Семинар-практикум для воспитателей «Методы раз-вития творческих способно-стей у ребенка»
материал
Методические рекомендации по проектированию занятий, обеспечивающих планируемые результаты освоения программы в соответствии с ФГОС по теме «Методика формирования и развития творческих способностей дошкольника в разнообразных видах детской деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_tvorchestvo.docx | 32.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для воспитателей
«Методы развития творческих способностей у ребенка»
Методические рекомендации по проектированию занятий, обеспечивающих планируемые результаты освоения программы в соответствии с ФГОС по теме «Методика формирования и развития творческих способностей дошкольника в разнообразных видах детской деятельности"
Содержание:
Введение … 3
Образование как воспроизведение духовного потенциала человека … 4
Благоприятный период для развития творческих способностей … 7
Этапы развития детского творчества … 8
Развитие музыкальных способностей и интеграция областей в соответствии с ФГТ … 16
Принципы развития творческой личности … 18
Список использованных источников … 20
Введение
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Образование как воспроизведение духовного потенциала человека
Программа модернизации педагогического образования предусматривает переосмысление содержания воспитания и развития, необходимость изменения позиции ребёнка, ориентацию ребёнка на гуманные, общечеловеческие ценности и адекватный этим ценностям стиль педагогической деятельности. Идея гуманизации процесса обучения и воспитания, поиска оптимальных форм, обеспечивающих развитие творческой личности ребенка, привлекает внимание многих педагогов и находит всё больше сторонников среди работников дошкольного образования. Социальный заказ общества ориентирует отечественную педагогику на развитие каждого ребенка как субъекта собственной жизни, человека, способного к самостоятельной творческой деятельности. Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально – эстетической активности личности. По мнению современных ученых, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует художественно-эстетическое воспитание. Изучение проблемы творческой и разносторонней личности дошкольника актуально в связи с тем, что главное условие прогрессивного общества – это развитие самостоятельной, свободной, разносторонней личности, способной к творческому созиданию. Сегодня в условиях глубоких перемен, происходящих в стране, идет перестройка психологии человека, его взглядов, убеждений, привычек и нравственных ценностей. Возможно, для одних такие преобразования проходят сравнительно легко, для других же, они становятся личной трагедией, приводят к депрессиям, дискомфорту, стрессам, социальной деградации. Это особенно опасно, когда к описанной категории людей относятся дети, та часть общества, которая наиболее подвержена влияниям окружающей среды и не имеет достаточного социального "иммунитета", чтобы им противостоять. Именно, дети, в большей степени, чем взрослые, нуждаются в коллективной деятельности, общении и самоопределении в социуме, недостаток этого замедляет их развитие как социальное, так и индивидуальное. Наше время - время информационных технологий - требует всесторонне развитых, творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества. Эти интегральные качества обеспечивают возможность успешной адаптации личности к меняющимся реалиям жизни, придания творческого характера будущей работе, активному отдыху, образованию и, в конечном счете — самоосуществления человека.
Специальные исследования и практический опыт убедительно показали, что наиболее оптимальным периодом развития творческой и разносторонней личности выступает старший дошкольный возраст. Наблюдения показывают, что у современного ребёнка, который живёт в непростых условиях музыкального социума, исчез интерес к классической музыке, к фольклору, к играм, ослабло стремление к творческому проявлению. Поэтому возникает целый ряд противоречий:
- возросшее внимание общества к музыкальной культуре, к проблеме детского творчества не всегда воспринимается современными семьями, воспитывающих детей дошкольного возраста. Музыкальная среда, которая окружает детей дома, ограничивается в основном только развлекательной музыкой. Только некоторые родители создают дома условия для развития музыкально – творческих способностей детей, большинство же родителей полагают, что никакое творчество их детям не нужно, в жизни оно не пригодится;
- возрастает количество публикаций по музыкальной культуре, журналов и книг по развитию музыкально-творческих способностей детей, но в то же время наблюдаются поверхностные знания, слабый уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста;
- повышено внимание общественности к воспитанию творческой, разносторонней личности современного человека, но отсутствуют телепередачи творчески развивающего характера, дети знакомятся с «засоренным» эфиром.
Благоприятный период для развития творческих способностей
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Этапы развития детского творчества
Занятия по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста играют важную роль в формировании личности ребенка. Все исследования, которые проводят учёные и психологи в этой сфере доказывают, что дети, обладающие творческими способностями имеют более устойчивую психику, более общительны и коммуникабельны. В маленьком возрасте рекомендуется уделить внимание всестороннему развитию, то есть развивать и литературные, и художественные, и музыкальные способности дошкольников. Лучше всего происходит развитие творческих способностей через игру.
Целью диагностики является установить, какой вид деятельности больше всего подходит ребенку и насколько у него развито воображение. С помощью психологов можно сделать специальные тесты, и по результатам подобрать игры на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста. Также можно определить возможности ребенка и самостоятельно, предлагая ему разные виды деятельности, и наблюдая, что вызывает наиболее острый интерес. Определить, насколько развито воображение тоже можно по поведению в игре. О высоком уровне свидетельствует умение оперировать придуманными образами, составлять из них целостные картинки или сюжеты. Но, независимо от изначального уровня, воображение тренируется так же, как и мышцы тела - с помощью регулярных упражнений. Музыкальные способности дошкольников тоже можно, и нужно развивать, независимо от изначальных способностей. Известно, что ребенок слышит голоса людей и музыку, еще находясь в утробе матери. В период беременности женщине лучше всего слушать классическую музыку, тем самым давая ребенку привыкнуть к мелодичным и красивым звукам. Но и после рождения можно и дальше продолжать развивать музыкальный слух у ребенка. Например, вы можете использовать для этого ваш собственный голос. Не обязательно петь, просто разговаривайте с ребенком, используя для этого различную тональность голоса. В зависимости от эмоций, которые вы испытываете или хотите передать, меняйте тональность и мелодичность вашего голоса. И не забывайте следить за своим лицом: ваши эмоции не должны дублироваться мимикой, чтобы не загружать зрительное восприятие ребенка.
Если творческое развитие малышей происходит с помощью наблюдения и попыток манипуляций с предметами, то развитие более взрослых детей происходит при помощи попыток передачи своих ощущений с помощью доступных им средств. Проще говоря, стадия наблюдения постепенно переходит в действие. Поэтому способы и методы развития заключаются в стимулировании ребенка к действиям. Лучше всего в этом возрасте ненавязчиво, но методично предлагать ребенку игры, развивающие творческие способности детей дошкольного возраста. Особенно полезными для детей будут занятия в театральном кружке, так как театральная деятельность развивает дошкольников в разных направлениях. Дети не только учатся исполнять заданные роли, участие в театральных представлениях развивает воображение, художественное видение, умение воспринимать целостность произведений, способность к импровизации. Но в этом возрасте для развития творческих способностей очень важно участие родителей. Они должны проявлять живой интерес к деятельности ребенка в кружке и играть с ним в развивающие игры дома.
Развитие музыкальных способностей детей начинается со знакомства с детскими музыкальными произведениями и инструментами. С дошкольниками полезно анализировать, какие образы вызывает та или иная композиция, так же рекомендуется вместе разучивать песни. Родители должны принимать активное участие в развитии музыкальных способностей ребенка. Даже если они не причастны к миру музыки и не стремятся вырастить музыканта, необходимо заниматься с ребенком в этом направлении. Начинать нужно с простых игр, например повторения мелодии хлопками в ладоши, напевания детских песенок. Далее, можно усложнять задачи, используя специальные методики развития музыкального слуха.
Творческие способности играют такую же важную роль, как и интеллектуальное развитие. Музыка, как действенное средство разностороннего воспитания, формирует креативность, как качество личности. Поэтому проблема музыкального творчества актуальна и соответствует потребностям детского сада.
Как развить творческую и разностороннюю личность дошкольника во всех видах музыкальной деятельности? Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Чтобы сделать музыку своим личным опытом, надо «пребывать в ней» - петь, играть на инструментах, танцевать, самому придумывать и изменять, сочинять, переживая при этом чувство восторга и удовольствия.
Главное – это совместное творчество с детьми. Детское музыкальное творчество – это гимн импровизации, потому что все дети умеют импровизировать, только нужно им немного помочь.
Творческая деятельность дошкольников отличается эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать различные решения, получая от этого особое удовольствие.
Музыкально-игровая деятельность – это феномен творческой активности детей, реализующий многие психические функции, важные для целостного развития личности ребенка. Музыкальные игры, театрализация, песни, музыкально-ритмические движения могут стать эффективным средством развития творческой и разносторонней личности дошкольника.
Для того чтобы в ДОУ проводилась систематическая работа по развитию музыкально-художественного творчества у детей старшего дошкольного возраста, определяются следующие этапы:
1. Накопление впечатлений.
2. Спонтанное (самопроизвольное) выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направлениях.
3. Импровизации двигательные, речевые, музыкальные, иллюстративность в рисовании.
4. Сочинение собственных композиций, являющихся отражением какого-нибудь художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического и др.
Б. Л. Яворский, крупнейший музыкальный теоретик первой половины XX в., создавший цельную систему – так называемую теорию ладового ритма, считал, что в процессе творческих проявлений ребенка необходимо раскрывать следующие свойства музыкального искусства: ладовую организацию, ритмику, динамику (силу и темп, динамику развития образа, штрихи, жанровые связи, фактуру изложения. Большое внимание развитию навыков импровизации – ритмических, мелодических, инструментальных, пластических – уделяется в современных методиках развития музыкального слуха. Какие же виды импровизаций можно рекомендовать для использования на занятиях музыки в ДОУ? Практика показывает, что их несколько. Это импровизации речевые, инструментальные (чаще всего ритмические) и вокальные. Все они помогают развитию музыкально-творческих способностей. Подготовительный этап к участию детей старшего дошкольного возраста к речевым импровизациям – поиск эмоционально-образных определений характера и настроения музыки и передача их смыслового значения в соответствующем выразительном тоне: радостно, светло, тревожно, сумрачно и т. п., а также интонационно-осмысленное чтение текста песен при их исполнении и разучивании.
Следующий этап речевых импровизаций – сочинение окончаний к стихотворным строкам. Эту работу можно проводить с детьми на музыкальных занятиях.
Приведем здесь примеры:
1. В небе звездочки горят,
В речке струйки говорят,
К нам в окно луна глядит,
…
(Малым детям спать велит.)
(А. Блок.)
2. – Мышка, мышка, что не спишь?
Что соломкою шуршишь?
– Я боюсь уснуть, сестрица,
…
(Кот усатый мне приснится.)
(Детская народная песенка.)
3. Журавли летят, курлычат,
Шлют последнее «Прощай!».
За собою лето кличут,
….
(Улетают в дальний край.)
(М. Познанская.)
4. Автобусы, автобусы
Бегут по переулку,
Нам весело, нам весело,
…
(Мы едем на прогулку.)
(В. Викторов.)
5. Бедный ежик,
Бедный ежик, –
По ночам не спит!
Весь в иголках,
Лечь не может,
…
(Сядет и сидит.)
(В. Осеева.)
6. Левой, правой! Левой, правой!
На парад идет отряд!
На парад идет отряд,
Барабанщик очень рад.
Барабанит, барабанит
….
(Полтора часа подряд)
(А. Барто.)
7. В лесу на опушке
Стрекозы-подружки
Знакомых позвали на бал,
В траве под сурдинку
Скрипач-невидимка
….
(Старинные вальсы играл.)
(Н. Саконская.)
Третий этап, в известной степени, является контрольным. Предполагается, что дальнейшая работа может быть направлена на побуждение детей к самостоятельному применению достигнутых творческих умений. Для этого можно отказаться от применения указаний и образцов песен, дети действуют совершенно самостоятельно. Чтобы осуществить контроль за из действиями, можно создать совершенно новую ситуацию.
Такие ситуации могут возникнуть при следующих обстоятельствах:
1)меняется характер деятельности, и дети побуждаются к песенному творчеству в процессе их игры;
2) импровизирование попевок осуществляется не в пении, а при музицировании – игре на детских музыкальных инструментах.
Закрепляясь в раннем детстве, творческие и эмоциональные проявления ведут к возникновению относительно устойчивых форм поведения, к формированию характера. Формирование радостного отношения к жизни, эмоционально положительного самоощущения, является важнейшей задачей воспитательного процесса в период дошкольного детства.
Фольклорные произведения тоже оказывают благотворное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты: когда его укладывают спать (колыбельная песня, когда купают (ласковые подговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребенка, когда эмоционально общаются во время бодрствования (прибаутки, потешки и т. п.). В потешках, песенках отражена сущность раннего детства: видеть мир таким, каким он предстает перед взором малютки – без лукавства и фальши. Малые фольклорные произведения – это удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека, приятие его непререкаемого авторитета и ожидание. ожидание добра, добра и только добра. Простота малых фольклорных форм не имеет ничего общего с упрощенностью. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Сами тексты как бы оберегают ребенка, как бы говорят: ребенок мал, но не примитивен; ребенок несмышлен, но не глуп; ребенок беспомощен, но в нем сила роста; ребенок для матери, но уже и не для нее, а для мира. Эти крохотные произведения философичны в своей основе, потому что обращены внутрь человека.
Большое значения имеет специальная организация предметно – развивающей среды:
- библиотека произведений устного народного творчества, в том числе
книг-раскладушек и раскрасок, кассет, проигрывателя, дисков
- уголок творчества с открытками, иллюстрациями к потешкам,
прибауткам, пословицам, небылицам
- настольный театр и фланелеграф по русским народным потешкам и
сказкам (пальчиковые персонажи, куклы – персонажи)
- дидактические настольные игры
- уголок русского быта с деталями народной одежды и атрибутами к народным играм, сказкам, хороводам.
Развитие музыкальных способностей и интеграция областей в соответствии с ФГТ
Отличительной чертой в проектировании музыкальных занятий, обеспечивающих планируемые результаты освоения программы в соответствии с Федеральными государственными требованиями - планирование опирается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса и использовании интегративного подхода.
Образовательная область «Музыка» - интегрированный подход в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста. При планировании музыкальных занятий учитывается: четкость, компактность, сжатость учебного материала; логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии; взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия; систематичность и доступность изложения материала; необходимость соблюдения временных рамок занятия. Содержание образовательной области «Музыка»- интегрируется с содержанием образовательных областей: «Физическая культура», «Коммуникация», «Познание», «Социализация». Содержание образовательной области «Художественное творчество» интегрируется с содержанием таких образовательных областей, как «Коммуникация», «Познание», «Безопасность», «Труд», «Музыка», «Чтение художественной литературы» и «Физическая культура». Простой пример – интеграция музыкально-художественной деятельности и двигательной активности (утренняя гимнастика под музыку, музыкально-художественной и продуктивной деятельностей (рисование, лепка, аппликация и слушание соответствующей музыки, познавательно-исследовательской, игровой и коммуникативной деятельностей (игры с правилами, направленные на познавательно-речевое развитие детей) и т. д.
Педагог использует разные формы работы с детьми, продумывает ситуации. Положительный результат образовательной деятельности зависит не только от программы, но и от педагогов, работающих в дошкольной сфере, уровня их профессиональной подготовки, инициативы, самостоятельности и ответственности исполнения своих обязанностей. Положительным моментом для отслеживания результатов образовательного процесса является и новое требование, обозначенное в ФГТ: проведение мониторинга не по полученным знаниям, умениям и навыкам, а по формируемым всем коллективом педагогов дошкольного учреждения интегративным личностным качествам детей.
Принципы развития творческой личности
Основой для педагогической работы, чтобы развить творческую личность дошкольника.
1. Принцип целенаправленности - учитывается, что цели и задачи могут быть достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для развития музыкально – творческих способностей.
2. Принцип систематичности и последовательности - работу по развитию творческой и разносторонней личности ребёнка на основе музыкально – игрового творчества веду в определённой системе, последовательности, поэтапно:
1 этап – накопление впечатлений.
2 этап – спонтанное выражение творческого начала.
3 этап – поиск творческих решений.
4 этап – самостоятельные действия детей.
5 этап – индивидуальное и коллективное творчество.
3. Принцип доступности - учитывать возрастные особенности, потребности, интересы, уровни подготовленности детей.
4. Принцип наглядности обучения - продумывать
- дидактические цели использования наглядности,
- методику показа,
- количество наглядности и последовательность демонстрации,
- сочетание определённых видов наглядности.
5. Принцип интегрированного подхода - использовать различные формы и методы в работе с детьми, проводить интегрированные занятия.
6. Принцип воспитывающего и развивающего обучения - правильно определять ведущие задачи образования:
обучающую, воспитательную, развивающую; формировать у дошкольников основы музыкальной культуры, воспитывать любовь и интерес к различным видам музыкально – творческой деятельности, развивать творческие способности.
7. Принцип адаптивности - методы музыкального развития детей применять в зависимости от индивидуальных и психо-физиологических особенностей каждого ребёнка.
8. Принцип прочности - стремиться эффективно реализовывать требования принципов, повторять и закреплять полученные знания, формировать умения и навыки, применять их на практике.
Все выше перечисленные положения ведущих принципов обучения и воспитания должны являться основой педагогической работы, для того, чтобы развить творческую личность дошкольника.
Список использованных источников
1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 2002.
2. Волков И. П. Учить творчеству //Социальная педагогика. – М., 2000.
3. Выготский Л. С. Воображение у ребенка и подростка: Из работы «Воображение и творчество в детском возрасте» //Дошкольное образование (Прил. К газ. «Первое сентября»). – 2006.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. : Просвещение, 2007.
5. Жуйкова Т. П. Развиваем творческие способности детей // Школа духовности. – 2001.
6. Ильенков Э. В. О воображении // Народное образование. -2008, № 3.
7. Б. Клег, П. Бич. Интенсивный курс по развитию творческого мышления. Издательство: АСТ, Астрель, 2004.
8. Котова Е. В., Кузнецова СВ., Романова Т. А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие Издательство: ТЦ Сфера ISBN, 2010.
9. Лонвуз Д. Творчество с ребенком. – М. : АСТ: Астрель, 2007.
10. Николаенко Н. Н. Психология творчества. – СПб. : Речь, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Экологическая сказка, как метод формирования экологической культуры воспитанников"
Сочинение экологических сказок, нацеленных на формирование бережного отношения к природе....
Семинар - практикум "Школа для родителей "Метод проектной деятельности в образовательном процессе"
В течении 2014 - 2015 учебного года в нашем детском саду проводятся семинары-практикумы «Школа для родителей». Целью этих мероприятий является непосредственное вовлечение родителей в образовательный ...
Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...
Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: «Организация двигательной активности детей на прогулке»
laquo;Организация двигательной активности детей на прогулке»...
«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способно-стей детей» в группе общеразвивающей направленности детей 2-3 лет первая младшая груп-па.
laquo;Театрализованная деятельность как средство развития творческих способно-стей детей» в группе общеразвивающей направленности детей 2-3 лет первая младшая груп-па....
семинар-практикум Семинар-практикум для музыкальных руководителей на тему «Развитие творческой активности дошкольников на основе музыкального фольклора»
Цель семинара: обобщить знания и опыт в применении методов и приемов развития творческой активности на основе музыкального фольклора...
Семинар-практикум для педагогов "Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности ребенка-дошкольника"
Решение познавательных задач вместе со взрослыми и сверстниками - путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить. В педагогической литературе такой путь называется проблемным обучением.Су...