Консультация для педагогов "Структура и содержание утренней гимнастики в ДОУ"
консультация

Баум Лиана Фаридовна

Консультация для педагогов "Структура и содержание утренней гимнастики в дошкольном образовательном учреждении"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл struktura_i_soderzhanie_utrenney_gimnastiki.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Тема: «Структура и содержание утренней гимнастики».

    Любое физкультурное мероприятие, в том числе и утренняя гимнастика, начинается с разминки и заканчивается восстановительными упражнениями.

       В группах детского сада утренняя гимнастика как обязательная часть режима дня проводится ежедневно перед завтраком.

       В летний оздоровительный период  утреннюю гимнастику проводят на свежем воздухе на площадке, а в дождливую погоду - на террасе. В учебный год в спортивном зале или групповой комнате. Перед проведением помещение хорошо проветривают и проводят влажную уборку.

      Необходимо соблюдать гигиенические требования к одежде, обуви, месту проведения, оборудованию. Для ритмического сопровождения используются музыкальное сопровождение. Музыка лучше всего помогает организовать. Освобождая воспитателя (инструктора по физической культуре) от регулирования темпа и ритма упражнений, от счета, она позволяет сконцентрировать его на педагогическом процессе, объяснениях, индивидуальных указаниях и помощи, исправлении ошибок по ходу выполнения упражнений. Комплекс упражнений разрабатывается на 2 недели.

       Утреннюю гимнастику условно подразделяют на три части: вводную, основную и заключительную. Каждая часть имеет свои задачи и содержание. В первой, вводной части организуют внимание детей, обучают их согласованным действиям, выработке правильной осанке и подготавливают организм к выполнению более сложных упражнений. С этой целью включают: построения (в колону, в шеренгу); строевые упражнения (повороты и полуобороты налево, направо, кругом); перестроения из одной колоны в две, из двух колон в четыре, в круг, несколько кругов, смыкания и размыкания приставными шагами в сторону; непродолжительную ходьбу, чередующуюся с упражнениями, способствующими укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию осанки (ходьба на носках, с различным положением рук, ходьба с высоким подниманием коленей, на пятках, скрестным шагом); бег друг за другом и врассыпную или в сочетании с прыжками. Продолжительность вводной части в среднем длиться от 1 до 2 минут.

      Во второй, основной части ставят задачи укрепления основных мышечных групп, формирования правильной осанки. Для решения данной задачи выполняют общеразвивающие упражнения в определенной последовательности. Сначала упражнения для укрепления плечевого пояса и рук, которые способствуют расширению грудной клетки, хорошему выпрямлению позвоночника, развитию дыхательных мышц. Затем упражнения для мышц туловища. Далее следуют упражнения для развития мышц ног и укрепления свода стопы. После упражнений с большой нагрузкой следует повторить первое упражнение или аналогичное ему. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей и их физической подготовленности.

        После выполнения всех общеразвивающих упражнений дети младшего возраста выполняют прыжки или бег, переходящие в заключительную ходьбу. Дети старшего возраста выполняют прыжки в сочетании с бегом, затем заключительную ходьбу с выполнением различных заданий. В заключительной части гимнастики проводится ходьба, упражнение на дыхание или малоподвижная игра, чтобы восстановить пульс и дыхание.

       В заключении проговаривается речевка.

Варианты проведения утренней гимнастики

Используются различные формы проведения утренней гимнастики:

- традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений;

- обыгрывание какого-нибудь сюжета: «На прогулке», «Мы на луг ходили», «Воробушки» и др.;

- игрового характера (из 3-4 подвижных игр);

- с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов;

Особенности методики проведения утренней гимнастики

      В группе раннего возраста, младшей и средней группе на протяжении всей гимнастики воспитатель действует совместно с детьми, показывая и поясняя упражнения, правильные способы движения. Во время выполнения упражнений воспитатель напоминает детям, когда целесообразнее совершать вдох и выдох, следит, чтобы дети не задерживали дыхание во время ходьбы и бега. В средней группе возрастает значение качества показа воспитателя (инструктора по физической культуре). Необходимы четкие исходные положения и зафиксированные промежуточные положения (сидя - ноги подтянуть, коленки вместе, ближе к груди, выпрямить, ноги вместе, оттянуть носочки). В старшей и подготовительной группе пояснения упражнения сочетается с показом лишь в первые дни освоения комплекса. Причем к показу воспитатель (инструктор по физической культуре) широко привлекает детей, хорошо владеющих движением. Дети старшего дошкольного возраста быстро запоминают последовательность упражнений в комплексах. Они успешно проделывают их без сопровождающего примера воспитателя.

       Методика проведения утренней гимнастики в смешанной группе имеет свои особенности. В связи с этим упражнения утренней гимнастики подбираются отдельно для каждой подгруппы в соответствии с программой и возможностями детей. Последовательность проведения гимнастики с каждой подгруппой определяется режимом детского сада в целом. Воспитатель (инструктор по физической культуре) сначала проводит утреннюю гимнастику с одним возрастом, затем с другим.  Если же одновременно приходиться заниматься со всеми детьми, то для детей младших по возрасту упражнения упрощаются, их количество и число упражнений уменьшается.

Продолжительность утренней гимнастики

Продолжительность

Возрастная группа

Группа раннего возраста

Вторая младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

5 минут

5 – 6 минут

6 – 8 минут

8 – 10 минут

10 – 12 минут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Методика проведения утренней гимнастики".

В материале даны рекомендации по организации утренней гимнастики в детском саду с последовательностью и значением каждого упражнения. Общие методические требования. Основные требования к организа...

Задачи, структура и содержание утренней гимнастики.

Задачи, структура и содержание утренней гимнастики....

Структура и содержание утренней гимнастики

Каждый новый день в детском саду начинается с утренней гимнастики, она включает различные виды физических упражнений. Среди физических упражнений большое место снимают основные виды движения: ход...

Консультация и проведение открытого показа утренней гимнастики для малоопытных воспитателей детского сада. На тему: «Роль музыки на утренней гимнастике»

В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека, физическое развитие ребёнка дошкольного возраста занимает особое место. Одной из самых важных составляющих успеха физического разв...

Консультация для родителей по ЗОЖ "Утренняя гимнастика и гимнастика после сна"

Забота о развитии и здоровье ребёнка начинается по существу с организации здорового образа жизни в семье (благоприятный эмоциональный климат в се...

Структура и содержание утренней гимнастики

Об организации утренней гимнастики для детей...