Методическая разработка. Мини – музей «Колосок»
материал (подготовительная группа)

Сатина Анна Михайловна

Песпективное планирование по созданиюМини – музея «Колосок»  в группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m-_muzey_kolosok_2015-16_gr.no4_.docx40.8 КБ

Предварительный просмотр:

Мини – музей «Колосок» группа №4

Общее положение

Мини – музеи создаются в каждой возрастной группе в целях воспитания, обучения, развития и социализации воспитанников.

Профиль и функции определяются задачами группы.

Цель

Способствовать  воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, формированию художественно-эстетической культуры средствами музейной педагогики, приобщение детей к народным истокам.

Задачи

1. Формирование системы ценностей ребёнка в его приобщении к историческому культурному наследию.

2. способствовать воспитанию толерантности, познавательному, творческому, эмоциональному развитию.

3.Обогащение развивающей предметной среды.

4. Воспитывать чувство уважения к своим предкам и современникам.

5. Знакомство с особенностями народного быта, занятиями, традициями.

6. Формирование умения  самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

7. Развитие творческого, логического, мышления и воображения.

СЕНТЯБРЬ 2015г.

Цель:Способствовать воспитанию у дошкольников основ музейной культуры.

Структура

Мероприятия

1.

Работа с родителями

Анкетирование.  Выбор темы мини-музея.

2.

Методическая работа

Обогащение развивающей среды.

Установка начальных экспонатов

3.

Эстетические задачи:

1. Закреплять знания детей о разнообразии музеев и их функции.

2. Развитие творческого воображения.

Знакомство с темой  мини - музея.

Создание логотипа мини – музея.

4.

Технические задачи:

1.Учить самостоятельно, выбирать фон для своей работы; рисовать колоски концом кисти.

2.Учить лепить колосок из пластилина.

Рисование логотипа мини – музея «Колосок».

Лепка «Колоски»

ОКТЯБРЬ 2015г.

Цель:Закреплять знания детей о хлебе, как об одном из величайших богатств на земле.

Структура

Мероприятия

1.

Работа с родителями

Экскурсия родителей с детьми в магазин - «Хлебный отдел»

2.

Методическая работа

Для обогащения знаний детей о том, как выращивают хлеб.

Пополнение музея репродукциями картин для рассматривания.

3.

Эстетические задачи:

1.Закреплять знания детей о разнообразии музеев, о правилах поведения в нём.

2.Дать представления о жизни крестьян, о хлебе, как основном источнике питания.

3. Продолжать учить полно и точно отвечать на вопрос; развивать навыки составления рассказа по картине.

4.Развитие словаря; учить применять в речи образные выражения.

Беседа «Такие разные музеи»

Инсценировка сказки «Колобок»

Рассматривание репродукции картины И. Шишкина «Рожь»

Чтение худ.лит. С. Погореловский «Урожай»

4.

Технические задачи:

1.Развитие навыка работы с конструктором, поиск новых конструктивных решений.

2. Совершенствовать навыки работы акварельными красками.

3. Отрабатывать приёмы вырезывания и наклеивания.

4.Учить создавать игрушку своими руками, используя бросовый материал.

Строительная игра «Строим здание музея»

Рисование «Хлебное поле»

Аппликация из бумаги различного вида «Колобок на окошке»

Конструирование грузовиков из бросового материала «Везём с поля урожай зерна»

НОЯБРЬ 2015г.

Цель: Воспитание бережного отношения к хлебу.

Структура

Мероприятия

1.

Работа с родителями

Изготовление альбома «Народная мудрость» (пословицы и поговорки о хлебе с иллюстрациями)  в библиотеку мини – музея.

2.

Методическая работа

Для обогащения знаний детей о том, как выращивают хлеб.

Создание видеотеки с мультфильмами по теме музея.

3.

Эстетические задачи:

1.Дать элементарное представление о злаковых культурах, о блюдах, которые из них можно приготовить.

2.Закреплять навыки правильного поведения за столом.

3.Продолжать воспитывать бережное отношение к хлебу.

«Что такое злаки?»

Беседа «Культура поведения за столом»

Беседа «Хлеб - соль кушай да добрых людей слушай»

Чтение М. Глинская «Хлеб» с последующим разучиванием

4.

Технические задачи:

1.Учить создавать композицию из растительных форм.

2. . Отрабатывать приёмы вырезывания и наклеивания.

3.Познакомить с техникой работы «Папье- маше».

Аппликация «Букет из засушенных листьев, цветов  и колосьев»

Аппликация «Скатерть самобранка»

«Каравай» (техника «Папье-маше») 2 занятия

ДЕКАБРЬ 2015г.

Цель: Воспитывать уважениеи интерес к труду взрослых.

Структура

Мероприятия

1.

Работа с родителями

Пополнение музея экспонатами: «Хлебное дерево»

2.

Методическая работа

Для закрепления знаний о профессиях и действиях людей, работающих в с/х и выращивающих хлеб.

Приобретение моделек с/х техники помогающей выращивать хлеб.

3.

Эстетические задачи:

1.Познакомить детей с основным занятием русских крестьян: земледелие, виды полевых работ, орудия труда.

2. Познакомить детей с процессом выращивания хлеба в настоящее время, с орудиями труда, машинами, профессиями.

3.Закреплять представления детей о хлебе, как основном продукте питания.

4.Воспитывать желание откликаться на просьбы о помощи.

5.Учить основам дизайнерского искусства при создании рамок для открыток.

«Путешествие в прошлое»

«Хочешь, есть калачи, не лежи на печи»

Просмотр мультфильма «Чудо – мельница»

Чтение сказки Э. Гонелиуса «Три ржаных колоса»

4.

Технические задачи:

1.Познакомить со способом изготовлениясолёного теста для поделок.

2.Учить вырезать стекой фигурки из теста по шаблону

3.Упражнять в рисовании узоров концом кисти.

4. Продолжать учить доводить начатое дело до конца.

Изготовление солёного теста для поделок

Изготовление рождественских пряников из солёного теста

Роспись «Пряников – козуль»

Изготовление рамки для новогодней открытки с использованием изделий из муки и др. материалов.

ЯНВАРЬ 2016г.

Цель: Воспитывать интерес к истории родной страны и русского народа.

Структура

Мероприятия

1.

Работа с родителями

Вечер – досуг «Семейные традиции чаепития»

2.

Методическая работа

Для ознакомления с произведениями, посвящёнными процессу выращивания и изготовления хлеба. Познакомить с авторами, пишущими о хлебе.

Пополнение библиотеки музея детскими книгами о хлебе.

3.

Эстетические задачи:

1.Обогащать знания детей о быте русского народа, о печке, которая служит не только источником тепла, но и источником приготовления пищи, выпечки хлеба.

2. Продолжать знакомить детей со старинной русской жизнью. Объяснить, откуда произошли русские обычаи – гостеприимство, сострадание, взаимопомощь.

3.Вспомнить современные правила поведения в гостях, приёма гостей.

4.Воспитывать у детей такие качества, как сострадание, умение понять горе другого человека и посочувствовать ему.

«Что есть в печи, на стол мечи»

Беседа «Гостеприимный хозяин»

«Блокадный хлеб»

4.

Технические задачи:

1.Учить делать поделки из солёного теста своими руками.

2. Упражнять в рисовании узора концом кисти;

3.Учить самостоятельно, смешивать краски, добиваясь нужного оттенка цвета.

4.Учить выполнять аппликацию в технике «мозаика».

Изготовление колокольчиков из теста

Роспись колокольчиков

Аппликация в технике мозаика «Пряничная доска»

ФЕВРАЛЬ 2016г.

Цель:Воспитание бережного отношения к хлебу, труду людей, которые пекут хлеб.

Структура

Мероприятия

1.

Работа с родителями

Изготовление иллюстрированной книги рецептов «Шеф – повар семьи советует приготовить» в библиотеку мини – музея.

2.

Методическая работа

Для обогащения знаний детей о многообразии хлебобулочных изделий.

Изготовление альбома «Хлебобулочные изделия».

3.

Эстетические задачи:

1.Обогащать знания детей об изготовлении хлебобулочных изделий.

2. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

3.Продолжать формировать понятие о взаимопомощи.

4.Продолжать знакомить с поговорками о хлебе.

Экскурсия на кухню детского сада

Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос»

Беседа «Хлеб – всему голова»

Разучивание стихотворения И. Лопухиной «В булочной»

4.

Технические задачи:

1.Упражнять в рисовании элементов Хохломской росписи в овальной форме.

2.Учить выполнять рисунок нетрадиционной техникой рисования с использованием трафаретов.

3.Отрабатывать приёмы лепки из солёного теста.

4.Упражнять в смешении цветов и получении нужного оттенка краски.

Рисование декоративное «Блюдо для пирогов»

Рисование мукой «Зимние деревья»

Изготовление хлебобулочных изделий из солёного теста

Роспись хлебобулочных изделий для игры в магазин

МАРТ 2016г.

Цель:Развитие кругозора и интереса к окружающему миру.

Структура

Мероприятия

1.

Работа с родителями

Совместно с родителями экскурсия в «Музей хлеба»

2.

Методическая работа

Для закрепления знаний о выращивании хлеба.

Изготовление д/и «Что сначала, что потом?»

3.

Эстетические задачи:

1.Закреплять навыки правильного поведения за столом.

2. Продолжать воспитывать бережное отношение к хлебу.

3.Закреплять знания детей о последовательности действий при выращивании хлеба.

4.Учить отгадывать загадки, понимать образные выражения.

5.Закреплять знания о народных иавторских сказках, рассказах о хлебе.

Чтение книги «Правила поведения для воспитанных детей» с последующей беседой

Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»

«Загадки от хлебного дерева»

Литературная викторина по произведениям о хлебе

4.

Технические задачи:

1.Закреплять приёмы пластилинографии.

2. Отрабатывать приёмы вырезывания и наклеивания.

3.Продолжать учить создавать сюжетный рисунок.

«Вкусный нарядный блиночек» 2 занятия

Аппликация «Праздничный торт»

Рисование по сказке «Крылатый, мохнатый, да масленый»

АПРЕЛЬ 2016г.

Цель:Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей,которые выращивают и пекут хлеб.

Структура

Мероприятия

1.

Работа с родителями

КВН «Хлеб да каша – пища наша» дети вместе с родителями

2.

Методическая работа

Для закрепления знаний о труде взрослых выращивающих хлеб.

Изготовление д/и «Разрезные картинки»

3.

Эстетические задачи:

1.Наблюдения за ростками в разном грунте; выявление лучшего грунта.

2. Уточнить и обобщить представления об изготовлении хлебобулочных изделий; обратить внимание на механизацию труда людей.

3.Закреплять знания детей  о труде людей различных профессий весной в поле.

Экспериментальная деятельность «Свойства различных видов грунта»

Экспериментальная деятельность «Посев зёрен овса и ржи»

Беседа «Хлеб – наше богатство»

«Весна в поле»

4.

Технические задачи:

1.Опытным путём определять свойства земли, песка, опила, как предполагаемого грунта для растений.

2. Закреплять приёмы оклеивания и склеивания деталей.

3.Показать новый способ скрепления движущихся деталей.

4.Закреплять навык работы с акварелью.

Рисование «Вышел в поле агроном»

Конструирование из бросового материала «Мельница»  2 занятия

Рисование «Машины – помощники»

МАЙ 2016г.

Цель:Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей,которые выращивают и пекут хлеб.

Структура

Мероприятия

1.

Работа с родителями

«Конкурс пирогов»

2.

Методическая работа

Для обогащения знаний и словарного запаса детей.

Пополнение музея иллюстрациями для рассматривания.

3.

Эстетические задачи:

1.Познакомить детей с видами хлебобулочных изделий других народов.

2.Продолжать знакомить с пословицами и поговорками о хлебе.

3.Учить различать хлеб ржаной и пшеничный по  вкусу, запаху, на ощупь. Упражнять в словообразовании.

4.Развивать умение выразительно читать наизусть стихи, уверенно выступать перед зрителями.

Разучивание стихотворения «Каравай» Л. Кузьмина

«Хлеб разных народов»

«Хлеб ржаной и пшеничный»

Конкурс чтецов «Хлеб наш, батюшка»

4.

Технические задачи:

1.Продолжать учить рисовать элементы традиционных русских орнаментов.

2.Закреплять умение вышивать на картоне намёточным швом.

3.Закреплять навык работы с акварелью.

Рисование «Рушник  для каравая»

Шитьё «Передник для хозяюшки»  2 занятия

Рисование «Сказочное хлебное дерево»

Учебный план

В неделю

В месяц

В год

Работа в музее

30 мин.

2часа

18 часов

«Очумелые ручки»

30 мин.

2 часа

18 часов

Особенности организации развивающей среды по мини – музею.

Предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются образовательные области.

Мини - музеи в группе стала  неотъемлемой частью предметно-развивающей среды  и показали свою значимость в воспитании и развитии детей.  Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Мини-музей способствует развитию речи, формированию представлений об историческом прошлом, связи со своими предками.

Психологическая комфортность и безопасность деятельности. Принцип, подразумевающий под собой саму организацию мини-музея, его расположение, оформление, расстановку экспонатов, безопасность экспонатов, представленных в мини-музее, для жизни и здоровья детей.

Интерактивность и поли функциональность музейного пространства, дает возможность использовать музейные экспозиции для организации разнообразной деятельности детей и решения различных  воспитательно-образовательных задач.

Работа мини-музея направлена на организацию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской деятельности детей.

Мини – музей «Колосок»,  располагается в центре «Искусств».  Музей активно пополняется экспонатами, сделанными или приобретёнными педагогами и родителями. К концу года дети будут участвовали в проведении экскурсий по мини – музею.

В нашем музее имеются, или ещё изготавливаются, атрибуты к ролевым играм («Семья», «Магазин»), играм-драматизациям,  дидактические игры («Что за чем?», «Разрезные картинки», «Четвёртый лишний» и др.), макеты: «Мельница»,  «Печка – матушка», хлебобулочные изделия из солёного теста. Создаётся библиотека (художественная литература, подборки стихотворений, пословиц, загадок по тематике) и видеотека мини – музея. Изготавливается альбом «Народная мудрость» с иллюстрированными пословицами о хлебе. Музей пополняется предметами, нужными для приготовления хлеба.  Собираются  репродукции картин известных художников, демонстрационный материал по тематике музея.

 При активном участии детей  сформулированы основные правила для посетителей музея в детском саду.

Все игры и материалы по образовательным областям доступны, эстетичны, представляют интерес для детей, оказывая помощь в их воспитании и обучении.

По образовательным областям.

Социально - коммуникативная

Речевого развития

Художественно - эстетическая

Познавательного развития

Выбор темы мини-музея.

Экскурсия родителей с детьми в магазин - «Хлебный отдел»

Беседа «Такие разные музеи»

Строительная игра «Строим здание музея»

Беседа «Культура поведения за столом»

Просмотр мультфильма «Чудо – мельница»

Вечер – досуг «Семейные традиции чаепития»

Изготовление иллюстрированной книги рецептов «Шеф – повар семьи советует приготовить» в библиотеку мини – музея.

Экскурсия на кухню детского сада

Совместно с родителями экскурсия в «Музей хлеба»

Чтение книги «Правила поведения для воспитанных детей» с последующей беседой

КВН «Хлеб да каша – пища наша» дети вместе с родителями

«Конкурс пирогов»

Рассматривание репродукции картины И. Шишкина «Рожь»

Беседа «Хлеб - соль кушай да добрых людей слушай»

Чтение М. Глинская «Хлеб» с последующим разучиванием

 «Хочешь, есть калачи, не лежи на печи»

Изготовление альбома «Хлебобулочные изделия».

Беседа «Хлеб – всему голова»

Разучивание стихотворения И. Лопухиной «В булочной»

д/и «Что сначала, что потом?»

«Загадки от хлебного дерева»

д/и «Разрезные картинки»

д/и «Назови ласково»

Беседа «Хлеб – наше богатство»

Рассматривания иллюстраций.

Разучивание стихотворения «Каравай» Л. Кузьмина

«Хлеб ржаной и пшеничный»

Конкурс чтецов «Хлеб наш, батюшка»

Заполнение музейных словариков

д/и «Назови Какой? Какая? Какое?»

д/и «Один – много»

Пальчиковые гимнастики по тематике музея

Создание логотипа мини – музея

Рисование логотипа мини – музея «Колосок».

Лепка «Колоски»

Инсценировка сказки «Колобок»

Чтение худ.лит. С. Погореловский «Урожай»

Рисование «Хлебное поле»

Аппликация из бумаги различного вида «Колобок на окошке»

Аппликация «Букет из засушенных листьев, цветов  и колосьев»

Аппликация «Скатерть самобранка»

«Каравай» (техника «Папье-маше») 2 занятия

Чтение сказки Э. Гонелиуса «Три ржаных колоса»

Изготовление рождественских пряников из солёного теста

Роспись «Пряников – козуль»

Изготовление рамки для новогодней открытки с использованием изделий из муки и др. материалов.

Пополнение библиотеки музея детскими книгами о хлебе.

Изготовление колокольчиков из теста

Роспись колокольчиков

Аппликация в технике мозаика «Пряничная доска»

Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос»

Рисование декоративное «Блюдо для пирогов»

Рисование мукой «Зимние деревья»

Изготовление хлебобулочных изделий из солёного теста

Роспись хлебобулочных изделий для игры в магазин

«Вкусный нарядный блиночек» 2 занятия

Аппликация «Праздничный торт»

Рисование по сказке «Крылатый, мохнатый, да масленый»

Рисование «Вышел в поле агроном»

Рисование «Машины – помощники»

Рисование «Рушник  для каравая»

Рисование «Сказочное хлебное дерево»

Упр. «Закончи узор»

Знакомство с темой  мини - музея.

Установка начальных экспонатов

Пополнение музея репродукциями картин для рассматривания.

Конструирование грузовиков из бросового материала «Везём с поля урожай зерна»

Изготовление альбома «Народная мудрость» (пословицы и поговорки о хлебе с иллюстрациями)  в библиотеку мини – музея.

Создание видеотеки с мультфильмами по теме музея.

«Что такое злаки?»

Пополнение музея экспонатами: «Хлебное дерево»

Приобретение моделек с/х техники помогающей выращивать хлеб.

«Путешествие в прошлое»

Изготовление солёного теста для поделок

«Что есть в печи, на стол мечи»

«Блокадный хлеб»

Литературная викторина по произведениям о хлебе

Экспериментальная деятельность «Свойства различных видов грунта»

Экспериментальная деятельность «Посев зёрен овса и ржи»

«Весна в поле»

Конструирование из бросового материала «Мельница»  2 занятия

«Хлеб разных народов»

Шитьё «Передник для хозяюшки»  2 занятия

«Ящик ощущений»

д/и «Найди отличия»

д/и «Лабиринт»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка, мини спектакль "Приглашение к столу"

Методическая разработка представлена в форме мини-спектакля. "Приглашение к столу" в режимном моменте. Время проведения - обед. Действующие лица - воспитатель и дети. Не требует особой подготовки. Про...

Методическая разработка "Мини-музей Пуговка"

Сейчас мы живём во время стремительных скоростей и высоких технологий. С каждым годом увеличивается количество технических новинок, поражающих своими возможностями. Мир предметов, и без того огромный,...

методическая разработка мини-музей " Я помню,я горжусь!"

методическая разработка мини-музей " Я помню. я горжусь!" в подготовительной к школе группе....

Экскурсия в мини-музей « Колосок»

Формировать у дошкольников представления о музее.Закреплять знания правил поведения в музее.Обобщать и систематизировать представления о процессе изготовления хлеба.Развивать познавательные способност...

Методическая разработка аппликация «Хлебный колосок»

Методическая разработка аппликация "Хлебный колосок"...

Методическая разработка Мини-музей "Русская изба" в детском саду

Методическая разработка Мини-музей Русская изба. Материал о знакомстве детей с бытом, обычаями и традициями русского народа, с традиционными народными промыслами России....

Методическая разработка "Мини-музей РУССКАЯ ИЗБА" в детском саду

Методическая разработка "Мини-музей РУССКАЯ ИЗБА" в детском саду, материал о знакомстве детей с бытом, обычаями и традиционными народными промыслами России....