Рабочая программа группы "Малыши" 2018-2019 учебный год
рабочая программа (младшая группа)

Ефименкова Наталья Петровна

Рабочая программа образовательной деятельности детей группы в возрасте до года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_dlya_detey_do_goda.docx971.9 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Введение

Пояснительная записка

             Рабочая программа образовательной деятельности младшей группы  ОГБУЗ «Ярцевский специализированный дом ребенка «Солнышко» ( Далее- Программа)  определяет содержание и организацию образовательного процесса для  воспитанников дома ребенка в возрасте до года .Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми актами:

  • Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
  • Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «От утверждении порядка организации и осуществления деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам Д
  • Постановления правительства РФ от 24.05.2014 г. № 481 « О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155. «Федеральные  государственные образовательные стандарты  дошкольного образования»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г., № 28564).

б/ Локальными нормативными  правовыми актами :

  • Устав ОГБУЗ «Ярцевский специализированный дом ребенка «Солнышко»
  • Положение « О педагогическом совете ОГБУЗ «Ярцевский специализированный дом ребенка «Солнышко»

Программа   разработана на основе:

  • Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»         Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.        
  • Образовательная программа дошкольного образования ОГБУЗ «Ярцевский специализированный дом ребенка «Солнышко»                 
  •   Система занятий по профилактике отставания и коррекции отклонений детей раннего возраста»        О.В. Закревская        « Развивайся, малыш!»

2.        Целевой раздел

        Цели и задачи  Программы

Цель программы:  создание благоприятных условий для полноценного проживания воспитанников дома ребенка дошкольного детства,  всестороннее развитие и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,  охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

Задачи:

  •          создание условий жизни детям,  оставшимся без попечения родителей, приближенных к семейным, благоприятных для поддержания положительного эмоционального фона и выработки естественных для детей привязанностей к лицам, осуществляющим уход за ними
  • обеспечение равных образовательных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период проживания в Доме ребенка
  • создание  условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями , развитие  каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром
  • объединение обучения , воспитания и развития в целостный педагогический процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи , оказавшейся в трудной жизненной ситуации в условиях разлуки с ребенком.
  • оказание психолого-педагогической поддержки кандидатам в замещающие родители.

Принципы и подходы к формированию Программы

В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:

1. Поддержка разнообразия детства.          Программа предполагает организацию образовательной деятельности с учетом разнообразия региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей.

2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.

3.Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми.

3.  Личностно-развивающий  и  гуманистический  характер  взаимодействия  взрослых (родителей , законных  представителей, кандидатов в замещающие родители),  педагогических  и  иных  работников  Организации)  и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам.

4. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) социальных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы. Детям предоставляется возможность проявлять  себя, заявлять о своих потребностях в соответствии со своими возможностями.

5.  Сотрудничество  Организации  с  кровной  семьей.  

Программа предполагает, что организация рассматривает возвращение ребенка в кровную семью, как приоритетное направление жизнеустройства ребенка. Родители, родственники рассматриваются, как ресурс социализации ребенка на период пребывания в доме ребенка, что определяет разнообразные формы сотрудничества с кровной семьей для поддержания детско-родительских отношений.

6. Индивидуализация процесса воспитания, обучения , развития Предполагает регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку возможности выбора ,  проявлять инициативность, самостоятельность и активность.

9. Возрастная адекватность процесса воспитания, обучения, развития. Этот принцип предполагает учет возрастных особенностей детей, использование всех специфических видов детской деятельности (игру, коммуникативную и познавательно-исследовательскую деятельность, творческую активность).Деятельность педагога должна быть мотивирующей и соответствовать психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы, особенности и склонности.

        

        Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

        В младшей группе находятся дети, оказавшиеся  в трудной жизненной ситуации и дети, оставшиеся без попечения родителей в возрасте от 1 мес. до года.

        В доме ребенка дети находятся круглосуточно, на полном государственном обеспечении. На определенное время учреждение становится для малышей их домом и заменяет им семью.  

  Воспитанники дома ребенка- дети, пережившие стресс из-за разрыва с семьей, зачастую, находящиеся до поступления в дом ребенка в условиях, угрожающих их жизни и здоровью, лишенные родительской ласки и внимания. Большинство воспитанников домов ребенка имеют отягощенный социально-биологический анамнез.

При поступлении в дом ребенка у большинства детей отмечается неблагоприятный биологический анамнез, большинство матерей  не наблюдаются в женской консультации в период беременности. Эти обстоятельства являются серьезными факторами риска для здоровья детей. При поступлении в дома ребенка нарушения НПР имеют 94,1% воспитанников. Преобладают дети, отстающие на 1-2 эпикризных срока.

           Данные факторы определяют сниженное здоровье, наличие задержки нервно-психического развития, что требует вычленения в процессе образования адаптационного периода и реабилитационная направленность воспитательно-образовательных усилий, учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

       

         

 Возрастные характеристики детей первого года жизни

Этот период жизни ребенка отличается быстрым темпом физического, психического и даже социального развития.

На первом году жизни происходит становление эмоционального обще-ния ребенка и взрослого, которое трансформируется в ситуативно-деловое общение. Для детей характерно чувственное познание ближайшего окружения, наглядно-действенное мышление, высокая двигательная активность и малая подвижность нервной системы, несформированность тормозных процессов, высокая степень отвлекаемости.

       Средний вес  при рождении 3200–3400 г. К 5–6 месяцам он удваивается, а к году утраивается. Средний рост ребенка при рождении 50–52 см, к году малыш подрастает на 20–25 см. Полноценный сон, активное бодрствование не даны ребенку от рождения. Лишь постепенно в течение первых месяцев (и даже года) он «научается» глубоко и спокойно спать, активно бодрствовать.

         В продолжение дня сон ребенка несколько раз чередуется с периодами активного бодрствования, длительность которого постепенно, но достаточно быстро увеличивается в течение года: с 1 часа до 3,5–4 часов. Это свидетельствует о развитии процессов высшей нервной деятельности и одновременно о необходимости охраны нервной системы малыша от переутомления.

          Умение активно бодрствовать — основа для развития движений, восприятия речи и общения с окружающими.Новорожденный не может даже подтянуться к источнику пита-ния — материнской груди. А уже в 7–8 месяцев малыш активно ползает, может самостоятельно сесть и сохранять эту позу, занимаясь игрушкой. К году он, как правило, самостоятельно ходит.

          Взаимосвязь и взаимозависимость разных сторон развития ребенка в первый год жизни особенно ярко проявляются при освоении основных движений.

         С первых дней жизни у ребенка интенсивно развиваются зрение и слух. Под их контролем и при их участии начинают действовать руки: малыш хватает и удерживает видимый предмет (4–5 месяцев). И наконец, вид яркой игрушки или голос близкого человека побуждает ребенка ползать, опираясь на руки, и потом ходить, держась за опору (второе полугодие).

         В течение первого года развиваются слуховые и зрительные восприятия. В первые месяцы жизни малыш начинает сосредоточивать взгляд на лице взрослого или игрушке, следить за их движением, прислушиваться к голосу или звучащему предмету, тянуть руки и захватывать предметы, подвешенные над кроваткой. После 4,5–5 месяцев дети способны различать основные цвета и формы. Они эмоционально отзывчивы на интонацию и музыку разного характера.

        Простые действия с игрушкой (удерживает, размахивает) превращаются после 9–10 месяцев в несложные предметно-игровые. Кубики малыш кладет в коробку, мяч бросает, куклу баюкает. Появляются любимые игрушки.

         В первые месяцы жизни ребенок произносит короткие отрывистые звуки («гы, кхы»), в 4–5 месяцев он певуче гулит («а-а-а»), что очень важно для развития речевого дыхания. Потом по подражанию взрослому начинает лепетать, то есть произносить слоги, из которых позже образуются слова.

         Голосовые реакции, лежащие в основе развития речи, возникают исключительно на фоне положительного эмоционального состояния, сопровождаемого оживленными движениями рук и ног, то есть проявляются в форме «комплекса оживления».

        К концу года можно уже говорить о речевом развитии, поскольку формируются основы понимания (до 30–50 слов), ребенок начинает

пользоваться несколькими простыми словами (6–10 слов). Речевое об-ращение взрослого к ребенку может успокоить его, побудить выполнить несложное действие.

        Социализация детей идет по разным направлениям. Малыши с первых месяцев жизни начинают выделять мать среди других объектов. Во втором полугодии ярко проявляют разное отношение к взрослым: близким радуются, чужих настороженно рассматривают. Идет формирование инициативных обращений к близким взрослым (звуками, улыбкой, движениями). Двух-, трехмесячные дети, лежа рядом в манеже, радуются друг другу, с интересом рассматривают соседа.

         Ребенок, находясь на руках у взрослого, начинает ориентироваться в пространстве (поворачивает голову к яркой картине, окну, двери). Самостоятельно передвигаясь (ползание, ходьба), стремится двигаться навстречу окликающему его взрослому, к заинтересовавшему предмету.

       Появляются простейшие элементы самообслуживания: в 5–6 месяцев ребенок удерживает бутылочку, к концу года держит чашку, стягивает шапку, носки, подает по просьбе взрослого предметы одежды.

        Основные умения к концу первого года жизни: ребенок осваивает ходьбу в ближайшем пространстве, начинает использовать по назначению отдельные предметы и игрушки. Выполняет простые просьбы и понимает объяснения, может использовать простые слова (до 8–10). Испытывает потребность в эмоциональном и в объектно направленном общении со взрослым. Знает свое имя, откликается на зов.

        Целевые ориентиры

       Целевые ориентиры распределяются  на : общие , возрастные.

Общие целевые ориентиры:

- ребенок успешно прошел период адаптации в учреждении: у него наблюдается стабильность эмоционального состояния, он адаптировался к режиму дня, к детскому коллективу, знает и привязан к воспитателю.

Возрастные ориентиры :К концу первого полугодия жизни ребенок:

– обнаруживает выраженную потребность в общении со взрослыми: проявляет интерес и положительные эмоции в ответ на обращения взрослого, сам инициирует общение, привлекая взрослого с помощью голосовых проявлений, улыбок, движений, охотно включается в эмоциональные игры;

– проявляет поисковую и познавательную активность по отношению к предметному окружению: с интересом рассматривает игрушки и другие предметы, следит за их перемещением, прислушивается к издаваемым ими звукам, радуется, стремится взять игрушку руки, обследовать  ее. К концу первого года жизни ребенок:

– активно проявляет потребность в эмоциональном общении, поиске разнообразных впечатлений, чувствительность к эмоциям и смыслам слов взрослых, избирательное отношение близким и посторонним людям;

– активно  обследует  разнообразные  предметы,  интересуется  и  манипулирует  ими, пытается подражать действиям взрослых; проявляет инициативу и настойчивость в желании получить ту или иную игрушку и действовать с ней по своему усмотрению;

– во  взаимодействии  со  взрослым  пользуется  разнообразными  средствами  общения: мимикой, жестами, голосовыми проявлениями (лепечет, произносит первые слова); стремится привлечь взрослого к совместным действиям с предметами; различает поощрение и порицание взрослыми своих действий;

– охотно  слушает  детские  стишки,  песенки,  игру  на  музыкальных  инструментах, рассматривает картинки, узнает, что на них изображено, по просьбе взрослого может показать названный предмет; пытается сам использовать мелки и карандаши;

– стремится проявлять  самостоятельность  при овладении  навыками  самообслуживания(есть ложкой, пить из чашки и пр.);

– проявляет двигательную активность: свободно изменяет позу, сидит, ползает, встает на ножки, переступает ногами, ходит самостоятельно или при поддержке взрослых.

        Оценка достижения детьми планируемых результатов  

Оценка проводится воспитателями в рамках педагогической диагностики, направлена на осуществление оценки индивидуального развития детей.

       Методы диагностики: педагогическое наблюдение.

         Оценка индивидуального развития детей до года проводится  на основе оценки  нервно-психического развития с 0 до 2 лет   по методике в соответствии с  приказом МЗ РФ от 28.09.1993 г. № 227 «О совершенствовании системы организации медицинской помощи воспитанникам дома ребенка Российской Федерации»  

          По результатам диагностики заполняются индивидуальные карты нервно-психического развития детей.

          Частота  заполнения карт-  согласно эпикризным срокам. Карты заполняются воспитателями.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Участники образовательной деятельности: дети, педагогические работники.

Продолжительность обучения – период пребывания в доме ребенка

Основной формой и ведущим видом деятельности детей до года является непосредственное эмоциональное общение со значимым взрослым, в условиях доме ребенка- с воспитателем.  

Содержание образовательной деятельности направлено на реализацию задач пяти образовательных областей:

  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое;
  • физическое развитие .
  • социально - коммуникативное развитие;

Образовательный процесс с воспитанниками осуществляется на основе сетки занятий,  

 рабочих планов специалистов.

 

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДО ГОДА

Задачи воспитания и обучения в первом полугодии

В первом полугодии жизни ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

– развития надежной привязанности как условия здорового психического и личностного развития на протяжении жизни;

– развития базового доверия к миру;

– развития эмоционального (ситуативно-личностного) общения младенца со взрослым;

– познавательной активности по отношению к предметному окружению и предпосылок ориентировочно-исследовательской активности;

– физического развития ребенка.

В ходе эмоционального общения на данном возрастном этапе закладываются  потенциальные возможности дальнейшего развития ребенка, создается основа для формирования таких личностных характеристик, как положительное самоощущение, инициативность, любознательность, доверие и доброжелательное отношение к окружающим людям.

Задачи воспитания и обучения во втором полугодии

Во втором полугодии основные задачи образовательной деятельности состоят в создании условий:

– развития предметно-манипулятивной и познавательной активности;

– ситуативного-действенного общения ребенка со взрослым;

– развития речи;

– приобщения к художественно-эстетическим видам деятельности;

– развития первых навыков самообслуживания;

– физического развития.

 Содержание психолого-педагогической работы с детьми  до 1 года

Образовательная область

Направления деятельности

От рожд. до 4 мес.

От 5 до 6 мес.

От 6 до 10 мес

От 10 до 12 мес

Познавательное развитие

развитие восприятия

( развитие зрительных реакций, развитие слуховых реакций, сенсорное развитие)

Развитие мелкой моторики. Развитие действий с предметами.

Вызывать ступенчатое слежение глазами за движущейся игрушкой .

Формировать умение фиксировать взгляд на подвешенной игрушке, на лице  взрослого.

Вызывать у ребенка первую улыбку.

Способствовать развитию слежения за движущейся игрушкой.

Побуждать следить за передвигающимся вокруг манежа взрослым. Вызывать у ребенка «комплекс оживления»

Закреплять и обогащать зрительные и слуховые реакции.

Формировать умение проявлять эмоциональный отклик, радоваться при виде  воспитателя

, на различные интонации речи взрослого.

Формировать новые умения: заталкивание на низко висящую игрушку, попытка захватить, ощупать ее . Развивать зрительно-моторную координацию рук . тянуться к игрушке, захватывать . удерживает ее.

Обогащать восприятие ребенка посредством стимулирующего зрения, слуха, осязания. Предлагать его вниманию предметы разной формы , из разного материала.

Развивать координацию рук. Способствовать формированию умения брать и удерживать игрушку из любого положения . Организовывать игры-развлечения.

Продолжать обогащать сенсорный опыт. Совершенствовать зрительные, слуховые и тактильные ощущения.

Формировать у ребенка умение понимать, что шарик катится, проваливается в круглую лунку, что на кубик можно поставить другой кубик

Развитие речи

Развитие понимаемой речи.

 Развитие активной речи.

Поддерживать эмоциональное общение взрослого с ребенком. Развивать умение прислушиваться к ласковому обращению взрослого;

вызывать первые гортанные звуки.

Способствовать формированию слуховых и зрительных связей как основы понимания речи.

Формировать предпосылки активной речи. Вызывать и развивать у ребенка голосовые реакции: побуждать ребенка к повторному их произнесению. Способствовать развитию артикуляционного аппарата.

Развивать способность понимать речь взрослого, вслушиваться в  звуки,слова,устанавливать связь  предмет- слово. Развивать предпосылки активной речи.

Формировать умение произносить знакомые слоги .

Развивать стремление детей взаимодействовать со взрослыми , поддерживать эмоционально положительное состояние каждого ребенка.

Расширять ориентировку в окружающем. Формировать способность понимать речь  . Закреплять умение находить предмет; выполнять простые поручения; умение узнавать на картинке знакомый предмет, называть его ;умение понимать смысл слов «можно» — «нельзя», «хорошо»«плохо», показывать основные части  тела .Развивать активную речь. Учить подражать словам , пользоваться облегченными словами.

Физическое развитие

Развитие движений. Развитие крупной моторики.

Упражнять в умении удерживать голову при выкладывании на живот

в вертикальном положении на руках у взрослого (с 3 дней).ребенка, удерживающего голову, вызывать отталкивание ногами от твердой поверхности для развития упора ног (поддерживая малыша под мышки в вертикальном положении).

Формировать ситуативно-деловое общение с взрослым. Развивать кисти рук, умение захватывать, брать и удерживать. игрушку.

Формировать умение поворачиваться на бок , со спины на живот , с живота на спину .

Закреплять умение длительно лежать на животе, опираясь на ладони рук.

Развивать движения, подготавливающие к ползанию. Развивать упор ног  в твердую поверхность ,

Стимулировать  развитие рук, манипуляцию с предметами, самостоятельное ползание ; стремление  самостоятельно присаживаться,  садиться, вставать и опускаться, держась руками за опору , умение переступать вдоль барьера,  переходить от одного предмета к другому .

Упражнять в умении сохранять равновесие

Совершенствовать ранее освоенные ручные и общие движения. Формировать умение ходить, придерживаясь за предметы, переходить от одного предмета к другому; ходить при поддержке за обе руки, спокойно подниматься и спускаться по лестнице и с горки, приседать на корточки, взбираться на невысокие предметы, свободно вставать и опускаться

Развитие действий с предметамиРазвитие мелкой моторики.

Содействовать попыткам ребенка наталкиваться руками на низко подвешенные игрушки и прикасаться к ним (с 2 месяцев).

Развивать умение захватывать и ощупывать низко висящую игрушку обеими руками (к 4 месяцам).

Помогать ребенку захватывать, ощупывать игрушку, висящую над грудью, манипулировать ею.

Формировать умение брать игрушку из рук взрослого (5 месяцев) из разных положений (лежа на спине, животе, находясь на руках у взрослого), перекладывать ее из одной руки в другую (6 месяцев).

Формировать  умение  по показу и слову взрослого выполнять действия: стучать погремушкой, катать мяч ...

Развивать действия с предметами по их свойствам: , мячи катать, твердым стучать и т.д. Развивать мелкую моторику рук, движения пальцев

Учить разнообразным действиям: ,открывать и закрывать коробки, снимать и нанизывать кольца на стержень и т.д.

Формировать умение выполнять  первые игровые действия с сюжетными игрушками: «Покачай, покорми, потанцуй...».

Развивать мелкую моторику.

Художественно-эстетическое развитие

Музыкальное воспитание.

Вызывать слуховое сосредоточение у ребенка, побуждать находить источник звука (погремушки, колокольчика, шумовой коробочки, поющего взрослого).

Способствовать формированию умения вслушиваться в звук, положительно и эмоционально реагировать на него (улыбка, гуление и др.).

Развивать музыкальное восприятие, формировать навык сосредоточиваться на пении взрослых и звучании музыкальных инструментов.

Вызывать эмоциональную отзывчивость на веселую и спокойную мелодии. Поощрять «участие» в пении взрослых (движения рук и ног, произнесение отдельных звуков и др.). Вызывать радостное оживление при  плясовой мелодии.

Приобщать к слушанию музыки. Способствовать эмоционально положительному отклику на музыку.

Формировать положительную реакцию на пение взрослого. Стимулировать пропевание звуков и подпевание слогов.

Развивать умение хлопать в ладоши, притопывать , слегка приседать, извлекать звуки из шумовых инструментов.

Способствовать возникновению чувства удовольствия при восприятии музыки. Формировать эмоциональную  реакцию на музыку  Пробуждать интерес к звучанию инструментов.

Побуждать детей активно и самостоятельно прихлопывать ладоши, помахивать рукой, притопывать ногой, приплясывать, ударять бубен, играть с игрушкой и т.д

Социально-коммуникативное развитие

Социальное развитие

Развитие умений и навыков

Вызывать зрительное сосредоточение на лице говорящего. Вызывать социальную улыбку.

Поддерживать длительное сосредоточение внимания на другом ребенке.

Учить во время кормления придерживать бутылочку руками

Поддерживать смех  и радость в ответ на эмоционально-речевое общение. Закреплять реакцию на свое имя.

Учить есть полугустую и густую пищу с ложки. Учить писть с кружки

Развивать умение подражать жестам взрослого, подражать игровым действиям взрослого

Учить пить из кружки, которую держит взрослый

Развивать потребность в общении. Поддерживать интерес к другому ребенку.

Учить держвать и откусывать хлеб. Учить пить из чашки, придерживая ее рукой. Учить спокойно относиться к высаживанию на горшок

Физкультурно- оздоровительная работа.  Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности

         Направления деятельности для решения здоровье сберегающих задач:

  • Организация воспитательно - оздоровительной направленности образования
  • Физическое развитие и оздоровление детей.
  • Обеспечение социально-психологического благополучия  

Направление деятельности

Содержание деятельности

Методы, приемы

Организация воспитательно - оздоровительной направленности образовательного процесса

Формирование культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания

1. показ и объяснение;

2. упражнения и контроль;

3. пример взрослых;

4. игровые приёмы;

5. использование иллюстраций, художественного слова, фольклора, инсценировок.

Физическое развитие и оздоровление

Закаливание

- четкое соблюдение режимных моментов;

- четкая организация теплового и воздушного режима;

- рационально подобранная одежда для детей (зависит от сезона, местонахождения ребёнка, т. е. в группе или в прохладном помещении) ;

- соблюдение режима прогулок ;

- дневной сон на свежем воздухе ;

- воздушные ванны;

- гигиенические процедуры;

- обширное умывание (руки до локтя, воротниковая зона и лицо) .

Физическое развитие

-Гимнастика после пробуждения

-Пальчиковая гимнастика

-индивидуальные подвижные игры

-обеспечение средовых условий для самостоятельной двигательной активности

Обеспечение социально-психологического благополучия  

организация комфортной психологической среды

Создание ситуации радости, и эмоции интереса

Быстрая и адекватная реакция на удовлетворение базовых потребностей ребенка

музыкальное сопровождение специально-организованных видов деятельности

 

                 

  Режим двигательной активности

Игры- занятия :  индивидуально, в период бодрствования,  согласно сетке игр-занятий.

                               Продолжительность до 10    мин.

Самостоятельная двигательная деятельность

 Обеспечение среды пребывания в период бодрствования оборудованием, в соответствии возрастным и индивидуальным уровнем физического развития. ( ходуны, прыгуны, качели …)

Требования к проведению оздоровительно-закаливающих процедур:

  • В групповых помещениях поддерживать постоянную температуру воздуха (+21–22 °С). Одежда детей в помещении должна быть двухслойной.
  • Во время сна поддерживать в спальне прохладную температуру (+15–16 °С).
  •  Осуществлять закаливание детей во время одевания после сна и при переодевании
  • Организовывать в течении дня хождения детей в групповой комнате без обуви ( 10-15 мин)
  • В холодное время года прогулку заменять на дневной сон на свежем воздухе.  В теплое время максимальное увеличение времени пребывания на свежем воздухе
  • В теплое время года на прогулке предусмотреть кратковременное (3–5 минут) пребывание детей под прямыми лучами солнца.
  • В теплое время года для детей первого полугодия дневной сон организовывать в колясках на улице.
  • После окончания прогулки в летнее время сочетать гигиенические и закаливающие процедуры при умывании и мытье ног, при этом учитывать состояние здоровья каждого ребенка и степень его привыкания к воздействию воды
  • В теплое время года организовывать на прогулке игры с водой.
  • Вопрос о  специальных закаливающих процедур решается врачом
  • Соблюдение рационального питьевого режима.

 Взаимодействие  с семьей  

       Более половины из поступивших в дом ребенка детей составляют дети,  которые определяются  по заявлению родителей сроком на 1 год по причине трудной жизненной ситуации. Признание кровной семьи приоритетной для ребенка средой определяет   цель взаимодействия с семьей  -  это возвращение ребенка в кровную семью.

       Для  данной цели решаются  задачи: сохранить ( сформировать) детско-родительскую привязанность ,оказать помощь родителям  в вопросе педагогического просвещения .

 Направления работы с семьей: просветительское; коммуникативное.

                   Просветительская деятельность позволяет обогатить родителей знаниями в вопросах развития, воспитания, социализации их детей.   Всю информацию родители получают в процессе педагогической консультации  

         Когда ребенок находится в учреждении с рождения, именно  данное направление работы является для родителей единственным источником знаний о их малыше, о  его здоровье,  об особенностях его характера, поведения, о его успехах и неудачах.

         Часто  родители сами не имели   опыта семейной жизни: выпускники  интернатов,  из неблагополучных семей, тогда консультация решает задачу обучения продуктивным навыкам общения с ребенком.

          Коммуникативная  деятельность.

         Задачей  является поддержание, формирование, укрепление детско-родительских отношений на базе эмоциональной привязанности родителей к ребенку. Основная форма работы:  организация встреч и общения родителей, родственников с ребенком.

         При организации общения родителей с детьми время общения ограничено правилами внутреннего  распорядка и режимом дня детей. Родители имеют возможность проводить с детьми целый день, с перерывом на дневной сон ребенка, гулять  на улице, присутствовать на  занятиях  на утренниках и музыкальных занятиях.

          При  посещении проводится беседа с родителями. Специалист проявляет заинтересованность в жизни семьи, в ее переменах, обсуждает перспективы. Доверительное и открытое отношение между воспитателем и родителями помогает объединить усилия  для изменения семейной ситуации.  В этом случае ситуативное взаимодействие способно стать настоящим образовательным партнерством. Организация может предложить родителям  участвовать в образовательной работе, принять участие в массовых мероприятиях, помочь с уборкой территории и вывозом мусора, сопровождать группу детей во время экскурсий и т. п. Поощряется возникновение социальных связей и семейная самопомощь.

                 Формы работы по формированию родственных чувств.

  • Празднование дня рождения
  • Проживание в одной группе братьев и сестер
  • Организация встреч с родителями, родственниками
  • Привлечение к образовательному процессу
  • Привлечение к благоустройству здания и помещений родителей, родственников
  • Проведение бесед,  консультирование  по вопросу воспитания, образования
  • Сохранение личного имущества ребенка, подаренного родителями, родственниками, семейных фотографий, писем
  • Беседы с детьми о родственниках, родителях, братьях, сестрах
  • Переписка с родителями, родственниками

 Способы и направления поддержки детской инициативы

Развитие детской инициативности  до года достигается следующими средствами:

-Тактичное сотрудничество с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.

-Создание развивающей среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию  активности, инициативности  и др.

Приоритетной сферой проявления детской инициативы является эмоционально-личностное общение ребенка со взрослым. Для поддержки детской инициативы необходимо:

  • Своевременно удовлетворять  физиологические потребности малыша
  • Удовлетворять потребности ребенка в эмоционально-личностном общении со взрослым, развивать эмоциональную привязанность к взрослому. 

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 РЕЖИМЫ ДНЯ

Режим дня не является строго фиксированный и с учетом особенностей ребенка может быть изменен. Переход на режим дня с одним дневным сном проводится постепенно, с учетом состояния здоровья ребенка.

 Режим дня для детей от 1 до 6 месяцев

Режимные моменты

Часы.

Кормление

6.00

Бодрствование

6.00-7.30

Сон на улице ( в летнее время);  на веранде  ( в холодный сезон)

7.30-9.30

Кормление

9.30

бодрствование, игры-занятия,

09.30-1.00

Сон на улице ( в летнее время);  на веранде ( в холодный сезон)

11.30-12.30

Кормление

13.00

бодрствование, игры-занятия,

13.00-14.00

Сон на улице ( в летнее время);  на веранде ( в холодный сезон)

14.30-16.30

Кормление

16.30

Бодрствование, игры- занятия

16.30-18.00

 Сон на улице ( в летнее время);  на веранде ( в холодный сезон)

18.00-20.00

Кормление

20.00

Ночной сон

20.00-06.00

Ночное кормление

23.30

Режим дня для детей от 6 до 12 месяцев

Режимные моменты

Часы.

Кормление

6.00

Бодрствование

6.00-8.00

Сон на улице ( в летнее время);

на веранде  ( в холодный сезон)

8.00-10.00

Кормление

10.00

бодрствование, игры-занятия,

10.00-12.00

Сон на улице ( в летнее время);

на веранде ( в холодный сезон)

12.00-14.00

Кормление

14.00

бодрствование, игры-занятия,

14.00-16.00

Сон на улице ( в летнее время);

на веранде ( в холодный сезон)

16.00-18.00

Кормление

18.00

Бодрствование, игры- занятия

18.00-20.00

Ночной сон

20.00-06.00

Ночное кормление

22.00

Модель образовательного процесса детей до года

№ п/п

Образовательная область

Реализация в режиме дня

1.

Физическое развитие и оздоровление

-постепенный подъем

-гигиенические процедуры (подмывание, умывание);

-гимнастика после сна

-закаливание  (облегчённая одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, воздушные ванны ; дневной сон на свежем воздухе );

-обеспечение двигательной активности в период бодрствования в соответствии с физическими возможностями ребенка

-индивидуальные и подгрупповые игры- занятия;

2.

Познавательное развитие

-непосредственное эмоционально-речевое общение взрослого с ребенком в режимных моментах

-индивидуальные и подгрупповые игры-занятия

3.

Социально-коммуникативное

непосредственное эмоционально-речевое общение взрослого с ребенком в режимных моментах

4.

Художественно-эстетическое развитие

-Занятия по музыкальному воспитанию

-Организация эстетики быта

5

Речевое развитие

- непосредственное эмоционально-речевое общение взрослого с ребенком в режимных моментах

- индивидуальные и подгрупповые игры-занятия

 

Проведение игр-занятий.

Занятия проводятся ежедневно, индивидуально, в период бодрствования,

 согласно сетке игр-занятий.

 Продолжительность до 10    мин.

Требования к проведению игр-занятий:

  • Во время выполнения заданий побуждать ребенка к посильной самостоятельности, развивать познавательную активность
  • В течении всего занятия сохранять доброжелательный тон
  • Обязательно положительно оценивать  успехи малыша
  • Научиться видеть маленькие успехи, и радоваться им вместе с ребенком
  • Вызывать у малыша потребность в деловом общении.

При проведении занятий учитывается эмоциональное состояние ребенка, состояние его здоровья. Занятие проводится только при условии положительного эмоционального состояния ребенка.

Порядок планирования занятий.

За каждым воспитанником группы закрепляется педагог, который   планирует индивидуальную работы с ребенком. ( приложение № 1. Индивидуальный план  и учет проводимых с ребенком занятий).

Для определения первых занятий воспитатель проводит диагностику уровня развития малыша. Диагностика проводится  по показателям нервно-психического развития ребенка 1 года жизни. ( приложение  № 2. Показатели нервно-психического развития детей 1 года жизни)

В соответствии с фактическим уровнем нервно-психического развития планируются первые занятия. ( приложение № 3. Памятка по определению начального занятия по каждому разделу программы).

 Занятия планируются на две недели.Усложнение занятий планируется в случае хорошего усвоения предыдущих заданий.Основой для планирования занятий по образовательным областям : познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, является  Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста «Развивайся малыш» О.В.Закревской.

Соотношение разделов системы « Развивайся малыш» образовательным областям.

Образовательная область

Раздел системы « Развивайся , малыш»

Познавательное развитие

Развитие зрительных ориентировочных реакций, зрительно-моторной координации, ориентировки в форме, величине, цвете

Развитие ручной моторики, действий с предметами, орудийной, игровой, конструктивной деятельности

Речевое развитие

Развитие понимания речи, мышления, памяти в процессе общения со взрослым, на основе обогащения представлений об окружающем .Развитие предпосылок для развитьия активной речи, активизация, совершенствование словаря, грамматически правильных фраз и связной речи

Художественно-эстетическое развитие

Музыкальное воспитание. Развитие слуховых ориентировочных реакций

Перечень основных игр- занятий на пятидневную  неделю

Образовательная область

Виды игр-занятий

Кол. в неделю

Познавательное развитие

сенсорное развитие, развитие действий с предметами

3

Физическое развитие

Развитие общих движений. Развитие крупной моторики.

2

Развитие речи

Развитие понимания речи, развитие активной речи

3

Художественно-эстетическое

Музыкальное воспитание

2

Сетка занятий.

Первый период бодрствования

Второй период бодрствования

Понедельник

сенсорное развитие

Развитие общий движений

Вторник

развитие действий с предметами

музыкальное занятие

Среда

развитие понимания речи

Развитие крупной моторики

Четверг

развитие активной речи

Сенсорное развитие

Пятница

музыкальное занятие

развитие речи

Организация предметно-развивающей среды

       

Дом ребенка заменяет детям семью, поэтому задача коллектива максимально приблизить условия жизни к домашним, создать атмосферу уюта и комфорта.

Возрастные особенности моих воспитанников определяют требования к созданию предметно – развивающего пространства:

  • Гибкость зонирования для самостоятельных игр, игр со взрослыми
  • Безопасность и простор для развития двигательной активности, в том числе самостоятельной
  • Яркость игрового материала
  • Стимулирование речевой деятельности и эмоциональных реакций

 

1/ Зона двигательной активности.

Потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. Дети имеют разные физические возможности: лежачие малыши , кто-то учится ползать, кто-то еще учится сидеть, стоять , поэтому   «Зону двигательной активности» составляют два вида манежей: высокие – для лежачих малышей и низкие для детей , которые учатся сидеть и стоять.  Большое открытое пространство в центре игровой комнаты с напольными коврами, дополненное оборудованием для каждого этапа физического развития: ходунки, прыгунки, качели ( для сидячих и лежачих детей)

2/ Центр развивающих игр,

Наполнен подборкой дидактических пособий и игр для занятий с детьми.

Направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики. Комплектация: игрушки - пищалки, игрушки – животные, бусы с пуговицами разного размера, бусы с шариками, бусы с кубиками, разнофактурные мешочки, кубики из разного материала (мягкие тканевые, пластмассовые), погремушки, яркие мячи и т.д. Данный дидактический материал используется воспитателями группы  для проведения индивидуальных игр-занятий с  детьми  

3/ Музыкальный центр.

Здесь находятся музыкальные инструменты, шумелки, свистульки, которые доставляют детям много радостных минут, развивают фонематический слух и чувство ритма у малыша.  Здесь же находится  музыкальный центр, который используется для эмоциональной разгрузки, музыкального сопровождения образовательной деятельности, для совместного прослушивания музыкальных произведений. Музыкальный центр укомплектован подборкой музыкальных произведений для прослушивания и релаксирующих  музыкальных композиций.

4/ Зона самостоятельных игровых действий детей: 

        На стеллажах в доступных для детей местах находится: мячи, неваляшки, фактурные игрушки, пирамидки, игрушки – каталки для того чтобы дети могли самостоятельно взять их.

        Над манежами весят игрушки, погремушки для лежачих детей, чтобы они могли свободно дотянуться до них руками.  

Содержание данных уголков красочно оформлено, доступно детям и соответствует их возрасту. Такая предметная среда обеспечивает возможность детям заниматься всеми видами детской деятельности. Также предусмотрена зона

          Организация  прогулочных участков для детей до года.

1/ Зона открытого пространства: манежи для неходячих детей, травмобезопасное покрытие для ходячих детей.

2/ Уличная веранда манежи для неходячих детей, зона для двигательной активности ходячих детей.

Оборудование: приспособления для двигательной активности детей (ходуны, прыгуны, мобильные игрушки : мячи, каталки и т.д.), коляски.

Минимальный перечень игрового оборудования, инвентаря, необходимого для реализации Программы.        

                                                                                                           

Образовательная область

игрушки

Познавательное развитие

 Погремушки, мячи, баночки-вкладыши, кольца,резиновые игрушки. Игрушки разной фактуры по возрасту.

Физическое развитие

Мячи разных размеров, каталки, неваляшки.  Мат для занятий на полу. Валики разных размеров. Ходунки, прыгунки, качели.

Развитие речи

Разнофактурные игрушки , изображающие животных, человека. Книжки для рассматривания по возрасту.

Художественно-эстетическое развитие

Шумячие, звучащие игрушки, погремушки, бубны, колокольчики, музыкальные шкатулки и т.д.

Учебно-методическое и   обеспечение.

  • Примерная основная образовательная программа дошкольного образования

 « От рождения до школы»

  • «Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста» «Развивайся малыш!» О. В. Закревская.
  • Научно-методические материалы для организации коррекционно-развивающей Коррекционно-развивающая работа с детьми раненого и младшего дошкольного возраста. Под ред. Н. В. Серебряковой
  • Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до 3 лет. Л.Н.Павлова
  • Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников под ред.Л.А.Вегнера
  •  «Моя первая книжка» мир вокруг меня. Серия предметных картинок
  • Развитие игровой деятельности . Вторая группа раннего возраста Н.Ф. Губанова
  • Сенсорное воспитание детей раннего возраста Ю.М.Хохрякова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА , по учебному курсу «Физическое развитие» Образовательная область «Здоровье» для детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа)

Пояснительная записка Концептуальные основы программыРабочая  программа -  это нормативно-управленческий документ, структурная и функциональная единица воспитательно-образовательн...

рабочая программа на весь учебный год

Презентация рабочей программы на весь учебный год для родителей детей средней группы....

Рабочая программа 2016-2017 учебный год

Содержание.1       Целевой раздел        ...

Рабочая программа 2016-2017 учебный год

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год. ...