Программа работы с родителями "Дорогою добра"
методическая разработка по теме

Баранова Ольга Александровна

В документе представлена теоретическая часть программы работы с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dorogoyu_dobra.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

работы с родителями по профилактике жестокого обращения

«ДОРОГОЮ  ДОБРА»

1. АКТУАЛЬНОСТЬ

Проблема обеспечения для всех детей благоприятных условий для жизни, развития и воспитания, гарантий защищенного детства, свободного от жестокости и насилия, все больше оказывается в центре внимания мирового сообщества. Формирование полноценной системы защиты детства в последние годы является одним из ключевых приоритетов социальной и демографической политики Российской Федерации. Президентом и Правительством Российской Федерации поставлены задачи принять системные меры в сфере борьбы с преступлениями против детей, обеспечению их безопасности, организации своевременного выявления семейного неблагополучия, создания инфраструктуры профилактической работы, комплексной системы реабилитации детей, находящихся в социально опасном положении, профилактики социального сиротства и обеспечения прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Актуальность этих решений особенно усилилась в связи с кризисными явлениями в экономике, ростом безработицы, усугубившимся экономическим положением многих семей.

До настоящего времени жестокое обращение с детьми, включающее физическое, психологическое и сексуальное насилие, а также пренебрежение основными потребностями ребенка, широко распространено и не встречает должного противодействия и осуждения в обществе. Зачастую жестокое обращение с детьми носит скрытый характер и выявляется только в крайних случаях. Во многом латентный характер насилия над детьми, отсутствие широкой практики применения технологий раннего выявления, дефицит квалифицированных кадров ведут к невозможности оказания ребенку своевременной помощи и реабилитации, тяжелым последствиям для здоровья и личности ребенка.

С целью формирования эффективных механизмов профилактики жестокого обращения и насилия над детьми, была разработана программа, «Дорогою добра».

Новизна проекта: создание комплекса мероприятий, направленных на противодействие  жестокости к окружающему миру.

Сроки реализации программы: 1 год.

2. ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

1. Внедрение в сознание родителей и детей нетерпимого отношения  к жестокости в условиях гуманизации образовательного процесса.

2. Актуализация в сознании родителей семейных духовных ценностей, потребности в осознании самоценности дошкольного периода детства как базиса для всей последующей жизни человека.

3. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

  • Информировать педагогов, родителей воспитанников о недопустимости применения насилия и жестокости к детям;
  • Гармонизировать взаимоотношения в детской среде по профилактике жестокости через гуманизацию образовательного пространства;
  • Совершенствовать систему психолого-педагогической поддержки важнейших социальных функций семьи: воспитательной, хозяйственно-экономической, рекреативной (досуговой), влияющих на качество семейного воспитания детей дошкольного возраста.
  • Внедрить эффективные технологии сотрудничества с родителями.  
  • Повысить эффективность профилактики и предупреждения семейного неблагополучия детей дошкольного возраста.
  • Обеспечить научно-методическое, нормативно-правовое сопровождение данного аспекта работы.  
  • Совершенствовать систему повышения квалификации педагогических кадров по вопросам использования эффективных технологий сотрудничества с семьей.

4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Реализация и внедрение Программы «Дорогою добра» позволит обеспечить:

  • Повышение чувства социальной и личной ответственности родителей за благополучное полноценное развитие и воспитание своих детей.
  • Гармонизацию детско-родительских отношений в семьях с детьми  дошкольного возраста.
  • Снижение риска реальных и потенциальных факторов семейного неблагополучия и применения насильственных методов воспитания детей  дошкольного возраста.
  • Повышение профессиональной компетентности руководящих и педагогических кадров в общении с родителями.
  • Максимальное сокращение социальной изоляции семей, предоставление им доступной квалифицированной психолого-педагогической помощи.

5.  МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

5.1. Педагогические условия успешной реализации программы

Успешность реализации программы зависит от соблюдения комплекса психолого-педагогических условий, среди которых особую актуальность имеют следующие:

  • признание и учет педагогами социальной функции семьи, заключающейся в поддержке душевных и эмоциональных сил ребенка в процессе его взаимодействия с расширенным социумом, осознание специалистами ценности семьи как «эмоционального тыла» для ребенка;
  • учет в содержании общения с родителями разнородного характера социокультурных потребностей и интересов практики семейного воспитания, обусловленной социально-экономическими, культурно-ценностными, этническими, биографическими, эмоционально-психологическими, религиозными и прочими факторами современной жизни;
  • нацеленность содержания общения с родителями на укрепление детско-родительских отношений, а не  дублирование образовательных функций ДОУ;
  • сочетание комплекса форм сотрудничества с методами активизации и развития педагогической рефлексии родителей;
  • понимание и реализация специалистами ДОУ интегративной основы воспитательной культуры современного родительства;
  • практическая направленность психолого-педагогических технологий сотрудничества с семьями на овладение родителями разными видами контакта и общения с ребенком (вербального, невербального, игрового и пр.).

5.2. Вариативность задач, форм и методов общения педагога с родителями в практике работы ДОУ

Разработка и реализация программы «Дорогою добра» в дошкольном образовательном учреждении предполагает мобилизацию профессиональных сил всего педагогического коллектива, диалогической стратегии сотрудничества, партнерства и сотворчества всех специалистов, а не только воспитателей возрастных групп. Руководитель ДОУ заботится о том, чтобы педагоги совершенствовали свои коммуникативные навыки для установления контактов с семьями; опирались на современное представление о содержании помощи семье, формах и методах ее оказания; имели необходимое методическое оснащение для разработки технологий общения с родителями, проведения на профессиональном уровне необходимых диагностических процедур и пр.

Важно поддерживать любую ориентированность родителя на повышение своего воспитательного потенциала. При этом компетентное профессиональное общение педагога с родителями проявляется в способности обеспечить высокое качество пространства общения по стилю и выбранной стратегии, актуальности содержания и умелому сочетанию многообразия форм сотрудничества и методов активизации родителей

Формы и активные методы сотрудничества с родителями.

Популярные формы общения

Активные методы общения

Методы развития рефлексии

«Круглый стол»

Анкетирование

Анализ педагогических ситуаций

Дискуссионная встреча

Тестирование Интервьюирование

Решение проблемных педагогических задач

Вечер вопросов и ответов

Дискуссионные вопросы

Управляемое игровое взаимодействие родителей и детей

Родительская конференция

Апелляция к авторитетному мнению из литературы

Спонтанное игровое взаимодействие взрослых и детей

Консультация

Открытые просмотры детской деятельности

Игровое моделирование способов родительского поведения

Педагогическая «гостиная»

Анализ результатов творческой деятельности детей

Игровые задания и упражнения

Образовательно-игровой тренинг

Анализ результатов творческой деятельности родителей

Рисуночные задания

Практикумы в форме деловой игры и пр.

Видео – просмотры

Досуговые формы общения детей и взрослых (викторины, физкультурные , фольклорные и др. досуги)

Прослушивание аудиозаписей

Библиотека семейного чтения

Игровые задания для домашнего общения

День открытых дверей

Акции с участием детей и взрослых

Применение активных методов в общении с родителями уменьшает давление шаблонов и стереотипов, поскольку в семейном воспитании меньше всего работает упование на готовые схемы и «рецепты». Благодаря применению активных методов родители оказываются в исследовательской позиции и вместе с тем могут чувствовать себя в отношениях с другими комфортнее и безопаснее, т.к. начинают получать друг от друга обратную связь и эмоциональную поддержку. Активные методы предоставляют родителям возможность вместе со специалистом эмоционально проживать как негативные, так и позитивные последствия применяемых воспитательных мер; помогают формировать навыки рефлексии личного опыта и выходу за пределы своих стереотипов на интеграцию новых действий, переживаний, мыслей, искренний и живой контакт ребенка в семье.

В отборе содержания мы основывались на реальной практике семейного воспитания дошкольников, посещающих ДОУ, и наиболее типичных затруднениях родителей. Для этого периодически изучаем опыт родителей по конкретной воспитательной проблеме - с помощью анкетирования, тестирования, интервью, экспресс - опроса родителей и пр.,  сочетающих параллельное общение с детьми, наблюдение их в различных видах деятельности, в общении с родителями в разные отрезки времени, в том числе в специально организованном взаимодействии.

5.3. Социальное партнерство

        Для реализации программы осуществляется социальное партнерство с разными учреждениями города.

 

        Социальное партнерство помогает установить внешние связи  ДОУ с различными  учреждениями на основе единого планирования и участия  массовых общественно – значимых мероприятиях с привлечением детей и родителей.


6. ПЛАНИРОВАНИЕ  РАБОТЫ  С РОДИТЕЛЯМИ

Формы работы

Содержание работы

Дата

Ответственный

Индивидуальные консультации

«Понимаем ли мы  друг друга?»

Жестокое обращение с детьми: что это такое?

Октябрь

Апрель

Воспитатели

 ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

Задачи: выявление воспитательно – образовательных потребностей  родителей, уровня осведомлённости родителей в области воспитания и обучения дошкольника, мнения родителей о качестве воспитательно – образовательного процесса в ДОУ

Анкетирование

- Исследование запросов родителей по выбору форм работы с семьями

- Изучение семей воспитанников

- Мой стиль воспитания ребёнка в семье

- Диагностика нарушений прав ребёнка в семье

- Самоанализ социальных факторов жизни семей воспитанников

- Оценка результатов работы по вопросам воспитания

- Анкета интересов родителей

Анкета для родителей

«Стратегия воспитания ребенка в семье»

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Январь

Март

Апрель

Август

Старший воспитатель

Воспитатели

Тестирование

«Умеете ли вы наказывать?»

Какой Вы родитель?

Декабрь

Май

Старший воспитатель

Воспитатели

Опросы

- Выявление потребностей родителей в образовательных и оздоровительных услугах «Что вы ждёте от детского сада», «Какая практическая помощь по вопросам обучения и воспитания вам необходима?»

- Социологические исследования состава семьи (С целью составления социологической карты семьи)

Июль – август

Сентябрь

Воспитатели

Старший воспитатель

Зайцева О.А.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

Задачи: повышение психолого – педагогичской компетенции родителей, привлечение их к активному участию в воспитательно – образовательном процесса

Наглядная педагогическая пропаганда

Информационные стенды для родителей

«Правам ребёнка посвящается» (папка - передвижка)

Декларация о правах ребёнка

Информационные листы:

По созданию благоприятной семейной атмосферы

Как правильно наказать ребенка, чтобы не унизить и не оскорбить личность маленького человечка?

Старый добрый угол

Детский сад и семья – единое пространство детства (статья)

Совместные выставки детского творчества:

Подарки осени

Зимняя сказка

Мой папа – военный

Мама – солнышко моё

Ноябрь – декабрь

Январь - февраль

Март

Ноябрь

Декабрь

Февраль

Март

Воспитатели

Старший воспитатель

Памятки для родителей

- О правилах жизни ребёнка в семье

- Родительские заповеди

Информационный вестник «Простить нельзя наказать»

«Чтобы воспитать Человека»

Сентябрь

Ноябрь

Апрель

Май

Воспитатели

Старший воспитатель

Родительские собрания

  1. Знаемее ли вы своего ребенка?
  2. Я – семья – род – народ
  3. Детский мир без жестокости и насилия.
  4. Создадим условия для воспитания счастливого дошкольника

3.12. 09. (17.00.)

15.02. 10. (17.00.)

1.03.10. (17.00.)

6.05.10. (17.00.)

Старший  воспитатель

Воспитатели

Проектная деятельность

  1. Проект «Моя семья» (в проектах представляются не только семейные гербы, генеалогическое древо, но и опыт семейного воспитания)
  2. Проект «Как мы провели лето» (совместный детско – родительский проект)

Ноябрь – декабрь

Сентябрь

Воспитатели

 СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОЛЛЕКТИВА УЧРЕЖДЕНИЯ И РОДИТЕЛЕЙ

Задачи: привлечение родителей к активному участию в воспитательно – образовательном процессе, повышение авторитета родителей в глазах детей, авторитета педагогов – в глазах родителей

Проведение досугов

- День матери

- День защиты детей

- Участие в подготовке и проведении спортивных праздников и Дней Здоровья;

- Участие в подготовке и проведении развлечений познавательного характера (КВН, викторин и т.д.), тематических вечеров

- «Взрослые детям» - показ театральных представлений и кукольных спектаклей силами сотрудников и родителей

- Приглашение родителей на тематические вечера «Встречи с интересными людьми»

По плану

Старший воспитатель

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Председатели родительских комитетов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы детско-родительской группы "Дорога добра" 2017-2018 уч. год

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Рябинушка»Детско-родительская группадля детей с ОВЗ и их родителей «Дорога добра"2017-2018 учебный год...

План работы кружка "Дорога добра" по программе "Социокультурные истоки"

Материал в помошь воспитателям при организации работы кружковой деятельности по программе "Социокультурные истоки"...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Дорога добра» (по программе Л.Л. Шевченко «Добрый мир». Православная культура для малышей.)

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Дорога добра» (по программе Л.Л. Шевченко «Добрый мир». Прав...

Полезные материалы для тех, кто работает по программе духовно-нравственного воспитания "Добрый мир"

Духовно-нравственное воспитание в дошкольном учреждении имеет целью формирование у детей гуманного отношения к окружающему миру.                    ...

Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки» «Истоки добра и мудрости» на 2021-2025 учебный год

    Данная программа воспитания разработана с учетом многолетнего опыта реализации программы «Социокультурные истоки» (авторы профессор И.А. Кузьмин и профессор А.В. Камки...

Программа работы родительского клуба "Дари добро"

Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв п...