Программа работы детско-родительской группы "Дорога добра" 2017-2018 уч. год
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Филина Марина Николаевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Рябинушка»

Детско-родительская группа

для детей с ОВЗ и их родителей

«Дорога добра"

2017-2018 учебный год

Автор: учитель-дефектолог

 Филина М.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл d._r._gruppa_doroga_dobra.docx30.64 КБ
Файл tvorcheskiy_master._noyabr_docx.docx13.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Рябинушка»

Детско-родительская группа

для детей с ОВЗ и их родителей

«Дорога добра»

2017-2018 учебный год

Автор: учитель-дефектолог

 Филина М.Н.

с. Ильинско-Подомское.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………...3
  2. План встреч группы…………………………………………………………….....5
  3. Календарно – тематическое планирование……………………………………..7
  4. Список литературы……………………………………………………………….8
  5. Приложение……………………………………………………………………….9

  1. Пояснительная записка.

Распространение в нашей стране процесса  инклюзии детей с ограниченными возможностями психического и физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование, которое закреплено законодательно.

Закон   "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ Статья 5 часть 5. (выведем на слайд) гласит:

«В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления: создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов ….. , в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;…

Таким образом, действующее законодательство позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных образовательных учреждениях.

Закон закрепил за родителями  право  выбора между специальными образовательными учреждениями и обучением ребенка  в образовательной организации общего типа.

Стремление к тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающимися сверстниками, становится сегодня главной областью приложения сил многих родителей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии.  

И согласно тому же закону администрация и педагоги образовательной организации, в которую попадает ребенок с ОВЗ, обязаны обеспечить ему  необходимые образовательные условия.

Дети с ОВЗ нуждаются в реализации потенциальных возможностей и создании условий для их развития психолого-педагогическими средствами. Оказание помощи детям с ОВЗ осуществляется в процессе психолого-педагогического и медико-социального сопровождения данной категории детей. Целью сопровождения ребенка с ОВЗ  является обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция в социум.

Для детей с ОВЗ, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.

Вопросы, посвященные проблеме детско-родительских отношений, рассматривались учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики. В отечественной психологии исследованиями в этой области занимались ученые Божович Л.И., Выготский Л.С., Дубровина И.В., Лисина М.И., Эльконин Д.Б., разрабатывая проблему периодизации психологического развития показали, что с возрастом меняется мировоззрение ребенка, тип его ведущей деятельности, отношения со взрослыми и свертниками, и это влечет за собой и изменения  в отношении родителей к нему. В исследованиях Дубровиной И.В. « Семья и социализация ребенка», рассматривает семью как главный источник  социализации. В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно, основным механизмом ее является воспитание.

Итак, для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от отношений с ним, стремление к его защите и безопасности. С другой стороны родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. В этом конфликте заключается одно из самых сильных противоречий детско-родительских отношений.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения. Большое значение имеет личностные установки родителей детей с ОВЗ.

К подобным неосознаваемым установкам могут быть отнесены:

1. Неприятие личности ребенка;

2. Неконструктивные формы взаимоотношений с ним;

3. Страх ответственности;

4. Отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание;

5. Гиперболизация проблем ребенка;

6. Вера в чудо;

7. Рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что-либо;

8. Нарушение взаимоотношений в семье после его рождения.

Процесс реализации психологической поддержки родителей детей с ОВЗ является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (социального педагога, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учителя-логопеда, музыкальный руководитель, медсестры).

Таким образом, общая направленность психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Второй год в МБДОУ Детский сад «Рябинушка» проводятся встречи детско-родительской группы «Дорога добра» для детей с ОВЗ и их родителей. Учитель-дефектолог, специалисты службы сопровождения детей и воспитатели организовали мероприятия-праздники для них. В этом учебном году планируется, не нарушая традиции продолжать работу в этом направлении.

Цель встреч: содействие родителям в эффективных способах коррекции и развитии детей с ОВЗ.

Задачи:

 • Формировать навыки сотрудничества родителя с ребёнком, с участниками группы,

• Усилить способность родителей к пониманию эмоционального мира своего ребёнка,

• Формировать у детей интерес к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками,

• Узнавать эффективные приёмы и методы развития и коррекции психических и моторных функций у детей с ОВЗ.

• Содействовать в получении взаимной поддержки между членами группы.

Интегрированные  мероприятия детско-родительского  взаимодействия будут осуществлены педагогами и специалистами «Службы сопровождения МБДОУ Деский сад «Рябинушка».

  1. План встреч группы.

Сроки реализации: с ноября 2016 года по март 2017 года.

Количество  встреч – 3.

Длительность встреч: 30-35 минут.

Количество детей и родителей: 7 детей и 7 родителей.

Участники группы: 

  • дети с ограниченными возможностями здоровья (дети-инвалиды);
  • родители детей с ОВЗ;
  • педагоги и специалисты детского сада: учитель-дефектолог, социальный педагог;  педагог-психолог; учитель-логопед; музыкальный руководитель; инструкторы по физической культуре; воспитатели.

Список участников в приложении.

Для реализации программы, в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.

Формы работы с детьми и родителями: творческие мастер-классы

• игра

• объяснение

• показ

• личный пример

• беседа

• обсуждение

• наблюдения

• словесные и подвижные игры

Этот группа для любящих родителей, отдающих душу и сердце воспитанию детей. Работа семейной группы проходит в несколько этапов.

- Установление доверительных отношений между родителями, воспитателями и учителем-дефектологом;

- Развитие и формирование опыта общения детей с родителями через совместные занятия художественным творчеством;

- Оценка совместной творческой деятельности детей и родителей в виде презентации работ и награждения.

В результате организации творческих мастер-классов вокруг детей создается единое коррекционно-образовательное пространство и речевая среда. Мероприятия разработаны с учётом физиологических и психологических  особенностей  каждого ребенка.  Родители в данных мероприятиях  активные участники. Взаимодействуя со своим детьми, они тем самым оказывают им  родительскую поддержку и внимание.

Ожидаемый результат:

Данная группа позволит ребенку научиться доверять взрослым (педагогам, родителям), стремлению к контакту с ними, открытости и интересу к встречам, а также в снижении эмоционального напряжения, в психологическом комфорте и позитивных чувствах.. Коррекции нарушенных функций, развитии мелкой моторики и желании родителей использовать данные техники дома с детьми.

Главное в этих играх — общий язык.  Родители невольно и незаметно передают ребенку своё настроение. Кроме того, ребенку важно, что родители заинтересованы его мнением и желанием, что принадлежит в эти минуты ему, и только ему.

Наряду с образовательным процессом идет развитие творческого потенциала личности, как ребенка, так и родителя. Это проявляется в развитии чувств, продуктивности и контактности во взаимоотношениях с людьми, становлении целостной личности: физически и психически здоровой.  Дети с ОВЗ станут активными участниками конкурсов, выставок.

 Работа группы позволяет педагогам и специалистам повысить практический опыт, мастерство и компетентность в условиях инклюзивного образования. Произойдёт реализация технологического подхода в оказании помощи и поддержки детям с ОВЗ.

  1. Календарно – тематическое планирование.

ПЛАН РАБОТЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОЙ ГРУППЫ «ДОРОГА ДОБРА»

НА ПЕРИОД 2017-2018 УЧ. ГОДА

Месяц

Тема

Задачи

Участники

1.

ноябрь

Творческий

мастер-класс

к дню матери

«Подарочек для мамочки».

Способствовать  созданию праздничной атмосферы, положительных эмоций,  снятию психоэмоционального напряжения,  объединению детей и взрослых в совместное творческом занятии.

Развивать   интерес к совместным играм, развивать умение детей подражать взрослым.

Родители

Дети

Воспитатель

Учитель-дефектолог

2.

февраль

Творческий

мастер-класс

«Волшебные уроки рисования».

Родители

Дети

Воспитатель

Учитель-дефектолог

3.

март

Творческий

мастер-класс

к 8 марта

«Весеннее настроение!».

Родители

Дети

Воспитатель

Учитель-дефектолог

  1. Список литературы.

  1. Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н., Инклюзивная практика в дошкольном образовании: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. 144с.
  2. Закон   "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
  3. Кокуева Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребёнка в детском саду: Методическое пособие. – М.: «Педагогическая литература», 2011.
  4. Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 n АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами".
  5. Права лиц с ограниченными возможностями здоровья. Учебный курс.  Архангельск, 2006. С. 6. [Электронный ресурс] - Режим доступа:  https://perspektiva-inva.ru/language-etiquette/.
  6. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
  7. Рындина Е.В. Познавательное развитие дошкольников с ЗПРи ОНР. Методические рекомендации. – СПб.: ООО «Изд. «Детство-пресс», 2014.
  8. Саранская О.Н. Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!». – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2013.
  9. Соловьёва Л.Г., Евсеева С.А., Куликова А.В., Ущенко Е.Е. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.- Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2012.
  10. Соловьёва Л.Г. Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья в детском саду (организация коррекционно-развивающей помощи). – Архангельск, АО ИОО, 2014.
  11. Детско-родительские интегрированные практикумы для детей с ограниченными возможностями здоровья. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad
  12. [Электронный ресурс] - Режим доступа: Портал «Образование без границ» http://www.edu-open.ru/
  13. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ds448.ru
  14. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://logoportal.ru
  15.  [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.m-w-m.ru

  1. Приложение.

Список детей с ОВЗ и их родителей.



Предварительный просмотр:

Творческий мастер-класс

для родителей и их детей с ОВЗ

«Подарочек для мамочки».

Дата: 28.11.2017 г.

Ответственные: учитель-дефектолог М.Н. Филина, воспитатель Е.М. Шевелева.

Цель: создание праздничной атмосферы, положительных эмоций,  снятию психоэмоционального напряжения,  объединению детей и взрослых в совместное творческом занятии.

Задачи:

1.Развивать интерес к совместным играм;

2. Привлекать родителей и детей к творческим и развивающим занятиям.

3. Развивать умение детей подражать взрослым.

Оборудование: наборы для изготовления шкатулок в количестве 8 штук (скрапбукинг), музыкальный центр, флешка с музыкальными играми с детьми, песенками для мамы для фона во время практической части.

Ход мастер-класса:

  1. Встреча детей и родителей (сопровождение ребенка на инвалидной каляске), показ выставки «Вместе с другом». Знакомство с новой девочкой Дариной и её мамой.
  2. Музыкальные игры «Давайте все делать, как я», «Пяточка-носочек»,

«В руки кубики возьмём».

  1. За столами выполняем упражнения для ума (кинезиологические игры по буклету «Гимнастика для ума»).
  2. Изготовление «Шкатулочки для мамы».

Педагог рассказывает какие можно сделать из наборов скрапбукинга шкатулки, ход действия.

  1. Итог: подарить шкатулку маме, обнять поцеловать и сказать теплые слова на ушко.
  2. Игра «Подари улыбку маме».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции детско-родительских взаимоотношений

содержатся упражнения для работы совместно родителей и детей. используются методы арт-терапии, музыкотерапии и упражнения для налаживания телесного контакта в диаде "родитель-ребенок"....

Программа тренинга детско-родительских отношений "Мы вместе" , разработка тренинга "Связующая нить".

Программа тренинга детско родительских отношений.Главной целью предполагаемой программы является перестройка неэффективных стереотипов поведения и общения родителей с детьми, которые мешают их нормаль...

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Доклад из опыта работы "Детско-родительская студия как эффективная форма работы с семьей"

Детско-родительская студия – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания...

Программа Тренинга детско-родительского взаимодействия

Цель данной программы: оптимизация детско-родительских отношений в диаде «ребенок-родитель» Задачи:1. Сопровождение родителей с детьми дошкольного, школьного и подросткового возрастов, психологич...

Программа занятий детско-родительской группы "Здравствуй, Детский Сад!"

Программа детско-родительских занятий по подготовке детей раннего возраста к детскому саду....