Перспективное планирование по развитию экологического сознания (средняя группа)
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (средняя группа)

Маковская Евгения Михайловна

Средняя группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnyy_srednyaya_gruppa.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по развитию экологического сознания

средняя группа "Звёздочки"

 (4-5 лет)

                                Воспитатель:

Маковская Е.М.

2018 - 2019 учебный год

Формирование предпосылок экологического сознания

  • Продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия с растениями и животными: рассматривать растения, не нанося им. вред; наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с разрешения взрослых; не гладить чужих животных; не приносить животных домой без разрешения взрослых; не брать на руки бездомных животных.
  • Объяснять детям, что нельзя без разрешения взрослых рвать растения и есть их— они могут оказаться ядовитыми.
  • Формировать привычку экономить воду — закрывать за собой кран с водой.

Тема НОД

Программное содержание

Сентябрь

1.

2.

Наблюдение

 «Цветы на нашем участке»

Уточнить представление детей о том, что, кроме деревьев и кустарников, на территории детского сада растут цветы, разные по окраске, названиям, но все красивые. Уточнить названия цветов, их строение, особенности размера, окраски, формы лепестков, листьев, стебля. Побуждать к сравнительным высказываниям, употреблению эпитетов, оценок. Обратить внимание на то, что некоторые цветы приятно пахнут. Воспитывать умение радоваться, воспринимая красоту цветущих растений, желание сохранить ее. Уточнить представление о том, что растения живые – они растут и изменяются.

3.

Ознакомление с сезонными явлениями природы

Обратить внимание детей на небо: что на нем видите? (солнце, облака или тучи). Определить ветер – посмотреть на деревья: качаются ли ветки, в какую сторону наклоняются. Развивать речь, провоцировать детей употреблять прилагательные, делать выводы. Продолжать учить отбирать нужные картинки в календаре природы, одевать по погоде куклу.

4.

К ребятам приходит Айболит

Воспитывать у детей интерес к своему здоровью, желание его поддерживать полезной, содержащей витамины пищей – овощами и фруктами. Уточнять и расширять представления об отличительных особенностях овощей, о том, что их можно есть в сыром и вареном виде, из них можно готовить суп, салат; в сыром виде они полезнее – в них много витаминов, которые нужны для здоровья.

Октябрь

1.

Фрукты и овощи

Уточнить представления детей о фруктах и овощах: названиях, форме, цвете, вкусе, запахе, твердости (мягкости); рассказать о некоторых способах употребления фруктов в пищу; развивать речь, сенсорные способности, формировать умение объединять плода по сходному признаку.

2.

Изготовление пособия для игры «Вершки и корешки»

Расширять представление детей об овощах и фруктах: местах их произрастания (огород, сад), что овощи растут на грядке в земле, а фрукты созревают на деревьях и кустах, у всех овощных и плодовых растений есть в земле корни; упражнять в наклеивании готовых форм; развивать умении ориентироваться на листе бумаги, составляя целое из частей.

3.

Наблюдение

«Кто живет в аквариуме?»

Уточнить представление о том, что в аквариуме живут рыбки, улитки, растения. Формировать представление о том, что рыбки живут в хороших условиях: в аквариуме много воды, света, на дне лежат песок, камни, рыбки не голодают, потому, что их каждый день кормят. В этих условиях они хорошо себя чувствуют, не болеют. Уточнить представления об особенностях внешнего облика рыб, строении их тела, о функции глаз – они нужны, чтобы видеть окружающие предметы.

4.

Что растет в лесу

Дать детям первоначальные знания о лесе: в лесу растет много разных деревьев, кустарников, растут ягоды и грибы. В лесу всегда тень и прохладно, осенью листва на деревьях желтеет и краснеет, поэтому лес становится красивым, в нем пахнет грибами. Познакомить с произведениями искусства – картинами и репродукциями на тему осеннего леса.

Ноябрь

1.

Кто живет в лесу

Расширять представления детей о лесе – в лесу живут разные животные (заяц, еж, белка, лиса, волк, медведь); все они могут жить в лесу, потому, что находят там пищу; учить детей различать этих животных по особенностям внешнего вида.

2.

В гостях у курочки Рябы

(знакомство с коровой, козой, свиньей)

Познакомить детей с коровой, свиньей и козой как домашними животными, формировать представление о том, чем животных кормят, как за ними ухаживают, что от них получают; уточнять представления о взрослых животных и их детенышах; развивать воображение, умение входить в игровую ситуацию, сравнивать.

3.

Домашние животные

Закрепить знания дошкольников о домашних животных, познакомить со стихотворениями о них, стимулировать детей на творческую театрализацию данных произведений,  вызвать положительный эмоциональный отклик, интерес и сочувствие к животным.

4.

В гостях у курочки Рябы (знакомство с лошадью и овцой)

Закрепить у детей представления об известных им домашних животных – корове, козе, свинье, познакомить с новыми – овцой, лошадью; развивать воображение, умение сравнивать, входить в игровую ситуацию.

Декабрь

1.

В гостях у курочки Рябы

(знакомство с кошкой и собакой)

Уточнять и расширять представления о кошке и собаке как о домашних животных (живут вместе с человеком, собака охраняет дом и хозяина, кошка ловит мышей, человек любит своих помощников, заботится о них – кормит, ухаживает, ласкает).

2.

Коллективное изготовление альбома «Елочка»

Уточнять представление детей о бумаге и изделиях из нее (бумагу делают из дерева. Бумага очень нужна людям, из нее изготавливают разные предметы, она бывает разного цвета, тонкая и толстая, мягкая и жесткая, на ней можно рисовать, из нее можно делать игрушки, бумагу надо беречь); упражнять детей в аппликации – умение составлять и склеивать предмет из частей.

3.

Наблюдение «Сравним живую и игрушечную ели»

Показать детям главные особенности живого дерева, игрушечная ель искусственная, ее сделали на заводе из пластмассы, у нее есть ствол, ветки, но нет корней – она не живая, не пахнет, ее можно поставить в любое место, с ней можно играть.

4.

Наблюдение

«Поможем нашей елочке»

Воспитывать у детей эмоционально положительное отношение, сочувствие к живой ели, желание облегчить ее зимнее существование, дать представление о том, что в сильные морозы деревья могут замерзнуть, поэтому их следует прикапывать снегом, который согревает корни и ствол, что большое количество снега на лапах ели вредно для нее, так как оттягивает их вниз и может сломать, ели можно помогать, легонько отряхивая снег с веток.

Январь

1.

Наблюдение

«Цветные льдинки»

Показать детям. Что вода прозрачная, бесцветная, сквозь нее видны предметы, что вода может быть разноцветной, красивой, если в нее добавить краску, что из воды можно делать украшения на елку, что вода легко проливается, но и легко впитывается. Продолжать знакомить детей со свойствами воды (на морозе замерзает и превращается в лед; лед твердый, не льется, принимает форму сосуда, в котором застывает, лед холодный, скользкий, хрупкий – его можно разбить, если ударить чем – то твердым). Показать детям, что в тепле лед тает и превращается в воду, цветной лед становится цветной водой

В гостях у курочки Рябы (знакомство с птичьим двором)

Уточнить представления детей о домашней птице: курах, утках, гусях (как выглядят, какие звуки издают. Как передвигаются, чем питаются, какую приносят пользу, чем отличаются взрослые особи от детенышей).

3.

Наблюдение «Птицы нашего участка»

Уточнить названия птиц, которые кормятся на кормушке и летают вблизи участка, учить замечать характерные особенности строения птиц, размер, окраску, разный цвет оперения, замечать особенности поведения птиц на кормушке; учить различать голоса разных птиц; развивать умение определять птиц по их следам.

4.

Кому нужна вода?

Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек.

Февраль

1.

Путешествие по зимнему лесу

Продолжать знакомить детей с лесом. Формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время, развивать понимание. Что на их образ жизни и состояние оказывают влияние условия, в которых они находятся.

2.

Айболит в гостях у детей

Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми, вести здоровый образ жизни, воспитывать сочувствие к болеющим детям; объяснить, что зимой организму требуется пища с витаминами, которых много во фруктах, шиповнике, зеленом луке; уточнить представление об известным им фруктам; дать новые знания о том, как писать письмо, как оформлять конверт; учить сажать лук.

3.

Наблюдение

«Наш попугай»

Уточнить представление о характерных особенностях внешнего строения попугая, с любовью относится к крылатому обитателю уголка природы, помочь выяснить, какой корм он любит больше всего; дать представление о том, что в зимнее время животным, как и людям не хватает витаминов

4.

Посещение зоопарка

Формировать представление о диких экзотических животных, дать элементарные сведения о том, где они проживают в природе, чем питаются, как добывают себе пищу; развивать игровые умения.

Март

1.

Рисуем подарок к 8 Марта

Воспитывать у детей желание готовить подарок любимому человеку, с радостью дарить его; расширять представление о Е.И.Чарушине; учить обводить контур трафарета, закрашивать красками методом тычка.

2.

Где обедал воробей?

Познакомить детей с произведением С.Маршака; уточнить и расширить представления животных зоопарка; развивать игровые умения.

3.

Наблюдение за сезонными явлениями

Обратить внимание детей на состояние погоды, солнца, неба, снега; провоцировать к самостоятельному наблюдению за погодой, измерением снега.

4.

Советы Айболита

Продолжать воспитывать у детей потребность бережно относится к своему здоровью. Формировать представление о том, что в весеннее время особенно полезны богатая витаминами пища и солнце, что растения живые и могут расти, если для них созданы необходимые условия4 во время роста растения меняются, комнатные растения тоже живые, весной они начинают расти. Поэтому их надо больше поливать. Подкармливать удобрениями или пересаживать в новую землю; учить моделировать неделю.

Апрель

1.

Починка деревянных предметов

Уточнить представления детей о деревьях, растущих на участке; дать представление о том, что деревья служат материалом для появления различных деревянных предметов, о необработанной древесине; из древесины делают мебель, оконные рамы, двери, пол; все предметы из дерева надо беречь, вовремя их чинить.

2.

Знакомство с деревянными игрушками

Продолжать знакомить детей с предметами, изготовленными из дерева, разнообразными деревянными игрушками. Дать представление о том. Что мягкие породы дерева легко резать острым ножом. Воспитывать бережное отношение к игрушке. Интерес к ее изготовлению, к мастерам – резчикам по дереву.

3.

Досуг, посвященный Дню Земли

Формировать бережное отношение ко всему живому на земле, закрепить полученные знания о животных и растениях; формировать эмоциональный отклик на природу, желание ее охранять.

4.

Весна в лесу

Познакомить детей с особенностями жизни леса в весенний период; формировать реалистичное представление о жизни лесных животных: все звери выводят потомство, птицы поют. Строят гнезда; в весеннем лесу светло, красиво, пахнет молодой зеленью, учить поддерживать воображаемую ситуацию.

Май

1.

Рисуем животных

Воспитывать у детей понимание того, что о ярких впечатлениях от природы можно интересно рассказать, их можно красиво отображать в рисунках; уточнить представление о Е.И.Чарушине как писателе и художнике; воспитывать желание участвовать в общем деле – создании интересной книги о животных.

2.

Наблюдение «Собираем листья мать-и-мачехи»

Познакомить детей с тем, что листья этого растения являются лекарственным сырьем, их можно собирать, высушивать и хранить в пакетах. Сухие листья заваривают, как чай и пьют. Настой мать-и-мачехи помогает лечить кашель, его можно пить взрослым и детям.

3.

Прогулка к пруду

Познакомить детей с водоемом и его обитателями; показать, что а воде и на берегу живут те растения и животные, которые не могут обходиться без воды; воспитывать эмоциональный отклик на красоту природы; формировать навыки поведения возле водоема.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по развитию речи в средней группе

Калндарно-тематическое планирование работы по развитию речи с детьми-логопатами средней группы детского сада...

перспективное планирование по развитию речи в средней группе

Данный материал может использоваться педагогами средних групп при подготовке занятий по развитию речи....

Перспективное планирование по развитию речи в средней группе 2013г

Перспективное планирование  по развитию речи в средней группе...

перспективное планирование по развитию речи в средней группе по программе "Радуга"

Интегративный подход в современном образовании дошкольников В настоящее время развитие дошкольного образования идет в направлении личностного здоровьесбережения детей: не угасает интерес к ...

Перспективное планирование по развитию речи в средней группе

перспективное планирование по развитию речи...