Семинар: "Сюжетно- ролевые игры в социально-личностном развитии дошкольников"
учебно-методический материал

Вовченко Екатерина Александровна

Семинар для воспитателей: "Сюжетно- ролевые игры в социально-личностном развитии дошкольников".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_syuzhetno-rolevye_igry.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Радуга»

городского округа Судак

СЕМИНАР

на тему:

«Сюжетно- ролевые игры в социально-личностном развитии дошкольников».

Подготовила:

воспитатель

Вовченко Е.А.

Судак, 2020

«Сюжетно- ролевые игры в социально-личностном развитии дошкольников».


Цель: объединить усилия коллектива ДО для повышения уровня организации

сюжетно - ролевой игры.

Задачи:

1.Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.

2. Повышать педагогический уровень по организации сюжетно - ролевой игры

3. Способствовать творческому поиску.

План

  1. Выступление «Особенности сюжетно – ролевой игры дошкольников».
  2. Итоги тематического контроля «Организация условий для развития сюжетно – ролевой игры в детском саду» - методист Вовченко Е.А.
  3. «Деловая игра».
  4. Выставка сюжетно- ролевых игр.

  1. Особенности ролевой игры дошкольника.

Центральным моментом ролевой игры является роль, которую берёт на себя ребёнок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого человек ("Я - космонавт", "Я- мама", "Я- доктор"), но, что самое главное, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя и этим как бы отождествляет себя с ним. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает в себе связь ребёнка с миром взрослых. Наиболее характерным моментом роли является то, что она невозможна без практического игрового действия. Роль всадника, доктора или шофёра невозможно выполнять только в уме, без реальных, практических игровых действий.

Принято различать сюжет и содержание игры.

Сюжет игры - это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре (больница, семья, война, магазин и пр.). Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребёнка. Они изменяются в зависимости от этих конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребёнка и его знакомством с окружающим. Основным источником ролевых игр является знакомство ребёнка с жизнью и деятельностью взрослых. Если дети, плохо знакомы с окружающим миром людей, они играют мало, их игры однообразны и ограничены. В последнее время воспитатели и психологи отмечают снижение уровня ролевых игр у дошкольников.

Дети играют меньше, чем 20-30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Это, по-видимому, связано с тем, что дети всё более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. В результате, несмотря на обилие игрушек, им не во что играть. В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов и брать на себя роли телевизионных героев. Это говорит о том, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев фильмом, чем окружающих их реальных взрослых. Однако, это не меняет сути игры: при всём многообразии сюжетов, за ними скрывается принципиально одно и то же содержание - деятельность людей, их поступки и отношения.

Содержание игры - это то, что воспроизводится ребёнком в качестве центрального момента в человеческих отношениях. Конкретный характер тех отношений между людьми, которые дети воссоздают в игре, может быть различным и зависит от отношений реальных взрослых, окружающих ребёнка. Одна и та же по своему сюжету игра (например, в семью) может иметь совершенно разное содержание: одна "мама" будет бить и ругать своих "детей", другая - краситься перед зеркалом и торопиться в гости, третья - постоянно стирать и готовить, четвёртая - читать детям книжки и заниматься с ними и пр. Все эти варианты отражают то, что "вливается" в ребёнка из окружающей жизни. То, что делает мама со своей дочкой, дочка будет проделывать со своей куклой (или подружкой по игре). Человеческие отношения и условия, в которых живёт ребёнок, определяют не только сюжеты, но прежде всего содержание детских игр. Таким образом, игра возникает из условий жизни ребёнка и отражает, воспроизводит эти условия.

2.Справка по результатам тематического контроля «Организация условий для развития сюжетно – ролевой игры в детском саду».

  1. Организация игровой предметно – пространственной среды в группах отвечает «Концепции построения игровой среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования. Принципы построения развивающей среды соответствуют личностно – ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребёнком. Игровая среда построена с учётом половых и возрастных различий детей, что предоставляет возможность как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с половым поведением, принятым в обществе. Предусмотрено игровое «зонирование», которое в то же время не разобщает играющие группировки, а способствует их взаимодействию.

Воспитателями групп проведена работа по оформлению игровых зон, изготовлению атрибутов. В группах мебель и оборудование установлены так, что каждый ребёнок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния. Такая организация пространства является одним из условий среды, которое позволяет педагогам приблизиться к позиции ребёнка.

В группах имеется достаточное количество дидактических игр, настольно – печатных игр, направленных на социальное, эмоциональное и нравственное воспитание дошкольников. Все предлагаемые детям игры педагогически целесообразны и соответствуют возрасту детей.

Имеется достаточное количество игрового оборудования, атрибутов для сюжетно – ролевых игр.

Правила техники безопасности соблюдены. Атрибуты и игровое оборудование безопасно, эстетично, аккуратно хранится.

  1. Документация по календарно - перспективным планам воспитателей ведётся аккуратно. Планирование соответствует программным требованиям, возрастным особенностям детей. Сюжетно – ролевые игры планируются ежемесячно, различной тематики. Но не запланирована работа с родителями по данной теме.
  2. Всего посещено 5 игр. Посещение игр показало, что организация и руководство игровой деятельностью детей осуществляется воспитателями умело. В средней группе воспитатели вводят детей в предметный мир, раскрывая способы употребления предметов и их назначение; учат выполнять несколько действий с одним предметом; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий. В старшей группе педагоги развивают умение выбирать роль, учат взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами. В группах «Солнышко» и «Лучики» воспитатели ведут работу по развитию и обогащению сюжетов игр. Педагоги группы

«Семицветики» при организации сюжетно – ролевых игр формируют у своих воспитанников отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи.

Многие педагоги становятся «играющими партнёрами», формируют игровые умения детей в совместной игре с взрослым. Но не все воспитатели могут полностью перейти на личностно – ориентированное общение с детьми.

По результатам тематического контроля можно сделать следующие выводы:

- работа педагогического коллектива детского сада по созданию условий для развития сюжетно – ролевой игры в дошкольных группах ведётся целенаправленно. Грубых нарушений не выявлено.

Рекомендации:

  1. Внести в план консультации для родителей по развитию игровой деятельности дошкольников дома и на улице, советы «Как правильно играть с детьми», «Как учить ребёнка играть», «Чем занять ребёнка дома» и т.п.
  2. Воспитателям групп оформить материал по развитию сюжетно – ролевой игры по возрасту детей: конспекты, памятки, методические рекомендации.

3. «Деловая игра»


Участники игры: воспитатели, специалисты
Жеребьёвка:
Участники игры вытягивают жетоны с цифрами 1 или 2 (2 команды)
Жюри: 2 человека
Ход игры:
Ведущий 1:
Здравствуйте, уважаемые коллеги, мы рады видеть вас на деловой игре.
«Давай поиграем!» - как часто в житейской суете мы не придаём значения этому призыву или просьбе, которые звучат сегодня из уст каждого ребёнка.
Ведущий 2:
«Давай поиграем, ну давай!». Обращаются дети к своим родителям. И что же он слышит в ответ? – ваше мнение.
(Ответы участников деловой игры)
«Да некогда мне …не могу…я устала…тороплюсь… не успеваю…» - говорим мы часто своему ребёнку.
«Идите, играйте» - такой ответ часто можно услышать и из уст воспитателей. Вы готовы со мной согласиться?
Ведущий 1:
И дети идут и играют: одни играют в «Дочки-матери», отражая отношения мамы к дочери, другие играют в «Празднование», сопровождая игру звоном бокалов, мальчишки играют в «Строителей», «Водителей» и в другие игры, где так или иначе отражают социальный мир, который их окружает, исполняют те социальные роли, которые встречали в своём жизненном опыте.
Ведущий 2: Игра — первая ступень бесконечной лестницы жизни. Она обучает, развивает, воспитывает, выступает надежным средством социализации и саморазвития личности — именно поэтому она так важна для ребенка.
«Игра-ведущий вид деятельности дошкольников» - тема нашей встречи.
Ведущий 1:
Уважаемые участники представляем вам наше добросовестное и компетентное жюри.
Уважаемые жюри, послушайте, пожалуйста, критерии оценивания участников:
0 баллов – участники не справились с заданием
1 балл – участники дали не полный ответ
2 балла – можно дополнить ответ
3 балла – полный ответ
Ведущий 2:
1 этап: Название команды, девиз, лозунг, выбор командиров (ЛИСТЫ, РУЧКИ, КАРАНДАШИ) время 6 минут.
2 этап: работа в группах (ВАТМАНЫ) Презентация на темы (вытягиваю темы командиры команды)
«Продумать сюжет и развитие игры «Повара»
«Продумать сюжет и развитие игры «Моряки»
Принципы (должны быть отображены в презентации)
1. На начальном этапе совместно с детьми играет воспитатель.
2. На каждом этапе «открывать» и усваивать новый способ ее построения.
3. Ориентироваться на осуществление игрового действия и пояснение смысла действия партнером по играм.
4. Воспитатель формирует игровое умение, дети – разворачивают игру.
Работа 10 минут
3 этап:
Ведущий 1:
Играя сами, мы немного погружаемся в детство. По ответам родителей, их дети чаще всего дома играют в куклы, машинки, кубики, пазлы, компьютер. Дети в нашем детском саду предпочитают «Магазин», «Парикмахерскую», «Дочки- матери», «Больница» «Водители», из дидактических: «Домино», «Лото», «Пазлы», из подвижных игр «Догонялки», «Прятки», игры с мячом.

Из опроса воспитателей видно, что при организации с/р игр воспитатели опираются на интересы детей, но придерживаясь программных рекомендаций. атрибуты для игр делают совместно с детьми, или используют подручные материалы, на вопрос «Имеется ли все необходимое в игровой зоне для с/р игр ?» все ответили «да», «Разрешаете ли вы играть детям в какие-то интересные игры для них, если они вам не нравятся?»- смотря что за игры, в пределах разумного.
- А какие игры были любимые у вас, когда вы были маленькие? (ответы воспитателей).
Но почему-то сейчас забываются так любимые нами в детстве народные игры. А мы все в детстве в них только и играли. Давайте проведём блиц-опрос по теме «Русские народные игры» и «Русские народные сказки».
Я задаю вам вопросы, вы отвечаете на них в быстром темпе по очереди.
Викторина:
- Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, мяч, игрушка)
- Главная роль в народной игре? (водящий)
- Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)
- Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)
- Где используются русские народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)
- Какие физические качества воспитываются в русских народных играх? (смелость, ловкость, выносливость)
- Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)
- Что является сигналом к действию в народной игре? (слово)
Ну конечно вспомним русские народные сказки.
- Именем какой рыбы можно творить заклинания? (Щуки.)
- Какой новый вид транспорта изобрел Емеля? (Печку.)
- Кто помог Ивану Царевичу добыть жар-птицу? (Серый волк.)
- Что разбудило Финиста — Ясного сокола от сна колдовского? (Гребень, вынутое из волос перо, горючая слеза.)
- Кто сломал теремок? (Медведь.)
- Какая цифра чаще всего встречается в сказках? (Три.)
- Что надо говорить, оказавшись перед избушкой Ба6ЫI-Яги? ( «Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом».)
- На чем летает Баба-Яга? (В ступе и на метле.)
- Какие птицы помогали Бабе-Яге? (гуси-лебеди.)
- Что надо крикнуть в чистом поле, чтобы прискакал богатырский конь? («Сивка-Бурка, вещий каурка, встань передо мной, как
лист перед травой».)
- Какие реки в сказках текут? (Молочные.)
- Какой новый способ рыбалки изобрела лиса? (На волчий хвост.)
- Без кого репку бы не вытянули? (Без мышки.)
- Что может случиться, если на прогулке сестрицу не послушать?
(Можно стать козленочком.)
Время (7 минут)
4 этап: Проиграть ситуацию и найти пути решения проблемы (2 ситуации, вытягивают капитаны команд) Жюри оценивает точность, правильность и методическую грамотность.
1 ситуация: Дима строит большой гараж для машин. Всё делает сам. Весь строительный материал возле себя держит. Ребята сидят рядом и просят: «Дай мне одну пластину положить!» А Дима в ответ: «Сам справлюсь!». Вопросы: как вы оцениваете поступок Димы? Как должен поступить воспитатель, чтобы поддержать игру, не обидев Диму?
2 ситуация: Маша огородила игрушечных цыплят кубиками – получился птичий двор. Играет, радуется, цыплят кормит. Прицелился Алеша мячом: ба-бах! И нет дворика! Гордый стоит Алеша – попал в цель! Ему только жаль, что ребята не видели. Вопросы: что сказали бы ребята, если увидели? Как научить играть, не разрушая игру соседа? Действия воспитателя.
Время 5-7минут
5 этап: упражнение «Продолжи предложение».
Воспитателям по очереди предлагается продолжить свой вариант фраз:
- «Мне нравятся дидактические игры, потому что ……»
- «Мне не нравятся дидактические игры, потому что ….»
- «Мне нравятся сюжетно-ролевые игры, так как я….»
- «Больше всего мне нравятся …. Игры, потому что….»
- «Я думаю, что игра полезна тем, что…»
- «Моя самая любимая игра…., потому что…»
- «Я считаю, что в игре дети учатся…»
- «Мне не нравятся интеллектуальные игры тем, что…»
- «На мой взгляд, самые полезные игры для детей это….потому что…»
- «Я думаю, что в игре каждый ребёнок….»
6 этап:
Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме, предлагаем вам написать синквейн по игре вообще или по сегодняшнему мероприятию.
Порядок написания синквейна:
Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное предложение.
Третья срока - три глагола, показывающие действие понятия.
Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.
Например:


Игра
детская веселая
играют, общаются, веселятся
то, без чего дети не могут развиваться
времяпровождение


Время 3 минуты
Ведущий: Уважаемые жюри, предлагаем вам подвести итоги, пока наши участники составляют синквейн.
Награждение.
После оглашения результатов:
Ведущий (заключительные слова):
- Мы сегодня много говорили о достоинствах детской игры. Но у неё есть ещё одно преимущество. Среди окружающих его взрослых ребёнок больше любит тех, кто с ним играет. При этом хотелось бы особо подчеркнуть, что ни дорогие подарки, ни сладости, ни интересные занятия не могут так повлиять на симпатии ребёнка, как совместная игра с ним. Однако важно отметить, что игра не возникает сама по себе. Кто-то должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его им. Я думаю, что, Вы, уважаемые воспитатели, постарались это сделать, и у них это неплохо получилось.
Виктор Астафьев сказал: «Самые счастливые игры – не доигранные». Будем считать, что такие мероприятия станут традицией в нашем детском саду.
В заключение нашей встречи, хочется поблагодарить вас за сотрудничество, пожелать творческих находок в нашей трудной, но интересной работе, пусть эти «сердечки» добавят в вашу жизнь здоровья, счастья и любви.

4.Выставка сюжетно-ролевых игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Сюжетно-ролевая игра в процессе всестроннего развития дошкольника"

Презентация с докладом для проведения родительского собрания...

Консультация для воспитателей "Роль сюжетно-ролевой игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников"

Игра является деятельностью, которая имеет прямое отношение к потребностной сфере ребенка, а так же важным условием психического развития и становления самосознания......

Образовательный проект. "Роль сюжетно-ролевой игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников"

В соответствии с ФГОС ДО, одной из важнейших задач в воспитании детей является:    «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными...

Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного развития дошкольников

Вашему вниманию представлен методический семинар на тему: "Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного развития дошкольников"...

"Роль сюжетно-ролевой игры в социально-личностном развитии дошкольников"

Роль сюжетно-ролевой игры в социально-личностном развитии дошкольников...

Консультация для родителей "Роль сюжетно-ролевой игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников"

Одной из важнейших задач в воспитании детей является “создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития спосо...

«Музыкальные сюжетно-ролевые игры в социально-личностном развитии дошкольников»

Для воспитателей и педагогов о музыкальных сюжетно-ролевых играх и их примеры на занятиях....