программа работы с родителями
рабочая программа (младшая группа)

Филимонова Вера Сергеевна

для второй младшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_s_roditelyami.docx53.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад»

«РЯБИНУШКА»

Смоленского района Смоленской области

Программа взаимодействия с родителями воспитанников второй младшей группы по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ

Срок реализации программы 2019- 2020 уч. год

Программу составила:

Воспитатель: Филимонова В.С.

                                                                                                 

д.Жуково

2019г.

Содержание

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка.
  2.  Цели и задачи взаимодействия с родителями.
  3. Принципы взаимодействия с родителями.
  4. Характеристика планируемых результатов в деятельности педагогов и родителей.

II. Основной раздел

2.1 Направления и формы взаимодействия с родителями.

2.2 Содержание деятельности по взаимодействию с родителями.

2.3 Критерии анализа годового плана.

2.4.Особенности организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.

2.5 Познавательные формы взаимодействия с родителями.

2.6 Досуговые формы взаимодействия с родителями.

2.7 Наглядно- информационные формы взаимодействия с родителями.

2.8 Информационно- аналитические формы организации взаимодействия с родителями.

2.9 письменные формы взаимодействия с родителями.

3.Критерии эффективности использования различных форм работы с родителями.

Приложения План работы с родителями

Целевой раздел.

1.1 Пояснительная записка

  План разработан на основе основной общеобразовательной программы детского сада  «Рябинушка»  для работы с родителями  2-й младшей группе. План определяет содержание и организацию образовательной деятельности с родителями группы.

Актуальность:

С одной стороны, появились нормативные правовые документы, обозначившие новые цели и задачи в дошкольном  образовании:

-  ФГОС  дошкольного  образования,  где  прописаны  требования    к  структуре  ООП  дошкольного  образовательного  учреждения и к условиям реализации ООП ДОУ, в них одно из основных направлений- взаимодействие с семьями детей по реализации  основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

С   другой  стороны,  анализ  работы  с  воспитателями  показывает,  что  существуют  проблемы  в  эффективном  взаимодействии родителей и педагогов в формировании целостной картины мира дошкольников, по реализации основной  общеобразовательной программы ДОУ.

1.2 Цель: совершенствование содержания и механизмов взаимодействия ДОУ и семьи на основе методологии партнерства в условиях развития воспитательного пространства ДОУ.

Задачи:

-  способствовать  стимулированию мотивации родительской активности в решении задач воспитания,    становлению партнёрских отношений с семьями воспитанников;

-  знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей;

- способствовать формированию у родителей практических навыков воспитания;

- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

- организовать совместную деятельность по созданию условий для личностного становления ребёнка;

- поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.

1.3 Принципы взаимодействия с родителями.

При построении данного плана учитываются следующие принципы:

1.  Преемственность  согласованных действий. Взаимопонимание семьи и детского сада состоится при согласованности  воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, « выстроенных по принципу единства, уважения,  и требований к ребёнку,  распределения обязанностей и ответственности»

2.  Гуманный  подход  к  выстраиванию  взаимоотношений  семьи  и  ДОУ  –  признание  достоинства,  свободы  личности, терпимости к мнению другого, доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия.

3.  Открытость по отношению к семье воспитанника.

4.  Индивидуальный  подход  –  учет  социального  положения,  традиций,  интеллектуального  и  культурного  опыта родителей.

5.  Эффективность форм взаимодействия ДОУ и семьи  зависит от умения выделить наиболее важные проблемы сторон.

Формы выбираются в зависимости от интереса семьи, возможностей ДОУ, региональных, социально-экономических,  психологических условий.

6.  Доброжелательный стиль    общения  педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями.

7.  Сотрудничество.  Эффективно  будет  создание  атмосферы  взаимопомощи  и  поддержки  семьи  в  сложных  педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

8.  Динамичность.  Детский  сад  должен  находиться  в  режиме  развития,  а  не  функционирования,  представлять  собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей. Их образовательные потребности и воспитательные вопросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьёй.

9.  Обратная связь  необходима для изучения мнения родителей по различным вопросам воспитания.

Ценности:  сотрудничество  и  диалог  между  педагогами  и  родителями,  эмоциональный  комфорт  ребенка  и  его развитие в соответствии с задачами возрастной ступени развития.

1.4  ХАРАКТЕРИСТИКА ПЛАНИРУЕМЫХ  РЕЗУЛЬТАТОВ в деятельности педагогов и родителей.

Мотивационно-ценностный компонент

Родители:

- осознают  потребность  во  взаимодействии  с  педагогами  с  целью  реализации  ООП  ДОУ,  формирования целостной картины мира дошкольников;

Педагоги:

-  осознают  необходимость  взаимодействия  с  семьей  по  реализации  ООП,  потребность  в  изменении  характера взаимодействия ( от субъект- объектного к субъект- субъектному);

- обладают устойчивой потребностью в совершенствовании в сфере общения с родителями воспитанников.

Когнитивный компонент

Родители:

- знают психофизиологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста;

- знают приемы и методы взаимодействия с педагогами.

Педагоги:

- владеет  знаниями  о  семье,  специфике  семейного  воспитания,  методах  изучения  семьи  и  образовательных  потребностей родителей;

-  умеет ориентироваться в информации, отбирать из нее необходимое для собственной работы с родителями, оценивать эффективность применяемых родителями методов воспитания детей в семье и.т.д

Деятельностно - поведенческий компонент

Родители:

- реализуют методы, приемы воспитания ребёнка дошкольного возраста;

- активно взаимодействуют с педагогами ДОУ по реализации ООП;

Педагоги:

- учитывает социальный запрос родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними;

-  умеет  планировать  предстоящее  общение:  подбирать  необходимую  информацию,  традиционные  и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей;

-признает ведущую роль родителей в воспитании детей и роль педагога как «помощника»;

-  стремится к активному содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании  детей;

Рефлексивный

Родители:

-  самостоятельно обдумывают ситуации, конфликты;

-  самостоятельно решают проблемы родительской поддержки, на себе испытывают правильность своего выбора;

- удовлетворены работой педагогов ДОУ.

Педагоги:

 владеют  самодиагностикой  процесса  организации  общения  с  родителями,  выявления  положительных  моментов и недостатков;

-  осознают      собственные  ошибки  и трудности  в организации общения с родителями воспитанников.

 

II. Основной раздел

2.4. Особенности организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников

При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями необходимо соблюдать основные принципы:

• открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

• сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
• создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

• диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:

• развитие интересов и потребностей ребенка;
• распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
• поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
• выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
• понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.


Цель реализуется через следующие задачи:

• воспитание уважения к детству и родительству;

• взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;

• повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;

• оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы   с детьми;

• использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.

Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей, являются следующие:

• изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.;

• открытость детского сада семье;

• ориентация педагога на работу с детьми и родителями.


Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов.
1. Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ. При этом необходимо учитывать, что некоторые родители предпочитают сами заниматься с ребёнком, а детский сад рассматривают только как среду для игрового общения своего сына или дочки. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.

2. Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.

3. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.

4. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка.

5. Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.
Форма (лат. - forma) – устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо. 
Все формы с родителями подразделяются на

• коллективные (массовые),

 индивидуальные и наглядно-информационные;

• традиционные и нетрадиционные.


Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.


Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников. Наглядно-информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями. В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Осуществляется оно в двух направлениях: 

• внутри детского сада проводится работа с родителями воспитанников данного ДОУ;

• работа с родителями за пределами ДОУ. Цель – охватить подавляющее большинство родителей дошкольников независимо от того, посещают их дети детский сад или нет.

Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
Практикой уже накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Оно строиться на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению.

2.5. Познавательные формы взаимодействия с родителями

Доминирующую роль среди форм общения педагог - родители по сей день продолжают играть познавательные формы организации их взаимоотношений. Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей,  способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.


По-прежнему в этой группе лидируют следующие традиционные коллективные формы общения:

Общее родительское собрание ДОУ. Его цель - координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей. Как и любое родительское собрание требует тщательной предварительной подготовки . Для родителей, вновь принятых в ДОУ детей, целесообразно провести экскурсию по детскому саду с объяснением профиля и задач учреждения, познакомить со специалистами; можно издать буклет, рекламу, рассказывающие о конкретном учреждении или показать презентацию; организовать выставку работ детей и т.д. 
Родительская конференция - одна из форм повышения педагогической культуры родителей.  Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, работники  отдела образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи и т.д. Кроме того, эта форма позволяет педагогам, специалистам и родителям моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.

Групповые собрания родителей — это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы).

Рекомендуется проводить 2-3 собрания в год продолжительностью 1,5 ч.

Темы необходимо формулировать проблемно, например: «Послушен ли ваш ребенок?»,

 «Как играть с ребенком?» «Нужно ли наказывать детей?» и др. 
При подготовке к родительскому собранию следует придерживаться следующих правил:

•собрание должно быть целенаправленным

• отвечать запросам и интересам родителей;

• иметь четко обозначенный практический характер;

• проводиться в форме диалога;

• на собрании не стоит придавать гласности неудачи детей, просчеты родителей в воспитании.

Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Традиционно она включает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить, лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. Если педагог читает текст, не отрываясь, складывается впечатление, что он некомпетентен в излагаемых вопросах. В сообщении важно представить особенности жизни группы и каждого ребенка. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (врач, логопед, психолог и др.), а также специалисты среди родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству (педиатр, юрист, библиотекарь и др.). 
Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3—5 дней. В объявлении можно поместить небольшие задания для родителей, например, понаблюдать за поведением детей, сформированными навыками, обратить внимание на детские вопросы и т.д. Задания обусловлены темой предстоящего собрания. Как показывает опыт, родители активнее реагируют на индивидуальные приглашения, особенно если в их подготовке принимали участие дети.


При подготовке к собранию можно пользоваться следующим планом:
• Анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания, их результаты используются в ходе его проведения.
• Изготовление приглашений каждой семье (в виде аппликации, рисунка, открытки и т.д.). Важно, чтобы в изготовлении приглашений принимали участие дети.
• Изготовление памяток с советами на тему собрания. Их содержание должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.

• Подготовка конкурсов, выставок.

• Запись на магнитофон ответов детей по теме собрания.

• Приглашение на собрание сказочного героя (использование сюрпризного момента).
• Подготовка плакатов по теме собрания и т.д.


Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными формами. Хочется предостеречь педагогов от увлечения развлечениями: некоторые считают, что с родителями надо попить чаю, провести игры. Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания.

Родительский совет (комитет) группы. Родительский совет – это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать администрации ДОУ, воспитателям группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников, свободного развития личности; участвовать в организации и проведении совместных мероприятий. Как правило, в члены родительского совета выбирают родителей с активной жизненной позицией, которые заинтересованы в улучшении пребывания детей.

.

Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.

«Дни открытых дверей». Приобретают широкое распространение.  Сегодня можно говорить о данной форме общения педагогов и родителей как нетрадиционной, в связи с изменением принципов взаимодействия педагогов и родителей, дошкольное учреждение способно в полной мере удовлетворить запросы родителей только при условии, что оно является открытой системой. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры), имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и

детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях.


Мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Приглашает две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании. Таким образом, в узком кругу обсуждается интересующая всех тема.


Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины
Дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями. В зависимости от плана работы, необходимо составить график помощи родителей, обговорить каждое посещение, вид помощи, которую может оказать родитель и т.д.


Педагогические беседы с родителями. Оказание родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания. Это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. 
Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога.


Как правило, беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно приводить факты, положительно характеризующие ребенка. Рекомендуется детально продумать ее начало, от которого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется  родителям. Воспитателю следует подобрать рекомендации, подходящие для данной семьи, создать обстановку. Например, педагог хочет выяснить особенности воспитания ребенка в семье. Можно начать эту беседу с положительной характеристики ребенка, показать, пусть даже незначительные его успехи и достижения. Затем можно спросить у родителей, как им удалось добиться положительных результатов в воспитании. Далее можно тактично остановиться на проблемах воспитания ребенка, которые, на взгляд воспитателя, еще необходимо доработать. Например: «Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на воспитание трудолюбия, самостоятельности, закаливание ребенка и др.». Дать родителям советы.


Индивидуальные консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе.  Беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.

2.6. Досуговые формы взаимодействия с родителями

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. Такие формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными, только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия, а установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.



Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования). К данной группе форм относятся проведение педагогами дошкольных учреждений таких традиционных совместных праздников и досугов, как «Встреча Нового года»,  «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я — дружная семья», «Праздник урожая» и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Они могут выступать в роли непосредственных участников: участвовать в составлении сценария, читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории и т.д.

2.7. Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями.

Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:
1. — информационно-ознакомительной — является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения. 
2. — информационно-просветительской — близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию выставок и т.д., поэтому они были выделены в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами.
В их использовании необходимо соблюдать принцип целенаправленности и принцип систематичности. Главная задача данных форм работы - познакомить родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей в ДОУ (группе) и способствовать преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывать практическую помощь семье. К ним относятся:,

• фотографии,

выставки детских работ,

папки-передвижки.
В педагогической практике используются и сочетаются различные виды наглядности: 
изобразительная, 
информационная.
Но необходимо отметить, что отношение педагогов к традиционным методам наглядной пропаганды на современном этапе развития взаимоотношений педагога и родителей неоднозначно. Ряд воспитателей убеждены, что наглядные формы общения с родителями неэффективны в современных условиях. Они объясняют это тем, что родители не интересуются материалами, размещенными на стендах, папках-передвижках. А педагоги часто стремятся подменить непосредственное общение с родителями информационными объявлениями, статьями из газет и журналов. По мнению других воспитателей, наглядные формы общения способны выполнять задачи ознакомления родителей с методами и приемами воспитания, оказывать им помощь в решении возникающих проблем. При этом педагогу необходимо выступать в качестве квалифицированного советника, который может подсказать нужный материал, обсудить вместе с родителями возникшую трудности.
Уголок для родителей.   В нем размещается полезная для родителей и детей информация: режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей. Материалы родительского уголка можно разделить по содержанию на две части:

• материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера;

• материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье. В них отражается текущая работа по воспитанию и развитию детей. Родители наглядно увидят, как можно оборудовать уголок или комнату для ребенка, получат ответы на поставленные вопросы, узнают, какие консультации будут проводиться в ближайшее время. 

Главное - содержание родительского уголка должно быть кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию. Ещё очень важно не только наполнить уголок самой свежей и полезной информацией, но и сделать его красочным и привлекающим внимание. Для этого необходимо:
1. Выбрать подходящее место на стене. Желательно разместить уголок напротив входной двери или сразу над шкафами в раздевалке. Так нужная информация будет сразу попадаться родителям на глаза. Освободить на стене место для будущего родительского уголка. Сделайте из фанеры планшетный стенд или купите готовый, желательно сборно-разборный, чтобы иметь возможность при необходимости увеличить или уменьшить площадь стенда.
2. Решить, что именно будет наполнять родительский стенд. Обязательно должны присутствовать плакаты со справочной информацией: родителям о правах ребенка, ОБЖ родителям (правила личной безопасности), родители и второй ребенок, советы врачей, родители и их обязанности и пр.

3. Обратить внимание на содержание справочных материалов. Все статьи должны быть написаны доступным языком, без сложных терминов, размер шрифта букв - не менее 14 кеглей. Информацию дополнить красочными рисунками.
4. Подготовить и поместить информацию о детском учреждении и персонале, с указанием контактных телефонов. Это даст родителям возможность получать личные консультации в случае необходимости. Расписание дня, ежедневное меню, информация о воспитанниках группы (рост, вес и прочие показатели) – все это непременная часть родительского уголка.
5. Традиционно родительский уголок оформляется в виде теремка, крышу которого можно сделать из любого материала (бумаги, самоклеящейся клеёнки, соломы, веток и т.д.). Украшается уголок рисунками, аппликациями и поделками детей. Можно попросить и самих родителей, которые вместе с детьми с удовольствием примут участие в этом творческом мероприятии.
Но можно подумать и о нетривиальном оформлении уголка. Здесь вариантов  много. Можно оформить стенд в соответствии с названием группы или общим дизайном приёмной. 
Выставки, вернисажи детских работ, цель - демонстрируя родителям важных разделов программы или успехов детей по освоению программы (рисунки, самодельные игрушки, детские книги, альбомы и т.д.).


Например: выставка, освящающая разделы программы «Изобразительная деятельность детей в семье и детском саду», «Игрушка и ее воспитательная роль» или выставки детских работ «Осень», «Зима пришла» и т.д.



Информационные листы. Они могут нести в себе следующую информацию:
• информацию о дополнительных занятиях с детьми

• объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;

• просьбы о помощи;

• благодарность добровольным помощникам и т.д.

Памятки для родителей. Небольшое описание (инструкция) правильного (грамотного) по выполнению каких либо действий

Папки–передвижки. Формируются по тематическому принципу: «Чтобы наши дети не болели», «Роль отца в воспитании детей» и т.д. Папка дается во временное пользование родителям. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки, с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т.д. 

2.8. Информационно-аналитические формы организации взаимодействия с родителями

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.


Анкетирование
. Один из распространенных методов диагностики, который используется работниками ДОУ с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка 
Получив реальную картину, на основе собранных данных педагогом определяется и вырабатывается тактика общения с каждым родителем и ребёнком. Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
На основе анкетных данным можно разработать критерии «включенности» родителей в образовательный процесс. Он может отражать количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса. А так же качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволяет выделить три группы родителей.
Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
Родители – критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».


Всё это поможет воспитателю найти дифференцированный подход к родителям во время проведения совместных мероприятий.

2.9. Письменные формы взаимодействия с родителями

Новое в практике работы детского сада с семьёй это использование письменных форм общения с родителями. Как и когда использовать письменные формы общения?
Когда нехватка времени или сложности с графиком работы родителей мешают вам встретиться с ними лично; если у вас нет телефона или вы хотите обсудить какой-либо вопрос лично, то поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения. Но злоупотреблять такими формами общения не стоит. Так как они не способствуют сплочению детско-родительского коллектива группы. А некоторые (брошюра, пособие, бюллетень, отчёт) более приемлемы для организации работы с родителями в рамках всего детского сада.

Брошюры. Брошюры помогают родителям узнать о детском саде и группе. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.

Пособия. Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.

Доска объявлений. Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др.

Ящик для предложений. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.

3. Критерии эффективности использования различных форм работы с родителями в воспитании и развитии личности ребенка

К сожалению, формы и методы сами по себе не являются столь значимыми. За последние годы учеными и практиками разработано очень много ярких и интересных форм работы с родителями. Но в большинстве случаев эти формы существуют сами по себе, потому что работа с семьей оценивается по количеству мероприятий и совсем не анализируется их качество, востребованность у родителей, и то, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям.

С целью эффективного решения этой задачи администрации ДОУ, да и воспитателям необходимо проводить анализ (самоанализ) эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада.
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов.

В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т.п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.

Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют:
• проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
• возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;

• ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
• увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;

• стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;

• размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
• повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.

Перспективный план работы с родителями

СЕНТЯБРЬ 

Активные формы работы 

Наглядная информация

Индивидуальная работа

Цель

Ответственные

1.

Групповое родительское собрание «Партнерство семьи и детского сада в период адаптации детей»

«Режим дня», «Наша образовательная деятельность», «Адаптация», «Визитка», «Что должно быть в шкафчике», «Именинники», «Объявления», и т. д.

Беседы по адаптации, обновление группового инвентаря, участка.

Повысить эффективность позитивных воспитательных влияний учреждения на семью детей.

Воспитатели

2.

Педагогические беседы с родителями «Беседы на волнующие темы для родителей»

«Профилактика ДТП».

Беседы с родителями вновь прибывших детей.

Оказать родителям своевременную помощь по вопросам воспитания детей 3-4 лет, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.

Воспитатели

ОКТЯБРЬ 

Активные формы работы 

Наглядная информация

Индивидуальная работа

Цель

Ответственные

1.

Выставка поделок из природного материала «Чудесные превращения»

«Подвижная игра в жизни ребенка»

Беседа «Совместный труд ребенка и взрослого».

Привлечь родителей к экологическому воспитанию детей, совместному труду; сплочение в общем деле.

Воспитатель, инструктор физ-ры, родители.

2

Совместная подготовка группы к зиме (утепление окон).

Советы воспитателей

 «Режим – это важно!», «Роль семьи в воспитании детей!» «Мы любим природу!» (приметы, признаки осени).

Беседы «Одежда детей в группе и на улице, ее маркировка».

Настроить родителей на плодотворную совместную работу по плану и правилам группы.  

Воспитатель,  родители.

НОЯБРЬ 

Активные формы работы 

Наглядная информация

Индивидуальная работа

Цель

Ответственные

1.

Фотовыставка

«Мамочка, милая моя!»

Фотовыставка, консультация «Начнем утро с зарядки»

Советы по оформлению семейного фото.

Привлечение родителей к совместному созданию с детьми фотографий.

Воспитатель, родители.

2.

«Поможем тем, кто рядом» изготовление кормушек для птиц.

Стихи об осени, птицах для совместного чтения, «Покормите птиц зимой». «Профилактика гриппа».

Беседа «Совместный труд», развешивание кормушек для зимующих птиц. Беседа о здоровье детей, способах профилактики и лечения.

Привлечь родителей к экологическому воспитанию детей, совместному труду; сплочение в общем деле. Снизить заболеваемость детей.

Воспитатели, родители, медсестра.

ДЕКАБРЬ 

Активные формы работы 

Наглядная информация

Индивидуальная работа

Цель

Ответственные

1.

Родительское собрание «Детский сад пришел в семью»

«Зимние игры и развлечения»,"Если у ребенка плохой аппетит".

Советы и рекомендации медсестры.

Обеспечение условий комфортной адаптации  детей и родителей к ДОУ, через нетрадиционные формы организации сотрудничества, которые помогут  установить психологический  контакт с семьей.

Воспитатели.

2.

«К нам шагает новый год» привлечение родителей к праздничному украшению группы.

«Игры с детьми в праздники», «Первые космонавты».

Приобретение и изготовление в группу украшений.

Формировать у детей и родителей интерес и желание совместно  украсить группу к празднику.

Воспитатели, родители.

                                                                                                               

ЯНВАРЬ

Активные формы работы 

Наглядная информация

Индивидуальная работа

Цель

Ответственные

1.

Конкурс – выставка «Волшебные снежинки!»

«Какие бывают снежинки».

Советы для родителей по изготовлению снежинок вместе с детьми.

Формировать у детей и родителей интерес к совместному творчеству.  

Воспитатели, родители.

2.

День добрых дел «Снежные постройки».

«Лепим из снега!», пословицы и поговорки о зиме, зимние стихи.

Советы по изготовлению построек, горки, использованию орудий труда.

Организация совместной деятельности по оформлению участка зимними постройками.
Положительные эмоции всех участников, оздоровление.

Воспитатели, родители.


ФЕВРАЛЬ 

Активные формы работы 

Наглядная информация

Индивидуальная работа

Цель

Ответственные

1.

Привлечение родителей к расчистке участка от снега.

«Растим будущего мужчину».

Советы по изготовлению подарков ко дню Защитника Отечества из нетрадиционного материала (бросовый, природный), показ образцов.

Организация совместной деятельности по расчистке участка от снега; 

Воспитатели, мамы.

2.

Фотовыставка «Лучше папы друга нет!».

Организация фотовыставки с рассказами о папах
(оформление детскими рисунками).

Сбор фоторассказов, их оформление, советы по тексту, подбор стихов.

Привлечь мам и детей к оформлению выставки–поздравления к дню Защитника Отечества. Воспитывать у детей желание делать порадовать близкого человека, проявлять творчество.

Воспитатели, мамы.



МАРТ 

Активные формы работы 

Наглядная информация

Индивидуальная работа

Цель

Ответственные

1.

Выставка поделок «Золотые руки наших мам!».

«Авторитет родителей – необходимое условие правильного воспитания».

 Подбор стихов к празднику.

Привлечь пап и детей к оформлению выставки–поздравления к Международному женскому дню. Воспитывать желание делать подарки, проявлять творчество.

Воспитатели, папы.

2.

Совместно проведённый весенний праздник.

«Весенние стихи», «Приметы и пословицы о весне»

Разучивание стихов, советы по оздоровлению.

Формировать у родителей и детей желание участвовать в совместном празднике, получить положительные эмоции.

Воспитатели, родители,  муз.руководитель.


АПРЕЛЬ 

Активные формы работы 

Наглядная информация

Индивидуальная работа

Цель

Ответственные

1.

Организация изобразительной выставки «Весна пришла, птиц позвала!».

Оформление выставки рисунков – игр  для совместной логической и изобразительной деятельности детей и родителей, стихи о птицах.

Объяснение заданий, советы по использованию творческого подхода, подбор стихов о птицах.

Привлечение родителей к совместной деятельности дома с детьми, воспитывать желание вместе доводить дело до конца и видеть свой результат на выставке, углублять знания детей о птицах.

Воспитатели, родители.

2.

Совместное создание в группе огорода.

«Что посадим в огороде», «Стихи о растениях», фоторепортаж «Как мы ухаживаем за растениями».

Сбор семян, подготовка земли, творческое оформление огорода.

Приобщить родителей к созданию в группе огорода, знакомству детей с растениями, уходу за ними. Фотоотчёт для родителей.

Воспитатели, родители.


МАЙ

Активные формы работы 

Наглядная информация

Индивидуальная работа

Цель

Ответственные

1.

Организация выставки – поздравления к Дню Победы.

Выставка «Звезда памяти», информационные файлы «Мои родные защищали Родину».

Советы по оформлению, подбор стихов, поздравлений.

Привлечь родителей к участию в дне памяти участников в ВОВ, творческому изготовлению звезды памяти из любого материала. Воспитывать желание знать больше о родных.

Воспитатели, родители.

2.

Родительское собрание «Успехи 2-й младшей группы».

«Диагностика», «Родительская помощь на следующий учебный год». Консультация «Безопасность детей – забота взрослых»

Выбор помощи на следующий год, рекомендации по одежде. Советы по безопасности детей на дороге в летний период.

Дать информацию об успехах детей на конец учебного года, познакомить с планом  работы на летне-оздоровительный период.

Воспитатели.

Темы родительских собраний.

Месяц проведения

Содержание

Цели

Участники

Сентябрь

Родительское.

собрание в группе «Адаптация ребёнка к условиям детского сада»

Ознакомление родителей с основной программой дошкольного образования, планом на год. Обсуждение рекомендаций и пожеланий. Ознакомление с правилами внутреннего распорядка

детского сада. Создание

родительского комитета.

Рекомендации медсестры о

питании ребенка.

Воспитатели,

родители, медсестра.

Декабрь

Родительское собрание в группе «Здоровье ребёнка в наших руках»

Приобщение семей к здоровому образу жизни, активному отдыху, спорту. Воспитывать активное участие в укреплении здоровья детей. Подготовка к новогоднему утреннику.

Воспитатели, родители

Март

Родительское собрание «Роль  игры в жизни ребёнка. Игровая деятельность в семье.»

Дать знания о важности игры, ее значении, подборе игр по возрасту, проведении игры, правилах. Формировать взаимоотношение родителей с детьми в процессе игры. Побуждение родителей к созданию условий для разнообразной игровой деятельности.

Воспитатели, родители, музыкатьный руководитель

Май

Родительское собрание «Итоги года»

Дать информацию об успехах детей за прошедший год, планы на летний период.

Воспитатели, родители

Консультации для родителей

Месяц

        Темы консультаций

Советы воспитателя

В союзе с природой

Здоровье всему голова

Сентябрь

Консультация «Как вести себя во время адаптационного периода»

Консультация «Здоровье в порядке – спасибо зарядке»

Октябрь

Консультация «Формирование элементарных экологических представлений в раннем возрасте»

Индивидуальные беседы «Соответствие одежды сезону». Консультация «Дорога к обеду ложка или…»

Ноябрь

Консультация «Ребёнок и природа»

Рекомендации для родителей по закаливанию детей раннего школьного возраста.

Беседа «Чтоб здоровье сохранить, научись его ценить»

Декабрь

Рекомендации «Что подарит Дед Мороз. Как дарить подарки»

Консультация «Здоровая прогулка с малышом»

Консультация «Игры и игровые упражнения для обучения правильному дыханию»

Январь

Консультация «Гиперактивный ребенок»

Консультация «Учите детей чувствовать природу»

Консультация «Охрана здоровья детей – забота общая»

Февраль

Консультация «Ты мне нужен, папа! Роль отца в воспитании ребенка»

Консультация «Искуство быть здоровым. Профилактика простудных заболеваний»

Март

Консультация по созданию домашнего игрового уголка для детей дошкольного возраста. Консультация «Нужны ли детям игрушки-чудовища?»

Март

Практические советы «Игры, которые можно провести дома»

Консультация «Приобщение детей к природе»

Консультация «Как повысить иммунитет:веснние правила для родителей»

Май

Рекомендации «Поговори со мною, мама»; «Счастье –это когда тебя понимают».

Консультации «Ребёнок на даче»; «Витамины для детей летом»

Папки – передвижки.

Месяц

Темы

Цели

Сентябрь

«Игры на природе в осенний период»

Расширение знаний родителей о разнообразии игр осенью на природе.

Октябрь

Информационная папка «Осень»

«Использование природного материала для поделок»

Расширить представление детей и родителей о времени года «Осень»

Вовлечение родителей к совместному с детьми творческую деятельность, связанную с созданием изделий и композиций из природных материалов.

Ноябрь

«Развитие мелкой моторики»

Довести информацию о важности развития мелкой моторики руки для формирования речи детей ранннего возраста, способствовать внедрению данных упражнений в повседневную жизнь.

Декабрь

Информационная папка «Зима»

Расширить представление родителей и детей о времени года «Зима»

Январь

«Подвижные игры на свежем воздухе»

Расширение знаний родителей о разнообразии игр зимой на природе.

Февраль

«23 февраля»

Формирование у детей первичных представлений о Российской Армии, о защитниках Отечества.

Март

«Внимание, опасный лед!»

Довести до родителей информацию об опасности льда на водоёмах весной, побудить их внимательнее относиться к безопасности своих детей.

Апрель

Информационная папка «Весна»

Расширить представление родителей и детей о времени года «Весна»

Май

«Безопасность детей летом»

Довести до родителей информацию о возможных опасностях, которые подстерегают детей летом.

Мероприятия с участием родителей

Месяц

Мероприятие

Цели

Сентябрь

Анкетирование родителей «Давайте познакомимся»

Ближе познакомиться с детьми и их родителями, помочь легче пережить адаптационный период

Октябрь

Конкурс на тему «Чудеса с грядки»

Совместнй труд родителей с детьми (уборка листьев на групповом участке)

Привлечение родителей к совместному творчеству с детьми, доводить начатое дело до конца, видеть результат работы на выставке.

Способствовать развитию совместной трудовой деятельности родителей и детей.

Ноябрь

Помощь родителей в оснащении праздника «Осень»

Конкурс «Поможем пернатым друзьям»

Привлечь родителей к организации мероприятия.

Привлечение родителей к совместному творчеству с детьми, доводить начатое дело до конца, видеть результат работы на выставке.

Декабрь

Конкурс «Новогодняя сказка»

Помощь родителей в совместном оформлении  групповой комнаты, в подготовке  к новогоднему празднику.

Развитие творческого взаимодействия родителей и детей

Привлечь родителей к оснащению группы к новогоднему празднику и участию в проведении мероприятия.

Январь

Презентация «Роль пальчиковых игр в развитии речи младших дошкольников»

Довести информацию о важности развития мелкой моторики руки для формирования речи детей ранннего возраста, способствовать внедрению пальчиковых игр в повседневную жизнь.

Февраль

Изготовление совместно с родителями фотовыставки ко Дню защитника Отечества

Конкурс «Мини-огород на окне»

Привлечение родителей к созданию фотовыставки к 23 февраля.

Привлечение родителей к созданию и оформлению мини-огорода на окне для участия в конкурсе между группами.

Март

Организация «Калейдоскопа добрых дел» (ремонт книг, кукольной обеджы, мебели)

Помощь родителей в организации праздника ко Дню 8 марта.

Способствовать развитию совместной трудовой деятельности родителей.

Привлечь родителей к организации мероприятия, изготовлению подсобного материала

Апрель

Помощь родителей в организации праздника весны

Привлечь родителей к организации мероприятия, изготовлению подсобного материала.

Май

Помощь в подготовке участка группы к летнему периоду (покраска и ремонт оборудования, подготовка клумб, посадка цветов)…

Совместный досуг детей с родителями «В гостях у сказки»

Активизация взаимодействия родителей и воспитателей в подготовке участка группы к летнему периоду.

  • Показать родителям, что воспитание интереса и любви к художественной литературе — одна из основ формирования жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, способного к творческой деятельности.
  • Активизировать интерес родителей к деятельности дошкольного учреждения и жизни ребенка в нем.
  • Создать благоприятный эмоциональный климат у всех участников праздника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с родителями по развитию речи детей в логопедической подготовительной к школе группе.

Программа рассчитана  на детей 5-6лет, воспитанников логопедических групп детского сада и их родителей.Цель: развитие речи детей и сплочение семьи в совместной деятельности.Задачи:a)...

Программа работы с родителями в средней группе по художественно-эстетическому воспитанию.

Данная программа содержит тематический и календарный план по работе с родителями на один год...

Программа работы с родителями в период адаптации детей к ДОУ

Работа с семьей — важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения — системообразующее ядро каждой образовательной программы. Необходимы взаимодействие и пре...

Программа работы с родителями по коррекции агрессивного поведения

Цель программы: Информирование родителей по вопросам агрессивности у дошкольников и способах её коррекции.Задачи:Объяснение родителям, что такое агрессивность, как она проявляется, чем она опасна для ...

Программа работы с родителями "Дорогою добра"

В документе представлена теоретическая часть программы работы с родителями....

Программа работы с родителями воспитанников в старшей группе.

В своей работе по взаимодействию с семьей стараюсь использовать инновационные технологии....

Программа работы клуба родителей детей раннего дошкольного возраста по адаптации "Счастливые дети-счастливые родители"

         Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления пост...