Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения "Непокоренный Ленинград"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Дунаева Танзиля Сабировна

Формирование  у детей представлений о героической жизни жителей нашего города в суровые блокадные дни Ленинграда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nepokorennyy_leningrad_konspekt.docx45.71 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ГБДОУ

детский сад №13 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга

Конспект  непрерывной образовательной деятельности с детьми

старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Тема: «Непокоренный Ленинград»

                                                                     

                                                                       Провели:

                                                                      Дунаева Танзиля Сабировна, воспитатель

                                                                      Авагян Бэла Кароевна, муз.руководитель                                                                                        

                                   

                                       Санкт Петербург  

                                                 2020г.

Цель: Сформировать у детей представление о героической жизни жителей нашего города в суровые блокадные дни Ленинграда.

Задачи :

Познавательные :

-развивать представление жизни взрослых и детей во время блокады ;

-расширять знания детей об истории Ленинграда, о героизме людей, детей переживших блокаду ;

-формировать умения в установлении простейших связей и отношений между фактами и событиями военного времени

Речевые :

-активизировать словарный запас детей: кольцо блокады, бомбёжка, артобстрел, бомбоубежище, громкоговорители, «буржуйка», эвакуация, «дорога жизни», мемориал, братские могилы, «пайка» хлеба;

 -развивать умение отвечать на вопросы полным ответом;

-развивать умение выразительного чтения.

Социально- коммуникативные :

-воспитывать уважение к ветеранам ВОВ и труженикам тыла; к женщинам и детям,   пережившим все ужасы и тяготы блокадного времени;

-воспитывать умение сочувствовать, сопереживать;

-воспитывать любовь к городу, гордость за свою Родину, за свой народ.

Художественно- эстетические :

-учиться выражать свои эмоции через танцы и песни;

-развивать двигательную активность.

Коррекционные:

- развивать умение ориентироваться в пространстве.

- развивать слуховое и зрительное восприятие

 

Участники: дошкольники старшей группы (5-6лет).

Ведущие: воспитатель

Форма организации: непрерывная образовательная деятельность.

Форма организации детей: фронтальная.

Место проведения: музыкальный зал

Оборудование и технические средства:

  • музыкальный центр,
  • экран,
  • ноутбук,
  • видео-презентация,
  • аудиозаписи.
  • кусочек хлеба 250 гр,
  • саночки
  • ведро

Демонстрационный материал: презентация «Непокоренный Ленинград», рисунки детей, стенгазеты.

Раздаточный материал: белые панамки, «странички» блокнота Тани Савичевой, свечи.

Предварительная работа:

-оформление экспозиции посвященной Блокаде Ленинграда;

-рассматривание иллюстраций, изображающих монументы и памятники защитникам города;

-чтение художественных произведений по теме;

-прослушивание песен и музыки военных лет;

-чтение и разучивание с детьми стихов о блокадном городе.

 

Музыкальное сопровождение:

-голос Левитана

-сирена воздушной тревоги

-звук метронома

-фрагмент из 7-й «Ленинградской» симфонии Д. Д. Шостаковича

-песня «Белые панамки» Сл. и муз .В Егоров

-фрагмент песни «Дети войны» муз. О. Юдахиной, сл. И. Резника

-песня «Город-герой»

-песня «Вечный огонь» (сл. Д. Чибисов, муз. А. Филиппенко)

-песня «Пусть всегда  светит солнце!» Сл. Л Ошанин муз. А. Островский

Длительность  35-40 мин

В организации принимали участие тифлопедагог Кудрявцева О.В., воспитатель Тарола Н.С.

НОД:

«Непокоренный Ленинград»

Ведущий:

Здравствуйте, ребята и наши гости! Ребята, скажите, как называется город, в котором мы живем? (Дети:Сакт Петербург.) А вы знаете как он назывался раньше? (Дети: Ленинград). Мы собрались здесь сегодня, чтобы вспомнить одну из самых трагических страниц в истории Великой Отечественной войны – Блокаду города Ленинграда. С тех пор прошло 76 лет, но ленинградцы очень хорошо помнят каждый из 900 дней блокады, так как каждый день был битвой за собственную жизнь с голодом, холодом и битвой за Ленинград. 27 января была снята блокада города и этот день стал памятным днем нашей истории.

1 ребенок:

Прошла война, прошла беда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

2 ребенок:

Кто-то помнит об этом со школьной скамьи,

Кто-то с первых ступеней дет сада.

В необъятной стране нет, пожалуй, семьи,

Кто не знает, что значит –Блокада!

3 ребенок:

Про разруху и голод, про жизнь без прикрас,

Про спасение Летнего сада.

Мы вдыхаем, как воздух, правдивый рассказ,

О суровой судьбе Ленинграда.

Ведущий:  Сегодня наше выступление посвящается…. 

1 ребенок: В память о тех, кто город спасал, (Алина)

2 ребенок: В память о тех, кто его защищал, (Полина)

3 ребенок: В память о тех, кто в нем умирал, (Катя)

4 ребенок:  Но город родной фашистам не сдал. (Паша)

Слайд №3 –дети в мирное время. Играют

Слайд № 4   Голос Левитана -объявление войны. Дети смотрят на экран.

Ребенок:

Что случилось, скажи мне, ветер?

Что за боль у тебя в глазах?

Разве солнце не так же светит?

Или вянут травы в садах?

Почему люди все на рассвете

Вдруг застыли, раскрыв глаза?

Что случилось, скажи нам, ветер,

Неужели это война?

Слайд № 5   Звук и  фото взрыва. (Дети садятся на колени, прижав руки к голове).

Ребенок:

В тот страшный день земля рванула в небо.
От грохота застыла в жилах кровь.

Война, как ком, катилась по дорогам,
Неся разруху, голод, смерть и боль.

 (Дети встают)

Слайд № 6,7,8

Звучит фрагмент   песни «Священная война» сл.и муз. В.Лебедев-Кумач.

 (Под музыку дети садятся на стульчики)

Ведущий. На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ, все, кто мог держать в руках оружие, пошли на фронт, чтобы защитить свою Родину.

Слайд №9

В первые дни войны начали вывозить из города детей. Не все корабли доходили до места назначения, вражеские самолеты бомбили город и подступы к нему на суше и на воде.

Танец «Белые панамки» Сл. и муз .В Егоров.

Слайды №10,11,12,13 демонстрируются во время танца.

Слайд  №14

Из Ленинграда вывезли только небольшую часть жителей человек. Мало кто верил, что война затянется так надолго и жители не хотели уезжать, а когда начались обстрелы Ленинграда, это стало уже невозможным

Слайд  №15

Около 3 млн. человек остались в городе. Тогда никто не мог предположить, сколько горя и страданий принесёт эта война.

Слайд № 16.

Несмотря на героическое сопротивление наших войск, фашисты прорвались к Ленинграду. Они пытались захватить город, но были отбиты. Наша армия стояла насмерть, не пропуская врага к городу. Тогда враг решил: «Этот город надо уморить голодом. Перерезать к нему все пути подвоза, беспрерывно обстреливать из артиллерии и нещадно бомбить с воздуха.»

     8 сентября 1941 года фашистам удалось окружить город со всех сторон, оставалась только узкая полоска воды на Ладожском озере. Началась блокада Ленинграда, которая продолжалась 871 день.

      Ребята, как вы понимаете слово «Блокада?» (ответы детей)

«Блокада» – это плотное кольцо окружения, сквозь которое ни пройти, ни проехать невозможно. Это делается для того, чтобы отрезать жителей города от внешнего мира и лишить их возможности получать продукты питания.

Слайд №16.  Ребята, посмотрите на карту. Звездочками обозначено, где стояли наши войска, которые не пропускали немцев в город, а крестами-войска фашистов. (Лазерной указкой  показать кольцо блокады). Вот такое кольцо было вокруг Ленинграда.

Слайд № 17

1.Ребенок:

Враги окружили наш город,

В блокадном кольце Ленинград.

Над Лиговским, Невским проспектом

Снаряды и пули летят.

2.Ребенок:

Хотели враги Ленинград уничтожить.

Стереть этот город с земли,

Но захватить и прорвать оборону

Фашисты никак не смогли.

Слайд№18, 19

Те, кто остался в городе, в основном, это-старики, женщины, подростки строили баррикады, рыли противотанковые рвы и траншеи, чтобы не пустить врага в город.

Слайд№20.  

Стремясь сравнять город с землей. Фашисты каждый день не прекращали бомбить и обстреливать Ленинград.

Ребенок:

Весь Ленинград, как на ладони,

С Горы Вороньей виден был.

И немец бил

С Горы Вороньей.

Из дальнобойной пушки бил.

Все девятьсот блокадных дней...

Слайды №21,22

Ленинград превращался в руины.  Ежедневные бомбежки обезобразили город воронками, битым кирпичом, поваленными деревьями, разбитыми стеклами.

Слайд №23

Окна в домах заклеивали узкими полосками бумаги – чтобы осколки стёкол не ранили при взрывах. На всех окнах висели тёмные шторы – чтобы ни один лучик света не сверкнул ночью, ведь фашистские самолёты и ночью бомбили город.

Слайд№24

Во время блокады на домах были размещены громкоговорители для того, чтобы люди всегда слышали сигналы о начале бомбардировок. (Звучит запись воздушной сирены) Когда звучала такая сирена, люди бежали в бомбоубежища. 

Слайды№25,26

Это специальные помещения под землей, где можно было укрыться от бомбежки: подвалы, вестибюли станций метро.

Слайд№27  (Звучит запись метронома). 

А когда бомбежка заканчивалась люди слышали вот такой звук. Так звучал  метроном. Он напоминал звук биения сердца, говоривший людям, что жизнь продолжается. В тяжелые блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Все 900 дней и ночей он сообщал о том, что город живет, что Ленинград не сдался.

Нечеловеческие испытания выпали на долю жителей Ленинграда. Когда отключили все электростанции, и город окутала тьма, начался самый тяжелый период в жизни ленинградцев.

Слайд№28

Первая блокадная зима 1941 года выдалась необычайно суровой и снежной, с трескучими морозами, жестокими метелями, сильными ветрами. Город занесло снегом. Остановились трамваи и троллейбусы. Они были похожи на огромные сугробы.

Было так холодно, что от сильных морозов замерзли водопроводные трубы, по которым в дома поступала вода. Жители остались без воды.

Слайд№  29,30

Город спасала река Нева. Здесь в невском льду, прорубили проруби. С самого утра тянулись сюда ленинградцы. Шли с ведрами, бидонами, кастрюлями, чайниками. Еле живые люди спускались на невский лёд за водой. На саночки ставили вёдра, бидоны и набирали воду из проруби. А потом потихонечку везли ее домой.

Слайд№ 31    Мини-сценка «Невская вода…»

 Выходит девочка, везет санки с ведром.

Я в гору саночки толкаю.

Ещё немного и- конец.

Вода, в дороге замерзая,

тяжёлой стала, как свинец.

Метёт колючая пороша,

а ветер каменит слезу.

Изнемогая, точно лошадь,

не хлеб, а воду я везу.

Как хорошо, что ты замерзла,

святая невская вода!

Когда я поскользнусь под горкой,

на той тропинке ледяной,

Ты не прольешься из ведёрка,

я привезу тебя домой.

Слайд№ 32

Холодно было везде и на улице, и в домах. Не было топлива. Пытаясь хоть как-то согреться, люди затапливали в квартирах «буржуйки» - небольшие железные печки. В них вместо дров жгли столы, стулья, шкафы, и даже книги – все, что могло гореть. Но тепла все равно не хватало.

Не хватало и  хлеба.

Слайд№33 

Немцам удалось разбомбить продовольственные склады, в результате чего Ленинград оказался без запасов продовольствия.

Слайд №34

Самым страшным испытанием стал голод. Многие жители не перенесли этой зимы. Люди ослабевали. Одни умирали от голода, другие замерзали на улицах, потому что не было сил дойти до дома.

Кроме хлеба, есть было нечего. Блокадный хлеб был не такой, как мы едим сейчас.

Слайд №35,

Он был клейким, похожим на глину, с примесями соломы, бумаги и древесных опилок.

Но люди были рады ему, ели, потому что знали- другой еды не будет.

Вот такой кусочек хлеба – 125 грамм (показать детям кусок хлеба) выдавали жителю блокадного Ленинграда по карточке, которая была дороже денег.

Слайд №36

И это была вся еда на целый день. Как вы думаете, можно насытиться таким маленьким кусочком? (Ответы детей).

Блокадная пайка хлеба-та единственная ниточка, которая соединяла ленинградцев с жизнью!

Слайд №37

1.Ребенок.

«Мама, хлебушка, дай-ка!»-

В глазах страданье и страх,

Хлеба блокадного пайка

В худеньких детских руках.

Пайка блокадного хлеба —

С жизнью тончайшая нить.

Пайку блокадного хлеба

Мы не должны позабыть!

(Ведущий дает кусочек хлеба )

Слайд № 37,

Сценка.( Выходит2 ребенок.1-й  делит хлеб пополам и отдает половину 2-му)

2 ребенок: «Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я научу вас. Надо положить его на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка…»

Ведущий: Во все времена нет большего горя, чем страдающий ребёнок. Рано повзрослевшие, не по-детски серьёзные и мудрые они изо всех своих сил наравне со взрослыми приближали победу.

Слайд№ 38    

Весь мир знает историю семьи ленинградской девочки Тани Савичевой. Это была большая и дружная семья. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. Об этом стало известно из дневника, который вела Таня. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принес фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям.

(Звучит метроном. Дети со «страничками дневника» встают врассыпную, держа их перед собой.)

Ведущий:

-Женя умерла 28 декабря в 12.30 часов утра 1941год. 
-Бабушка умерла 25 января 3 часа дня 1942год. 
-Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942год

-Дядя Вася умер 13 апреля 2 часа ночь 1942год

-Дядя Леша 10 мая в 4 часа дня 1942год. 
-Мама 13 мая в 7.30 утра 1942 год. 
-Савичевы умерли. Умерли все.

-Осталась одна Таня.

(Прочитанная «страничка», отворачивается.)

Таня тоже не дожила до победы, но остался  её дневник -детского сердца слезы и крик.

Ребенок. (выходит вперед)

Танин дневник – это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это все повториться!»

Ведущий:

Несмотря на тяжелые условия, ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу. Нечеловеческие страдания не сломили дух ленинградцев.

Слайд №39

Ленинград продолжал жить и работать. Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты, снаряды. Дети наравне со взрослыми работали на заводах и фабриках, встав к станкам вместо ушедших на фронт братьев и отцов.

Слайды №40,41

Маленькие дети ходили в детские сады, школьники в школы. После занятий   школьники помогали взрослым... Они убирали улицы после бомбежек, ослабевшим людям носили воду,

Слайды № 42,43

помогали раненым в госпиталях, устраивали им концерты, пели песни, читали стихи, писали письма под диктовку. Это был подвиг маленьких ленинградцев.

Дети войны! Сколько как много трудностей им   пришлось пережить!

Слайды № 44,45,46,47,48,49,50.

Звучит отрывок песни «Дети войны» муз.О. Юдахиной, сл. И. Резника

Как бы тяжело не было, блокада не могла остановить творческую жизнь города.  

Слайд №50,51

Композитор Д. Д. Шостакович, чтобы поднять боевой дух ленинградцев написал торжественную музыку, которая помогла ленинградцам поверить в себя и в приближение победы… Это была великая «Седьмая симфония», позже её назвали «Ленинградской». Она стала музыкальным символом блокады. Симфонию, которая транслировалась по радио и громкоговорителям, слушали не только жители Ленинграда, но и осаждавшие город немецкие войска. Как потом говорили, немцы просто обезумели, когда услышали эту музыку. Они-то считали, что город почти умер. Но город не умер и не сдавался.

Звучит фрагмент из 7-й «Ленинградской» симфонии Д. Д. Шостаковича

Правительство нашей страны делало всё, чтобы облегчить жизнь и спасти ленинградцев. Было решено проложить дорогу на Большую Землю через Ладожское озеро.

Слайд № 52

Осенью по воде шли баржи и корабли, которые доставляли продукты в осажденный Ленинград, а из города увозили, раненых и ослабленных людей.

Слайды №,53, 54,55,

Когда озеро замерзло пошли первые конные обозы, а потом и грузовики. Они везли голодным ленинградцам хлеб и продовольствие. Каждый их рейс был подвигом, т.к. немецкие самолеты постоянно обстреливали и бомбили ледовую дорогу. Многие снаряды достигали цели и грузовики с грузами тонули. Провалившиеся машины старались вытаскивать. Спасали не только машины, но и груз, ведь там были продукты.

1.Ребенок.                                        

Дорога Жизни узким коридором

Протянута по ладожскому льду.

Она спасала наш любимый город

В том страшном и чудовищном аду.

2.Ребенок.

Враги ее обстреливали с неба,

Но сквозь метель и сквозь бомбежек град,

По ней машины шли с насущным хлебом

И день, и ночь в блокадный Ленинград.


Если бы не эта ледовая дорога, не пережил бы той суровой зимы Ленинград. Эта дорога спасла от смерти многих ленинградцев. Поэтому они её назвали «Дорогой жизни»

Слайд №56

900 дней длилась блокада Ленинграда. Это были 900 дней мужества, стойкости, подвига непокоренных ленинградцев.

Мы чашу горя выпили до дна

Но враг не взял нас никаким измором.

И жизнью смерть была побеждена,

И победили человек и город!

Дети исполняют песню «Город-герой.»

Слайд№ ,57

В январе 1944 года сильная орудийная канонада разбудила ленинградцев. Ещё не прошёл страх перед фашистскими бомбежками. Но это били наши орудия. Войска Ленинградского фронта перешли в наступление и отбросили врага от города. 27 января освобождение Ленинграда от вражеской блокады было завершено.

Слайд№58

В городе гремел салют. Это был праздник-праздник со слезами на глазах.

Стихотворение «Салют над Ленинградом» Ю.Воронов

За залпом залп гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут,
А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо,
Их радость слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика, но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол – Ленинграда не поднялось.

Рыдают люди и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе салют!
Сегодня ленинградцы плачут…

27 января. Это был великий день! Радость наполняла сердца не только освобождённых ленинградцев, но и всех солдат, защищающих страну от врага. Тот день стал одним из самых счастливых. Мало ленинградцев дожили до дня освобождения от блокады: тысячи погибли под бомбами и снарядами во время ежедневных обстрелов города. Десятки и сотни тысяч умерли от голода и холода. Им, навсегда оставшимся в родном городе, мы обязаны своей жизнью, с нами на века память о них. Эта память - благодарность за их боль и страдания. Страшным был итог блокады- за 900 дней погибло 800 тысяч человек.

Слайд №  59

Танец со свечами

Подвиг, совершённый в годы блокады, навсегда останется в памяти народа, в названиях улиц и площадей города, в величественных монументах и мемориальных комплексах. В честь обороны города создан Зелёный пояс Славы.

Слайд №60

На месте, где было прорвано кольцо блокады, установлен памятник «Разорванное кольцо».

У подножия кольца выбиты строки: (Бронислав Кежун)

Потомок, знай: в суровые года,
Верны народу, долгу и Отчизне,
Через торосы ладожского льда
Отсюда мы вели дорогу Жизни,
Чтоб жизнь не умирала никогда.

Слайд №61

Юным героям Ленинграда, которые жили и боролись за город вместе со взрослыми посвящен памятник «Цветок жизни»- каменная ромашка высотой в  15 метров с 5-ю лепестками. «Пусть всегда будет солнце» - эти четыре слова из известной детской песни - на четырех лепестках «Цветка жизни». На пятом -улыбающееся юное лицо.

Ребенок.

 У дороги жизни шепчутся берёзы,

 Седину лохматит дерзкий ветерок.

 Не стыдитесь, люди, и не прячьте слёзы:

 Плачет вместе с вами каменный цветок.

Слайд№62

В память о павших, на Пискаревском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев, погибших в годы блокады, у братской могилы горит Вечный огонь.

Слайд№63

В  центре мемориала возвышается скорбная фигура Матери-Родины. За ней – гранитная стена со словами ленинградской поэтессы Ольги Берггольц, прожившей в Ленинграде все 900 блокадных дней:

«Их имен благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто». 

 Слайд, №64

Песня «Вечный огонь» (сл.Д.Чибисов, муз.А. Филиппенко)

Помните! Через века, через года – помните!
О тех, кто уже не придёт никогда – помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!

Давайте почтим память погибших минутой молчания .

Минута молчания
Слайд№ 65

За мужество, стойкость и героизм наш город получил звание «Город - герой». Мы всегда будем помнить подвиг жителей и защитников Ленинграда. Мы низко склоняем головы перед стойкостью этих людей. Вечная слава всем, кто выстоял в битве с фашизмом!

Слава и тебе, великий город, 
Сливший воедино фронт и тыл. 
В небывалых трудностях который,
Выстоял. Сражался. Победил!

Слайд№66

Ребята, сейчас мы с вами живем в мирное время. Мы желаем вам чистого неба и счастливого детства. Давайте все вместе споем песню «Пусть всегда  светит солнце!» Сл. Л Ошанин муз. А.Островский

Наше выступление закончилось и в конце я хочу предложить вам дома вечером вместе с родителями зажечь свечу Памяти о великом Дне снятия блокады Ленинграда.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи в процессе совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

 Обучение в детском саду осуществляется в разных видах деятельности детей: в игровой и художественной деятельности, на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлени...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата "Космонавты на луне"

Конспект занятия по аппликации  для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата старшего дошкольного возраста,  с учетом интеграции образовательных областей, может быть использован при ...

Коррекционная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Космическое путешествие»

Коррекционная образовательная деятельностьс детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Космическое путешествие»...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения на тему "Автомобиль Малыш на улицах города"

Мы живем в большом городе, который таит в себе много интересного и опасного. Необходимо научить ребенка ориентироваться в условиях города, познакомить его с правилами безопасного поведения на дороге. ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «День снятия блокады Ленинграда»

Конспект для проведения совместной образовательной деяткльности с детьми старшего дошкольного возраста...

"Применение ИКТ в совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения как средство ознакомления с окружающей действительностью"

Дети с нарушением зрения не имеют реальных представлений о предметах и явлениях окружающего мира и могут создать объективную картину об окружающем мире только с помощью взрослого. но чтоб эта картина ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения по Правилам дорожного движения: «Поможем Светофору»

АннотацияОбучение детей Правилам дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Статистика утвер...