Готовность ребенка к школе
консультация (подготовительная группа)

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_rebenka_k_shkole.docx29.52 КБ

Предварительный просмотр:

Первый раз в первый класс

Поступление в школу- важнейшее событие в жизни каждого ребенка. С ним связаны надежды и опасения, радость и тревога родителей. Но ребенок осознает это как желание или нежелание ходить в школу. У одних детей оно связано с учебной деятельностью: им хочется научиться читать, писать, общаться с одноклассниками и учителями. Для других – это больше внешняя атрибутика, не имеющая отношения к учебе: красивый портфель, учебные принадлежности, школьная форма и т.д. И очень вероятно, что, начав обучение, не настроенные на каждодневный труд дети будут разочарованы.

Сегодня практически все родители готовят малыша к школе заранее: учат его писать, читать, считать. Но эти навыки, увы , не являются гарантией того, что первоклассник будет хорошо учиться. Как определить степень готовности ребенка к учебному процессу и помочь ему при необходимости? Для этого разберем три основных критерия : интеллектуальный, эмоционально – волевой, социальный, по которым можно судить о готовности детей к обучению школе.

1.Интеллектуальная готовность.

Включает в себя не только умение читать и считать, как полагают многие родители. У малыша должен быть накоплен определенный запас знаний об окружающем мире, и важен в первую очередь не объем информации, а ее осознание. Ребенок должен выделять главное и второстепенное, уметь сравнивать предметы и явления, видеть черты сходства и разлития, делать выводы.

Как помочь: очень полезно учить ребенка строить сложные рассуждения, выводы, используя слова: «потому, что», «если, то», «поэтому» и т.п. Обязательно обсуждайте прочитанное и увиденное, чтобы удостовериться, что ребенок уловил главную мысль произведения, понимает причины и последствия поступков героев, делает правильные выводы.

Помимо этого малыш должен ясно выражать свои мысли и чувства, чтобы окружающие его понимали. Зрелый ученик изъясняется развернутыми предложениями, может точно сформулировать вопрос и дать подробный ответ.

Как помочь: старайтесь в разговоре с ребенком избегать односложных ответов. В игровой форме просите его связно и понятно описать предмет, картинку, событие, объяснять то или иное явление.

Также интеллектуальная готовность включает в себя развитие пространственных представлений.  Ребенок должен правильно употреблять слова: «направо, налево, прямо, вверх, вниз, под, за, поровну, одинаково, больше, меньше, столько же». Первоклассник получает знания, которые невозможно выполнить без знания направлений в пространстве. Например, учитель просит «взять карандаш в правую руку», «отступить 2 клетки», «провести линию прямо вниз по правой стороне клетки». Если  ученик путает право- лево, любая из этих инструкций  вызовет у него затруднение, и он отстанет от темпа работы класса. Несформированность пространственных представлений может приводить к сложностям в написании букв, усвоении математических знаний и решении задач в начальной школе.

Как помочь: с помощью схематического изображения комнаты малыш может найти  спрятанную игрушку. Детям нравятся графические игры «Лабиринты», в которых надо найти выход, и «Диктанты», когда под вашу диктовку он рисует разные фигуры (две клеточки влево, одна клеточка вверх, одна клеточка влево, три клеточки вниз и т.д.- в итоге получаются изображения животных, птиц, строений).

Если у вашего малыша «угловатый» почерк, низкий темп письма, большое количество помарок и исправлений в тетради и он быстро устает при письме, возможно, у него не сформированы графические навыки.

Как помочь: для развития мелкой моторики рук полезно использовать пальчиковую гимнастику и игры(мозаика, конструктор, застегивание пуговиц, вырезание ножницами); лепить из глины, обводить контуры по точкам и пунктирным линиям; штриховать фигуры прямыми и наклонными линиями, но обязательно штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур.

Работа в тетради укрепляет  мелкую мускулатуру пальцев руки, способствует улучшению зрительно- двигательной координации и ориентировке, развивает произвольное внимание, зрительную память и речь.

Школьнику необходимо развивать произвольное внимание. Устойчивость внимания –это способность сосредоточенно заниматься каким – либо делом(даже не испытывая сильного интереса к нему)в течение некоторого времени, не отвлекаясь ни на что. Распределение внимания позволяет осуществлять одновременно отличные друг от друга виды деятельности: рисовать и внимательно слушать рассказ учителя, не связанный с темой рисунка.

Как помочь: можно использовать различные  игры из детских журналов – «Найди отличия» в 2 картинках, «Найди одинаковый предмет», лабиринты и т.п.; в газете или в журнале попросите ребенка по сигналу в течение 5 минут зачеркивать все встречающиеся буквы «а»(или любую другую); приготовьте на листе бумаги ряд букв, среди которых необходимо обнаружить слова: КОНОСЫМПОРТСАПОСОКТ(КОН,НОС, ПОРТ и др.); игра «Топ- Хлоп»- взрослый говорит короткие предложения, и если он правильные(«рыбы плавают»), ребенок хлопает, если неправильные(«воду едят»)- топает, попросите ребенка найти вокруг себя и назвать за 30 секунд предметы с определенным цветом или формой(например, все красное, или квадратное, или деревянное и т.п.)

Память- это наш золотой фонд, и тренировать ее надо с детства. Первоклассник может пересказать книгу, рассказ учителя и т.п.

Как помочь: повторяйте, обсуждайте материал, который надо запомнить; удостоверьтесь, что ребенок понял прочитанное; не учите слишком много за один раз; разбивайте его на части ; повторите изученное несколько раз.

2.Эмоционально - волевая готовность

Подготавливая ребенка к обучению к школе, мы часто забываем, что развивать нужно не только интеллект, но и чувства. Малыш должен  научиться контролировать свои чувства, чтобы быть эмоционально- устойчивым. Ведь нравственное поведение служит основой благоприятных школьных взаимоотношений в будущем и помогает сформировать такие качества, как ответственность, трудолюбие, честность, товарищество.

Как помочь: расспросите, что ребенок вкладывает в такие понятия, как сочувствие, жалость, сопереживание; какие поступки называются хорошими, а какие плохими. Обсудите с ним поступки героев и чувства, которые они вызвали. Не стесняйтесь называть и выражать свои эмоции, это поможет малышу научиться выражать их безопасно для окружающих.

Важная сторона психологической готовности к школе – достаточный уровень волевого развития ребенка. Старшие дошкольники уже могут делать не только то, что «хочется», а что «надо». Однако, если деятельность сложна и длительна, малыш помнит о цели только в присутствии организующего его поведение взрослого. Без внешнего контроля дети начнут отвлекаться и перестанут выполнять такое задание. В школе же ребенку придется не зависимо от своего желания выполнять задания в установленное для этого время.

Эмоционально- волевая готовность часто обозначается понятием произвольность(от слова воля), которая проявляется в способности ребенка сосредоточиться и довести начатое дело до конца, даже если задание не нравится. Произвольность предусматривает соблюдение учеником школьных правил, умения отказаться от игры ради выполнения поручения.

Как помочь: волевое поведение легче всего формируется в играх- соревнованиях, где всегда четкие и понятные правила, нарушение которых контролируется всеми игроками. Такие игры помогают импульсивному ребенку научиться выдержке, ответственности и самообладанию. В процессе игры дети учатся терпеливо дожидаться своей очереди, самостоятельно справляться с обидой и досадой при неудачах.

Произвольность неразрывно связана с мотивацией. Школьник должен понимать, зачем ему нужно учиться. Если ребенок не осознает мотивов учения, он вряд ли захочет выполнять задания учителя, слушать его объяснения, читать букварь, писать палочки и крючочки, учить стихотворение, соблюдать школьную дисциплину.

Как помочь: создавайте условия, в которых ваш ребенок сможет проявить себя, используя школьные навыки и знания, это поможет ему найти мотивы дальнейшего получения знаний.

3.Социальная готовность.

Социальная готовность к обучению подразумевает способность ребенка исполнять роль ученика, умение внимательно слушать и понимать учителя. Также социальная готовность означает потребность ребенка в общении со сверстниками. Первоклассник должен уметь устанавливать контакт с другими детьми , относиться к ним ка к партнерам. Помогают в этом процессе доброжелательность, уважение к товарищам, общительность и готовность проявить сочувствие. Говоря о социальной зрелости, мы подразумеваем умение ребенка подчиняться традициям и правилам группы. Одна из важнейших задач- найти свое место в коллективе.

Как помочь: основы поведения закладываются в семье. Для развития коммуникативных способностей можно поиграть в ролевые игры «Знакомство», «Приветствие», «Разговор по телефону»; речевые игры «Учимся благодарить», «Поздравление». Формированию целеустремленности способствует совместные игры со сверстниками.

Готовность к школе по опроснику Джеральдины Чейни

Оценка развития познания

1. Владеет ли ребенок основными понятиями (например: правый/левый, большой/маленький, верх/низ, в/из и т.д.)?

2. Умеет ли ребенок классифицировать, например: назвать вещи, которые могут катиться; назвать одним словом группу предметов (стул, стол, шкаф, кровать – мебель)?

3. Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?

4. Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум 3 указания (одень носки, сходи в ванну, там умойся, после этого принеси мне полотенце)?

5. Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?

Оценка базового опыта

6. Приходилось ли ребенку сопровождать взрослых на почту, в магазин, в сберкассу?

7. Был ли малыш в библиотеке?

8. Бывал ли ребенок в деревне, в зоопарке, в музее?

9. Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу, рассказывать ему истории?

10. Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо. Есть ли у него хобби?

Оценка языкового развития

11. Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?

12. Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?

13. Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи, например, пылесос, щетка, холодильник?

14. Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под стулом и т.д.?

15. В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь прошедший с ним случай?

16. Четко ли ребенок выговаривает слова?

17. Правильна ли его речь с точки зрения грамматики?

18. Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию, участвовать в домашнем спектакле?

Оценка уровня эмоционального развития

19. Выглядит ли ребенок веселым дома и среди сверстников?

20. Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?

21. Легко ли малышу “переключиться” при изменениях в распорядке дня, перейти к новой деятельности?

22. Способен ли ребенок работать (играть, заниматься) самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?

Оценка умения общаться

23.Включается ли ребенок в игру других детей, делится ли с ними?

24. Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?

25. Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?

Оценка физического развития

26. Хорошо ли ребенок слышит?

27. Хорошо ли он видит?

28. Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?

29. Развита ли у него координация моторных навыков (может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице без помощи взрослого, не держась за перила…)?

30. Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?

31 Выглядит ли он здоровым, сытым, отдохнувшим (основную часть дня)?

Зрительное различение

32. Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы (найди картинку, непохожую на остальные)?

33. Может ли ребенок различать буквы и короткие слова ( кот/год, б/п…)?

Зрительная память

34. Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из 3х картинок, а затем одну убрать?

35. Знает ли ребенок свое имя и названия предметов, встречающихся в его повседневной жизни?

Зрительное восприятие

36. Способен ли ребенок разложить по порядку серию картинок?

37. Понимает ли он, что читают слева направо?

38. Может ли самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов?

39. Может ли интерпретировать картинку, составить небольшой рассказ по ней.

Уровень слуховых способностей

40. Может ли ребенок рифмовать слова?

41. Различает ли слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес/вес?

42. Может ли повторить за взрослым несколько слов или цифр?

43. Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

Оценка отношения к книгам

44. Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?

45. Внимательно ли и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух?

46. Задает ли вопросы о словах, об их значении?

После того, как Вы ответили на приведенные выше вопросы, проанализировали результаты, можно провести ряд тестов, используемых детскими психологами при поступлении в школу.

Тесты проводятся не все сразу, в разное время, когда у ребенка хорошее настроение. Не обязательно проводить все предложенные тесты, выберите несколько.

1. Степень психосоциальной зрелости (кругозор)

Тестовая беседа, предложенная С. А. Банковым.

Ребенок должен ответить на следующие вопросы:

1. Назови свои фамилию, имя, отчество.

2. Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.

3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?

4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?

5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?

6. Сейчас утро или вечер (день или утро)?

7. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?

8. Что бывает раньше – обед или ужин?

9. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

10.Кем работает твой папа, твоя мама?

11.Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента ( платье, карандаш)

12. Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

13. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?

14. Почему снег бывает зимой, а не летом?

15. Что делает почтальон, врач, учитель?

16. Зачем в школе нужна парта, звонок?

17. Ты хочешь пойти в школу?

18. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

19. Каких животных ты знаешь?

20. Каких птиц ты знаешь?

21. Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?

22. Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.

23. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Оценка ответов

За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок получает 1 балл (за исключением контрольных). На правильные, но неполные ответы на подвопросы ребенок получает 0,5 балла. Например, правильные ответы: “Папа работает инженером”, “У собаки лап больше, чем у петуха”; неполные ответы: “Мама Таня”, “Папа работает на работе”.

К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 16, 22. Они оцениваются так:

№5 – ребенок может вычислить, сколько ему лет -1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла,

№8 – за полный домашний адрес с названием города- 2 балла, неполный – 1 балл,

№16 – за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики – 1 балл,

№22 – за правильный ответ - 2 балла,

№17 оценивается совместно с №15 и №22; если в №15 ребенок набрал 3 балла и в №17 – положительный ответ, то считается, что у него положительная мотивация к обучению в школе.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

если ребенок получил 24-29 баллов, он считается школьно-зрелым,

20-24 – средне-зрелым,

15-20 – низкий уровень психосоциальной зрелости


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...

РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....

"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/

Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...

Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе

Статья о том, какую важную роль в подготовки ребенка к школе имеет психологическая подготовка к школе....

Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школе Как определить готовность ребенка к школе

Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школеКак определить готовность ребенка к школе...

Интеллектуальная готовность ребенка к школе Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.

Что нужно, чтобы дошкольник рос любознательным, умным, сообразительным? Необходимо как можно чаще прислушиваться  к ребёнку, стараться понять особенности его возраста, оценить его собственные, ин...