенного компонента готовности к процессу логического развития дошкольников.

        Обнаружено, что данный уровень готовности влияет на успешность развития логического компонента у дошкольников.

Был выявлен средний уровень логического развития детей старшего дошкольного возраста: (0 уровень – 15 %, 1 уровень – 14 %, 2 уровень – 34 % и 3 уровень – 37 %).

Большинство детей справились со всеми заданиями; в ходе пояснения выполняемых действий называли основание выбора; ошибки допускали незначительные; не испытывали значительных трудностей при анализе, сравнении, обобщении, установлении зависимостей; поясняли процесс решения, ответ; проявляли интерес к деятельности, самостоятельность в выполнении задания.

        Однако выявлены затруднения у детей в ходе решения задач на классификацию блоков по нескольким признакам и анализ условия образца, постройки, их сопоставление, установление суждений. Возможно небольшой опыт выполнения данных заданий, проблемная форма задания не позволяла детям более адекватно выполнить задание.

        Обнаружены корреляционные связи между решением задания на классификацию и установлением логических концовок; между логическими концовками и анализом образца; между установлением закономерностей и анализом образца; между классификацией и анализом образца, что указывает на взаимосвязь данных логических операций и необходимость их сочетающегося развития.

        Установлены корреляционные связи между уровнем развития интеллекта (Тест Равенна) и развитием логических операций, что доказывает их роль в развитии интеллекта в целом.

        Выявленные особенности обусловили следующую стратегию подготовки педагогов к логическому развитию дошкольников.

На 1-ом этапе развитие у педагогов интереса к решению логических задач и их использованию в ходе логического развития дошкольников (мотивационно–ценностный компонент); на 2-ом этапе обогащение представлений о возможности логического развития дошкольников, развитие общепрофессиональных умений (когнитивно–волевой, операционально–действенный компоненты); на 3-ем этапе на развитие операционально-деятельностного компонента готовности педагогов в ходе работы с дошкольниками (проведение активной работы по логическому развитию дошкольников); на 4-ом этапе коррекция логического развития дошкольников в ходе осуществления индивидуального дифференцированного подхода.

        Ведущими методами и приемами могут являться: семинары-практикумы, деловые игры, индивидуальные консультации, разработка диагностики, планирование работы, разработка авторских технологий, конструирование образовательного маршрута логического развития детей.        В данном проекте будут задействованы различные субъекты деятельности (психолог, педагоги, методист).

        Условиями формирования готовности могут являться: необходимость совершенствования мотивационно-ценностного, когнитивно-волевого, операционально-действенного компонентов готовности; постановка педагогов в субъектную позицию, за счет привлечения к созданию элементов авторских технологий, которые воспитатель использует в собственной работе; анализа результатов диагностики логического развития дошкольников конкретной группы; вариативность использования методов и приемов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности формирования логического мышления у старших дошкольников и готовность воспитателей к процессу его развития у детей дошкольного возраста".

Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить цель констатирующего эксперимента: выявить влияние подготовленности педагогов к совершенствованию логического мышления на уровень его раз...

Сообщение для воспитателей: Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста

Для того чтобы речь детей была не только правильной, точной, живой, выразительной, но дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться его богатствами, необходимо знакомить их с фольклорным...

Формирование логического мышления у старших дошкольников в процессе математического развития через использование дидактического материала «Логические блоки Дьенеша"

Опыт работы по формированию логического мышле ния у старших дошкольников в процессе математического развития через использование дидактического материала «Логические блоки Дьенеша"...

Роль загадки в формировании логического мышления у старших дошкольников"

педагогические возможности в воспиьании и развитии детей...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня воспитателя высшей квалификационной категории "Развитие речи детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"

Воспитатель, прежде всего, друг для детей, их помощник, советчик и союзник. Не человек, дающий готовые истины, а странник, всегда находящийся в пути. Поиск путей решения проблем должен быть присущ как...

Формирование логического мышления у старших дошкольников в процессе математического развития через использование дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»

Представление опыта работы по формированию   логического   мышления у  старших  дошкольников  в  процессе математического  развития  через использован...

Презентация: «Использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей дошкольного возраста»

Мнемотика – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путем образования искусственных ассоциаций.Мнемотехника – это систе...