Дошкольное воспитание в годы блокады Ленинграда
методическая разработка

Евсееева Татьяна Александровна

Методическеи материалы для работы с педагогами по теме "Дошкольное воспитание в годы блокады Ленинграда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Детство опаленное войной85 КБ

Предварительный просмотр:

Детские сады в годы блокады Ленинграда

ТЕКСТ

СЛАЙД

Блокада Ленинграда длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 872 дня (включительно с днём начала и конца).

К началу блокады в городе имелось недостаточное для длительной осады количество продуктов и топлива.

2

Единственным путём сообщения с Ленинградом оставался маршрут через Ладожское озеро. Пропускная способность этой транспортной артерии не соответствовала потребностям города. В результате этого начавшийся в Ленинграде массовый голод и привёл к сотням тысяч смертей среди жителей.

Город во время блокады подвергался постоянным артиллерийским обстрелам и бомбежкам с воздуха.

3

Война ворвалась в жизнь детей и воспитателей Ленинграда внезапно. Шло лето 1941 года. Как обычно, многие городские детские сады перебрались за город. Дошкольникам предстояло набраться сил и окрепнуть. Там детей и застала война.

По воспоминаниям Е. Л. Щукиной

В первый же день войны работники садика получили приказ – немедленно уезжать обратно. В 12 часов ночи прибыли грузовые машины, которые должны были отвезти детей и взрослых в город на Неве. «И вот, заградившись пружинными матрасами, на открытых машинах, детский сад двинулся в Ленинград. Не успели последние машины свернуть на большую дорогу, как над головами отъезжающих показались фашистские самолеты, которые сразу же начали обстреливать двигающиеся параллельно с дорогой воинские части»1. Дети были очень напуганы, но воспитатели старались их успокоить. Говорили, что это – «учебная стрельба», что это – «наши проверяют, как они будут обстреливать немцев».

К 26–27 июня 1941 года все детские сады с летних дач прибыли в Ленинград.

4

А с 29 июня стали отправляться первые эшелоны эвакуируемых детских

 учреждений в Малую Вишеру (Новгородская область).

Масштаб эвакуации поражает! Всего, по данным Е. Л. Щукиной,

… в июне–июле 1941 года из одного только Куйбышевского района были вывезены из города около 4015 человек. В Малой Вишере детские сады пробыли до 19 июля. К сожалению, направление эвакуации было выбрано неверно: получилось, что дети были направлены в сторону наступающего врага. Немцы подходили к Новгороду, и дошкольникам снова грозила опасность. Детей было решено увозить обратно в Ленинград.

25 июля все дети Куйбышевского района в целости и сохранности были доставлены в город и розданы родителям.

Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось не эвакуированными 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков. Естественно, их хотели сберечь в первую очередь, стремились укрыть от обстрелов, от бомбежек. Всесторонняя забота о детях и в тех условиях была характерной чертой ленинградцев.

5

С началом войны в Ленинграде стали создаваться детские сады для тех детишек, которые ранее не посещали сад. Только в одном Смольнинском районе за первый год войны открылось 25 садов.

Большинство садов работали по 12 часов в день (20 из указанных в документе 25 садов в июне 1942 года), а 5 садов были интернатами (то есть дети в них жили круглосуточно). В детские сады-интернаты попадали не только дети, лишившиеся родителей в результате их гибели, но и те, у кого родственники временно отсутствовали – отцы были на фронте, матери работали на оборонных заводах или в коммунальном хозяйстве.

Число детских садов и школ, работающих в осажденном городе, постоянно менялось. С ноября 1941 г. резко стало расти число детских домов, куда приводили детей-сирот. Почти все детские сады блокадного Ленинграда стали круглосуточными.

6

Многие детские сады занимали не приспособленные для этого помещения. Например, бывшие квартиры на первых этажах. Сотрудники детских садов

 «в самый кратчайший срок приготавливали к открытию детские сады. На своих плечах и на тележках вручную перетаскивали эти люди детскую мебель и все оборудование по улицам. Протяженность пути их достигала до 6–7 кварталов. Переутомленные, часто забывая о еде, не разгибаясь работали они целыми сутками – тщательно промывали помещения, заделывали щитами окна, создавали уют – делали все и как можно скорее, чтобы принять маленьких хозяев – детей». Очень часто недостающий инвентарь (посуда, белье, книги, игрушки и пр.) сотрудниками садов приносился из дома. Или воспитатели просили это сделать родителей.

Как правило, группы детских садов были очень большими. Так, воспитатель Мыльникова Е.Г., работавшая в детском саду № 29 Дзержинского района, указывает, что

в сентябре 1942 года «...в группе было 30–33 человека, но уже в октябре насчитывалось 40–44 ребенка».

Дети в группах часто были разновозрастные. Те же Кулакова и Миронова сообщают, что из 28 человек младшей группы – 8 человек были до трех лет, 15 ребят – до четырех лет, 5 детей – до пяти лет.

7

Сентябрь, октябрь, ноябрь 1941 года – относительно благополучные в плане снабжения месяцы. Продуктовые карточки, положенные на детей, отдавались родителями в детские сады и согласно отчету Смольнинского отдела народного образования.

«детские сады бесперебойно получали продукты из БЗУ, но их ассортимент был крайне ограничен – в основном крупа… Из той крупы повара старались приготовить: зразы, блинчики, рулеты, запеканки». 

8

С 8 сентября 1941 года начались обстрелы Ленинграда.

Если воздушная тревога заставала детей за едой, то они заканчивали трапезу в бомбоубежище. Еду приносили туда на тех же фарфоровых тарелках и тех же фарфоровых чашках.

Из отчета Смольнинского отдела народного образования.

...250-килограмовая бомба прошла все три перекрытия и застряла в первом этаже над убежищем, где находилось 100 детей. Бомба замедленного действия ежеминутно грозила разрывом, и задержка в помещении несла гибель детям. Ближайшее убежище на расстоянии 100–110 метров, куда был дан приказ нач. штаба МПВО вывести детей. Кругом рвались бомбы, сыпались осколки… Старшие дети, побледневшие от ужаса, бежали сами, малышей несли взрослые, прикрывая их собой. Все дети и взрослые были спасены».

9

Педагоги детского сада не только присматривали за детьми. Перед едой дети мыли руки так же, как и в мирное время. Детей регулярно мыли, купали, стирали бельё. А ведь воду носили на себе из Невы воспитатели, няни, уборщицы. Кроме этого проводили обучающиеся занятия как в мирное время.

В плане работы воспитателей Смольнинского района на день читаем:

«Поверка наличия носовых платков, внешнего вида детей, наличие тапочек и сандалий для музыкального занятия».

И это происходило 25 декабря 1941 года! При необходимости воспитатели гладили и стирали одежду ребятишек, умывали их.

«Многим детям пошили сумочки для носовых платков… тапочки для музыкальных занятий»

10

Во время блокады дети голодали вместе со взрослыми.

Дети напоминали печальных старичков, которые оживали, только услышав звон посуды, а после обеда снова погружались в забытье. Они говорили только о еде. «Наша мама сварила дурандовую кашу», «Моя мама принесла из столовой суп из черной вермишели»  и так до бесконечности.

Работникам детских учреждений пришло специальное распоряжение: «Отвлекать детей от разговоров и рассказов о пище». Детей пытались расшевелить играми и забавами, а малышня тихо радовалась теплу и праздничному обеду, за который не вырезали талоны из их карточек…».

11

Перенести ужасы блокады Ленинграда, бомбежки и голод детям в то страшное время помогли обычные игрушки, которые провели всю войну вместе со своими маленькими хозяевами.

Зимой сорок третьего года в одном из детских садов осажденного Ленинграда малыши упросили воспитательницу Валентину Михайловну Козловскую сшить им Кота. Детям было уже по тpи-четыpе года, но некотоpые из pебятишек никогда не видели живую кошку. Им было всего тpи-четыpе года, но когда выла сиpена, малыши в пеpвую очеpедь заботились о Коте. В бомбоубежище его довеpяли нести самым хpабpым или... самым слабым.

12

Счастье под обстрелами и бомбежками призрачно, а радость мимолетна, и поэтому полуживой от голода цирковой артист Наркевич поднимался, тормошил свой зверинец и шел к детям.

Обход всех известных ему и уцелевших очагов, детских садов и школ Иван Иванович начал с апреля 42-го. За 800 дней ни разу не обманул, не задержался к обещанному часу.

Как ожидали его маленькие ленинградцы! Как расцветали бледные личики при виде настоящих собачек! В эти часы дети забывали о хлебе, о бабушке, которую "увезли на саночках", а "когда бомбежка — страшно"

13

Несмотря на все трудности, постоянные бомбежки и артобстрелы в первую жуткую морозную зиму 1941—1942 годов были организованы елки для детей

Не было у елок прежнего веселья, но радость была.

Воспитателям удалось пробудить детей от полного безразличия. Многие взрослые, трудившиеся в детских садах, порой были вынуждены отбрасывать собственное горе.

Из воспоминаний Е.Л. Щукиной

Вот воспитатель Клевцова (д/с № 8) ведёт роль Деда Мороза, несмотря на то, что вчера лежала с сердечным приступом. Вот воспитатель Модестова (д/с № 11) выступая в той же роли совершенно откидывает от себя мысль о том, что дома её ждут два близких покойных человека. Вот воспитатель Клебанова. У неё муж лежал тяжело раненый в госпитале. Она ночь дежурила у его кровати, а утром шла на работу и проводила утренник. Роль Деда Мороза она посторалась провести весело и оживленно»

14

В постановление Ленгорисполкома об организации детских новогодних елок, принятое 23 декабря 1941 года, включен пункт о том, что маленьких участников этих торжеств разрешается кормить обедами «без вырезки талонов из продовольственных карточек».

31 декабря 1941 года водитель Максим Твердохлеб под обстрелом доставил детям Ленинграда машину мандаринов. В ней насчитали 49 пробоин. Машину на Дороге жизни атаковали два истребителя. У Твердохлеба пулей разбило руль. Как доехал...

15

Очень интересно узнать, чем занимались дети в детском саду. Какие занятия для них проводили взрослые? Ответ на этот вопрос дали планы работы детского сада № 38 Смольнинского района. Воспитатели тщательно записывали свои ежедневные планы (на утро и на вечер) и фиксировали их выполнение. За два месяца не были записаны события только двух дней – 30 ноября 1941 г. (воскресенье) и 1 января 1942 г. (четверг).

Любопытно, что 75% всего запланированного воспитателя выполняли ПОЛНОСТЬЮ. Выполнить задуманное мешали обстрелы, плохая погода, медосмотры детей.

Рассматривание рыбок. В планах работы воспитателей за 12 декабря 1941 года читаем: «Наблюдение за рыбками: рассмотреть окраску, жабры, плавники, хвост, наблюдать, как рыбки плавают, едят, сосчитать, сколько рыбок живет в аквариуме, как они называются».

Удивительно, но в помещениях детских садов в блокадном городе продолжали расти цветы и жить какие-то домашние питомцы

Сочинительство. Казалось бы, голод, холод и бомбежки должны были убить в детях всю тягу к творчеству. Но нет. Многие воспитатели в своих отчетах упоминают о то, что дети придумывали загадки, сказки, стихи.

В воспоминаниях Е. Л. Щукиной читаем о творчестве детей: «Вот Галя Зеленцова из 6 д/сада Куйбышевского района 3 ноября 1941 года в убежище “творит” свой рифмованный рассказ о том, что

Вышли дети на лужайку.

 Ой, гляди, несется зайка!

А за ним бежит лиса.

Вот какие чудеса!».

16

А в планах работы воспитателей детского сада № 38 Смольнинского района за 13 декабря 1941 г. (суббота) есть такая запись:

 «Дети очень любят играть – отгадывать загадки… Сегодня я дала им прежде придумать загадку, а потом повторить старые. С этой задачей справились только трое… Леня придумал: “Кто такой – похож на человека, а злой как волк?» (фашист). Боря Р. – “Кто не ест, а кашей брюхо набивает?” (кастрюля). Боря Х. «Беленький песочек во дворе блестит, а в комнате тает» (снег)».

Чаще всего дети блокадных садиков либо читали книги, либо рисовали. Об этих двух занятиях хочу рассказать больше.

Проанализировав планы воспитателей, можно определить, какие книги прочитали дети за 2 месяца войны. Это почти 40 различных произведений.

17

Рисовали дети также часто. Кто-то красками, кто-то карандашами. Но практически каждый день. Темы – разные, часто – свободные. Как правило, свободные темы все переходили в военные события. Рисунки все были подписаны, с обратной стороны каждого рисунка было описание того, что ребёнок хотел рассказать этим рисунком.

18

«Это танки идут громить фашистов» (Юра, 6 д/сад), «Я нарисовал парашютиста, он спускается в тыл врага, найдет Гитлера и убьет его» (7 д /сад), «Летят наши ястребки, они все, все наши – врага ни за что не пропустят бомбить Ленинград» (Галя, 26 д/сад)», «В этом танке папа мой едет. Мама все плачет, что папу убили… Но папу не убили. Он едет в танке, он танкист» (Юра,7 лет)».

Удивительно, но в условиях блокады воспитатели проводили не только занятия со всей группой, но и индивидуальные. С кем-то из детей занимались развитием речи. Других (часто школьников) учили писать и читать. С третьими разучивали стихотворения, развивая их память.

19

В эти суровые годы воспитатели старались развивать даже у самых маленьких ленинградцев чувство патриотизма, взаимопомощи, умение и стремление быть полезным. Ребят растили на примере взрослых. Ежедневно рассказывали о героях-фронтовиках, устраивали встречи с красноармейцами. Посещали с детьми госпиталь на Исаакиевской площади, где воспитанники пели, танцевали, читали стихи.

Во всех отчетах воспитатели не только рассказывают о том, что они делали, но и обозначали свои задачи на будущее.

Вот каким отрывком заканчивается отчет музыкального работника детских садов № 4, 12, 14 Петроградского района:

 «Самой главной задачей в дальнейшей работе является: во-первых, работа в области движения; этот раздел я должна поставить на такую же высоту, как и пение, а во-вторых, работать над формой праздников, чтобы окончательно отойти от концертной формы, которая меня не только не удовлетворяет, но даже могу сказать просто охлаждает к работе».

20

В осажденном городе уже в первый год войны стала испытываться нехватка профессиональных воспитателей. Кто-то был эвакуирован, кто-то – погиб. «Недостающие дошкольные кадры были пополнены за счет педагогов школ –первых классов». А еще в воспитатели шли те, кто считал эту работу возможной для себя.

Воспитатель Мыльникова Елизавета Геннадьевна в своем отчете на первой странице сообщает о себе следующую информацию:

 «Я имею образование неполное среднее. В данный момент кончаю 9 класс вечерней школы (мне 19 лет). На дошкольной работе нахожусь без перерыва 1 год 3 месяца».

Обратите внимание – воспитателем стала молодая девушка, которая еще только заканчивает учиться! Вместе с тем, на ее попечении было почти три десятка детей в возрасте от 3 до 4,5 года.

Воспитателям приходилось работать порой круглыми сутками. Та же Мыльникова Е. Г. пишет, что она трудилась по 9 часов в сутки, пока у нее не появилась сменщица.  

21

По словам одной из воспитательниц – Модестовой (11-й детский сад Куйбышевского района):

«Домой ходить на приходилось… Тут и ночуешь вместе с детьми. Укроешь ребенка, подгребешь вокруг одеяло и так радуешься и в то же время так переживаешь, слыша простые, но такие содержательные слова – “Совсем как мама”».

Уже весной 1942 года объявили курсы воспитателей.

Несмотря на тяжелое время, курсы проводили очень серьезно и отбирали туда строго. Несколько недель читали большой ряд педагогических дисциплин, потом заставляли сдавать экзамены и допускали в сады только тех, кто сдал… 

(из воспоминаний воспитателя Валентины Тарасовны Ивановой)

22

В годы блокады не угасала и научно-методическая работа.

Елизавета Щукина - инспектор по дошкольному воспитанию Куйбышевского района всю войну вела дневник, собирала детские рисунки, устраивала выставки.

Число обыкновенных тетрадочных листочков, ставших теперь бесценными, составило ко Дню Победы большое собрание - 1800 реликвий.

23

Преподаватели дошкольного отделения Ленинградского государственного педагогического института организовывали семинары — делились своим опытом и знаниями с коллегами дошкольных учреждений блокадного Ленинграда и городов, принявших к себе ленинградских детей.

В период 1941—1945 гг. было проведено 16 научно-практических конференций, посвященных различным вопросам теории и практики дошкольного воспитания.

24

В помощь педагогам выпускался журнал "Дошкольное воспитание".

27 января 1944 года город окончательно освободился от вражеской блокады. работники дошкольных учреждений отметили эту победу Большим педагогическим советом. Была проведена Вторая ленинградская научно-практическая конференция по дошкольному воспитанию.

На конференции выступали педагоги с докладами о патриотическом воспитании в условиях осаждённого Ленинграда, на примерах героической борьбы Армии и трудового народа. Педагоги говорили о воспитании у дошкольников любви к родному слову и отечественной литературе в дни войны.

25

Страницу истории дошкольного воспитания в годы блокады Ленинграда с честью и гордостью называют «Спасенное детство».

26


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «День снятия блокады Ленинграда»

Конспект для проведения совместной образовательной деяткльности с детьми старшего дошкольного возраста...

Конспект тематического итогового мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «День снятия блокады Ленинграда»

Конспект тематического итогового мероприятиядля детей старшего дошкольного возраста «День снятия блокады Ленинграда» Старшая группа № 1 «Непоседы» Воспитатели: М...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию "День памяти блокады Ленинграда"

Сегодня, 27 января  2020г. 76 годовщина снятия блокады города героя Ленинграда. На сегоднешнем занятии я вам расскажу об этих почти 900 тяжелых,голодных, холодных днях блокады. О том как люди пер...

27 января далекого 1944 года (блокада Ленинграда)

     Важная дата января, о которой обязательно нужно рассказать детям – полное снятие блокады Ленинграда.Это произошло 27 января далекого 1944 года.    Спустя мно...

Детский танцевальный ансамль А.Е.Обранта в годы блокады Ленинграда

Консультация для родителей, познавательный материал о истории блокады Ленингада....

Конспект беседы для детей старшего дошкольного возраста «День снятия блокады Ленинграда»

Многие родители задаются вопросом, нужно ли малышу рассказывать о войне и о значении этого великого праздника или он «еще маленький для этого»?В том, что рассказывать нужно &nda...

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «День снятия блокады Ленинграда».

Цель:- расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- Познакомить детей с жизнью людей в это время.- Развивать способность чувствовать, сопереживать, умение...