Выступление на родительском собрании «Речевая готовность детей к обучению в школе»
консультация (подготовительная группа)

Чичваркина Лорэна Эдуардовна

Советы  учителя — логопеда  родителям будущих первоклассников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie_2018.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Речевая готовность ребенка к школе»

Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух – и недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым для ребенка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов отмечается много детей с дефектами фонетической (произносительной) стороны речи.

Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящих – свистящих; звонких – глухих; твердых – мягких, р – л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка – почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы.

У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойке неуспеваемости по родному языку и другим предметам.

У огромного большинства детей, поступивших в школу, очень маленький словарный запас. При описании предметов дети используют только понятия о размере и цвете («арбуз большой, а яйцо маленькое, белое»). Подбор слов с противоположным значением сводится к элементарному «большой – небольшой; тонкий – нетонкий.

        Грамматически правильная, лексически богатая и фонетически четкая речь дает возможность речевого общения и подготавливает к обучению в школе. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.

Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:

  • хорошее физическое развитие ребенка;
  • развитый физический слух;
  • развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;
  • нормальное функционирование ЦНС;
  • владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счетные операции);
  • произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;
  • познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;
  • коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.

         На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.

       Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

  1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
  2. Сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать и различать звуки;
  3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение слышать и выделять первый и последний звук в слове и т.д.
  4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных;
  5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения, по опорным словам, и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?          

  • создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
  • проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
  • не ругать ребенка за неправильную речь;
  • ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
  • не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
  • осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. Помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок добился в жизни успеха, состоялся как личность и чувствовал себя свободно всегда и во всем – тогда учите его говорить. А взрослым следует не критиковать несовершенную речь, а умело и вовремя помочь ребенку. Ведь чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связная речь – заслуга, прежде всего семейного воспитания.

Дорогие родители! Нельзя оправдывать свое халатное отношение к будущему вашего ребенка занятостью и недостатком времени. У вас есть в запасе время до поступления вашего ребенка в школу. Воспользуйтесь этим временем с пользой!

Советы  учителя — логопеда  родителям будущих первоклассников.

Осталось совсем немного времени до поступления вашего ребенка в школу, а его речь отстает от возрастной нормы. Сможет ли будущий первоклассник полноценно учиться? Справится ли со школьной программой? Именно эти вопросы волнуют сегодня и родителей, и нас, педагогов, тем более, когда дело касается такого сложного и трудно устранимого нарушения, как общее недоразвитие речи.

Программа логопедической работы с детьми включает:

  • Развитие познавательного интереса, мыслительных операций, умения анализировать, сравнивать, обобщать.
  • Устранение дефектного звукопроизношения.
  • Расширение словарного запаса.
  • Формирование грамматического строя речи.
  • Развитие связной речи.
  • Овладение навыками элементарного звукового  анализа и синтеза.
  • Обучение грамоте.
  • Предупреждение нарушений письма и чтения.
  • Развитие мышц мелкой моторики.
  • Расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности.
  • Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, логики.

Фундаментом успешного обучения в школе являются хорошо развитые познавательные процессы: мышление, память, речь и, что не менее важно, восприятие, внимание, работоспособность.

Подготавливая ребенка к школе, учите его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.

             Если звуковая сторона речи вашего ребенка нормализовалась и не вызывает тревоги, можно вплотную заняться связной речью, обогащением словаря, развитием навыков звукового анализа. Если же звукопроизношение остается дефектным, существуют замены и искажения звуков, стоит в первую очередь решить данную проблему. В этом случае родители должны включиться в совместную работу с логопедом, следуя его указаниям. Без вашей помощи специалисту будет трудно достичь скорого результата, особенно на этапе автоматизации, то есть введения звука в речь.

             Формирование навыков звукового анализа является одним из условий обучения грамоте. К шести годам у большинства детей начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова, а именно: выделение звука из слова, а затем установление точного места того или иного звука в слове.  Именно это умение является необходимой предпосылкой обучения грамоте.

              Для развития мелкой моторики ребенка родителям лучше всего заниматься совместным творчеством: резать, клеить, рисовать.  Ваш малыш должен научиться владеть ножницами (резать полоски, геометрические фигуры из бумаги, вырезать по контуру предмет), карандашом (без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов).

             Не за горами поступление в первый класс. Подготовить ребенка к успешному обучению в школе – цель нашей совместной деятельности.  Именно сейчас начинается самый интересный этап в развитии вашего малыша. Мы хотим научить его свободно, без затруднений говорить на интересующие его темы, рассуждать, спорить, строить планы, оценивать свои и чужие поступки.  Каждый ребенок уникален, дети – самое ценное, что у нас есть. Пусть же они вырастут развитыми, умными, знающими людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Психологическая готовность детей к обучению в школе"

Говоря о психологической готовности ребёнка к обучению в школе, имеют в виду уровень сформированности различных сфер психической деятельности: познавательной, мотивационной, волевой, эмоциональн...

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

Консультативное выступление на родительском собрании "Психологическая готовность детей седьмого года жизни к школьному обучению".

В работе рассматриваются основные показатели психологической готовности старших дошкольников к школьному обучению, обозначены возможные проблемы ребенка, не готового к обучению в школе, а также, предс...

Конспект родительского собрания: «Психологическая готовность детей к обучению в школе»

Конспект  родительского  собрания:  «Психологическая  готовность детей к обучению в школе» Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах подг...

Презентация к родительскому собранию. Речевая готовность детей к школе.

Презентация к родительскому собранию. Речевая готовность детей к школе....

Презентация для родительского собрания "Психологическая готовность ребенка к обучению в школе"

Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошко­льника в семье и детском саду.Её содержание определяется системой требований, которые шк...