Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «День снятия блокады Ленинграда»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Сергеева Ольга Евгеньевна

Конспект для проведения совместной образовательной деяткльности с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл День снятия блокады Ленинграда16.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «День снятия блокады Ленинграда»

Автор методической разработки

воспитатель

ГБДОУ детского сада № 41

Кировского района Санкт-Петербурга

Сергеева Ольга Евгеньевна

Программные задачи:

  • Продолжать знакомит детей с героическим прошлым нашего города в годы войны, показать трудности того времени;
  • Вызвать чувство гордости за жителей блокадного Ленинграда, воспитывать уважение к людям, пережившим войну;
  • Развивать желание беречь и охранять родной город;
  • Развивать интерес к истории страны.

Материал:

Слайды, иллюстрации о жизни города в военное и мирное время. Открытки с видами города; дидактическая игра «Составь имя города»; карта страны, карта города Ленинграда (блокада, прорыв блокады); лото «Наш Петербург», CD диск с записью песен о войне, «Седьмая симфония» Д. Шостаковича.

Ход: (тихо звучит «Седьмая симфония» Д.Шостаковича)

- Сегодня мы познакомимся с жизнью нашего города в далекие военные годы. Вспомните, как назывался наш город раньше? Сколько имен было у нашего города?

Предлагаю вам поиграть в игру «Сложи имя города» (дети складывают: Санкт-Петербург, Петербург, Петроград, Ленинград, Санкт-Петербург)

- В годы войны наш город назывался Ленинград, а жители города – ленинградцы.

- Много лет назад фашистская армия напала нашу страну. Началась долгая беспощадная война. Гитлеровская армия хотела уничтожить русский народ, захватить нашу Родину. Бои шли по всей стране, гибли люди, рушились города. Наш город тоже хотели стереть с лица земли. Гитлеровская армия подошла так близко к нашему городу, что солдаты могли видеть дома, дворцы, улицы и стрелять по ним из дальнобойных орудий. Поэтому золоченые купола, шпили зданий ленинградцы маскировали: одевали в чехлы, закрашивали краской.

Игра «Найди здания с куполами, шпилями» (используется лото «Наш Петербург» или набор открыток)

- Многие памятники, скульптуры закапывали в землю, чтобы они не пострадали от осколков снарядов, так как город обстреливали постоянно. Так были спасены кони с Аничкова моста, Медный всадник, скульптуры Летнего сада. Предлагаю вам посмотреть слайды, на которых изображены не только здания, но и  достопримечательности города, спасенные ленинградцами в годы войны.

- Посмотрите на карту Ленинграда. Уже через несколько месяцев после начала войны фашистская армия окружила наш город. Линия фронта проходила в нескольких километрах от центральной площади – Дворцовой. Ленинград лишился единственной железной дороги, которая связывала его со страной. Посмотрите на карту: мы видим, как окружили фашисты Ленинград. На что похоже? Правильно, на круг, кольцо. Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Это кольцо назвали блокадой.

- В городе отключили свет, отопление, воду, перестало поступать продовольствие. В первые дни блокады фашисты разбомбили продовольственные склады города – Бабаевские. Было решено ограничить выдачу хлеба, нормы были снижены в 5 раз по сравнению с довоенными. Вот такой кусочек хлеба – 125 грамм – получали жители блокадного Ленинграда на весь день (показ), и больше ничего.

- Наступила очень холодная зима и люди ставили в квартирах печки и топили их чем придется, даже своей мебелью, чтобы не замерзнуть. За водой ходили на Неву (показ фотографий) с бидонами, ведрами, которые устанавливали на санки. Сил не было, но надо было идти. И люди шли пешком со всех концов города, так как транспорт не ходил. Город погрузился в тишину, голод и холод.

- Но страна не забыла Ленинград. По Ладожскому озеру (показ карты) была проложена дорога, названная ленинградцами «Дорогой жизни», по которой под огнем противника перевозили хлеб и везли в эвакуацию детей, раненых. Днем и ночью шли грузовики (показ модели автомобиля), а вражеская авиация обстреливала машины. Когда весной сошел лед, хлеб стали перевозить на баржах.

- Послушайте стихотворение (читает ребенок):

Потомок, знай! В суровые года

Верны народу, долгу и отчизне,

Через торосы ладожского льда

Отсюда мы вели дорогу жизни,

Чтоб жизнь не умирала никогда!

Б. Кежун

- Но город не сломился: работало городское радио, по которому все время передавали вести с фронта; работали заводы – они выпускали снаряды, ремонтировали военную технику, танки. Один из таких заводов – наш Кировский завод (показ фотографии), где работали те, кто не попал на фронт, женщины, подростки.

- В первые дни войны ленинградский композитор Дмитрий Шостакович начал писать свою знаменитую «Седьмую симфонию», посвятив ее Ленинграду. Симфония так и называют «Ленинградская симфония». В те дни он, как и многие ленинградцы дежурил на крышах домов, сбрасывал зажигательные бомбы во время воздушных атак. В своих воспоминаниях композитор пишет, что он часто поднимался на крышу родной Консерватории с партитурой и карандашом, чтобы записывать музыку, которая рождалась в те тревожные минуты. Эту музыку мы начали слушать в начале занятия.

- Но настало и радостное время: наши войска перешли в наступление и блокада города была прорвана, а позже Ленинград был полностью освобожден от блокады. За мужество, героизм, проявленные жителями города в борьбе с фашистскими захватчиками в условиях длительной блокады, наш город получил звание города-героя.

- На Московском проспекте находится мемориал защитникам города в дни блокады (показ слайда). На большой светлой площади Победы, в центре ее находится обелиск. Здесь горит вечный огонь в память о героических защитниках  Ленинграда. В День снятия блокады, в День Победы здесь собирается много людей: к подножию обелиска возлагают цветы и вспоминают тех, кто отдал свою жизнь за победу.

Ребенок читает стихотворение:

За все, что есть сейчас у нас,

За каждый наш счастливый час,

За то, что солнце светит нам,

Спасибо доблестным солдатам,

 Что отстояли мир когда-то,

Спасибо дедам и отцам!

- На прощание послушаем песню композитора В.Баснера на стихи М.Матусовского «И только потому мы победили».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на тему «Подарок для мамы»

Цель непрерывной образовательной деятельности: воспитание трепетного уважительного отношения к матери.Задачи непрерывной образовательной деятельности:Образовательная область «Художественно-...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на тему «Аленький цветок для мамы»

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на тему «Аленький...

Конспект Конспект Непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста « Удивительный мир космоса »

Цель:Познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики.Дать первоначальные сведения о планетах, Солнце, Луне.Словарь: космос, планеты, космический корабль, Юрий Гагарин.Развивать ...

Конспект тематического итогового мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «День снятия блокады Ленинграда»

Конспект тематического итогового мероприятиядля детей старшего дошкольного возраста «День снятия блокады Ленинграда» Старшая группа № 1 «Непоседы» Воспитатели: М...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения "Непокоренный Ленинград"

Формирование  у детей представлений о героической жизни жителей нашего города в суровые блокадные дни Ленинграда....

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «День снятия блокады Ленинграда».

Цель:- расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- Познакомить детей с жизнью людей в это время.- Развивать способность чувствовать, сопереживать, умение...