Перспективное планирование по развитию речи в средней группе 2013г
календарно-тематическое планирование по развитию речи (средняя группа) на тему

Перспективное планирование  по развитию речи в средней группе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема недели

Дата

Программное содержание

Методы и приемы

Литература

СЕНТЯБРЬ

« До свидания лето, здравствуй детский сад!»

1 неделя

Беседы с детьми на тему: «Надо ли учиться говорить?» Помочь детям понять, что и зачем они будут делать на занятиях по развитию  речи

Беседа, показ яркой игрушки, описание детьми игрушки. Показ рисунков с образцами тканей, охарактеризовать ткать. Словесная игра «Закончи предложение».

В.В. Гербова. Занятия по развитию речи стр.26.

«Семья – это мы! Семья – это я! Мой город – это тоже моя семья!»

2 неделя

«Семейный альбом» Формировать умение наблюдать за эмоциональным состоянием людей; познакомить с обязанностями всех членов семьи; рассказать о правах и обязанностях ребенка в семье

Рассматривание фотографий. Беседа. Пальчиковая игра «Семья» Разучивание считалки с фамилиями.

О. С.  Рудик. Развитие речи детей 4-5 лет стр. 50,21.

3 неделя

«Наш город» Обобщить знания детей о нашем городе; учить отвечать на вопросы полными предложениями.

Развивать логическое мышление и долговременную память. Активизировать словарный запас.

Беседа. Просмотр иллюстраций с изображением города Воронежа. Рассказ детей о достопримечательностях города Воронежа.

Смотреть приложение.

«Есть много профессий хороших и нужных!»

4 неделя

«Кому что надо для совместной работы?» Углублять представления о труде взрослых, основных трудовых процессах, взаимопомощи.

Чтение стихотворения. рассматривание сюжетных картинок, загадывание загадок по теме: «Профессии, орудия труда». Сюжетно- ролевая игра  «Детский сад»

О. С. Рудик. Развитие речи детей 4-5 лет стр. 63.Пособие «1000 загадок» стр.11.

ОКТЯБРЬ

«Мир искусства»

1 неделя

«Мир искусства» Познакомить детей с профессией и творчеством художника.

Формировать у детей положительное, эмоциональное отношение к изобразительной деятельности.

Воспитывать у детей уважение к труду художника.

Репродукции картин известных художников И.Левитан “Золотая осень”; Ф.П.Толстой “Букет цветов, бабочка и птичка”; И.И.Шишкин “Перед грозой”; И.Е.Репин “Автопортрет”. Иллюстрации с изображением разных профессий людей искусства.

Записи классической музыки. Беседа о жанрах изобразительного искусства, рассматривание иллюстраций известных художников.

Словарная работа:

Набросок, реставратор, театральный художник, скульпторы, архитекторы, графики, пейзаж, портрет, натюрморт.

Смотреть приложение.

«Осень»  

  • Собираем урожай

2 неделя

Составление описания по лексической теме «Овощи» Учить описывать овощи, правильно их называть; уточнить представления об овощах; учить выделять в овощах определенные свойства, правильно классифицировать овощи; продолжать учить вслушиваться в звучание слов, выделять на слух звуки в словах.

Показ муляжей или картинок овощей. Загадывание загадок по теме: «Овощи».Игра «Чудесный мешочек». «Что растет на огороде» Хороводная игра «Кабачок»  

О.С Ушакова Развитие речи детей 3-5 лет. Стр.158 . Пособие «1000 загадок» стр.59.

«Осень»

  • Золотая осень

3 неделя

«Золотая осень». Закрепить названия осенних месяцев, характерные признаки осени. Продолжать развивать связную речь. Развивать внимание, память. Активизировать словарь по теме.

Загадывание загадок по теме: «Осень». Словесная игра  «Закончи предложение».

Сложи узор            (набор геометрических фигур).

Рассматривание иллюстрации «Осень». Д/и « Узнай по описанию»

О.Н.Иванова, Г.Н.Короткова    «Развитие речи в детском саду» стр.20

«Осень»

  • Осень в лесу (деревья, животные, птицы)

4 неделя

« Зимующие птицы » Развитие умственных способностей детей (речи, памяти, мышления) .

 

 Учить распознавать зимующих птиц: воробья, ворону, синицу, снегиря, дятла, сороку.

 Развитие мышления, речи (расширение и активизация словаря, формирование лексико – грамматических навыков) .

 Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к «братьям нашим меньшим».

Запись с голосами птиц, картинки с изображением птиц, шапочки птиц (ворона, сорока, воробей, синица, дятел, снегирь, конверт с раскрасками зимующих птиц.

Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке: где живут, чем питаются, отличительные особенности, кормление птиц; разучивание загадок о птицах.

Смотреть приложение.

НОЯБРЬ

«Моя Родина»

1 неделя

«Страна, где мы живем»

(чтение и пересказ)

Учить детей внимательно слушать и пересказывать содержание рассказа; развивать диалогическую и монологическую речь детей; развивать память и воображение. Воспитывать любовь к своей Родине.

Рассматривание картин по тематике, географической карты России. Словесные игры

«Назови, какой, какая?»

«Закончи фразу».

Г.Я.Затулина  «Конспекты комплексных занятий по развитию речи»

стр. 96

Л.Н.Арефьева

«Лексические темы» стр79

2 неделя

« Столица нашей Родины – Москва». Расширять представления детей о Москве. Обогащать словарь детей, помогать строить сложноподчиненные предложения. Развивать интонационную выразительность речи, память.

Рассматривание картин по тематике. Словесные игры

 «Назови, какой, какая?»

«Закончи фразу».

Г.Я.Затулина  «Конспекты комплексных занятий по развитию речи»

стр. 96

Л.Н.Арефьева

«Лексические темы» стр79

«Я вырасту здоровым»

3 неделя

«Я вырасту здоровым». Продолжение знакомства с частями тела и органами чувств человека. Воспитание потребности в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов. Расширение представлений о важности для здоровья сна, гигиенических процедур, закаливания.

Чтение стихов «Режим дня».Рассматривание плаката «Части тела», «Внутренние органы». Муляжи или картинки «Овощи, фрукты». Загадывание загадок по теме: «Овощи , фрукты»

Смотреть приложение. О. С. Рудик. Развитие речи детей 4-5 лет стр.129. Пособие «1000 загадок» стр.59.

4 неделя

«Чистота-залог здоровья» 

 Закрепить представление о ценности здоровья;формировать желание вести здоровый образ жизни.

Совершенствовать представления о том, что утреняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение;с помощью сна восстанавливаются силы.

Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде.

Формировать умение сохранять правильную осанку в движении.

Продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши;насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.

 Предварительная работа с воспитанниками:Чтение сказки "Мойдодыр" К. Чуковский. Чтение рассказа "Чумазая девочка" Беседа "Мы здоровыми растём".Рассматривания плакатов, иллюстрации, фотографии по теме культурно-гигиенические навыки. Игры в мини физкультурном уголке. Дидактические игры (тема:культурно-гигиенические навыки)

Смотреть приложение.

ДЕКАБРЬ

«Зимушка - зима»

  • Зима в природе

1 неделя

«Что там видно за окошком?» Формировать навык правильного согласования  слов; Развивать наблюдательность, самостоятельность, внимательное отношение к окружающему миру.

«Отгадай загадку»

(на зимнюю тематику). Д/и «Когда это бывает?»

рассматривание иллюстраций. П/и на внимание «Сугроб, сосулька, снежинка».

О. С. Рудик. Развитие речи детей 4-5 лет стр. 48. . Пособие «1000 загадок» стр.171.

«Зимушка - зима»

  • Дикие и домашние животные

2 неделя

«Путешествие по зимнему лесу». Уточнить представления о диких животных, обитающих в наших лесах, их внешнем виде, питании, особенностях жизнедеятельности в зимнее время. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти.

 Рассматривание  книг и иллюстраций на тему. Игра «Кто кем был?»

«Чей хвост?»

 Загадывание загадок по теме: «Дикие животные».

Смотреть приложение.

«Новый год у ворот!»

3 неделя

«Новогодняя ярмарка». Развитие познавательных способностей детей через интеграцию различных образовательных областей, способствующих формированию целостной картины мира, логического мышления, памяти, внимания и воображения.

Воспитывать умение слушать высказывания сверстников, делать свои умозаключения, умение работать в малых группах, отвечать на поставленные вопросы воспитателя.

Чтение стихов, отгадывание загадок о зиме, чтение художественной литературы, зимних приметах, новогодних праздниках. Рассматривание иллюстраций, беседа о зиме, о празднике. Слушание звуков ветра, вьюги .Игровые упражнения: «Хлопки в ладоши», «Что, где находится». Разучивание физкультминутки.

Смотреть приложение.

4 неделя

 «Новый год». Развивать память, внимание, мышление.

Воспитывать умение видеть прекрасное.

Учить составлять рассказы из личного опыта.

Упражнения на развитие зрительного внимания (повтори за мной, слушай внимательно). Игра: «Делай как я»(развитие координации, двигательного восприятия) . Отгадай загадки. Физ. минутка.  Рассказывание новогодних стихов.

Составление рассказа о новогоднем утреннике.

Смотреть приложение.

ЯНВАРЬ

«Зимушка хрустальная»

2 неделя

Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик!» Учить детей составлять рассказы по картине без повторов и пропусков существенной информации. Обучать умению придумывать название картине

Рассматривание картинок «Зимние забавы и развлечения».Беседа. Показ картины «Вот это снеговик!» П/и « Зимние забавы».

В.В. Гербова. Занятия по развитию речи стр.45.

3 неделя

«Зима». Закрепить и уточнить знания детей о зиме .Закрепить названия зимних месяцев Обогащать словарный запас.

Рассматривание  книг и иллюстраций на тему. Загадывание загадок на тему: «Зима». Д/и «Когда это бывает?» . П/и на внимание «Сугроб, сосулька, снежинка».

Л.Е.Кыласова «Развитие речи. Конспекты занятий» стр.73

Е.В.Кузнецова, И.А.Тихонова

«Развитие и коррекция речи детей»

 стр.37

«В гостях у сказки»

4 неделя

« День радостной встречи со сказкой» Закреплять содержание знакомой сказки ( по выбору детей, воспитателя);Формировать умение передавать интонации героев в диалоге: изменять тембр и силу голоса; развивать стремление правильно использовать грамматические формы.

Чтение стихотворения М. Пляцковского  «Сказки со мною повсюду». Рассматривание  книг и иллюстраций на тему.  Загадывание загадок на тему: « Герои сказок».Д/и «Шкатулка со сказками».

О. С. Рудик. Развитие речи детей 4-5 лет стр. 29.74. Пособие «1000 загадок» стр.53.

ФЕВРАЛЬ

«Транспорт»

  • Наземный
  • Водный
  • воздушный

1 неделя

«Водный, воздушный  транспорт» Формирование понятия «транспорт», умения употреблять обобщающее слово – транспорт. Закрепление знаний детей о видах транспорта. Расширение знаний детей о воздушном, водном виде транспорта, местах передвижения транспорта, назначении транспорта. Развитие умения строить полные ответы. Воспитание интереса к технике.

«Опиши транспорт» (во время игры дети сидят на стульчиках около стола с игрушками; воспитатель предлагает детям – 2-3 чел. взять со стола транспорт и описать его) .

П/и «Самолеты» Пальчиковая игра «Кораблик» Загадывание загадок на тему: «Транспорт»

Смотреть приложение.

2 неделя

«Наземный транспорт» Формирование понятия «транспорт», умения употреблять обобщающее слово – транспорт. Закрепление знаний детей о видах транспорта. Расширение знаний детей о наземном виде транспорта, местах передвижения транспорта, назначении транспорта. Развитие умения строить полные ответы. Воспитание интереса к технике.

«Опиши транспорт» (во время игры дети сидят на стульчиках около стола с игрушками; воспитатель предлагает детям – 2-3 чел. взять со стола транспорт и описать его) .

П/и «Цветные автомобили» Физкультминутка «Поезд»

Загадывание загадок на тему: «Транспорт»

Смотреть приложение

«День защитников отечества»

3 неделя

«День защитников отечества» Расширять знания детей об армии, их представления о родах войск; развивать навыки контекстной речи; учить навыкам словообразования; составлять предложения с предлогами; закрепить словарь по теме.

Воспитывать уважение к людям военных специальностей.

Рассматривание иллюстраций на тему

«Российская Армия».

Д/и

«Подбери эмблему войну»

«Отгадай загадку»

С.Н.Сазонова «Развитие речи дошкольников» стр.120

Е.В.Кузнецова, И.А.Тихонова

«Развитие и коррекция речи детей»

 стр.62

«Международный женский день»

4 неделя

«Женские профессии»

«Женский день-8 Марта» Закрепить знания детей о празднике 8 Марта; закрепить названия женских профессий; учить подбирать родственные слова; учить составлять творческие рассказы по плану.

Рассматривание иллюстраций по теме.

Чтение стихотворения В.Нестеренко

«Мама, бабушка, сестра…»

Игра «Назови, чья?»

«Назови женскую профессию»

Г.Я.Затулина  «Конспекты комплексных занятий по развитию речи»

стр. 117

МАРТ

«Международный женский день»

1 неделя

« Готовимся встречать весну и Международный женский день» Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна» Поупражнять в умении поздравлять женщин с праздником.

Рассматривание иллюстраций по теме.

Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна» Поупражнять в умении поздравлять женщин с праздником.

В.В. Гербова. Занятия по развитию речи стр.59.

«Народная культура и традиции»

2 неделя

«Весна, весна поди сюда!» Развивать способность слушать и запоминать произведения малых форм поэтического произведения малых форм поэтического фольклора, эмоционально реагировать на их содержание, следить за развитием сюжета;

 Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Знакомство с народными приметам Загадывание загадок на тему: «Весна»

О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Стр.60.

3 неделя

«Играем в потешки, небылицы» Развивать способность слушать и запоминать произведения малых форм поэтического произведения малых форм поэтического фольклора, эмоционально реагировать на их содержание, следить за развитием сюжета; привлекать к участию в совместном с воспитателем рассказывании знакомых произведений, в их полной или частичной драматизации; к выражению смысла художественного текста во внешних действиях; создавать благоприятную среду для игровых и юмористических вариаций фольклорных текстов; поддерживать и развивать эмоциональность и впечатлительность

Чтение художественной литературы.

Рассматривание иллюстраций по сказкам, песенкам и потешкам, обсуждение содержания сказок, просмотр и прослушивание русских народных сказок «Репка», «Колобок», «Теремок».  Заучивание загадок про лесных зверей, имитация движений сказочных героев, изготовление шапочек-масок к сказкам.

Смотреть приложение.

«Весна идет весне дорогу!»

  • весна в природе
  • животные и птицы весной

4 неделя

«Птицы - наши      друзья»

    Обобщить и закрепить знания детей о перелетных птицах. Продолжать формировать навыки диалогической и монологической речи, грамматически правильно строя предложения.

Чтение рассказа Н.Сладкова «Птицы весну принесли

(Конваленко «Весна» стр.79)

Игра «Кто, где живёт»

«Расскажи о птице» Слушаем птичьи голоса в записи.

Г.Я.Затулина  «Конспекты комплексных занятий по развитию речи»

стр. 130

АПРЕЛЬ

«Весна идет весне дорогу!»

  • весна в природе
  • животные и птицы весной

1 неделя

«Встречаем весну»

Закрепить и уточнить представления о признаках весны.Упражнять в подборе синонимов и определений к заданным словам.

Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными.

Закреплять уже известные способы словообразования.

Расширять словарный запас.

Развивать способности передавать интонацией, различные чувства при чтении стихотворений о весне.

Воспитывать бережное отношение к природе.  

Предварительная работа Наблюдения на прогулке за весенними признаками, чтение произведений и рассматривание картин о весне.

Оборудование: Ватман с изображением голубого неба и снега из ваты, фигурки из картона для фланелеграфа (солнышко, деревья, цветы, птицы)

Смотреть приложение

«Дружим с книгой»

2 неделя

Что за прелесть эти сказки:

 «Кошкин дом»    (отрывки) Углублять и расширять знания детей  о творчестве С. Маршака; продолжать учить  отвечать на вопросы по содержанию; определять настроение, выраженное в стихотворении; читать наизусть небольшое литературное произведение, спокойно, не торопясь; сочувствовать героям стихотворения, переживать.

Слушаем сказки С. Маршака в записи. Сказка на фланелеграфе.

О.Н.Иванова, Г.Н.Короткова    «Развитие речи в детском саду»

стр.184

«Что из чего и для чего»

  • мебель
  • посуда
  • одежда

3 неделя

«Что из чего и для чего»

Развивать интеллектуальные способности, умение находить отгадки среди знакомых предметов; закреплять представление о значении бытовой техники, посуды и одежды в жизни человека; развивать доказательную речь.

Рассматривание иллюстраций по теме. Д/и

 «Что из чего и какое?»

«Что как делали и какое?»

О. С. Рудик. Развитие речи детей 4-5 лет стр. 31, 38.

«Волшебная сила театра»

4 неделя

«Волшебная сила театра» Развитие интереса к театрализованной игре. Воспитание артистических качеств, раскрытие творческого потенциала, вовлечение детей в различные театрализованные представления.

Предварительная работа:

Экскурсия в театр; чтение и заучивание потешек, стихотворений, скороговорок; беседа об эмоциональных переживаниях людей; чтение художественной литературы.

Материал и оборудование:

«Волшебный мешочек» с масками; обруч, украшенный разноцветным «дождем»; карточки-рисунки с изображением цифр, выражением лица человечка: веселого и грустного; игрушка-котенок; настольная ширма –«Теремок», аудиозаписи.

Смотреть приложение.

МАЙ

«Цветущая весна»

1 неделя

«Весенние заботы»

Закрепить знания о весенних месяцах, о труде людей весной.

 На материале пословиц, поговорок и загадок развивать образное мышление, внимание, умение извлекать информацию из текста. . Закрепить знания по теме «Овощи», «Огород»

 Активизировать словарь детей. Развивать связную диалогическую речь. 

Материалы для занятия: Картинки с изображением разных периодов весны, картинка с изображением редиса, муляжи овощей, земля в стаканчиках, лейки с водой, семена редиса.

Смотреть приложение.

2 неделя

«Весёлая полянка» . Расширить и уточнить знания детей о ромашке; развивать эстетическое восприятие и радостные переживания от красоты природы; воспитывать у детей бережное отношение к растениям. 

Рассматривание ромашки. Беседа. Материал: пластилин, «вертолетики», картина «Ромашка», бабочка,

палочки, салфетки.

Смотреть приложение

«Насекомые»

3 неделя

«Наблюдение за насекомыми» Развивать познавательные способности детей; обогащать словарный запас детей прилагательными.

Наблюдение за насекомыми на прогулке ( божьей коровкой, шмелем ,бабочкой) Загадывание загадок на тему: «Насекомые» П/и «Насекомые» (имитация движений насекомых)Картинки с изображением насекомых.

О. С. Рудик. Развитие речи детей 4-5 лет стр. 50.

«Скоро лето»

4 неделя

«Скоро лето» Формирование элементарных представлений о лете (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Расширение знаний о домашних животных и птицах, об овощах, фруктах, ягодах.

Знакомство с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц летом.

Наблюдения за сезонными изменениями на прогулке Рассматривание иллюстраций по теме. Д/и «Когда это бывает?»

Смотреть приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по развитию речи в средней группе

Калндарно-тематическое планирование работы по развитию речи с детьми-логопатами средней группы детского сада...

Перспективный план по развитию речи в средней группе

В плане распределены темы НОД по развитию речи в средней группе в соответствии с тематическими неделями....

перспективное планирование по развитию речи в средней группе

Данный материал может использоваться педагогами средних групп при подготовке занятий по развитию речи....

ПЕрспективное планирование «Развитие речи дошкольников среднего возраста с помощью мнемотехники экологического содержания», работа с родителями по данной теме

Перспективный план содержит разнообразную тематику экологического содержания для развития речи дошкольников с помощью мнемотехники., а также  деятельность с родителями...

перспективный план развитие речи средняя группа .Перспективный план по художественно-эстетическому развитию

перспективный план по развитию речи по программе от рождения до школы.  перспетивный план по художественно-эстетичнескому развитию по программе от рождения до школы средняя группа...

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» «Развитие речи» в средней группе

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельностиОбразовательная область «Речевое развитие»«Развитие речи» в средней группе...