Родительское собрание на тему: «Роль семейного чтения в развитии личности ребенка»
методическая разработка (средняя, старшая группа)

Всем родителям хочется, чтобы их дети были любопытными и стремились к знаниям, и, как результат, достигли бы успеха в жизни. Одним из лучших средств развития во все времена являлись книги. Принимая во внимание ведущую роль книги в развитии ребёнка, перед родителями и педагогами стоит задача научить любить книгу. Чтение книг играет непосредственную роль в развитии ребенка любого возраста, а раннее детство и дошкольный период – время, которое нужно не упустить, чтобы заложить в ребёнка самые ценные качества, ведь именно в это время формируется внутренний мир ребёнка. А здесь хорошим помощником выступает книга, которая помогает формировать мировоззрение ребёнка, его нравственность, ценности, общий уровень культуры. Культура обращения с книгой закладывается в семье. Есть семьи, где не существует проблемы, как привить интерес ребенка к чтению. В таких семьях существует традиция семейного чтения, когда изо дня в день, сколько помнит себя ребенок, в семье читают вслух книгу, интересную для всей семьи. Когда ребенок подрастает, то тоже включается в этот процесс. В таких семьях ребенок с самого раннего возраста видит, как почитается в семье книга, чувствует уважение членов семьи к читательскому интересу каждого; поэтому любовь к чтению у него проявляется как естественная необходимость, как потребность в пище и сне. Если же этого нет в семье, то не поздно еще начать, хотя для этого потребуется немало сил и терпения. Как правило, дети копируют поведение своих родителей, формируя незаметно для себя определенные привычки и вкусы. Если ребенок с раннего возраста привыкает к тому, что в доме можно найти множество книг, видит читающих взрослых, можно с уверенностью сказать, что чтение станет для него неотъемлемой частью жизни. Невозможно привить любовь к книге через принуждение, сделать это можно только окунувшись самому в мир сказок и фантазий. Увлекшись общим примером, ребенок с удовольствием ему последует. Начитанность и образованность – огромный плюс в жизни каждого человека, поэтому фундамент для этого нужно закладывать уже в детстве и чем раньше, тем лучше. Дети очень любят, когда им читают. Именно от родителей малыш слышит первые стихи и сказки, и если родители не игнорируют чтение даже самым маленьким, то с весьма большой вероятностью книга вскоре станет лучшим другом ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod_sobranie_rol_semeynogo_chteniya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

«Роль семейного чтения в развитии личности ребенка»

                                Выполнила: Мамадалиева Г.Т.

Цель: 

Способствовать возрождению традиции семейного чтения.

Организация семейного общения, совместного досуга детей и родителей.

Задачи:

Изучить читательскую ситуацию в семьях.

Помочь родителям осознать ценность детского чтения, как эффективного средства образования и воспитания детей

Привлечь детей и родителей к чтению.

Форма проведения: литературный конкурс – викторина.

План проведения:

1.Вступительное слово воспитателя:

Семейное чтение - процесс общения и сближения взрослых и детей. 

2.Конкурс-викторина «Мама, папа, я – читающая семья»

3.Подведение итогов.

4.Акция «Прочитай мою любимую книжку»

I.Предварительная работа

Блиц – опрос среди детей об их отношении к книгам.

Подготовка заданий для конкурса.

Изготовление памятки для родителей «Рекомендации по организации семейного чтения»

Оформление выставки детских рисунков «Моя любимая сказка»

Изготовление пазла- книжки.

II.Организационный этап

Повесить в группе портреты детских писателей, цитаты и высказывания известных людей о чтении в семье.

III.Этап проведения

I.Вступительное слово воспитателя

– Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады видеть вас на нашем собрании, которое я хотела бы начать со стихотворения В.Бокова:

Книга – учитель, книга - наставник.
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если выпустишь книгу из рук.
Книга – советчик, книга – разведчик,
Книга – активный борец и боец.
Книга - нетленная память и вечность,
Спутник планеты Земля, наконец.

Как вы все уже догадались, речь сегодня пойдет о книгах, точнее о чтении. Для начала я предлагаю просмотреть небольшой блиц – опрос, который мы провели среди наших детей (показ видеоролика).

Вывод: только несколько семей читают книги, практикуют семейное чтение.

Как тут не вспомнить слова Н. В. Федорова «Есть данные, что если до 90-х годов XX века 50 процентов родителей читали своим детям книжки, то сегодня это делают только 7 процентов»

Какова же роль семейного чтения? Чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно.

"Семейное чтение тонкой нитью соединяет одну душу с другой, и тогда рождается родство души", – писал Я.Корчак..

Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги. Первая встреча человека с книгой происходит в семье (благодаря устным рассказам, чтению вслух).

А чтение вслух само по себе — занятие непростое, требующее творческого подхода. Ведь вы выбираете не только книгу, но и манеру чтения, его темп и тембр голоса. Вместе с автором книги вы творите её содержание, как театральный спектакль, для тех, кто слушает вас. Это театр одного актёра, в котором только от вас зависит, что останется в памяти и в душах ваших зрителей и читателей. Их сочувствие, сопереживание, блеск глаз или затаённое дыхание — источник вашего вдохновения. И возможность поговорить, поспорить. Обсудить, поплакать или посмеяться вместе, и возможность увидеть друг друга по – новому – всё это дарите своим близким вы, а не телевизор.

Именно поэтому без возрождения традиций семейного чтения решить эту проблему невозможно.

Именно дом является наиболее важным образовательным учреждением в стране, и самые важные наставники – родители.

В.А.Сухомлинский писал:"Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало духовной потребностью, в годы отрочества душа ребёнка будет пустой" 

А сейчас я предлагаю вам, уважаемые родители, немного поиграть и вспомнить какие сказки вы помните.

II.Проведение конкурса -викторины.

А сейчас я предлагаю вам поучаствовать в конкурсе-викторине.

Итак, первый конкурс.

  • «Литературные анаграммы»

Переставьте буквы в предложенных словах так, чтобы из них получились имена писателей или имена книжных персонажей или литературный термин.

ТОРБА-Б(Русская детская поэтесса) Барто

ОПЕР-И(инструмент писателя) перо

КОРТ-К(нелюбимый жених Дюймовочки) крот

МАК+ШАР-М(Детский писатель) Маршак

КРЕН+СОВА-Н(Русский поэт) Некрасов

РАК+СЛОН-К(В меру упитанный персонаж) Карлсон

ЗАД+ОРЕХ(Русский писатель, переводчик) Заходер

  • II.Сказочная викторина для родителей:

1.Самый лучший знаток сказок рассказчик это...бабушка

2.Чем все очень разные сказки похожи друг на друга? (побеждает добро)

3.У этой «народной сказки автор все таки есть – Вл.Ив. Даль. Что это за сказка, героиней которой является домашняя птица (Курочка Ряба)

4.Что в сказке «Мороз Иванович» Рукодельница уронила в колодец?(ведро)

5.Появлению какой сказки мы обязаны маленькой дочке К.И.Чуковского, которая не желала умываться?(Мойдодыр)

6.Назовите писателя, придумавшего сказочных героев Винтика и Шпунтика

7.Назовите грозное оружие Соловья-разбойника (свист)

8.Назовите популярную русскую народную сказку с тремя покушениями и одним убийством. (колобок)

9.Назовите «отчество» хитрой и ловкой лисы, встречающееся в русских народных сказках(Патрикеевна)

10.В какой сказке рассказывается о деятельности экспериментального крестьянского хозяйства, где недостаток техники компенсируется количеством рабочих рук и лап.(Репка)

11.Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно.(Жучка)

12.Какому сказочному герою принадлежат слова: «Не печалься, ступай себе с богом» (Золотой рыбке).

  • III «.Из какой сказки эти предметы»

Ведущий показывает картинки предметов из сказки, команды по очереди называют сказки, которым они принадлежат и их авторов.

(1- дуб, яйцо; 2-печь, дубинка; 3-полено, Азбука; 4-чашка, кровать;5-шляпа, перо;6 — яблоня, избушка на курьих ножках;7-градусник и слушалка;8 - баночка варенья и плюшки)

  • IV.Сказочный пазл

Теперь я предлагаю вам собрать сказку. У каждого из вас есть одна страничка из нашей книжки, но и она рассыпанная. Ваша задача собрать каждый свою страничку, а потом собрать всю сказку, потому что, скажу вам по секрету, мы ждем гостя, который очень обрадуется, если мы ее ему расскажем эту сказку.(Гуси-лебеди, гость- братец Иванушка)

Мы отдохнули все на славу,

И победили все на славу.

Итог собрания.

Однажды Эйнштейна спросили, как мы можем сделать наших детей умнее. Его ответ был простым и мудрым: Читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок.

Я надеюсь, что вы, уважаемые родители, поняли всю важность семейного чтения с ребенком и сможете передать нашим детям мир, где они будут читать, воображать и понимать.

А еще предлагаю организовать в нашей группе уголок «Прочитай мою любимую книжку». Каждый из вас может принести свою любимую книжку, оставить ее в группе, чтобы желающие могли ее прочитать и вернуть опять, чтобы кто - то еще мог ее прочитать. Таким образом, вы сможете обмениваться любимыми книгами.

И закончить наше родительское собрание я хочу стихотворением, которое написал Ю. Энтин:

Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
Что будто никто никогда в этом мире,
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,
Что нет Айболита, и нет дяди Стёпы.
Наверно нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги, друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание-лекция: Влияние стилей семейного воспитания на развитие личности ребенка

Родительское собрание-лекция: Влияние стилей семейного воспитания на развитие личности ребенкаЦель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей; занкомство родителей со стилями воспита...

Консультация учителя-логопеда для родителей на родительском собрании на тему: «РОЛЬ СЕМЬИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА»

Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью это сложный, многосторонний психический процесс. Бытует глубокое неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка ра...

Родительское собрание на тему «Роль семьи в речевом развитии ребенка».

Родительское  собрание на тему «Роль семьи в речевом  развитии ребенка»....

Родительское собрание на тему: «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет».

Родительское собрание на тему: "Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет"...

Нетрадиционное родительское собрание на тему "Роль семьи в физическом развитии ребенка"

Родительское собрание проводится в форме игры "Что? Где? Когда?"...

Родительское собрание на тему: "Роль семейных ценностей и традиций в воспитании и развитии ребенка"

Цель: формирование у родителей представления о роли истинных семейных ценностей в воспитании и развитии нравственных качеств личности ребенка.Ход собрания:1. Эмоциональный настрой- Добрый день, у...